Диагностика
тест по музыке по теме

Чудинова Оксана Викторовна

Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей    старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_zadaniya.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент социально-культурных и дошкольных

образовательных учреждений МО ГО «Воркута»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка»

Диагностические задания для исследования музыкальных способностей детей         старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории:

Чудинова Оксана Викторовна

Г.Воркута

Диагностика  метрического чувства

«Шаги великана,  Саши и гнома»

Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Музыкальный руководитель:  Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Критерии оценки:

3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного слуха

«Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Цель:  определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки-припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

 Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Пение

Цель: определить уровень развития вокальных способностей.

1.задание: Исполнить знакомую попевку в музыкальном сопровождении

2.задание: Исполнить знакомую попевку без музыкального сопровождения.

3.задание: Исполнить мало знакомую попевку в музыкальном сопровождении.

Критерии оценки:

Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.

1 балл – ребенок не интонирует мелодию.

2 балла – ребенок интонирует мелодию частично, или с помощью.

3 балла – ребенок самостоятельно интонирует мелодию.

Диагностика восприятия

(сравнительная рефлексия эмоционально отзывчивости)

Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности)

№ Серии

Используемые музыкальные произведения

1.

А.Лядов Прелюдия; П.Чайковский «Баркарола» Д.Кабалевский «Печальная история».

2.

Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»

3.

М.Глинка «Вальс-фантазия»; П.Чайковский  «Полька» («Детский альбом»); С.Майкапар «Полька» («Бирюльки»)

4.

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»); М.Глинка «Камаринская»; Д.Шостакович «Марш» («Детская тетрадь»)

5.

С.Прокофьев «Раскаяние» («Детская музыка»);  М.Глинка «Разлука»; П.Чайковский Ноктюрн до диез минор, соч.19, № 4.

Музыкальный руководитель: Послушай и определи, какие два из трех произведения в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от других?.

Критерии для определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:

  1. Низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходнях музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания, неспособность аргументировать свой выбор в определении лишнего, исключаемого из предъявленного ряда фрагментов. Или неправильный выбор исключаемого музыкального фрагмента. Оценивается как 1 балл
  2. Средний уровень – правильный выбор двух сходнях фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности. Оценивается как 2 балла.
  3. Высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки. Оценивается как 3 балла.

Диагностика музыкального творчества

Цель: выявить уровень развития музыкально-творческих способностей.

1.Задание – исполнение движений в свободной пляске (танцевальная импровизация)

2.Задание – сочини колыбельную кукле (песенная импровизация)

3.Задание – сочини мелодию на металлофоне (инструментальная импровизация)

Критерии оценки

3 балла – высокий уровень. Импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная.

2 балла средний уровень. Импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога.

1 балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат.

Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений

«Музыкальный магазин»  (В.П. Анисимов)

  Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, взглядов личности представляет собой  определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкально-эстетические  вкусы личности, уровень развития музыкально-эстетического сознания.

   Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий. Каждая серия проводится в разные дни.

Музыкальный руководитель: Представь что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился в магазин и продавец предложил прослушать тебе музыку из разных музыкальных альбомов. Выбери ту музыку, которая тебе больше понравится, можно выбрать несколько музыкальных произведений.

Перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий

Направления музыки

1 серия

2 серия

3 серия

Народная (вокальная)

1.1. Журавель

2.1.Вологодская сударушка

3.1.Ехал на ярмарку ухарь-купец

Классическая (вокально-инструментальная)

1.2.М.Глинка

«Жаворонок»

2.2. С.Рахманинов «Вокализ»

3.2. В.Абазов «Утро туманное»

Современная авангардная

1.3. Э.Денисов

«Пение птиц»

2.3.П.Хиндемит «Гармония мира»

3.3.В.Гаврилин «Перезвоны» (№18)

Народная (инструментальная)

1.4. «Кадриль» (ансамблю «Русский север»)

2.4. «Русский перепляс» (ансамбль «Русский север»)

3.4.Троицкие хороводы» (ансамбль «Русь)

Классическая (инструмент.-симфоническая)

1.5.Э.Григ «В пещере горного короля» (сюита «Пер Гюнт»)

2.5. М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3.5. Ф.Шопен Этюд ми минор, соч, 25,№5

Современная (развлекательная)

1.6. Д.Билан «Невозможное возможно»

2.6.Дискотека Авария «Малинки»

3.6.К.Орбакайте «Губки бантиком»

Музыкотерапевтические программы

1.7. В.А Моцарт для детей (релакс.)

2.7.Энергия любви

(исцел.-гармониз.программа)

3.7. «Лес дождей» (релакс.программа)

Духовная

1.8. П.Чесноков

«С нами бог»

2.8. А.Гречанинов «Верую»

3.8. Д.Бортянский «Херувимская песнь №7»

Критерии оценки:

  1. Низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства. Оценивается как 1 балл.
  2. Средний уровень – выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества. Оценивается как 2 балла.
  3. Высокий уровень – проявление интереса к трем и более различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений. Оценивается как 3 балла.

Трехкратное предъявление серий дает возможность получить информацию о реальных музыкальных предпочтениях ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одарённости

Материал для педагогов для диагностики одарённости...

Тесты для диагностики классного коллектива

Подборка  анкет и тестов для учащихся 8 класса. Тематика:Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.Тест «Капитан или пассажир»Тест «Настоящий друг»...

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика: Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости 

Выявление уровня компьютерной (телефонной) зависимости у подростков...