"Сценарий проведения нетрадиционного урока по музыке по теме "Интонация"
план-конспект по музыке по теме
В игровой форме даю общие представление о том, что такое интонация, какое значение она имеет в музыке. Раскрываю смысл понятий: "Ритм", "Темп", "Тембр", "Динамика", "Мелодия", "Выразительность", "Изобразительность". Это урок-путешествие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_intonaciya3_klass.docx | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АВТОР:
учитель музыки МОУ «Прохоровская гимназия»
ПРОКОПЕНКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
Сценарий
проведения нетрадиционного урока по музыке в третьем классе
по теме «Интонация».
II четверть. Урок № 2.
Тема: Путешествие в страну «Интонация».
Цель: В игровой форме дать общее представление о том, что такое интонация,
какое значение она имеет в музыке. Раскрыть смысл понятий: «Ритм»,
«Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» и
«Изобразительность».
Тип урока: Урок-путешествие.
Задачи: * На основе личностного ориентирования развивать музыкально –
ритмические навыки, умение различать высокие и низкие звуки, правильно
интонировать, а так же слышать в музыке выразительность и видеть
изобразительность.
* Воспитывать чувства дружбы, умение прийти на помощь в трудную
минуту, быть смелыми и не бояться трудностей.
Оборудование: фортепиано, система мультимидийного изображения, плакат с
музыкальными терминами, шесть конвертов с заданиями, три
шкатулки, красные, зелёные и синие нотки (по 20 штук), сборник
«Песенник октябрёнка», большой ковёр, магнитофон, аудиозапись
произведений П. И. Чайковского «Октябрь», «Испанский танец»,
«Марш деревянных солдатиков», портрет П. И. Чайковского.
Содержание урока:
- Оргмомент.
- Введение в тему урока.
- Изучение новой темы.
- Итог урока.
- Релаксация.
- Выход из класса.
Ход урока.
Посреди класса находится ковёр. Вокруг него полукругом расположены стулья.
1. Организационный момент.
Слайд № 1. Дети входят в класс под музыку песни «Чижик – пыжик и Зойка».
Музыкальное приветствие:
Учитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Добрый день!
2. Введение в тему.
Учитель: Дорогие ребята! Я принц Гармонии. Я прилетел к вам из страны
Интонация. Нет, нет, не пытайтесь найти эту страну на карте мира – её там
просто нет. Моя страна находится на другой карте – на карте музыкальной
планеты.
Слайд № 2. Карта музыкальной планеты, на которой изображены страны:
Танцевальная, Маршевая, Песенная, Инструментальная.
Учитель: Страна «Интонация» находится в самом центре музыкальной планеты.
Вокруг неё расположено множество других музыкальных стран: танцевальная,
песенная, маршевая, инструментальная. Все эти страны взаимосвязаны между
собой. Они не могут существовать отдельно друг от друга, потому что музыка
– это единое целое. А основой, т. е. фундаментом этого единого целого
является интонация.
Учитель исполняет песню «Страна Интонация» на мелодию песни «Учат в школе».
Вы послушайте, друзья
Есть волшебная страна
«Интонация» название столицы.
Музыкальная страна
И ритмична и нежна
И над нею всюду вьются песни – птицы.
Вместе мы в страну пойдём,
Тихо – громко пропоём
То высоким голосом, то очень низким
И веселье и печаль
Над страной несутся вдаль
В «Интонацию» пойдём путём не близким.
Там деревья и цветы
Необычной красоты
И на каждой ветке нотки вырастают
Реки музыки журчат
И мелодии звучат
И ключом скрипичным двери открывают.
Учитель: Ребята! А что вы знаете об «интонации»?
Дети: Это правильное и выразительное произношение.
Дети дают свои ответы.
Учитель: Итак, ребята мы выяснили, что интонация – это выразительное произношение.
А что значит выразительно?
Дети: Это когда произносишь слово с выражением.
Учитель: А как это с выражением?
Дети: Значит, громко, чётко, соблюдать знаки препинания, а ещё передавать
характер.
Учитель: Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.
Вы должны прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с интонацией:
- вопросительно
- радостно
- утвердительно
- зло
- мечтательно
- грустно
- гордо
Слайд № 3. Дети произносят выражение с заданной интонацией.
Учитель: Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной
речи и я уверен, что вы на самом деле хорошие ребята. Поскольку у нас с
вами урок музыки, то я вас познакомлю с музыкальной интонацией.
Слайд № 4. На экране появляется карта «Страна Интонация».
Учитель: В этой стране живут мои лучшие друзья: Ритм, Темп, Тембр, Динамика,
Мелодия, Выразительность и Изобразительность.
Слайд № 5. Появляется карта «Страна Интонация» с указанием всех видов интонации:
Ритм, Темп, Тембр, Динамика, Мелодия, Выразительность и Изобразительность.
Учитель: Сейчас мы вместе с вами вспомним, что означают эти термины?
Слайд № 6. Учитель вместе с детьми определяет понятие каждого вида интонации.
Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.
Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.
Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.
Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.
Мелодия - это правильное и красивое сочетание звуков.
Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.
Изобразительность – изображает и показывает музыку.
Что бы познакомиться с моими друзьями поближе, я приглашаю вас
отправиться со мной на бал, который состоится в стране Интонация сегодня.
На это торжество приглашаются все жители музыкальной планеты и все те,
кто любит и понимает музыку.
Я очень надеюсь, что вы все очень любите петь, танцевать и слушать музыку,
поэтому мы прямо сейчас отправляемся на бал в страну Интонация.
Вот только на чём мы можем туда отправиться?
Ответы детей.
Учитель: А я предлагаю отправиться в путешествие на ковре – самолёте!
Слушай мою команду! Прошу всех стать в две колонны на центр ковра!
Руки отвести в стороны и немного присесть, чтобы не потерять равновесие.
Внимание! Начинаю отсчёт. Три! Два! Один! Полетели!
Слайды № 7-16.
На экране появляются изображения природы, желательно вид сверху, соответствующий
тексту песни: облака, грозовое небо, океан, море, горы, реки, равнины, и вид земли.
Учитель сопровождает показ исполнением песенки:
На ковре самолёте мы взлетим в облака
Не страшны нам преграды
Наша дружба крепка.
Пусть под нами мелькают
Океаны, моря
Горы, реки, равнины
Так прекрасна земля.
Учитель: Внимание! Наш ковёр – самолёт выполняет посадку в стране Интонация! Всем
пассажирам присесть на корточки и наклонить голову.
Слайд № 17.
В этот момент на экране высвечивается Страна Интонация в чёрно – белом цвете
без названия видов интонации.
Учитель: Ребята! Я ничего не понимаю! Моя страна Интонация приветливая,
яркая и музыкальная. Где мои друзья, где все гости? Здесь что-то не так!
Слайд № 18. Звучит грозная музыка, на фоне которой звучит страшный голос.
На экране возникает изображение замка колдуна Дисгармона.
Я, злой и самый ненавистный колдун Дисгармон. Я похитил, заколдовал и
спрятал за семью замками всех жителей страны Интонация, чтобы они
никогда не мешали мне делать то, что я люблю.
А люблю я беспорядок и грязь в музыке. Что бы освободить жителей
страны Интонация, вам придется пройти семь испытаний. Если вы
будете правильно выполнить все задания, в чём я очень сомневаюсь, вы
будете получить по одному скрипичному ключу, с помощью которого
сможете открывать замки и по очереди освобождать своих друзей.
Слайд № 19. На экране появляется сундук с семью закрытыми замками вокруг.
Слайд № 20. (текст продолжается)
Конверт с первым заданиями спрятан в помещении на самом
большом музыкальном предмете.
Спешите. У вас очень мало времени!
Учитель: Что же делать? Как вы думаете, мы должны вернуться назад или попытаться
освободить моих друзей от злого колдуна Дисгармона?
Дети: Мы должны остаться и освободить друзей от злого колдуна.
Учитель: Но нас ждут очень серьёзные испытания и знания в области музыки.
Вы готовы к таким испытаниям?
Дети: Да.
Учитель: Ребята, вы не запомнили, где должен лежать конверт с первым заданием?
Дети: На самом большом музыкальном предмете.
Учитель: Что же это может быть?
Дети: Это пианино.
Учитель: Как это я сразу не догадался? Какие вы молодцы, что сумели отгадать эту
загадку. Сейчас я открою конверт и прочту первое задание.
Учитель читает текст.
Задание первое.
Вы должны правильно исполнить ритмический рисунок,
который вы видите на экране. После этого вы должны исполнить
его под музыку, ноты которой находятся в этом конверте.
Слайд № 21
На экране высвечивается ритмический рисунок из четырёх коротких и двух длинных долей.
Учитель: Ребята, вспомним, что такое ритм?
Дети: Это чередование сильных и слабых звуков.
Учитель: Короткие палочки – это короткий звук, длинные палочки – это длинный звук.
Дети вместе с учителем исполняют ритмический рисунок сначала руками, затем чередуют:
ногами отбивают короткие звуки, а ладонями длинные.
Затем под мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка отбивают заданный ритм.
Учитель: Ребята, я уверен, что мы правильно выполнили первое задание.
Слайд № 22.
На экране вокруг сундука появляется скрипичный ключ и открытый 1 замок.
Дети: Ура! Мы правильно выполнили первое задание.
Учитель: Я думаю, что расслабляться рано, ведь у нас впереди ещё шесть заданий.
Читает текст из первого послания.
Конверт со вторым заданием находится под тем предметом,
на котором вы прилетели в страну «Интонация».
Дети: Под ковром – самолётом!
Учитель: Конечно же, под ковром – самолётом!
Дети достают конверт со вторым заданием и кто – нибудь из детей читает:
Второе задание.
Вы должны правильно определить и показать темпы музыкальных
фрагментов, который я вам высылаю.
Учитель: Ребята, вспоминаем, что такое темп?
Дети: Это скорость в музыке.
Учитель: С какими темпами мы знакомы?
Дети: Быстрый, умеренный и медленный.
Учитель: Я буду играть музыкальные отрывки, а вы будете определять темп. Если
музыка быстрая – вы выполняете подскоки, если музыка умеренная – вы
выполняете приседания, ну а если музыка медленная – тогда вы
покачиваетесь из стороны в сторону.
Учитель играет музыкальные фрагменты с различным темпом: быстрая полька,
медленный вальс и мелодию песни «Чижик – пыжик и Зойка» - в умеренном темпе.
Дети показывают темп музыки в движении.
Учитель: Я внимательно наблюдал за вами, и думаю, что вы правильно определили
виды темпов. Скажите, а какая мелодия вам была знакома?
Дети: Последняя. Мы слышали её при слушании ритма. Темп умеренный.
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень наблюдательны и внимательны. Посмотрим,
добыли ли мы ещё один ключ?
Слайд № 23.
На экране высвечивается сундук с двумя скрипичными ключами и 2 открытыми замками.
Дети радуются.
Учитель берёт второе письмо и читает текст:
Конверт с третьим заданием находится рядом с великим русским композитором, который написал балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Учитель: Ребята, что это за композитор?
Дети: Пётр Ильич Чайковский.
Дети находят конверт и читают следующее задание.
Третье задание:
Прослушайте музыкальные фрагменты и определите название
ведущих инструментов и их тембр.
Учитель: Ребята! Это задание немного посложнее, но мы обязательно справимся с ним.
Вспомним, что такое тембр?
Дети: Это звуки разной высоты. Они бывают низкими, средними и высокими.
Дети вместе с учителем слушают фрагменты произведений.
Звучат отрывки из произведений П. И. Чайковского: «Испанский танец»,
«Марш деревянных солдатиков»,
Определяют название инструментов и их тембр.
Учитель: Ребята! А какие инструменты звучат низким тембром?
Дети: Барабан, контрабас.
Учитель: А какие инструменты звучат высоким тембром?
Дети: Скрипки, колокольчики, труба.
Учитель: А на каком инструменте можно показать и низкие и средние и высокие ноты?
Дети: На пианино.
Учитель: Я считаю, что мы с отличием справились с этим заданием.
Но посмотрим, понравится ли наш ответ злому колдуну?
Слайд № 24.
На экране высвечивается сундук с тремя ключами и открытыми замками.
Учитель: Мне не терпится приступить к выполнению четвёртого задания.
Учитель читает в третьем письме следующее задание:
Четвёртое задание находится на том месте, где расположен дом с нотами
Дети: На нотоносце
Учитель читает задание № 4.
Четвёртое задание.
Вы должны красиво и правильно исполнить мелодию песни
«Чижик-пыжик и Зойка»
Учитель: Ребята, с этой песней мы познакомились на прошлом уроке. Сейчас мы
немного распоёмся, а затем вспомним и чисто исполним мелодию песни.
Дети делают небольшие упражнения на дыхание, артикуляционные упражнения,
Повторяют и исполняют мелодию песни «Чижик пыжик и Зойка».
Слайд № 25. На экране появляется текст с песней.
Учитель: Я надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.
Слайд № 26.
На экране появляется сундук с четырьмя ключами и четырьмя открытыми замками.
Учитель читает в четвёртом конверте.
Конверт с пятым заданием находится там, где собрано огромное количество
музыкальных произведений.
Дети: Это фонотека.
Дети или учитель читает задание №5.
Задание пятое.
Показать в движении усиление и ослабление музыки.
Учитель: Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, как в музыке
называется усиление или ослабление звука?
Дети: Это - динамика Она бывает тихой, громкой, очень громкой, очень
тихой.
Учитель: А сейчас мы покажем это движениями. Когда звук тихий – руки находятся
внизу, когда громкий звук – руки поднимаются вверх.
Учитель играет мелодию с контрастной динамикой – дети выполняют движения.
Учитель: Теперь мы попробуем показать постепенное усиление и ослабление звука.
Класс делится на равное количество учащихся. Первая половина под тихую
музыку движется навстречу второй, постепенно поднимая руки при усилении
звука, затем отходит назад, естественно постепенно опуская руки с
уменьшением звука. Вторая половина класса выполняет тоже самое.
Учитель: Давайте посмотрим на экран и узнаем, правильно ли мы показали динамику.
Слайд № 27.
На экране высвечивается сундук с пятью ключам и пятью открытыми замками.
Учитель читает, где можно найти конверт с шестым заданием.
Конверт с шестым заданием находится
в самом «зелённом», красивом уголке.
Дети: Это возле цветов.
Учитель просит ученика прочитать шестое задание.
Задание шестое.
Вы должны выразительно исполнить песню «Чижик-пыжик и Зойка».
Учитель: Ребята! Это самое сложное задание из всех заданий. Мы разучили
текст песни и мелодию, а теперь это всё надо собрать в единое целое и
исполнить выразительно, соблюдая все законы интонации.
Слайд № 28.
На экране высвечивается текст песни.
Дети делятся на две группы: одна – группа чижики-пыжики, вторая группа – Зойки.
Исполняют выразительно песню.
Учитель: Ребята! А кто мне скажет, какие интонации нам встретились в этой песне?
Дети: Вопросительные, интонации грусти, обиды, возмущение, диалог.
Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами выучили и выразительно исполнили песню,
которая называется «Чижик пыжик и Зойка».
Вам понравилась эта песня? Мне очень понравилось, как вы исполнили
эту песню, и надеюсь, что мы справились с этим сложным заданием.
Давайте посмотрим на экран и узнаем, открылся ли шестой замок.
Слайд № 29. На экране высвечивается слайд с шестью открытыми замками.
Учитель: Нам осталось выполнить самое последние задание, и тогда все жители
страна интонация вернуться в свой город.
Учитель в шестом письме читает последнее задание:
Конверт с последним заданием находится там,
где собраны музыкальные понятия!
Дети: Это музыкальное дерево!
Дети читают задание № 7.
Задание седьмое.
Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какое
время года « нарисовал» композитор? Почему вы так решили? Подберите к
прослушанному произведению картину.
Учитель: Ребята вы сейчас внимательно прослушайте произведение и постарайтесь
мысленно вообразить, какое время года хотел показать композитор?
Дети слушают «Октябрь» П. И. Чайковского.
Учитель: Какое же время года хотел показать нам композитор?
Ответы детей, все приходят к выводу, что это осень.
Учитель: Почему вы считаете, что осень? Какая музыка по настроению, темпу,
динамике?
Ответы детей.
Учитель: А сейчас посмотрите внимательно на эти фотографии и скажите, какая из них
подходит к нашему произведению?
Слайд № 30.
На экране появляются слайды с изображением осени, лета, зимы и весны.
Дети определяют принадлежность одной из фотографий к прослушанному произведению.
Учитель: Ребята, вы правильно определили время года – это осень. Автор этого
замечательного музыкального произведения П. И. Чайковский – великий
русский композитор.
Слайд № 31. На экране появляется большое изображение осеннего пейзажа,
на фоне которого расположен портрет П. И. Чайковского.
Учитель: Нет сомнений, что вы правильно выполнили это задание.
Слайд № 32-33.
На экране появляется слайд с семью ключами и открытыми замками,
и цветное изображение страны Интонации.
Учитель: Ну, что ж ребята, вы просто молодцы! Вы помогли освободить жителей
страны Интонация от злого колдуна Дисгармона, и тем самым разрушили его
страшное царство.
Слайд № 34.
На экране высвечивается слайд с руинами царства злого колдуна Дисгармона.
Учитель: И наша страна интонация вновь приобрела прежний вид.
Слайд № 35.
А сейчас я приглашаю вас на бал потанцевать танец, который называется
«Буги-вуги».
Дети вместе с учителем исполняют танец «Буги-вуги».
Учитель: Ну что ж ребята, пора возвращаться домой. Займите свои места на ковре –
самолёте, и, полетели.
Слайды № 36-43.
Звучит песенка, на экране на каждую строчку песни появляются виды земли.
Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну Интонацию.
Я надеюсь, что оно вам понравилось, что вы узнали много интересного в
области музыки, и теперь можете применять эти знания на уроках.
В память о нашей с вами встрече, я хочу подарить вам диск с детскими
песнями.
Сегодня вы все получаете оценку «отлично». А вот какую оценку вы
поставите мне, я узнаю по вашему настроению.
Выходя из класса, положите в эти корзинки - отличное настроение, в
эту – хорошее, ну а если плохое, тогда оставьте его в этой шкатулке.
Дети под музыку выходят из класса и наполняют шкатулки нотками:
красные – отличное, зелёные – хорошее, синие – плохое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Сценарий проведения Интернет- урока антинаркотической направленности «Имею право знать».
Сценарий проведения Интернет- урокаантинаркотической направленности«Имею право знать».Цель – ознакомить школьников со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации ...
нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"
В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....
Нетрадиционный урок английского языка в 9 классе по теме "Молодежная музыка и мода"
Урок разработан с целью изучения английского языка на основе песенного материала в рамках декады английского языка....
Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)
Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)...
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках проведения клуба по интересам «Музыка без границ»
quot;Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании"...