Рабочая программа по музыке 5-7 кл
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы.», авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва, «Просвещение», 2007 год.
Рабочая программа адресована учащимся 5 - 7 классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muzyka_5-7kl.doc | 249.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога
Белодедовой Татьяны Вячеславовны
высшая категория
по музыке 5 - 8 классы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-7 классы.», авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва, «Просвещение», 2007 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, определяет содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе.
Рабочая программа адресована учащимся 5 - 7 классов муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ №2»
Актуальность
Изучение предмета «Музыка» на основной ступени направлено на формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказывается многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыки.
Концепция программы
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Предмет «Музыка» входит в число дисциплин, включенных в Федеральный компонент БОПа 2004 года.
Изучение музыки направлено на достижение следующей цели:
Формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.
Задачи
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Сроки реализации программы
Данная программа реализовывается в течение 2011-2012 учебного года.
Основные принципы отбора материала: программа по музыке в основной школе построена по принципу линейной структуры, которая содержит следующие разделы:
- Три кита в музыке: песня, танец, марш. О чём говорит музыка. Куда ведут нас три кита. Что такое музыкальная речь.
- Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Интонация. Развитие музыки. Построение музыки.
- Музыка моего народа. Между музыкой моего народа и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Композитор-исполнитель-слушатель.
- Россия – Родина моя. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В музыкальном театре. О России петь – что стремиться в храм.
- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?
- Преобразующая сила музыки. В чём сила музыки?
- Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
- Что значит современность в музыке. Музыка «лёгкая » и «серьёзная». Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Великие наши «современники».
Организация образовательного процесса
Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.
Формы : урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- - комбинированный урок;
- - урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа;
- лабораторно-практическое занятие;
- урок – экскурсия;
- урок – игра;
- выполнение учебного проекта.
Методы обучения:
- Словесные, наглядные, практические;
- Индуктивные, дедуктивные;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые;
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению;
- Стимулирование долга и ответственности в учении;
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Логические связи предмета «Музыка» с другими предметами учебного плана
Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством.
Предполагаемые результаты
Программой предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны главным образом с творческим, никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинно художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.
В слушании – это умения и навыки:
• интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
• передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать свое отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и др.;
• дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной ткани (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и ее композиционные функции;
• понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
• сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;
• выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.
Система оценки достижений учащихся.
На основе существующей системы пятибалльных оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно представить следующие соответствия:
Отметку "5" – Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" –Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" – Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Инструментарий для оценивания результатов
Класс | Виды контроля |
5-7 | Проверка знаний: тесты, кроссворды, карточки-задания. Проверка умений: тесты |
Учебно-тематический план
класс | раздел | кол-во часов |
5 класс | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | 8 часов |
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | 8 часов | |
Можем ли мы увидеть музыку? | 10 часов | |
Можем ли мы услышать живопись? | 9 часов | |
6класс | Преобразующая сила музыки | 8 часов |
Преобразующая сила музыки | 8 часов | |
«В чем сила музыки» | 9 часов | |
«В чем сила музыки» | 10 часов | |
7класс | Музыкальный образ | 8 часов |
Музыкальный образ | 8 часов | |
Музыкальная драматургия | 10 часов | |
Музыкальная драматургия | 9 часов |
Календарно-тематическому планированию уроков музыки
в 5 классе.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по музыке составлено на основе рабочей программы, разработанной по программе «Музыка. 1-8 классы» для общеобразовательных учреждений, авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва «Просвещение» 2007 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, с Федеральным базисным учебным планом 2004 год, утверждённым приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, в соответствии с образовательным планом школы и расписанием уроков.
УМК
1. «Музыка 5 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко,
В.В. Алиев
2. Л. В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 5 класса.
Список литературы:
1 Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.
2.«Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2008 годы.
3. «Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.
4.«Музыка 5 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко,
В.В. Алиев
5. А.Н. Алексеева. Музыкально-живописный альбом. «Музыка родной природы». Издательство «Просвещение». 2001 год.
6.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка».
Москва, «Просвещение». 2006 год.
7.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 5 класса.
8.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 5 класса.
9.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.
10.«Культура края». КИЦ. «Саратовтелефильм», «Добродея».
2007 год.
Электронные ресурсы: диски, презентации по темам.
Корректировка программы не проводилась.
Контроль за знаниями текущий
Учебно-тематическое планирование
5 класс
Раздел | Кол-во часов | |
I | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | 8 |
II | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | 8 |
III | Можем ли мы увидеть музыку? | 10 |
IV | Можем ли мы услышать живопись? | 9 |
Требование к уровню знаний, умений и навыков
учащихся 5 класса.
Учащиеся должны
- знать:
- имена композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Э. Грига, Р.К. Щедрина, Й. Гайдна, И.-С. Баха, В.А. Моцарта;
- имена выдающихся исполнителей музыки;
- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности;
- уметь:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- сопоставлять музыкальные и литературные произведения;
- сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства
5 класс
Календарное планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Проведение уроков с использованием ПК | Формы и методы контроля | ||
| Тема: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | ||||||
1 | Искусство в нашей жизни | 1 | Презентация «Путешествие в мир театра» | защита презентаций | |||
2 | Как сложили песню? | 1 | лекция с элементами дискуссии; | ||||
3 | Песни без слов | 1 | |||||
4 | Другая жизнь песни | 1 | лекция-беседа | ||||
5 | Жанр кантаты | 1 | |||||
6 | Опера | 1 | |||||
7 | Балет | 1 | Презентация «Майя Плисецкая» | защита презентаций | |||
8 | Обобщение тем I четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | 1 | круглый стол | ||||
Тема: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | |||||||
9 | Музыка-главный герой сказки | 1 | просмотр сказки с последующим обсуждением | ||||
10 | Музыка-главный герой сказки | 1 | просмотр сказки с последующим обсуждением | ||||
11 | Почему сказки и песни о силе музыки, есть у всех народов мира | 1 | лекция-беседа | ||||
12 | Музыка – главный герой басни | 1 | |||||
13 | Музыка – главный герой басни | 1 | |||||
14 | «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ) | 1 | лекция-беседа | ||||
15 | Музыка в жизни героев Гайдара | 1 | |||||
Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?» | |||||||
16 | Можем ли мы увидеть музыку? | 1 | Презентация «Древнерусское искусство. Архитектура» | лекция с элементами дискуссии; | |||
17 | Музыка передает движение | 1 | фотосессия | ||||
18 | Богатырские образы в искусстве | 1 | лекция-беседа | ||||
19 | Героические образы в искусстве | 1 | лекция-беседа | ||||
20 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | лекция-беседа | ||||
21 | Музыкальный портрет | 1 | фотосессия | ||||
22 | Волшебная палочка дирижера | 1 | посещение концерта; написание эссе | ||||
23 | Картины природы в музыке | 1 | лекция-беседа | ||||
24 | Застывшая музыка | 1 | фотосессия | ||||
25 | Музыка на мольберте | 1 | фотосессия | ||||
Тема: «Можем ли мы услышать живопись?» | |||||||
26 | Можем ли мы услышать живопись? | 1 | лекция с элементами дискуссии; | ||||
27 | Музыкальные краски | 1 | |||||
28 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | лекция-беседа | ||||
29 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | лекция-беседа | ||||
30 | Настроение картины и музыки | 1 | Презентация «Колокольность в музыки» | защита презентаций | |||
31 | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины | 1 | лекция-беседа | ||||
32 | Вечная тема в искусстве | 1 | лекция-беседа | ||||
33 | Взаимосвязь музыки и литературы | 1 | лекция-беседа | ||||
34 | Обобщение тем четверти «Можем ли мы услышать живопись?» | 1 | круглый стол |
Календарно-тематическому планированию уроков музыки
в 6 классе.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по музыке составлено на основе рабочей программы, разработанной по программе «Музыка. 1-8 классы» для общеобразовательных учреждений, авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва «Просвещение» 2007 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, с Федеральным базисным учебным планом 2004 год, утверждённым приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, в соответствии с образовательным планом школы и расписанием уроков.
УМК
1.«Музыка 6 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко,
В.В. Алиев
2. Л. В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 6 класса.
Список литературы:
1.Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.
2.«Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2008 годы.
3.«Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.
4.А.Н. Алексеева. Музыкально-живописный альбом. «Музыка родной природы». Издательство «Просвещение». 2001 год.
5.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». Москва, «Просвещение». 2006 год.
6.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 6 класса.
7.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 6 класса.
8.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.
9.«Культура края». КИЦ. «Саратовтелефильм», «Добродея». 2007 год.
Электронные ресурсы: диски, презентации по темам.
Корректировка программы не проводилась.
Контроль за знаниями текущий
Учебно-тематическое планирование
6 класс
Раздел | Кол-во часов | |
I | Преобразующая сила музыки. | 16 |
II | В чем сила музыки? | 19 |
Требование к уровню знаний, умений и навыков учащихся
6 класса.
Учащиеся должны
- знать:
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- уметь:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- сопоставлять музыкальные и литературные произведения;
- сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств;
6 класс
Календарное планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Проведение уроков с использованием ПК | Формы и методы контроля |
1 четверть Тема: «Преобразующая сила музыки» | |||||
1 | Меняется ли настроение в зависимости от мелодии, которая звучит в данный момент | 1 | лекция-беседа | ||
2 | В чем сила музыки П.И. Чайковского | 1 | лекция-беседа | ||
3 | Характерные особенности польской и русской музыки | 1 | лекция-беседа | ||
4 | Контрастное сопоставление музыкальных произведений | 1 | лекция-беседа | ||
5 | Революционная Греция в музыке | 1 | защита рефератов; | ||
6 | Баховское влияние на человека в нашем деле | 1 | Презентация И.С. Бах | написание эссе | |
7 | Музыка и революция | 1 | лекция-беседа | ||
8 | Обобщение тем I четверти «Преобразующая сила музыки» | 1 | круглый стол | ||
II четверть Тема: «Преобразующая сила музыки» | |||||
9 | Сила революционной песни | 1 | лекция-беседа | ||
10 | Образ революции в произведениях С. Рахманинова | 1 | Презентация С. Рахманинов | защита рефератов; | |
11 | Образ революции в произведениях С. Рахманинова | 1 | защита рефератов; | ||
12 | Революция в сатирической опере Римского-Корсакова | 1 | просмотр оперы с последующим обсужд. | ||
13 | Музыка Скрябина – музыка революционная | 1 | лекция-беседа | ||
14 | Русская народная революционная песня в композиторской музыке | 1 | лекция-беседа | ||
15 | Революция в кантате | 1 | |||
III четверть Тема: «В чем сила музыки» | |||||
16 | Неправда и красота несовместимы | 1 | написание эссе | ||
17 | Музыка Баха и современность | 1 | защита рефератов; | ||
18 | Музыка Баха | 1 | лекция-беседа | ||
19 | Правда и красота в музыке | 1 | написание эссе | ||
20 | Сатирические фрагменты в музыке | 1 | защита рефератов; | ||
21 | Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» | 1 | просмотр оперы с последующим обсужд. | ||
22 | Звучит нестареющий Моцарт | 1 | Презентация В.А.Моцарт 1 часть | ||
23 | Красота музыки Моцарта | 1 | Презентация В.А.Моцарт 2 часть (фильм) | написание эссе | |
24 | Музыка современных композиторов | 1 | лекция-беседа | ||
25 | Д. Кабалевский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром | 1 | |||
IV четверть Тема: «В чем сила музыки?» | |||||
26 | Чувство радости в музыке | 1 | лекция-беседа | ||
27 | Современность в русских народных песнях | 1 | написание эссе | ||
28 | Колокольность в музыке | 1 | |||
29 | Музыка Востока | 1 | лекция-беседа | ||
30 | Король вальсов – И Штраус | 1 | Презентация «Великий король вальсов» | ||
31 | Чайковский – первый фортепианный концерт | 1 | |||
32 | Образы симфонической музыки | 1 | лекция-беседа | ||
33 | Мир музыкального театра | 1 | защита рефератов; | ||
34 | Обобщение тем II полугодия «В чем сила музыки?» | 1 | круглый стол |
Календарно-тематическому планированию уроков музыки
в 7 классе.
Планирование рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по музыке составлено на основе рабочей программы, разработанной по программе «Музыка. 1-8 классы» для общеобразовательных учреждений, авт. Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, под научным руководством Д.Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р.Ф., Москва «Просвещение» 2007 год, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по музыке, с Федеральным базисным учебным планом 2004 год, утверждённым приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, в соответствии с образовательным планом школы и расписанием уроков.
УМК
1.«Музыка 7 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко,
В.В. Алиев
2.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 7 класса.
Список литературы:
1.Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.
2.«Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2008 годы.
3.«Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.
4.А.Н. Алексеева. Музыкально-живописный альбом. «Музыка родной природы». Издательство «Просвещение». 2001 год.
5.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». Москва, «Просвещение». 2006 год.
6.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 7 класса.
7.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 7 класса.
8.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.
9.«Культура края». КИЦ. «Саратовтелефильм», «Добродея». 2007 год.
Электронные ресурсы: диски, презентации по темам.
Корректировка программы не проводилась.
Контроль за знаниями текущий
Учебно-тематическое планирование
7 класс
Раздел | Кол-во часов | |
I | Музыкальный образ. | 16 |
II | Музыкальная драматургия | 19 |
Требование к уровню знаний, умений и навыков
учащихся 7 класса.
Учащиеся должны
- знать:
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной
выразительности;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- объяснять свое внутреннее состояние, свои чувства, после прослушивания произведения;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов;
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
7 класс
Календарное планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Проведение уроков с использованием ПК | Формы и методы контроля |
Тема: «Музыкальный образ» | |||||
1 | Образ мира, образ войны | 1 | написание эссе | ||
2 | Драматический образ в балладе | 1 | написание эссе | ||
3 | Образ мужественной героической борьбы в этюде Скрябина | 1 | лекция-беседа | ||
4 | Образ тишины, покоя, неподвижности | 1 | лекция-беседа | ||
5 | Образ мужественной, героической борьбы музыке Бетховена | 1 | лекция-беседа | ||
6 | Музыка Мориса Равеля | 1 | Презентация «Болеро» | ||
7 | Образ современной молодежной песни в опере «А зори здесь тихие» | 1 | написание эссе | ||
8 | Музыка Ф. Листа | 1 | Презентация «Венгерские рапсодии» | ||
Тема: «Музыкальный образ» | |||||
9 | «Образ – действие», «Образ воспоминание» | 1 | написание эссе | ||
10 | Музыкальный образ в пьесах литовских ком-ров | 1 | лекция-беседа | ||
11 | Контрастные образы | 1 | лекция с элементами дискуссии; | ||
12 | Образы духовной музыки | 1 | лекция-беседа | ||
13 | Образ зла, образ вражеского нашествия | 1 | лекция с элементами дискуссии; | ||
14 | Героическая тема в русской музыке | 1 | лекция-беседа | ||
15 | Образ грусти | 1 | написание эссе | ||
16 | Обобщение тем I полугодие: «Музыкальный образ» | 1 | круглый стол |
Тема: «Музыкальная драматургия» | |||||
17 | М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» | 1 | просмотр оперы с последующим обсуждением | ||
18 | Драматургический образ великого поэта | 1 | Презентация «Музыкальная драматургия» | ||
19 | Драматургия увертюры «Эгмонт» Бетховен | 1 | |||
20 | Две грани единого образа | 1 | лекция-беседа | ||
21 | Драматургия, контрастных сопоставлений | 1 | лекция с элементами дискуссии | ||
22 | Гимн победы | 1 | написание эссе | ||
23 | Э. Григ. Сонеты для виолончели с фо-но | 1 | лекция-беседа | ||
24 | Контраст драматизма и песенной лирики | 1 | лекция с элементами дискуссии; | ||
25 | Столкновение и сопоставление двух музыкальных образов | 1 | лекция с элементами дискуссии | ||
26 | Обобщение тем III четверти «Музыкальная драматургия» | 1 | круглый стол | ||
27 | Любовь к Родине в музыке | 1 | написание эссе | ||
28 | Моцарт Симфония № 40 | 1 | Презентация «Солнечный луч» | ||
29 | Духовная музыка | 1 | написание эссе | ||
30 | Образ любви, образ вражды | 1 | написание эссе | ||
31 | Чайковский «Ромео и Джульетта» | 1 | Презентация «Нет повести печальнее на свете» | просмотр оперы с последующим обсуждением | |
32 | Музыкально – драматическое развитие в 7 симфонии Шостаковича | 1 | лекция-беседа | ||
33 | С. Прокофьев «Золушка» | 1 | просмотр балета с последующим обсуждением | ||
34 | Обобщение тем года «Музыкальный образ, музыкальная драматургия» | 1 | круглый стол |
Требования к уровню полготовки выпускников в результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• богатство музыкальных образов и способов их развития;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• выразительно исполнять несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий .
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Музыка 5 класс. Учебник. Г.Н. Сергеева, Е.Д. Критская
2. Творческая тетрадь к учебнику «Музыка 5 класс»
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка 5 класс». Пособие для учителя.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 5 класс». Аудиокассеты.
5. «Музыка 5 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко, В.В. Алиев
6. Л. В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 5 класса. 7.«Музыка 6 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко, В.В. Алиев
8. Л. В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 6 класса.
9. «Музыка 7 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко, В.В.Алиев
10. Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 7 класса.
11. «Музыка 8 класс» Поурочное планирование Т.И. Науменко, В.В. Алиев
12. Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 8 класса.
Оборудование:
Музыкальный центр, аудиокассеты, интерактивная доска, компьютер, слайды, репродукции, музыкальные фрагменты, музыкальные фильмы, СД – диски.
Литература
1.Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.
2.«Искусство в школе». Периодический журнал. 2004-2009 годы.
3.«Музыка в школе». Периодический журнал. 1996-2003 годы.
4.А.Н. Алексеева. Музыкально-живописный альбом. «Музыка родной природы». Издательство «Просвещение». 2001 год.
5.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». Москва, «Просвещение». 2006 год.
6.Ю.Б. Алиев. «Музыка». Учебник для 5 - 8 кл.
7.Л.В. Назарова. «Рабочая тетрадь по музыке» для 5 - 8 кл.
8.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.
9.«Культура края». КИЦ. «Саратовтелефильм», «Добродея».
2007 год.
Приложения
Темы проектов:
6 класс
- Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве.
- Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве.
- Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы,
известные исполнительские коллективы.
- Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.
- Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения.
- Авторская песня: любимые барды.
- Что такое современность в музыке?
7 класс
- «Жизнь даёт для песни образы и звуки».
- «Музыкальная культура родного края».
- «Классики на мобильных телефонах».
- «Есть ли у симфонии будущее?».
- «Музыкальный театр: прошлое и настоящее».
- «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители».
- «Музыка народов мира: красота и гармония».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...