Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)
классный час (6 класс)
Сценарий проведения открытого урока (Урок Мужества, посвященный 23 февраля)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район, с.Отрадо-Ольгинское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 с.Отрадо-Ольгинского
муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя РФ И.В. Ткаченко
Сценарий урока мужества
« ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Подготовила
учитель технологии
Соловьева О.А.
Цели: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за Отчизну, сформировать образ истинного патриота и защитника Родины, познакомить учащихся с историей страны и края; способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств; способствовать моральному развитию учащихся и их творческих способностей. Оборудование: экран, мультимедиа, компьютеры, усилители, колонки, микрофоны, флаги, музыкальные фонограммы, презентации.
Презентации:
- «Великая Отечественная война» (документальная хроника, фотографии, плакаты времён войны).
- «Афганистан» (документальная хроника, фотографии).
- «Долг. Мужество. Отечество» (фотографии военных действий в Чечне).
- «РАТНИК» (военно-патриотическое объединение).
Песни и исполнители:
- «Кукушка».
- «Приказ».
- «Ты же выжил, солдат».
- «Я служу России».
Действующие лица: учащиеся 10 класса; педагог, руководитель ВСК «Ратник» Трушков А. И., приглашенный гость – председатель Совета ветеранов Афганистана и участников боевых действий на Северном Кавказе – Рукавишников Г. В.
- Клип «Небо засыпай».
Педагог, руководитель ВСК «РАТНИК» (ведущий);
Всякому хочется жить. Но бывает, поверь, -
Жизнь отдают, изумиться, забыв дешевизне.
В безднах души просыпается зверь.
Темный убийца. И помысла нету о жизни.
Гибель стояла в бою у тебя за плечом…
Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем.
Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,
Та, что рубиться заставит и мертвые руки.
Что нам до смерти и мук, если есть
Ради кого принимать даже смертные муки?
Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,
Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.
Кончится бой, и тогда только время найдешь
Каждому голосу жизни как чуду дивиться.
Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поет, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом…
Павших друзей помяни.
И живи. И не плачь ни о чем… (презентация о Великой Отечественной войне)
вед: Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
Вед.: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 65 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рождения, 18-летних, с войны вернулся только один.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит, и пасть не может.
(Д.Самойлов – «Я зарастаю памятью»)
Вед: Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили,
Живыми вернуться не все.
Вагоны идут по России,
По травам её, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым. (Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)
Вед: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.
Вед: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить. (С.Самушенков «Старый фильм»)
вед: в русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.
Получают мальчики повестки.
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше.
Все они уходят в мир иной...
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
вед. Эти проникновенные стихи написаны, матерью, потерявшей единственного сына.
вед. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.
Клип - Песня «Кукушка» презентация «Афганистан»
ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном peгионе не жалели средств.
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан – туда, где мы служили.
вед. Против нас была объявлена информационная воина, к то-то «добренький» стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации». Широкой рекой в Афганистан потекли современные средства ПВО - тогдашние «стингеры». Стрелковое и
тяжелое вооружение, средства минной войны...
вед. Но главное - деньги. доллары, афгани .. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. cjiobho время повернулось вспять - буквально за каждое ухо убитого советского воина, как за скальпы во время покорения Америки, стали платить, и платили щедро.
вед. На «бешеных» деньгах множились солдаты удачи А чтобы бизнес у «духов» шел успешнее, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана. . Все мы знаем, сколько наших ребят полегло тогда.
вед. Наконец наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых:, что тa война была ошибкой...
Значит, все было зря?
Мы шли пружинисто и дружно:
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои.
Взмывали соколы орлами
И соловьями -воробьи.
Земля сама под шаг просилась –
Десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман...
И мы тогда еще не знали
Словца мудреного «душман».
Это время - мое,
Я не знаю прекрасней времен.
Эта воля - моя.
Мне вольнее неведома воля.
Этот вбитый в пустыню
Десантный родной батальон
И по Родине боль -
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы - твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха возьми меня, время мое!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье.
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.
И когда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот,
Мы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда по черным пескам поведет,
На барханах оставив кровавые наши насечки.
И за толику жить и стоять на железном ветру,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Безымянной звездой!
Ты прости меня, мама...
ведущий. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.
ведущий. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе.
Песня «Приказ»,
вед: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат.
Давно ушли мы из Афгана,
Почти забыли запах дыма и огня,
Но помню: было там все без обмана,
А здесь все фальшь преследует меня.
А здесь повсюду мелочность,
нечестность,
Которую встречаю я в штыки,
И вспоминается в песке и пыли местность
У той далекой и чужой реки.
Не каждый ведь сейчас поймет,
А кто поймет, не испытать ему,
Как наши парни шли вперед
Земля горела вся в дыму.
От жажды трескалися губы,
Горело горло, как в огне,
Но парни стискивали зубы,
Глоток воды свой отдавали мне
Сейчас мне стыдно, что я раненый
Просил и бредил о воде,
Глоток, которой там был равен
Порою жизни всей цене.
Как братья были люди там,
Ценой безмерной за все платили.
вед: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
вед: Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет.
вед :Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет. Прежде чем сказать слово о тех, кто воевал в Чечне, хочется сказать спасибо всем тем, кто исполнял свой воинский и патриотический долг в Афганистане. Сегодня к нам на встречу пришли воины, прошедшие Северный Кавказ (Чечня): Александров Дмитрий Витальевич. (Рукавишников Г. В. (предоставляем слово)
Низкий поклон вам за Ваше мужество и героизм.
Звучит клип - песня «Ты же выжил, солдат» , презентация «Северный Кавказ - Чечня»
вед: Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте… и среди них боль России – Чечня.
вед: Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
вед. Судьбы, судьбы...
Закрою атлас, снова открываю...
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она, та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она - Чечня.
Она уму и совести укор.
Кто знал вчера названье это,
Что за чертою дальних гор?
Теперь в горах и на просторах ровных
Ночами много женщин не уснут.
Как колокол вздыхает похоронный
И Зловещее: Чечня - Чечня!
Тем вздохам расстоянье не помеха.
Добро негромко, громко звучна злость.
В истории свои загадки,
С плеча судить мы не вольны:
Кто виноват в кровавой схватке
Людей вчера одной страны.
Пройдя по жизненным излукам,
И не на час, а на века
История, как ОТК,
Клеймо поставит по заслугам,
И не на час, а на века.
И за чеченскую аферу
Поставит каждому печать.
И за солдатика-шофера
Пред Богом будут отвечать.
Его уста сегодня немы,
Его объемлет тишина.
Но эта вот полупоэма
Сейчас ему посвящена.
А кто он, мы таить не станем:
Не из господ, не из гуляк.
Его фамилия - Иванов,
Обычный парень, наш земляк,
Война, война...
Кому-то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин...
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
(Минута молчания.)
(звучат удары метронома, на экране появляются слайд шоу из фотографий, запечатлевших события чеченской войны)
Не был я на чеченской проклятой войне.
Понимаете, не был, ребята.
Пока вас снайпера прибивали к броне,
Я сидел в нашей школе за партой.
Пока нас распинали живых на крестах
Бородатые чёрные звери
И потом предавали на самых верхах,
Всё молча о реальных потерях...
И терялся в ночи скорбный плач матерей
Под гудёж бесноватой столицы,
И смотрели на нас в глубине алтарей
Убиенных парней наших лица.
Страшен взгляд сих оболганных, преданных душ,
В этом мире проклятом забытых.
О, какая ж в сердцах наших чёрная глушь,
Если мы предадим их, убитых!
Предадим их, не взяв в руки праведный меч,
Ложь срубающий истины словом!
Тот, кто душу свою здесь захочет сберечь,
Потеряет её перед Богом.
вед: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
вед: Нашу встречу сегодня можно назвать «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним.
вед. Российский офицер! Это гордое звание, героическая профессия. Профессия – родину защищать. И выпускники нашей школы с честью продолжают эту эстафету самоотверженного служения Родине.
Вед. Будущие воины наших дней. Вам занимать место в боевом строю и значит становиться преемниками и продолжателями славы нашей Армии, ее замечательных боевых традиций. Ученики нашей школы с радостью стали членами военно-патриотического объединения «Ратник».
У них есть память сердца о миллионах павших на полях сражений наших бойцов. А у храбрых отцов и дедов не должно быть трусливых и робких сыновей и внуков, ибо они должны в случае необходимости отстаивать честь своей Родины..
Вед. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…
Вед. Долг? А если сердце человека не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает тёплого слова «отчизна»? Если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать... Как быть тогда?
2 Вед. Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую - лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?
Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Дар мужества - примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия -
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей - душевную сердечность.
Вед : Нам не страшны любые непогоды:
Есть у родной страны надежный щит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Вед : Друг! Современник. В молодые годы
Преодолеешь ты наук гранит,
Пока на страже мира и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Песня «Я служу России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения открытого классного часа «Главное слово на любом языке»
Сценарий проведения открытого классного часа «Главное слово на любом языке» Цель:воспитание у школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку - маме.Оборудова...
Сценарий проведения спортивного мероприятия «Здорово жить», посвященного Дню здоровья.
Внеклассное мероприятие...
Сценарий проведения спортивных состязаний среди юношей, посвященных Дню защитника Отечества.
Представлен сценарий проведения соревнований....
Сценарий проведения праздничного концерта «Мудрости свет» , посвященного Дню пожилого человека
У вас сегодня день особый!Нам трудно подобрать слова,Желаем счастья много-много,Желаем всяких благ, добра!Пусть в этот день как музыка для васЗвучат слова любви и поздравленья.Пускай счастливым будет ...
Сценарий проведения сбора - старта Содружества "Олимп", посвященного 30-летию РДОО ПБ
Сбор - старт Содружества "Олимп" ГДОО "Росток" был проведен в рамках комплексной интегрированной программы "Матери Золотой Пчелы" на географическом пространстве "Алл...
Сценарий проведения смотра строя и песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
описывается сценарий смотра строя и песни...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...