"Сценарий проведения нетрадиционного урока по музыке по теме "Интонация"
план-конспект по музыке по теме

В игровой форме даю общие представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке. Раскрываю смысл понятий: "Ритм", "Темп", "Тембр", "Динамика", "Мелодия", "Выразительность", "Изобразительность". Это урок-путешествие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_intonaciya3_klass.docx39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АВТОР:

учитель музыки МОУ «Прохоровская гимназия»

ПРОКОПЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

                                              Сценарий

       проведения нетрадиционного урока по музыке в третьем классе

                                         по теме «Интонация».

                                        II четверть. Урок № 2.

Тема:        Путешествие в страну «Интонация».

Цель:       В игровой форме дать общее представление о том, что такое  интонация,

                  какое  значение она имеет в музыке. Раскрыть смысл понятий: «Ритм»,

                 «Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» и

                 «Изобразительность».

Тип урока: Урок-путешествие.

Задачи:  * На основе личностного ориентирования развивать музыкально –

                   ритмические навыки, умение различать высокие и низкие звуки, правильно

                   интонировать, а так же слышать в музыке выразительность и видеть

                   изобразительность.

* Воспитывать чувства дружбы, умение прийти на помощь в трудную

   минуту, быть смелыми и не бояться трудностей.

Оборудование: фортепиано, система мультимидийного изображения, плакат с

                            музыкальными терминами, шесть конвертов с заданиями, три

                            шкатулки, красные, зелёные и синие нотки (по 20 штук), сборник

                            «Песенник октябрёнка», большой ковёр, магнитофон, аудиозапись

                            произведений П. И. Чайковского «Октябрь», «Испанский танец»,

                           «Марш деревянных солдатиков», портрет П. И. Чайковского.

Содержание урока:

  1. Оргмомент.
  2. Введение в тему урока.
  3. Изучение новой темы.
  4. Итог урока.
  5. Релаксация.
  6. Выход из класса.

Ход урока.

             Посреди класса находится ковёр. Вокруг него полукругом расположены стулья.

1. Организационный момент.

                                                           

                              Слайд № 1. Дети входят в класс под музыку песни «Чижик – пыжик и Зойка».

                              Музыкальное приветствие:

Учитель:  Здравствуйте ребята!

Дети:         Добрый день!

2. Введение в тему.

Учитель: Дорогие ребята! Я принц Гармонии. Я прилетел к вам из страны

                  Интонация. Нет, нет, не пытайтесь найти эту страну на карте мира – её там

                  просто нет. Моя страна находится на другой карте – на карте музыкальной

                  планеты.

                      Слайд № 2. Карта музыкальной планеты, на которой изображены страны:

                                       Танцевальная, Маршевая, Песенная, Инструментальная.

Учитель: Страна «Интонация» находится в самом центре музыкальной планеты.

                  Вокруг неё расположено множество других музыкальных стран: танцевальная,

                  песенная, маршевая, инструментальная. Все эти страны взаимосвязаны между

                  собой. Они не могут существовать отдельно друг от  друга, потому что музыка

                  – это единое целое. А основой, т. е. фундаментом этого единого целого

                   является интонация.

                   Учитель исполняет песню «Страна Интонация» на мелодию песни «Учат в школе».

Вы послушайте, друзья

Есть волшебная страна

                                                   «Интонация» название столицы.

Музыкальная страна

И ритмична и нежна

И над нею всюду вьются песни – птицы.

Вместе мы в страну пойдём,

Тихо – громко пропоём

То высоким голосом, то очень низким

И веселье и печаль

Над страной несутся вдаль

В «Интонацию» пойдём путём не близким.

Там деревья и цветы

Необычной красоты

И на каждой ветке нотки вырастают

Реки музыки журчат

И мелодии звучат

И ключом скрипичным двери открывают.

 Учитель: Ребята! А что вы знаете об  «интонации»?

Дети:         Это правильное и выразительное произношение.

                                                    Дети дают свои ответы.

 

Учитель:  Итак, ребята мы выяснили, что интонация – это выразительное произношение.

                   А что значит выразительно?

Дети:         Это когда произносишь слово с выражением.

Учитель:  А как это с выражением?

Дети:         Значит, громко, чётко, соблюдать знаки препинания, а ещё передавать

                   характер.

Учитель:   Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.

                   Вы должны прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с интонацией:

                   - вопросительно

                   - радостно

                   - утвердительно

                   - зло

                   - мечтательно

                   - грустно

                   - гордо

                                            Слайд № 3. Дети произносят выражение с заданной интонацией.

 

Учитель:  Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной

                   речи и я уверен, что вы на самом деле хорошие ребята. Поскольку у нас с

                   вами урок музыки, то я вас познакомлю с музыкальной интонацией.

                 

                                        Слайд № 4. На экране появляется карта «Страна Интонация».

     

Учитель:  В этой стране живут мои лучшие друзья: Ритм, Темп, Тембр, Динамика,

                   Мелодия, Выразительность и Изобразительность.

                        Слайд № 5.   Появляется карта «Страна Интонация» с указанием всех видов интонации:

                       Ритм, Темп, Тембр, Динамика, Мелодия, Выразительность и Изобразительность.

Учитель:  Сейчас мы вместе с вами вспомним, что означают эти термины?

                               

                      Слайд № 6. Учитель вместе с детьми определяет понятие каждого вида интонации.  

               

                   Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.

                   Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.

                   Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.

                   Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.

                   Мелодия  - это правильное и красивое сочетание звуков.

                   Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.

                   Изобразительность – изображает и показывает музыку.

                   Что бы познакомиться с моими друзьями  поближе, я приглашаю вас

                   отправиться со мной на бал, который состоится в стране Интонация сегодня.

                   На это торжество приглашаются все жители музыкальной  планеты и все те,

                   кто любит и понимает музыку.

                   Я очень надеюсь, что вы все очень любите петь, танцевать и слушать музыку,

                   поэтому мы прямо сейчас отправляемся на бал в страну Интонация.

                   Вот только на чём мы можем туда отправиться?

                 

                                                                            Ответы детей.

Учитель: А я предлагаю отправиться в путешествие на ковре – самолёте!

                  Слушай мою команду! Прошу всех стать в две колонны на центр ковра!

                  Руки отвести в стороны и немного присесть, чтобы не потерять равновесие.

                  Внимание! Начинаю отсчёт. Три! Два! Один! Полетели!

                Слайды № 7-16.

               На экране появляются изображения природы, желательно вид сверху,  соответствующий

               тексту песни: облака, грозовое небо, океан, море, горы, реки, равнины, и вид земли.

              Учитель сопровождает показ исполнением песенки:

                                       На ковре самолёте мы взлетим в облака

                                       Не страшны нам преграды

                                       Наша дружба крепка.

                                       Пусть под нами мелькают

                                       Океаны, моря

                                       Горы, реки, равнины

                                       Так прекрасна земля.

Учитель: Внимание! Наш ковёр – самолёт выполняет посадку в стране Интонация! Всем

                  пассажирам присесть на корточки и наклонить голову.

                   Слайд № 17.

                  В этот момент на экране высвечивается Страна Интонация в чёрно – белом цвете

                                                                   без названия видов интонации.

Учитель: Ребята! Я ничего не понимаю! Моя страна Интонация приветливая,

                  яркая и музыкальная.  Где мои друзья, где все гости? Здесь что-то не так!

                 

                              Слайд № 18.  Звучит грозная музыка, на фоне которой звучит страшный голос.

                                  На экране возникает изображение замка колдуна Дисгармона.

                                           

               Я, злой и самый ненавистный колдун Дисгармон. Я похитил, заколдовал и

               спрятал за семью замками всех жителей страны  Интонация, чтобы они

               никогда не  мешали мне делать то, что я люблю.

               А люблю я  беспорядок и грязь в музыке. Что бы освободить жителей

              страны Интонация, вам придется пройти семь испытаний. Если вы

              будете правильно выполнить все задания, в чём я очень сомневаюсь, вы

              будете получить по одному скрипичному  ключу, с помощью которого

              сможете открывать замки и по очереди освобождать своих друзей.

                   Слайд № 19. На экране появляется сундук с семью закрытыми замками вокруг.

                     

                     Слайд № 20. (текст продолжается)

              Конверт  с первым заданиями спрятан в  помещении на самом

              большом музыкальном предмете.

              Спешите. У вас очень мало времени!

Учитель: Что же делать? Как вы думаете, мы должны вернуться назад или попытаться

                  освободить моих друзей от злого колдуна Дисгармона?

Дети:        Мы должны остаться и освободить друзей от злого колдуна.

Учитель: Но нас ждут очень серьёзные испытания и знания в области музыки.

                  Вы готовы к таким испытаниям?

Дети:        Да.

Учитель: Ребята, вы не запомнили, где должен лежать конверт с первым заданием?

Дети:        На самом большом музыкальном предмете.

Учитель: Что же это может быть?

Дети:       Это пианино.

Учитель: Как это я сразу не догадался? Какие вы молодцы, что сумели отгадать эту

                  загадку. Сейчас я открою конверт и прочту первое задание.

                                                                Учитель читает текст.

 

                                                             Задание первое.

                      Вы должны правильно исполнить ритмический рисунок,

                      который вы видите на экране. После этого вы должны исполнить

                      его под музыку, ноты которой находятся в этом конверте.

                 Слайд № 21

                 На экране высвечивается ритмический рисунок из четырёх коротких и двух длинных долей.

Учитель:  Ребята, вспомним, что такое ритм?

Дети:         Это чередование сильных и слабых звуков.

Учитель:  Короткие палочки – это короткий звук, длинные палочки – это длинный звук.

           Дети вместе с учителем исполняют ритмический рисунок сначала руками, затем чередуют:

                                ногами отбивают короткие звуки, а ладонями длинные.

                         Затем под мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка отбивают заданный ритм.

Учитель:  Ребята, я уверен, что мы правильно выполнили первое задание.

                          Слайд № 22. 

                        На экране вокруг сундука появляется скрипичный ключ и открытый 1 замок.

Дети:         Ура! Мы правильно выполнили первое задание.

Учитель:  Я думаю, что расслабляться рано, ведь у нас впереди ещё шесть заданий.

                                                     Читает текст из первого послания.

                     Конверт со вторым заданием находится под тем предметом,

                                на котором вы прилетели в страну «Интонация».

Дети:         Под ковром – самолётом!

Учитель:  Конечно же, под ковром – самолётом!

             

                        Дети достают конверт со вторым заданием и кто – нибудь из детей читает:

                                                      Второе задание.

         Вы должны правильно определить и показать темпы музыкальных

         фрагментов, который я вам высылаю.

Учитель:   Ребята, вспоминаем, что такое темп?

Дети:          Это скорость в музыке.

Учитель:   С какими темпами мы знакомы?

Дети:          Быстрый, умеренный и медленный.

Учитель:   Я буду играть музыкальные отрывки, а вы будете определять темп. Если

                    музыка быстрая – вы выполняете подскоки, если музыка умеренная – вы

                    выполняете приседания, ну а если музыка медленная – тогда вы

                    покачиваетесь из стороны в сторону.

            Учитель играет музыкальные фрагменты с различным темпом: быстрая полька,

            медленный вальс и мелодию песни «Чижик – пыжик и Зойка» - в умеренном темпе.

            Дети показывают темп музыки в движении.

Учитель:   Я внимательно наблюдал за вами, и думаю, что вы правильно определили

                    виды темпов. Скажите, а какая мелодия вам была знакома?

Дети:          Последняя. Мы слышали её при слушании ритма. Темп умеренный.

Учитель:   Молодцы ребята! Вы очень наблюдательны и внимательны. Посмотрим,

                    добыли ли мы ещё один ключ?

                    Слайд № 23.

                 На экране высвечивается сундук с двумя скрипичными ключами и 2 открытыми замками.

                                                                           Дети радуются.

                                           Учитель берёт второе письмо и читает текст:

                    Конверт с третьим заданием находится  рядом с великим русским композитором, который написал балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица».

                           

 Учитель:   Ребята, что это за композитор?

Дети:    Пётр Ильич Чайковский.

                                Дети находят конверт и читают следующее задание.

                                                         Третье задание:              

                  Прослушайте музыкальные фрагменты и определите название

                                         ведущих инструментов и их тембр.

Учитель:  Ребята! Это задание немного посложнее, но мы обязательно справимся с ним.

                   Вспомним,  что такое тембр?

Дети:         Это звуки разной высоты. Они бывают низкими, средними и высокими.

                                           Дети вместе с учителем слушают фрагменты произведений.

                        Звучат отрывки из произведений  П. И. Чайковского: «Испанский танец»,

                         «Марш деревянных солдатиков»,

                                          Определяют название инструментов и их тембр.

 

Учитель:  Ребята! А какие инструменты звучат низким тембром?

Дети:         Барабан, контрабас.

Учитель:  А какие инструменты звучат высоким тембром?

Дети:         Скрипки, колокольчики, труба.

Учитель:  А на каком инструменте можно показать и низкие и средние и высокие ноты?

Дети:         На пианино.

Учитель:  Я считаю, что мы с отличием справились с этим заданием.

                   Но посмотрим, понравится ли наш ответ злому колдуну?

                           Слайд № 24.

                       На экране высвечивается сундук с тремя ключами и открытыми замками.

Учитель:  Мне не терпится приступить к выполнению четвёртого задания.

                                  Учитель читает в третьем письме следующее задание:

             Четвёртое задание находится на  том месте, где расположен дом с нотами

  Дети:         На нотоносце  

                                                        Учитель читает задание № 4.  

                                                      Четвёртое задание.

                   Вы должны  красиво и правильно исполнить мелодию песни  

                                                  «Чижик-пыжик и Зойка»  

Учитель:  Ребята,   с этой песней мы познакомились на прошлом уроке.  Сейчас мы

                   немного распоёмся, а затем вспомним и чисто исполним мелодию песни.

               

                     Дети делают небольшие упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения,

                        Повторяют и исполняют мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка».

                                                   Слайд № 25. На экране появляется текст с песней.

Учитель:  Я надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

                    Слайд № 26.

                   На экране появляется сундук с четырьмя ключами и четырьмя открытыми замками.

                                        Учитель читает в четвёртом конверте.

                        Конверт с пятым заданием находится  там, где собрано огромное количество

                                                           музыкальных произведений.  

Дети:         Это фонотека.

                                                      Дети или учитель читает задание №5.                                                           

                                                              Задание пятое.

                          Показать в движении усиление и ослабление музыки.

Учитель:  Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, как в музыке

                   называется усиление или ослабление звука?

 Дети:        Это  - динамика Она  бывает тихой, громкой, очень громкой, очень

                   тихой.

Учитель:  А сейчас мы покажем это движениями. Когда звук тихий – руки находятся

                   внизу, когда громкий звук – руки поднимаются вверх.

                   Учитель играет  мелодию с контрастной динамикой – дети выполняют движения.

Учитель:  Теперь мы попробуем показать постепенное усиление и ослабление звука.

                   Класс делится на равное количество учащихся. Первая половина под тихую

                   музыку движется навстречу второй, постепенно поднимая руки при усилении

                   звука, затем отходит назад, естественно постепенно опуская руки с

                   уменьшением звука. Вторая половина класса выполняет тоже самое.

Учитель:  Давайте посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы показали динамику.

                     Слайд № 27. 

                 На экране высвечивается сундук с пятью ключам и пятью открытыми замками.

                             Учитель читает, где можно найти конверт с шестым заданием.

                                 Конверт с шестым заданием находится

                                    в самом «зелённом», красивом уголке.

Дети:         Это возле цветов.

                                          Учитель просит ученика прочитать шестое задание.

                                                        Задание шестое.

            Вы должны выразительно исполнить песню «Чижик-пыжик и Зойка».

Учитель:  Ребята! Это самое сложное задание из всех заданий. Мы разучили  

                   текст песни и мелодию, а теперь это всё надо собрать в единое целое и

                   исполнить выразительно, соблюдая все законы интонации.

               

                       Слайд № 28. 

                                                 На экране высвечивается текст песни.

                  Дети делятся на две группы: одна – группа чижики-пыжики, вторая группа – Зойки.

                                                     Исполняют выразительно песню.

                           

Учитель:  Ребята! А кто мне скажет, какие интонации нам встретились в этой песне?

Дети:         Вопросительные, интонации грусти, обиды, возмущение, диалог.

Учитель:  Молодцы, ребята! Мы с вами выучили и выразительно исполнили песню,

                   которая называется «Чижик пыжик и Зойка».

                  Вам понравилась эта песня? Мне очень понравилось, как вы исполнили

                  эту песню, и надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.

                  Давайте посмотрим на экран и узнаем, открылся ли шестой замок.

                                   Слайд № 29.  На экране высвечивается слайд с шестью открытыми замками.

Учитель:  Нам осталось выполнить самое последние задание, и тогда все жители

                   страна интонация вернуться в свой город.

                                       Учитель в шестом письме читает последнее задание:

                           Конверт с последним заданием находится там,

                              где  собраны музыкальные понятия!

Дети:          Это музыкальное дерево!

                                                              Дети читают задание № 7.

                                                            Задание седьмое.

           Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какое

         время года « нарисовал» композитор? Почему вы так решили? Подберите к

                                    прослушанному произведению картину.  

Учитель:  Ребята вы сейчас внимательно прослушайте произведение и постарайтесь

                   мысленно вообразить, какое время года хотел показать композитор?

                                              Дети слушают «Октябрь» П. И. Чайковского.

Учитель:  Какое же время года хотел показать нам композитор?

                                      Ответы детей, все приходят к выводу, что это осень.

         

Учитель:  Почему вы считаете, что осень? Какая музыка по настроению, темпу,

                   динамике?

                                                                       Ответы детей.

Учитель:  А сейчас посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, какая из них

                   подходит к нашему произведению?

                               Слайд № 30. 

                              На экране появляются слайды с изображением осени, лета, зимы и весны.

                Дети определяют принадлежность одной из фотографий к прослушанному произведению.

Учитель:  Ребята, вы правильно  определили время года – это осень. Автор этого

                   замечательного музыкального произведения П. И. Чайковский – великий

                   русский композитор.

                 

                           Слайд № 31. На экране появляется большое изображение осеннего пейзажа,

                               на фоне которого расположен портрет П. И. Чайковского.

Учитель:  Нет сомнений, что вы правильно выполнили это задание.

                          Слайд № 32-33.

                           На экране появляется слайд с семью ключами и открытыми замками,

                                           и цветное изображение страны Интонации.

Учитель:  Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Вы помогли освободить жителей

                   страны Интонация от злого колдуна Дисгармона, и тем самым разрушили его

                   страшное царство.

                          Слайд № 34.  

                        На экране высвечивается слайд с руинами царства злого колдуна Дисгармона.

Учитель:  И наша страна интонация вновь приобрела прежний вид.

                    Слайд № 35.

                   А сейчас я  приглашаю вас на бал потанцевать танец, который называется

                   «Буги-вуги».

                                           Дети вместе с учителем исполняют танец «Буги-вуги».

Учитель:  Ну что ж ребята, пора возвращаться домой. Займите свои места на ковре –

                   самолёте, и, полетели.

                          Слайды № 36-43.

                          Звучит песенка, на экране на каждую строчку песни появляются виды земли.

Учитель:  Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну Интонацию.

                   Я надеюсь, что оно вам понравилось, что вы узнали много интересного в

                   области музыки, и теперь можете применять эти знания на уроках.

                   В память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам диск с  детскими

                   песнями.

                   Сегодня вы все получаете оценку «отлично». А вот какую оценку вы

                   поставите мне, я узнаю по вашему настроению.

                   Выходя из класса, положите в эти корзинки - отличное настроение, в

                   эту – хорошее, ну а если плохое, тогда оставьте его в этой шкатулке.

                              Дети под музыку выходят из класса и наполняют шкатулки нотками:

                                         красные – отличное, зелёные – хорошее, синие – плохое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

Сценарий проведения Интернет- урока антинаркотической направленности «Имею право знать».

Сценарий проведения Интернет- урокаантинаркотической направленности«Имею право знать».Цель – ознакомить школьников со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации ...

нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....

Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"

Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка....

Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)

Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)...

Сценарий внеклассного мероприятия в рамках проведения клуба по интересам «Музыка без границ»

quot;Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании"...