инновационный проект
методическая разработка по музыке по теме

Лосева Елена Вячеславовна

«Ритм и моторно-двигательная память как средство развития творческой личности обучающихся».

Цель которого – формирование и развитие чувства ритма и моторно-двигательной памяти.

Для её достижения  были поставлены задачи:

Объект исследования– ученик и  его  творческие способности

Предмет исследования– изучение технологии развития сувства ритма и моторно-двигательной памяти.

Новизна и теоретическая значимость– развитие памяти на ранних этапах обучения зависит от эмоционального восприятия материала через ритм и пластику.


Формат проекта:
по субъекту – групповой,
по целевому назначению – учебный,
по территории охвата – межшкольный,
по сферам, в которых осуществляется – социально-педагогический,
по срокам исполнения – долгосрочный,
по степени новизны – инновационный

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ритм и  моторно-двигательная память как средство развития

творческой личности учащихся.

ДОБРОЕ УТРО!

Все началось   с урока математики. Ко мне пришли девочки и начали восторженно делиться своими впечатлениями от урока. «У нас сегодня был необычный урок мы,  решали примеры и при  правильном ответе топали ногами  и хлопали в ладоши»

Мне стало любопытно, почему дети так эмоционально отреагировали на  элементарные ритмические  упражнения?

Эти восторженный отклики стали началом нового исследования.

Ритм -  это основа нашей жизни.

Понятие «ритм» многозначное. Оно при меняется по отношению к речи (ритм прозы, стихотвор ной строки), к работе систем организма (сердечной, ды хательной), а также к цикличности природных явлений.

Мои коллеги, учителя музыки подтвердят, что ритмическому и моторно-двигательному развитию отводится недостаточно времени. Развитие чувства ритма и  моторно-двигательной памяти – происходит параллельно при разучивании песен, слушании  музыкальных произведений.

Изучив Стандарты второго поколения, мы видим, что приоритетным направлением в  музыкальном образовании является развитие творческого потенциала учащихся.

Так была определена тема проекта: «Ритм и моторно-двигательная память как средство развития творческой личности обучающихся».

Цель которого – формирование и развитие чувства ритма и моторно-двигательной памяти.

Для её достижения  были поставлены задачи:

Объект исследования – ученик и  его  творческие способности

Предмет исследования – изучение технологии развития сувства ритма и моторно-двигательной памяти.

Новизна и теоретическая значимость – развитие памяти на ранних этапах обучения зависит от эмоционального восприятия материала через ритм и пластику.

Формат проекта:
по субъекту – групповой,
по целевому назначению – учебный,
по территории охвата – межшкольный,
по сферам, в которых осуществляется – социально-педагогический,
по срокам исполнения – долгосрочный,
по степени новизны – инновационный


На 1 этапе

Изучая  педагогическую и  методическую литературу, мы выяснили, что педагогика часто обращается к проблеме: «МУЗЫКА_РИТМ _ ДВИЖЕНИЕ»

Исследованиями в этой области занимались  музыканты, педагоги и  психологи. Еще Аристотель пришел к выводу, что музыка способна  управлять сознанием и поведением людей. Известный швейцарский педагог Эмильо Жак-Далькроз – разработал систему ритмического воспитания,

 а Карл Орф – создал целую школу 

На 2 этапе

  был проведен эксперимент. В нем участвовали учителя и ученики школы №26г. Стерлитамак. Были созданы экспериментальный и  контрольный классы(2б и 2г). После проведения констатирующего эксперимента суть которого заключалось в обследовании предрасположенности детей к различным  видам деятельности,  мы приступили к  формирующему  эксперименту, суть которого развивать чувство ритма  и  моторно-двигательную память, развивать  слуха и  творческого мышления.

В контрольном классе работа  велась на  уроках музыки.

В экспериментальном классе были намечен план работы:

  1. выполнение элементарных ритмических упражнений, цель которых заключалась в осознании понятия «ритм»

Первые шаги вызвали как восторг,  так и разочарование, ведь не всегда удавалось вовремя топнуть ногой или  хлопнуть в ладоши. Неподдельный интерес вызвала работа по выявлению ритма в именах детей. Мы начали с имени каждого ребенка, что стало первым осознаним ритма,  

Работа по отработке навыков ритмического отстукивания простейших попевок, введение символического обозначения ритма с  помощью геометрических  фигур.

Работа в группах (ансамблях), направленная на  формирование чувства ритма с  использованием текстов устного народного творчества.

На данном уровне  детям необходимо было отслеживать работу других учеников, что способствует  развитию наблюдательности и  внимания.


Пример для зала


Предлагаю вам отстучать ритмический рисунок ПРИБАУТКИ
ТИЛИ БОМ, ТИЛИ БОМ……


Практическое применение отработанных навыков, ритмическая импровизация.

Ребята стали нуждаться в  новых инструментах, для разнообразия ритмического звучания. Для этого они   начали исследовать историю происхождение и возникновение инструментов, дети учились самостоятельно находить необходимую информацию и применять её в ходе построения своих работ

Поисково-исследовательская деятельность по созданию собственных инструментов.

Классный руководитель экспериментального класса внедрял ритмические игры на уроках школьного цикла. При этом он отмечал, что ученики стали  более открытыми  и активными в  работе на   уроках..

К примеру на  уроке Математике при  закреплении темы «Четные и  нечетные числа» ребятам предлагалось  отстукивать четные числа и  хлопать в  ладоши нечетные числа.

Проведенные ранее исследования  показали, что ритмические переживания всегда сопровождаются  теми  или  иными двигательно-моторными реакциями и без телесных ощущений ритм не может быть воспринят.

С этого момента  в классе начинались чудеса, ведь руки учителя, а затем и ученика, рассказывают гораздо больше, чем  слова. Всё ярче проявлялась мудрость: « Музыка начинается там, где заканчиваются слова».

Однако сначала возникли трудности.  (_________________)

Это обусловлено тем, что какие-то клетки коры головного мозга, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, тормозятся.

Как сказал академик  И. П. Павловым: «. .. развитие фун кций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимуще ства и в интеллектуальном развитии, поскольку речь тес нейшим образом связана с мышлением».

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты мотор ные навыки.

Дети с помощью жестов  проявляли свои эмоции и переживали роль тех  героев, о которых  они пели или рассказывали.

 С легкостью запоминались слова песен, без опоры на  печатный текст, что способствовало развитию словесно-логической памяти.

Были проведены родительские собрания на которых мы разъясняли технологию развития чувства ритма и моторно-двигательной памяти ,предлогали практические  рекомендации. Родители стали наблюдать позитивную динамику, так  как дети    меньше тратить  времени на разучивание стихотворного текста.

Моторно-двигательные ассоциации – стали помогать  учащимся в стрессовых ситуациях. ( к примеру  - выступление у доски, когда от волнения  ребенок забывает  слова или текст……Жесты, движения помогают вспомнить этот текст.)

 В ходе эксперименты  мы  пришли к следующим убеждениям:

1.Слабое развитие чувства ритма и моторно-двигательных памяти, ограничивают интеллектуальную деятельность и общение со сверстниками, что отрицательно сказывается на развитии творческих способностей  детей.

2. Ритм, движения способствуют развитию словесно-логической памяти.

1. развивать фонематический слух.

Н-р: Учащиеся научились определять сильную и слабую позицию в слове.

На уроках  русского языка эти умения отрабатывались и закреплялись.

2. развивать непроизвольное и произвольное внимание , которое в свою очередь способствует успешному обучению .

3. развивать творческие способности(какие именно?)

Проведя психолого-педагогическое исследования, выявлены следующие результаты графики

  1. Наблюдается повышение уровня  ассоциативно – образной памяти
  2. развитие речевой активности
  3. развитие мышления
  4. развитие внимания

В ходе работы над проектом мы получили положительные результаты.

  1. Ученики стали активно принимать участие в  школьной жизни: посещать кружки по интересам, участвовать конкурсах, олимпиадах,Викторинах
  2. В школе  создано вокальное объединение «Акварельки» в программные рамки которого, входит работа по  активному внедрению методики по развитию чувства ритма и…..? Если  в 2008 году количество детей в кружке составляло 15 человек, то сейчас в «Акварельках», занимаются около 40 человек.

3 этап. Был изучен опыт учителей нашей школы и учителей музыки других школ. Оказалось, что интересующий нас материал применяется на уроках , На уроках русского языка по программе Альбетковой учителя зарисовывают ритмический рисунок стихотворения определенными схемами, которые позволяют закреплять стихотворный ритм и определять отношение поэта  к изображаемому.

Выступая на педсоветах  школы, Методическом объединении учителей, музыки мы пришли  к выводу, что для достижения положительного результата нужно заниматься работой, на каждом  уроке.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. основные положения работы нашли отражение в публикации;
  2. По теме исследования делилась опытом на заседаниях учителей начальных классов и учителей музыки города, городского методического объединения;
  3. даны открытые уроки по предметам

результаты заинтересовали учителей не только музыки, но и других предметов школьного цикла.

Данная технология была предложена и внедряется учителем английского языка «Лицей №96» советского района г.Уфа,

Апробирована учителем русского языка и музыки Сыпченко О.Н. в «Русской школе» г. Атланта штат Джорджия , США. Мы  переписываемся с преподавателем и видим, что интерес англо-говорящих детей к изучению не  понятно для них русского языка возрастает, так  как детям стало легче понимать и осознавать значение слов.

Дальнейшие планы:4 этап

1.Готовится к  публикации методические рекомендации с  комплексами  упражнений, направленных на  развитие чувства ритма и  моторно-двигательной памяти.

2. Сейчас

Появилось новое направление в нашей работе, когда мы стали внедрять данную технология на уроках в старших классах.

3. Публикация инновационного проекта.

Данный проект по степени новизны является  инновационным, так как предполагается внедрение технологий во все предметы  школьного цикла, эффективность данных технологий уже на данном этапе  дали положительный результат

Ритм – это жизнь, пока бьется сердце, пока мы двигаемся -  мы живем.

Задумывались ли вы, почему учителя, несмотря на трудности, всегда  выглядят  хорошо?

Может быть,  потому, что учитель, настроен на один ритм со своим учеником?????
Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...