Урок в 6 классе по теме: "Жизненная сила музыки П.И.Чайковского".
план-конспект урока музыки (6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе
Составила учитель музыки 1 категории МБОУ «СОШ № 2» г.Стерлитамака респ. Башкортостан
Чернова Любовь Витальевна
Тема:
«Жизненная сила музыки П. И. Чайковского.»
Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского , воспевающую красоту, богатство и силу ,
человека ; красоту , богатство и силу самой жизни.
Задачи:
1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов -классиков;
3.Совершенствование навыков исполнения музыки.
Музыкальный материал : «Па - дет де» из б. «Щелкунчик»; «Танец маленьких лебедей» из б. «Лебединое озеро»; «Неаполитанская песенка» ; Финал симфонии №4; фрагмент концерта № 1 для фортепьяно с оркестром ; хор оп. «Евгений Онегин» ; М. Минков «Дорога добра». Хор «Отче наш»
Ход урока.
Музыкальное приветствие «Добрый день» Учитель:
Тихо , тихо рядом сядем -Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде Разноцветном , расписном. И раздвинулись вдруг стены -
Вся Земля видна вокруг Плещут волны речки пенной ,
Чутко дремлют лес и луг Вдаль бегут степные тропки , Тают в дымке голубой... Это музыка торопит, И ведёт нас за собой. Учитель читает стихотворение на фоне звучания музыки «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Учитель:
- Ребята , чью музыку вы сейчас услышали ?
- А кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент ?
- Сегодня мы ещё раз поговорим об этом композиторе и его удивительной музыке . И узнаем в чём сила музыки этого композитора ?
1 .Рассказ о творчестве П. И. Чайковского .
- Есть не далеко от могучей реки Комы старый заводской город - Воткинск . За двести лет он разросся , но и сейчас там стоит огромный прославленный машиностроительный завод. Но город Воткинск знаменит не только заводом. В 1840 году 7 мая здесь в двухэтажном доме, в семье горного начальника родился Петя
Чайковский, будущий композитор. Восемь лет он прожил в этом городе, в дружной, заботливой, сердечной семье. И сколько он себя помнил музыка всегда звучала вокруг него. Мать его Александра Андреевна замечательно играла на рояле и пела. Играл на флейте и пел отец. Музыке Пётр Ильич начал учиться в Петербурге.
Позже уже в Москве Чайковский занялся педагогической работой и конечно же композиторской. Давно нет Петра Ильича , но память о нём будет вечно жива. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.
Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.
Не найти гениальней и проще Ритмов тех, что подскажет капель, Соловей, растревоженный в роще, Пастуха зоревая свирель... Всё впитается в чуткую душу И вернётся мелодией вдруг... Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой природы вокруг.
С.Широбоков
11 Основная часть
Учитель:
- Вот вы сейчас узнали музыку П. И. Чайковского и сказали, что это фрагмент балета « Щелкунчик» А какие вы знаете ещё балеты у Чайковского?
- («Лебединое озеро», «Спящая красавица»)
- Верно. Послушайте пожалуйста стихотворение Маргариты Алигер и догадайтесь о каком произведении идёт речь.
«Танец маленьких лебедей»
помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь, героические оратории и симфонии в мире есть. Но меж ними храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая-Танец маленьких лебедей.
В беспросветные дни весенние И в дремучий, лютый мороз, После грозного потрясения, злых обид и черных угроз. Вдруг почувствуешь легче дышится И внезапно душе твоей Ни с того, ни с сего послышится Танец маленьких лебедей.
Неожиданное спасение, Белый плеск лебединых крыл Зашумели ключи весенние Драгоценных душевных сил Дело доброе не забудется, И наказан будет злодей, До поры пока сердцу чудится Танец маленьких лебедей.
Учитель:
- Вы догадались о каком музыкальном фрагменте идёт речь в этих стихах?
- А откуда этот фрагмент?
- Давайте его послушаем.
Слушание. « Танец маленьких лебедей». Учитель:
- Нам теперь трудно представить, что музыка этого балета не вызвала у современников композитора воодушевления, даже писались такие отзыва: «бедность фантазии, однообразие тем и мелодии» и т. п. Но Чайковский работал , писал музыку и верил, что она завоюет сердца людей. Получилось ли у него это? Сегодня мы без труда узнаём многие его произведения.
- Пётр Ильич много путешествовал. Он был во Франции и Италии, в Америке и Германии. Слушал там народные песни, запоминал и обрабатывал их.
Слушание « Неаполитанская песенка» Учитель:
- Композитор очень любил народное творчество, в своих симфонических произведениях он отражал эту любовь к народным песням.
- Сейчас вы услышите фрагмент Симфонии №4, где в основу темы финала , композитор положил мелодию хорошо знакомой вам русской народной песни. А какой вы мне скажите сами.
Слушание. «Фрагмент финала Симфонии №4». Учитель:
- Кто узнал эту песню? (« Во поле берёза стояла»)
- Верно. А вот ещё фрагмент тоже знакомой вам музыки. Это концерт №1 для фортепиано с оркестром» В основу этой части легла народная песня. Какая?
Слушание. «Фрагмент концерта №1»
( Украинская народная песня « Веснянка»)
Учитель:
- Давайте вспомним эту песню.
Исполнение
Учитель:
- Кроме симфонической инструментальной музыки, балетов, Чайковский ещё написал много опер.
- Какие оперы вы знаете у Петра Ильича? («Евгений Онегин», « Пиковая дама»)
- Правильно. В число его опер входят и такие как « Орманская дева», «Мазепа», «Черевички». И др.
- Давайте послушаем хор из оперы « Евгений Онегин»
- « Уж как по мосту, мосточку ».
Слушание. Хор из оперы «Евгений Онегин» Учитель:
- Узнали эту песню?
- Давайте её вспомним.
Исполнение.
- Вот видите, как часто композитор обращается к народному фольклору. Как вы думаете почему?
(Потому что он любил свою Родину; восхищался красотой русской природы; любил свой народ и его обычаи)
- Правильно
- И люди отвечали ему той же любовью. Сегодня сердца миллионов людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий русский колорит, доступность.
- Вспомните историю, как знаменитый русский хирург С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры шестой симфонии П. И. Чайковского. Для чего он это делал?
(для того , чтобы услышать внутри себя музык; ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, воля, мужество и спокойствие)
- Верно.
- Ребята, послушайте ещё произведение Чайковского и скажите какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Слушание. Хор « Отче наш» Чайковского
Учитель:
- Какими словами можно охарактеризовать эту музыку? (Возвышенная, духовная, успокаивающая, душевная, молитва)
- Мы ещё раз убедились, что музыка этого композитора понятна и близка нам, потому что она вызывает в нас те эмоции, которые мы переживаем в жизни.
- В каких музыкальных жанрах писал композитор?
( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)
- Понравилась ли вам музыка Чайковского?
- А кому что понравилось больше?
- Как вы думаете , в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем?
( в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)
- Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Чайковского и вы с интересом будете слушать её и дальше. Ведь музыка этого композитора нас учит идти только по дорогам любви и добра.
- А сейчас давайте вспомним песню Минкова « Дорога добра»
Исполнение песни
- В чём смысл этой песни?
- Как вы понимаете слова « Иди дорогою добра»? Вокально-хоровая работа.
- Ребята какому композитору мы посвятили наш урок?
- В чём же сила музыки этого композитора?
Выставление оценок
Д/задание: « Я попрошу вас сходить в библиотеку и подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве П. И. Чайковского »
ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ 5 класс.
1. Как называется песня без слов?
а) романс, 6) серенада; в) вокализ; г) пьеса.
2. какому русскому поэту посвятил Г Свиридов кантату II часть которой
называется «Поет зима, аукает»?
а) Есенину; 6) Пушкину; в) Лермовтову г) Тютчеву.
3. Как называется пьеса, предназначенная к постановке на сцене,
написанная для музыкальных жанров (например, оперы балет)?
а) сценарий; 6) либретто, в) роман; г) сказка.
4. На какой ipyiine инструментов симфонического оркестра «играли»
герои басни И. Крылова?
а) деревянно-духовой; 6) медно духовой, в) ударной;
г) струшт-смычковой.
5. Назовите многочастное произведение для солиста, хора и
симфонического оркестра.
а) сюита; б) баллада; в) оратория:, г) кантата.
6. Назовите автора гимна Башкортостана.
а) Ф.Идрнсов; б) Р. Сабитов; в) Д. Хасаншнн; г) Н.Даутов.
7. Какой русский композитор написал «Богатырскую» симфонию?
а) П. Чайковский; б) М.Мусорскнн; в) А. Бородин; г) С. Прокофьев
8. Какой из композиторов не является австрийским композитором?
а) Гайдн; 6) Э. Григ; в) В Моцарт; г) Л. Бетховен.
9. Какой русский композитор написал оперу-сказку «Садко»?
а) Н. Римский- Корсаков; 6) М. Глинка; в) П. Чайковский; г) А. Бородин.
10. Сколько исполнителей участвуют б квинтете?
а) четыре; 6) шесть; в) пять; г) семь.
- Назовите основную тему творчества П.И.Чайковского.
- Что Вы знаете о Ф.Шопене (назовите направление и жанры, в котором работал композитор, любимый инструмент, знакомые Вам произведения)
- Почему песни Микиса Теодоракиса пели молча?
- Что обозначает слово «ПОЛИФОНИЯ»?
- Назовите произведения Н.А.Римского - Корсакова.
- На сколько периодов можно поделить творчество С.В.Рахманинова?
- Кто из композиторов является автором песни «Баллада о солдате»?
- Почему М.И.Глинку называют «основоположником русской классической музыки»?
- Какое произведение М.П.Мусоргского рассказывает о русской истории?
- В чем сила музыки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений"
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Жизненные формы растений"...
Родительское собрание в 8 классе на тему "Жизненные цели подростков"
Материал родительского собрания представлен в виде презентации....
конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...
Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"
В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева.
Урок литературы в 8 классе по теме Жизненный путь Петра Гринева....