Женские образы в симфонической сюите Э. Грига "Пер Гюнт"
план-конспект по музыке по теме

работа по симфонической сюите Э. Грига.

познакомить детей с женскими образами , нарисованными Эдвардом Григом в симфонической сюите « Пер Гюнт»; 

нацелить ребят на то, что каждому из действующих лиц соответствует определенный , ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого происходит обрисовка образа; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e._grig_per_gyunt.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      ЦЕЛИ   УРОКА:

  -   познакомить  ребят с женскими образами  из симфонической сюиты    

     «Пер  Гюнт»;

 -   нацелить ребят на то, что каждому из действующих лиц соответствует
     определенный, ярко выраженный жанр музыки, с помощью которого
     происходит обрисовка образа;

  -   в процессе  восприятия музыки выявить интонационное сходство
 _  и различие  тем;

   -   расширить представления ребят о  взаимосвязи музыки   с  другими

 -     видами  искусства;

-      формировать музыкальную  культуру, как часть общей духовной

-       культуры;

-      воспитывать навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, умение анализировать её  содержание;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

Эдвард   Григ, симфоническая сюита  « Пер   Гюнт».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

- портрет  норвежского композитора Эдварда   Грига;

- репродукция  картины К. Васильева  « Ожидание»;

- диск с иллюстрациями природы   Норвегии;

- учебник Критская Т.С. « Музыка» 3  класс.

                                                   ХОД           УРОКА.

ОРГМОМЕНТ.

  1. Введение  в  тему.

УЧИТЕЛЬ:

- Здравствуйте, ребята! Я учитель музыки  гимназии № 15 Крылова  Галина  Николаевна.   Тема нашего  урока  « Севера  песня родная».

Мы  продолжим   сегодня  знакомиться  с образами  из сюиты «   Пер    Гюнт»,

послушайте знакомую мелодию пьесы  из сюиты  и  вспомните  как она называется? ( Наигрываю тему  из пьесы   Э.Грига   Утро»)

Дети: Пьеса  называется «Утро»

Учитель: Приготовьтесь  к  пению, возьмите короткий  певческий вдох и  все вместе   начинаем петь мелодию пьесы» Утро». (  дети поют тему без слов , рисуют звуковысотную линию мелодии выразительными  движениями руки, ориентируясь на  нотную запись, и стараются спеть напевно, мелодично,  протяжно, затем слушают   пьесу  в исполнении  симфонического оркестра( слушание).

Учитель: Повторялась ли   главная  мелодия?

Дети: Да, несколько раз.

Учитель: Какие инструменты исполняли ее  повторения?

Дети: Деревянные духовые, струнные, весь оркестр.

Учитель: Какая группа  симфонического оркестра изобразила восход солнца?

Дети: Струнные  инструменты симфонического оркестра

Учитель: Передайте  движениями рук пробуждение солнца и его лучей

(медленный   подъем рук вверх , разведение их в стороны , затем глубокий вздох – это движение  просыпающего человека, который радостно встречает мир, испытывая спокойную , уверенную радость бытия.)

Учитель: Молодцы!  А кто же сочинил музыку   пьесы  « Утро»?

Дети:   Норвежский композитор   Эдвард Григ.

Учитель:  Правильно. Эдвард    Григ  представитель  музыкальной культуры северной страны  Норвегии.    Музыкальная культура этой страны известна, прежде всего творчеством этого композитора, пианиста и дирижера.   Эдвард   Григ  передал в  своей  музыке  национальный характер норвежского  народа, его старинный быт и огромную любовь к суровой, северной природе  Норвегии, которую  вы сейчас  увидите (показ диска с природой Норвегии). И  среди берегов с глубокими ущельями и скал , которые покрыты лесами , а берега изрезаны фиордами  жил Э. Григ , современник  русского композитора    П.И.  Чайковского, который также как и Григ  любил всей душой русскую при роду своей родины –России.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ  УРОКА.

Учитель: На протяжении всей своей жизни Григ создал немало музыкальных произведений  и одним из лучших стала музыка к драме норвежского писателя Генриха Ибсена « Пер   Гюнт».   Со   временем композитор  составил две сюиты для исполнения симфоническим  оркестром  и из  одной  из них вы познакомитесь с непохожими друг на друга  женскими образами--- восточной танцовщицей Анитрой и Сольвейг, которая ждала   своего возлюбленного долгие годы- 40 лет.  Каждому  образу  в сюите соответствует ярко выраженный музыкальный жанр, с помощью которого происходит обрисовка образа. Итак главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню  и отправляется    в путешествие в дальние страны в поисках счастья.  Путешествуя  по Аравийской пустыне , он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица  Анитра развлекает Пера. (Слушание в исполнении  симфонического оркестра).

Учитель: Как  развлекает Анитра  Пера?

Дети:  Она танцует.

Учитель: Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?.

Дети: Легкую, грациозную, танцевальную.

Учитель: Эти  слова определения касаются образа  Анитры  или ее характера?

Дети: Это не только ее  образ, но  и ее  характер.

Учитель: И каков же он?

Дети: Характер   ее легкомысленный.

Учитель: Почему вы так думаете?

Учитель: Она очень капризная  и изменчива.

Почему композитор для характеристики Анитры  выбрал жанр танец?

Дети: Потому  что  танцем,   она увлекает Пера .
Учитель: Какие инструменты  симфонического  оркестра  исполнили легкую, отрывистую и напевную мелодии?

Дети: Струнные инструменты.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с образом Сольвейг, которая ждала Пера  40 лет.  Если бы вы были композиторами, то каким  бы  жанром вы ее охарактеризовали, песней или  танцем?

Дети: Песней.

Учитель: Почему?

Дети: Она любит Пера и переживает за него.

Учитель: Послушаем песню Сольвейг( слушание)

Учитель: О чем поет Сольвейг?

Дети: Она поет о любви к Перу.

Учитель? Какие  интонации вы услышали?

Дети: Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.

Учитель: Какие чувства Сольвейг передала такая интонация?

Дети:  Страдание, печаль, волнение.

Учитель: Почему появилась  контрастная мелодия?

Дети: Эта мелодия передает  надежду на встречу.

Учитель: Сравните первоначальные интонации , чем они похожи?

Дети: Одинаковы первоначальные интонации  и последующее восходящее движение.

Учитель: А теперь переключите свое внимание  на картину  , как вы думаете о  чем  эта  картина?( картина  В. Васильева « Ожидание).

Дети: О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.

Учитель: Анитре  или  Сольвейг созвучна эта картина   и   почему?

Дети:  Сольвейг, ведь на картине девушка  тоже ждет, надеется и верит..

Учитель: Где мы слышим мелодию любви, ожидания на картине?

Дети:   В  глазах, которые смотрят вдаль с надеждой.

Учитель: Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?

Дети: Он хотел через разные жанры передать характеры и чувства людей.

Учитель:  И что очень важно он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.

3.ИТОГ УРОКА.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

Япония - мужской и женский образ

Урок изобразительного искусства...

Женские образы в искусстве

Посвящается прекрасным дамам...

Музыкальный образ в симфонической музыке

Урок знакомства с новым произведением Л.В.Бетховена - увертюрой "Эгмонт". На примере этого произведения учащиеся знакомятся с сонатной формой, имеют возможность увидеть картины французских романтиков ...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...