Диагностика
тест по музыке по теме
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_zadaniya.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент социально-культурных и дошкольных
образовательных учреждений МО ГО «Воркута»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка»
Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории:
Чудинова Оксана Викторовна
Г.Воркута
Диагностика метрического чувства
«Шаги великана, Саши и гнома»
Цель: выявление уровня развития чувство метра.
Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).
Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.
Критерии оценки:
3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);
2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);
1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).
Диагностика чувство ритма
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Диагностика звуковысотного слуха
«Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.
Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.
Исполняются последовательно звуки.
№ задания | Предъявляемые звуки | Присуждаемый балл | Правильный ответ |
1.1. | Ми1 – соль2 | 1 | Кот – котенок |
1.2. | Соль2 – фа1 | 2 | Котенок – кот |
1.3. | Фа1 – фа2 | 3 | Кот – котенок |
2.1. | Фа2 – соль1 | 1 | Котенок – кот |
2.2. | Ми2 – соль1 | 2 | Котенок – кот |
2.3. | Ля1 – ми2 | 3 | Кот – котенок |
3.1. | Ля1 – ре2 | 1 | Кот – котенок |
3.2. | Ре2 – си1 | 2 | Котенок – кот |
3.3. | До2 – си1 | 3 | Котенок – кот |
Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.
Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.
2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.
4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.
Диагностика ладово-мелодического чувства
«Девочки-припевочки»
Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.
Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.
Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.
2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.
3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.
Пение
Цель: определить уровень развития вокальных способностей.
1.задание: Исполнить знакомую попевку в музыкальном сопровождении
2.задание: Исполнить знакомую попевку без музыкального сопровождения.
3.задание: Исполнить мало знакомую попевку в музыкальном сопровождении.
Критерии оценки:
Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.
1 балл – ребенок не интонирует мелодию.
2 балла – ребенок интонирует мелодию частично, или с помощью.
3 балла – ребенок самостоятельно интонирует мелодию.
Диагностика восприятия
(сравнительная рефлексия эмоционально отзывчивости)
Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»
Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности)
№ Серии | Используемые музыкальные произведения |
1. | А.Лядов Прелюдия; П.Чайковский «Баркарола» Д.Кабалевский «Печальная история». |
2. | Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе» |
3. | М.Глинка «Вальс-фантазия»; П.Чайковский «Полька» («Детский альбом»); С.Майкапар «Полька» («Бирюльки») |
4. | П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»); М.Глинка «Камаринская»; Д.Шостакович «Марш» («Детская тетрадь») |
5. | С.Прокофьев «Раскаяние» («Детская музыка»); М.Глинка «Разлука»; П.Чайковский Ноктюрн до диез минор, соч.19, № 4. |
Музыкальный руководитель: Послушай и определи, какие два из трех произведения в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от других?.
Критерии для определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
- Низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходнях музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания, неспособность аргументировать свой выбор в определении лишнего, исключаемого из предъявленного ряда фрагментов. Или неправильный выбор исключаемого музыкального фрагмента. Оценивается как 1 балл
- Средний уровень – правильный выбор двух сходнях фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности. Оценивается как 2 балла.
- Высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки. Оценивается как 3 балла.
Диагностика музыкального творчества
Цель: выявить уровень развития музыкально-творческих способностей.
1.Задание – исполнение движений в свободной пляске (танцевальная импровизация)
2.Задание – сочини колыбельную кукле (песенная импровизация)
3.Задание – сочини мелодию на металлофоне (инструментальная импровизация)
Критерии оценки
3 балла – высокий уровень. Импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная.
2 балла средний уровень. Импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога.
1 балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат.
Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений
«Музыкальный магазин» (В.П. Анисимов)
Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкально-эстетические вкусы личности, уровень развития музыкально-эстетического сознания.
Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий. Каждая серия проводится в разные дни.
Музыкальный руководитель: Представь что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился в магазин и продавец предложил прослушать тебе музыку из разных музыкальных альбомов. Выбери ту музыку, которая тебе больше понравится, можно выбрать несколько музыкальных произведений.
Перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий
Направления музыки | 1 серия | 2 серия | 3 серия |
Народная (вокальная) | 1.1. Журавель | 2.1.Вологодская сударушка | 3.1.Ехал на ярмарку ухарь-купец |
Классическая (вокально-инструментальная) | 1.2.М.Глинка «Жаворонок» | 2.2. С.Рахманинов «Вокализ» | 3.2. В.Абазов «Утро туманное» |
Современная авангардная | 1.3. Э.Денисов «Пение птиц» | 2.3.П.Хиндемит «Гармония мира» | 3.3.В.Гаврилин «Перезвоны» (№18) |
Народная (инструментальная) | 1.4. «Кадриль» (ансамблю «Русский север») | 2.4. «Русский перепляс» (ансамбль «Русский север») | 3.4.Троицкие хороводы» (ансамбль «Русь) |
Классическая (инструмент.-симфоническая) | 1.5.Э.Григ «В пещере горного короля» (сюита «Пер Гюнт») | 2.5. М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» | 3.5. Ф.Шопен Этюд ми минор, соч, 25,№5 |
Современная (развлекательная) | 1.6. Д.Билан «Невозможное возможно» | 2.6.Дискотека Авария «Малинки» | 3.6.К.Орбакайте «Губки бантиком» |
Музыкотерапевтические программы | 1.7. В.А Моцарт для детей (релакс.) | 2.7.Энергия любви (исцел.-гармониз.программа) | 3.7. «Лес дождей» (релакс.программа) |
Духовная | 1.8. П.Чесноков «С нами бог» | 2.8. А.Гречанинов «Верую» | 3.8. Д.Бортянский «Херувимская песнь №7» |
Критерии оценки:
- Низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства. Оценивается как 1 балл.
- Средний уровень – выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества. Оценивается как 2 балла.
- Высокий уровень – проявление интереса к трем и более различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений. Оценивается как 3 балла.
Трехкратное предъявление серий дает возможность получить информацию о реальных музыкальных предпочтениях ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика одарённости
Материал для педагогов для диагностики одарённости...
Тесты для диагностики классного коллектива
Подборка анкет и тестов для учащихся 8 класса. Тематика:Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.Тест «Капитан или пассажир»Тест «Настоящий друг»...
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой
Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...
Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости
Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...