Образовательная программа по предмету « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»
рабочая программа по музыке по теме
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_ansambl.doc | 203.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МОУ ДО ДШИ №1 «8»сентября 2007г.
УТВЕРЖДАЮ: Директор ДШИ №1
_________А.В.Парсаев
«8» сентября 2007г.
Музыкальное отделение
Вокально-хоровой отдел (народное пение)
Образовательная программа по предмету
« НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Абакан 2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народное ансамблевое пение, это не только собственно пение, это синтезированное искусство, которое составляют и песня, и танец, и хоровод, и народная игра. Следовательно, использование на занятиях пением различных видов народного творчества значительно расширяет границы творческой деятельности учащихся, служит хорошим способом раскрепощения и активизации детей на уроках, снижает утомляемость, особенно у младших школьников.
Ансамблевое пение в основе своей коллективное музицирование, коллективное исполнительское общение. В педагогическом смысле это положение имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма. В творческом же процессе коллективность, как эстетическая категория, реализуется в соединении коллективного творчества с индивидуальным. Учет индивидуального в коллективе, т. е. личных способностей и психологических особенностей каждого учащегося может в определенной степени помочь учителю решить проблему «всеобщей обязанности». Пусть каждый ребенок выполняет в коллективе свою конкретную функцию.
Характерной особенностью песенного народного исполнительства является импровизационное варьирование. Привить детям этот навык не легко, однако он не только полезен, но и необходим. Ведь именно импровизация делает народное искусство подлинно народным, развивает творческие способности и творческое мышление каждого ребёнка, избавляет от механизма и шаблонности в творческом процессе.
Важной предпосылкой развития навыка импровизации, а также творческого мышления в целом является изустный метод обучения детей. Перенимая традиционный песенный материал непосредственно «из уст в уста», ребёнок легче проникается духом народной культуры. Впечатления его ещё более усилит «живое» исполнение подлинно народных певцов, которое поможет почувствовать весь колорит народного искусства, что не в силах сделать самая качественная аудиозапись. Необходимо использовать любую возможность встречи с народными певцами (приглашать их на уроки, посещать концерты, фольклорные праздники и т. д.)
В обучении народной песне необходимо соблюдать также основные принципы дидактики и возрастной психологии детей. Такие дидактические принципы, как доступность и систематичность, постепенность и последовательность, наглядность и достоверность, комплексный подход к процессу обучения, могут успешно подтвердиться в работе по освоению детьми народной песни.
Певческий материал предварительно разучивается и постепенно осваивается из урока в урок – пение на принципах имитации преподавателю, видео, аудиозвучания исконного исполнителя. Актерское участие вводится на уровне отдельных сольных и групповых реплик детей, игры, впоследствии – ролевого участия конкретного ученического коллектива.
В работе с детьми следует руководствоваться методами образного преподавания, посредством которых у ребёнка развивается память, мышление, духовный мир, формируется характер, воля, специальные умения и навыки. Через образы выражаются и усиливаются чувства ребёнка. Образы не принуждают, как поучение или авторитарно преподнесенные ценности, они возбуждают в ребёнке духовную природу, собственную волю.
При организации занятий целесообразно делить вокальный ансамбль на 2 состава: младший (1-2 год обучения), старший (3-7 год обучения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в течение всего обучения. В течение всего учебного года планируется ряд творческих выступлений: участие в концертной жизни школы, города, республики, выступления на отчетных концертах отделения и школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Работу необходимо начинать с профессиональной постановки голоса, с цикла вокальных упражнений и доступного певческого репертуара. В центре внимания – освоение навыков свободной певческой артикуляции, объемного звука, открытого типа звукоизвлечения и различной техники голосоведения на примере колыбельных песен, свадебных песен, духовных стихов; игровых и хороводных произведений; календарных песен - закличек. Освоение певческих стилей различных регионов России. Общение с этнографическими ансамблями через видео и аудио материалы. Встречи с народными коллективами города.
К основным задачам курса мы относим освоение певческих навыков:
- ансамблевого дыхания (цепного, сольного, цезурированного, смешанного);
- координации слуха и голоса на основе простейших песенных образцов
- ансамблевого звучания на основе унисонного пения;
- свободной артикуляции;
- творческой импровизации;
- освоение техники открытого звукоизвлечения;
- освоение различных типов голосоведения;
- освоение навыков ровного голосоведения в пении распевов;
- освоение многоголосного пения;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, динамического,
ритмического и гармонического ансамбля;
- навык пения без сопровождения;
- навык импровизации;
- навык диалектного пения;
- навык певческого дыхания и единой манеры исполнения;
- устойчивого интонирования и ладогармонического слуха;
- освоение высокой и низкой певческой позиций, грудного и головного резонирования;
- освоение навыка чтения с листа;
- навык записи и расшифровки экспедиционных материалов.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЕРВЫЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Знакомство детей с народными песнями, несложными по со-держанию и ритми- ческому рисунку. Слышать и правиль-но интонировать в пределах кварты, квинты. | Потешный фольклор (как часть детского фольклора): скороговорки, загадки дразнилки, прибаутки потешки, небылицы. | Игровой фольклор как часть детского фольклора. Жанры игрового фольклора Считалка и ее раз-новидность. Игры. Происхождение игр, игровые приговоры, игровая обрядность | Древнее языческое происхождение ка-лендарных обрядов. Соответствие их земледельческому циклу. Основные жанровые формы: колядки, веснянки, рацеи, заклички. | |||
ВТОРОЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Диалогические песни Разнообразие содер-жания, связь с други-ми жанрами (игры), циклический харак-тер исполнения (воп-рос – ответ).
| Песни кумулятивные. Основной признак, особенность формы, связь с другими жан-рами, система образов | Песни с припевом. Особенности содер-жания, композиции, музыкального строя характера исполне-ния. | Песни-перегудки. Четкость компози-ционного построе-ния, система обра-зов, художествен-ные особенности, комический харак-тер исполнения. | |||
ТРЕТИЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Календарные песни. Бытование календар-но–земледельческих песен. Сенокосные и жатвенные песни. Капустки. Покров. | Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных пе-сен. Зимние песни. Коляды. | Календарные песни. Бытование кален-дарно-земледель-ческих песен. Свят-ки. Масленичные песни. | Календарные песни. Жанровое разно-образие календар-ных песен. Весенне-летние песни. За-кликание весны. Иван Купала. | |||
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных пе-сен. Сенокосные и жатвенные песни. Зажинки, дожинки. Помочи. | Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных песен. Коляды. Виноградья. Подблюдные песни. | Календарные песни. Жанровое разно-образие календар-ных песен. Святоч-ные игрища. Масле-ничные песни. | Календарные песни. Жанровое разно-образие календар- ных песен. Весен-ние хороводные. Весенние лиричес-кие. Семицкие пес-ни. | |||
ПЯТЫЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообра-зие песен: пестушки, колыбельные, крес-тинные, величальные корильные песни | Хороводные, вечероч-ные песни. Виды хо-роводов: игровые хо-роводы, линейные хо-роводы. Разнообра-зие содержания. | Плясовые песни. Разнообразие содер-жания, | Протяжные, лири-ческие песни. Спе-цифика бытования, исполнения, музы-кально-поэтической стилистики. | |||
ШЕСТОЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообра-зие песен: свадебные, плачи, причитания. | Хороводные, вечероч-ные песни. Виды хо-роводов: орнаменталь ные хороводы, набор-ные и разборные хороводы. | Плясовые песни. | Протяжные, лири-ческие песни. Спе-цифика бытования, исполнения, музы-кально-поэтической стилистики. | |||
СЕДЬМОЙ КЛАСС | ||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | II ЧЕТВЕРТЬ | III ЧЕТВЕРТЬ | IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
Сибирская песенная культура. Северная певческая традиция. Казачья песенная культура. | Певческая культура семейских Забай-калья. Песенные тра-диции Поволжья. Изучение песенного материала Поволжья. | Народные игры с пением Курской и Белгородской об-ластей. Особен-ности Белгородской песенной традиции. Певческий стиль Запада России (Брянской, Смо-ленской областей). | Подготовка к ито-говому экзамену. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
1-ый класс 1 четверть | Тео- рия | Практика | |
Знакомство детей с народными песнями на примере аудиозаписей детских фольклорных коллективов. Знакомство с песнями несложными по содержанию и ритмическому рисунку. Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты. Сею. вею, посеваю; Авсень; А кто у нас гость большой. | |||
Всего: | |||
2 четверть | |||
Потешный фольклор как часть детского фольклора. Потешный фольклор: скороговорки, загадки. Потешный фольклор: дразнилки, прибаутки. Потешный фольклор: потешки, небылицы. Ехал Тит на дрожках; Таусень; Ой, овсень. | |||
Всего: | |||
3 четверть | |||
Игровой фольклор как часть детского фольклора. Жанры игрового фольклора. Считалка и ее разновидность. Игры. Происхождение игр. Игровые приговоры, игровая обрядность. Селезень ловил утку; Сидит дрема; Зайка беленький. | |||
Всего: | |||
4 четверть | |||
Древнее языческое происхождение календарных обрядов. Соответствие календарных обрядов земледельческому циклу. Основные жанровые формы: колядки, веснянки. Основные жанровые формы: рацеи, заклички. Куледа; А вы, люди, знайте; Катаются, блинами объедаются; Жавората. | |||
Всего: | |||
Всего за год: | |||
2 – ой класс 1 четверть | |||
Диалогические песни. Разнообразие содержания диалогических песен. Связь диалогических песен с другими жанрами (игры). Циклический характер исполнения (вопрос – ответ). Заяц белый; Коза-коза; Бояре. | |||
Всего: | |||
2 четверть | |||
Песни кумулятивные. Основной признак кумулятивных песен. Особенность формы кумулятивных песен. Связь с другими жанрами, система образов. Кострома; Марома; Было у вдовушки восемь дочерей; Я поставлю кисель. | |||
Всего: | |||
3 четверть | |||
Песни с припевом. Особенности содержания и композиции песен с припевом. Особенности музыкального строя и характера исполнения. Уж ты, курка, не пой; На зеленом лугу. | |||
Всего: | |||
4 четверть | |||
Песни-перегудки. Четкость композиционного построения, система образов, художественные особенности. Комический характер исполнения песен-перегудков. Я сидел на пню; Жила-была Меланья; Дора-Дора, Помидора. | |||
Всего: | |||
Всего за год: | |||
3 –ий класс 1 четверть | |||
Календарные песни. Бытование календарно–земледельческих песен. Сенокосные и жатвенные песни. Капустки. Покров. Заплетися плетень; По-за городу гуляли; Не видно, не видно. | |||
Всего: | |||
2 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Зимние песни. Коляды. Уродилась коледа; Не сами идем; Щедровочка щедровала. | |||
Всего: | |||
3 четверть | |||
Календарные песни. Бытование календарно-земледельческих песен. Святки. Масленичные песни. А мы Масленицу дожидали; А по улице ды по широкой. | |||
Всего: | |||
4 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Весенне-летние песни. Закликание весны. Иван Купала. Пойдем, девки. Логом; на Купалу, на Ивана; Как у нас во садочке. | |||
Всего: | |||
Всего за год: | |||
4 –ый класс 1 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Сенокосные и жатвенные песни. Зажинки, дожинки. Помочи. А в поле полоска; Земелюшка-чернозем; Плетень. | |||
2 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Коляды. Виноградья. Подблюдные песни. Виноград в саду цветёт; Ты прощай, прощай; падала мутовочка с голбцу. | |||
3 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Святочные игрища. Масленичные песни. Ой, заинька, горностаинька; Уж я золото хороню, хороню; Здорово те, кума. | |||
4 четверть | |||
Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Весенние хороводные. Весенние лирические. Семицкие песни. Не ходи-ка ты, мой милай; Ай, на лугу косец кося. | |||
5 –ый класс 1 четверть | |||
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообразие песен: пестушки, колыбельные, крестинные, величальные, корильные песни. От горницы; Подъезжали мы под село. | |||
2 четверть | |||
Хороводные, вечерочные песни. Виды хороводов: игровые хороводы, линейные хороводы. Разнообразие содержания. От пенечка до пенечка; При долинице. | |||
3 четверть | |||
Плясовые песни. Разнообразие содержания. Вечор девки; Летели две птички; По-за городом гуляли; Говорушки говорят. | |||
4 четверть | |||
Протяжные, лирические песни. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики. За рекою, за быстрою; От горницы. | |||
6-ой класс 1 четверть | |||
Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообразие песен: свадебные, плачи, причитания. У нас есть то холост; На калине белый цвет. | |||
2 четверть | |||
Хороводные, вечерочные песни. Виды хороводов: орнаментальные хороводы, наборные и разборные хороводы. В хороводе были мы; Кому вечер; Уж ты зимушка, зима. | |||
3 четверть | |||
Плясовые песни. А мы просо сеяли, меяли; Вейся-повейся, капустка моя; летал, летал воробей. | |||
4 четверть | |||
Протяжные, лирические песни. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики. Через реченьку черемушка лежала; Сорву с травоньки цветок. | |||
7-ой класс 1 четверть | |||
Сибирская песенная культура. Северная певческая традиция. Казачья песенная культура. Невеличка птичка-ласточка; Чернецкое пиво; Молодые казаки; Я молодка, молода. | |||
2 четверть | |||
Певческая культура семейских Забайкалья. Песенные традиции Поволжья. Изучение песенного материала Поволжья. Не вейтеся, чайки, над морем; Дон ты вольный. | |||
3 четверть | |||
Народные игры с пением Курской и Белгородской областей. Особенности Белгородской песенной традиции. Певческий стиль Запада России (Брянской, Смоленской областей). У наших у воротьях; Как по Дону, Дону; У ворот растет травушка. | |||
4 четверть | |||
Подготовка к итоговому экзамену. |
Контролирующие материалы
В конце каждого года обучения проводится отчетный концерт, который является основанием для перевода ученика в следующий класс.
Комплексный экзамен является итоговым выпускным мероприятием, который проводится в форме концерта с использованием песенного, танцевального и инструментального фольклора различных регионов России.
Список литературы
- Ах, ты степь широкая: Рус. нар. песня./ Сост. Л. Мекалина. - М.: Музгиз, 1959.
- Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. – Л.: 1961.
- Бондаренко М. Поет сибирская душа. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 2000.
- Бондаренко М. Берегите Россию. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 1996.
- Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Изд-во «Везелица», 1993.
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.
- Ефименкова Б. Северорусская причеть. – М., 1977.
- Скопцов К.М. «Народные песни Красноярья» Красноярское кн. изд-во, 1983.
- Лазарев А.И. Уральские посиделки. – Челябинск: Южно – Уральское кн. изд–во, 1977.
- Народные песни сел Купино и Большое городище Шебекинского района Белгородской области. - Белгород: "Везелица", 1995.
- Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.
- Народные песни Вологодской области./ Сост. А. Мехнецов. – Л., 1981.
- Новосёлова Н.А. Вечёрки и игрища Приангарья. Красноярск. ГЦНТ: - 1993 г.
- Новоселова Н.А. Казачинские вечёрки. Красноярск. ГЦНТ: - 1994 г.
- Новосёлова Н.А. В хороводе были мы. Казачинские полянки. Красноярск. ГЦНТ: 1994 г.
- Песни Сибири./ Сост. Л. Кондырев и А. Новиков. Ред. текста Е. Стюарт, ред. музыки В. Денбский. - Новосибирск: Огиз, 1945.
- Поют дети./ Сост. Е.А. Краснопевцева. – М.: Сов. Россия, 1989.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем: - М.: Школьная Пресса, 2001.
- Растет, цветет черемуха: Сиб. народные песни в обраб. В. Бакке. – Красноярск: Аско, 1992.
- Русские народные песни из репертуара фольклорного ансамбля "Карагод". – Красноярск, 1994.
- Русская народная песня. Антология. Сост. С. Браз. М.: "Композитор", 1993.
- Русские народные протяжные песни: Антология./ Вступ. ст., Сост., Примеч. и библиогр. И.И. Земцовского. - М.-М.: Музыка. 1966.
- Сибирские народные песни./ Запись А. Новикова и В. Левашова. – Новосибирск, 1957.
- Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: - 2002 г.
- Скопцов К.М. Песни земли Каратузской. Изд. «Буква». Красноярск. – 2002 г.
- Стояла чудная сосна. Народные песни Красноярского края, записанные первыми выпускниками краевой школы фольклора. Красноярск ГЦНТ: - 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Пояснительная записка Учебно-тематический план Программное содержание...
Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Пояснительная записка Учебно-тематический план Программное содержание...
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"
Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...
Рабочая образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"
Обложка к программе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса
Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...
Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует федеральным государстве...