Урок музыки в 7 классе "Тема войны и героическая тема в искусстве"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Урок музыки в 7 классе разработан с использованием технологии проблемного обучения. Учащиеся повторяют произведения А.П.Бородина, М.И.Глинки, смотрят фрагмент фильма "Александр Невский" с музыкой С.С.Прокофьева, картины И.Глазунова, П.Корина, В Серова, с целью увидеть общее в произведениях и отметить индивидуальность каждого мастера. Решают, какие произведения им больше нравятся, почему. Кульминацией урока - "Ленинградская симфония". Учащиеся спорят о проблеме гражданско-патриотического воспитания среди подростков, выясняют значимость этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._urok_muzyki..doc | 104 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 7 классе учителя
ГБОУ школы № 568 г. Санкт-Петербурга
Красносельского района
Хромовой Ирины Анатольевны
Использована технология проблемного обучения
Тема: «Тема войны и героическая тема в искусстве»
Цель.
- Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения.
Цель учителя:
- Оказание помощи во время проблемной дискуссии в поиске и приобретении своего индивидуального типа и темпа ученой деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов, интересов; содействие формированию и развитию творческих способностей учащихся.
- Создание учителем ситуации успеха с использованием форм диалога и полилога с речевыми оборотам; «Я полагаю, что…», « Мне кажется, что…», « По моему мнению…», «Я думаю…».
Цели ученика:
- Обогащение собственного жизненного опыта. Самореализация себя как личности через активность в дискуссии. Овладение приёмами и методами дискуссии. Научиться анализировать и обобщать приобретённые знания.
Задачи.
Обучающие.
- Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
- При работе над песенным репертуаром добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности солистов и хора.
Воспитывающие.
- Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.
- Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений для учащихся.
Развивающие.
- Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, архитектуры, скульптуры.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии,
- метод художественного контекста,
- метод сравнения,
- метод размышления о музыке,
- словесные методы: диалог, беседа, полилог, разъяснение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: кантата, ария, опера, либретто, симфония, выразительные средства музыки, музыкальный образ контрастно-конфликтный, героический образ, образ Родины.
Задания для учащихся на уроке:
(Групповая и индивидуальная форма работа)
Слушание музыки.
Сравнение фрагментов музыки.
Определение музыки разных композиторов.
Работа с определениями.
Исполнение песни.
Отображение графически эмоционального состояния учащихся во время слушания.
Составление толстых и тонких вопросов.
Сочинение синквейна – пятистишия.
Участие в дискуссии, отстаивание точки зрения, нахождение аргументов в защиту своего мнения.
Составление плана воспитания гражданина-патриота.
Музыкальный материал и галерея героических образов:
С.С.Прокофьев.
Кантата «Александр Невский», «Вставайте, люди русские!» - фрагмент фильма
А.П.Бородин.
Симфония №2 «Богатырская». 1 часть.
М.И.Глинка.
Опера «Иван Сусанин». Ария Сусанина. Хор «Славься».
Д.Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». 1 часть.
Картины: В.М. Васнецов «Богатыри», П.Корин «Александр Невский» , И.Глазунов «Два витязя», В.А. Серов «Ледовое побоище».
Основные этапы урока:
- Организация, ввод в тему и целеполагание - 2 минуты.
- Решение проблемного вопроса – 2 минуты.
- Музыкальная викторина – 8 минут
- Обсуждение и решение проблемного вопроса – 2 минуты.
- Распевание и пропевание тем из 3-х произведений викторины – 3 минуты.
- Слушание музыки - 10 минут.
- Обсуждение и решение проблемного вопроса – 2 минуты.
- Рефлексия: графическое отображение эмоционального состояния – 0,5 минуты.
- Работа над песней –10 минут.
- Составление плана воспитания подростков (усно) – 3 минуты.
- Объявление Д/З – 2 минуты.
- Заполнение итогового листа – 0,5 минут.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Для обозначения темы урока я предлагаю вам ряд художественных произведений разных видов искусств.
Определите степень их взаимосвязи и сформулируйте тему урока (показ слайд-шоу и прослушивание, просмотр фрагментов)
- А.Бородин. Симфония №2. Фрагмент главной темы из 1 части.
- Фрагмент фильма «Александр Невский» показ фрагмента на 33мин. 28сек. «Вставайте, люди русские!» на 1ч.42 мин.
- Картины: И. Глазунов «Слава предкам», П. Корин «Александр Невский», «Баян», В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
- Памятники славы Красносельского района.
- Стихотворение «Прерванный бег» Степана Кадашникова
читает Анастасия Парваткина
Как, разве кончилась война?
А я победный залп не слышал.
И мама ждёт ещё, она
Встречать меня из дома вышла.
Не знают ничего друзья –
С такими трудно новостями…
Не встречусь с ними больше я,
И не прижмусь к любимой маме.
И молодость моя навек
Со мной останется в могиле...
Прервался жизни быстрый бег.
Не умер я – меня убили.
После высказываний обсуждения мнений, на слайде появляется тема: «Образы войны и героическая тема в искусстве».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Учитель: Сегодня вам предстоит обсудить проблему:
Подумайте над вопросом и примите решение, но не высказывайте его вслух. В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях? Нужна ли эта тема. Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да. Нет. Неуверен.
Вопрос на слайде.
Не обсуждайте этот вопрос, просто молча займите места в соответствии со своим мнением:
слева располагаются те ребята, кто считает, что героическая тема нужна для воспитания молодёжи, справа – те, кто считает, что героическая тема не нужна для воспитания. И в середине останьтесь те, кто не определился с ответом (даётся время на перемещение – 50 секунд).
И так, теперь появились единомышленники, с которыми можно поделиться мнением. Обсудите группой свою версию, выработайте по 3 аргумента в защиту вашей позиции.
Мы слушаем по одному представителю от каждой группы, для высказывания своей точки зрения. На обсуждение и формулировку ответа - 2 минуты.
Дети: Высказывание детей из каждой группы.
Учитель: Есть ли теперь участники какой-то группы, которые, послушав другие аргументы, изменили своё мнение и готовы поменять место положения.
Если все остались при своём мнении, то предлагаю поработать в группах над следующим заданием и продолжить обсуждать нашу проблему.
Музыкальная викторина.
Задачи викторины:
- вспомнить изучаемые ранее произведения, с целью обобщения особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического характера;
- выделить особенности музыкального языка, образов и средств музыкальной выразительности каждого отрывка;
- способствовать для решения проблемного вопроса.
Учитель: Каждой группе предлагается свой перечень произведений. Вы слушаете отрывки музыкальных произведений, обсуждаете и нумеруете произведения в той последовательности, в которой они прозвучат. Во второй графе обозначьте историческое время, которое отражено в произведении, в третьей – музыкальный образ. Раздача материала.
Вариант для группы №1.
Название произведений | Историческое время | Музыкальный образ |
С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир». | ||
М.И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя». | ||
М.П. Мусоргский. Увертюра «Рассвет на Москве реке». | ||
С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». | ||
А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть. |
Вариант для группы №2.
- М.И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
- С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты
«Александр Невский».
- С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».
- 4. А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть.
- М.П. Мусоргский. Увертюра «Рассвет на Москве реке».
Вариант для группы №3.
- М.П. Мусоргский. Увертюра «Рассвет на Москве реке».
- А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть.
- С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты
«Александр Невский».
- М.И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
- С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».
Музыкальная викторина.
- А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть.
- С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».
- М.И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
- С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».
После проверки музыкальной викторины,
определения исторического
времени и образов, выставляем оценки.
Учитель: Все ответы верны – «5», 1-2-3 ошибки – «4», 4 -5- 6 ошибок – «3».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Вы послушали произведения разных композиторов, каждая группа выбирает одно произведение по принципу жеребьёвки и доказывает свою точку зрения по проблеме, заданной в начале урока:
1 группа: Чем выбранное музыкальное произведение может заинтересовать подрастающее поколение, в чём особенность жанра. (3 аргумента).
2 группа: Особенность этого жанра…… Но произведение не представляет ценности для слушания подрастающему поколению (3 аргумента).
3 группа: Группа, которая не определилась с выбором, представляет те и другие аргументы, оценивая особенность жанра.
Время на обдумывание и обсуждения 2 минуты.
Выслушивание аргументов 3-х групп.
Прослушав аргументы групп,
класс пропевает мелодию
каждого произведения.
Что объединяет эти музыкальные произведения?
Дети: песенность, протяжность и широта мелодии. Образ красоты Родины – лирический и лирико-драматический, героический образ.
Учитель: Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Мы будем слушать самое гениальное произведение - Симфонию № 7 «Ленинградскую». Что бы вы хотели узнать об этой симфонии?
- Какова идея «Ленинградской» симфонии?
- Где и когда была исполнена?
- Каковы музыкальные образы этого произведения?
Далее рассказ группы учащихся,
подготовивших Д/З об
истории создания,
исполнения симфонии.
Учитель: Пока ребята будут вам рассказывать об истории создания симфонии, составьте «толстые и тонкие» вопросы.
Рассказ детей.
После рассказа работа
над вопросами в группах.
Учитель: (на слайдах кадры из хроники, город в дни блокады) Трудно , но мы представим, что мы тоже слушатели в зале филармонии. Все в ожидании. И вот симфония зазвучала.
Слушание.
После прослушивания, обязательно – пауза.
Что вы почувствовали?
Обсуждение по вопросам: Какой образ главный? На каких образах построена музыкальная драматургия?
После обсуждения выйти на итог:
Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа.
Музыкальная драматургия построена на показе и борьбе двух непримиримых враждебных образов. Это уже не просто Добро и Зло, здесь мир советских людей и фашизм. Два контрастно-конфликтных образа.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Учитель: Выдвигаю проблемный вопрос:
Как вы считаете, эта симфония в те годы могла влиять на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Займите места согласно вашему мнению: Да. Нет. Не уверен. Кто хочет аргументировать?
Выслушиваем аргументы.
А сегодня, на вас лично какое впечатление произвела музыка Шостаковича?
Отобразите графически ваше эмоциональное состояние во время прослушивания произведений:
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1 2 3 4 5
П Р О И З В Е Д Е Н И Я
1. А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 часть.
2.С.С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир».
- М.И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».
- С.С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».
- Д. Шостакович «Ленинградская симфония»
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Будите ли вы рассказывать об этом произведении тем, кто о нём не знает? Ответьте на вопрос, заняв места: Да. Нет. Не уверен.
Аргументируйте свой выбор.
Учитель: Какие главные идеи несёт это произведение?
Добиться ответов:
Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну.
Учитель: При таких сильных аргументах может ли такая музыка не воспитывать, не задевать струны души, может ли человек быть равнодушным?
Ответы учеников из всех 3 групп.
Учитель: Кто сейчас хочет перейти из своей группы в другую?
А кто больше всего страдал от войны? Дети.
Какая песня продолжает эту мысль? Песня «Запретите войну!»
Работа над песней.
Задачи:
- работать над чистой интонации,
- добиться плавного перехода к кульминации, не позволять форсировать звук в кульминации,
- отработать ансамблевое пение хора и солистов,
- работать над выразительным исполнением песни, в характере.
«Запретите войну»
- Мне рассказывал прадед о войнах,
И о том, ему повезло,
Он вернулся живой невредимый,
Он тогда победил это зло.
Я подумал, что всё завершилось
И уже не вернуться назад
Только вновь слёзы льются у мамы,
Где-то там, на войне старший брат.
Припев:
Я хочу стать большой до небес,
Закричать, чтоб услышали все:
«Пожалейте детей, запретите войну,
Навсегда на этой земле!»
2.Я люблю, когда люди смеются,
Я люблю, когда птицы поют,
Я люблю, когда мама и папа
Рядом вместе со мною идут.
Я хочу, чтобы брат мой вернулся,
И чтоб не было больше войны.
Мы хотим, чтобы в новом столетье
Были счастливы дети Земли.
Припев:
Я хочу стать большой до небес,
Закричать, чтоб услышали все:
«Пожалейте детей, запретите войну,
Навсегда на этой земле!»
Образовательная продукция деятельности детей:
Составьте план гражданско-патриотического воспитания подростков, можно в форме синквейна (работа в группах или парах по выбору учащихся) – «Громкая работа».
Защита проектов «тихая работа». Выявление общего и индивидуального.
Учитель: Д/З по выбору в зависимости от индивидуальных способностей.
- найти стихи, посвящённые Ленинграду в блокадное время,
- подберите картинный ряд фотографий, рассказывающих о блокадных событиях,
- сочините эссе на тему «Мой дедушка рассказывал…» (название эссе из исполненной песни),
- подберите фонограммы современных песен отвечающих теме урока,
- найдите интересные факты из жизни композитора Д.Шостаковича,
- найдите современные образцы произведений искусства, воспитывающие патриотизм, героизм, любовь к Родине.
Рефлексия:
- Что мне больше всего понравилось на уроке?
- В решении какого вопроса я был наиболее активен?
- Что мне не удалось выполнить и почему?
- Какие бы вопросы я задал учителю. Товарищам и автору произведения?
Обобщение: заполните итоговый лист.
Твоя фамилия, имя, класс. |
Оценка за музыкальную викторину. |
Нужно ли воспитывать подрастающее поколение на таких произведениях? |
Какое произведение на тебя произвело большее впечатление? |
Спасибо за откровенные мусли, за активность на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5классе по теме "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок музыки в 9-м классе по теме «Массовые и общедоступные искусства».
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение,...
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Картины природы в русском искусстве"
В презентации представлен портрет русского художника Левитана, композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, В.Моцарта. Сопоставляются картины "Март", "Берёзовая роща". Представлены музыкальные произведения...
Урок музыки с привлечением социального партнера "Два великих начала искусства: слово и музыка".
Сегодня у нас необычный урок! Активной участницей нашего урока будет солистка городского дома культуры Назаретова Лейла Николаевна! И мы все вместе окунёмся в безбрежный океан вокального искусства!...
Реферат на тему "Героические темы в искусстве как музыковедческие проблемы"
Реферат на тему "Героические темы в искусстве как музыковедческие проблемы"...
Урок музыки в 5 классе по теме: «Героическая тема в искусстве»
Урок в 5 классе на примерах героических тем разных истоических эпох.Открытый урок был проведен с целью формирование представления о героическом прошлом и настоящем русского народа.Обучающиеся поз...
Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию, выделять и акцентировать ключевые мысли в...