симфонический оркестр
занимательные факты по музыке по теме

Калишева Светлана Юрьевна

группы инструментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevyannye_duhovye.doc294.5 КБ
Microsoft Office document icon mednye_duhovye.doc624.5 КБ
Microsoft Office document icon strunnye.doc259 КБ
Microsoft Office document icon udarnye.doc806.5 КБ
Microsoft Office document icon fortepiano.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon klavesin.doc115 КБ
Microsoft Office document icon organ.doc217.5 КБ
Microsoft Office document icon arfa.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Деревянные духовые инструменты

Флейта (ит. flauto, фр.flute, нем. Flote, англ. flute)

Флейта - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине 18 века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй.

Флейта - самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых: в плане виртуозности она превосходит все остальные духовые инструменты. Примером тому может служить балетная сюита "Дафнис и Хлоя" Равеля, где флейта фактически выступает как солирующий инструмент.

Флейта представляет собой цилиндрическую трубку, деревянную или металлическую, закрытую с одной стороны - у головки. Тут же имеется боковое отверствие для вдувания воздуха. Игра на флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверствия и уходит. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре. По той же причине на флейте трудноисполнимы выдержанные ноты и широкие мелодии.

Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре".

Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из "Щелкунчика" Чайковского


Гобой (нем. Oboe)

Древностью своего происхождения гобой соперничает с флейтой: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока.

В 17 веке из бомбарды - инструмента свирельного типа - был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы 17-18 веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале 19 века "культ" гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету.

По своему строению гобой представляет собой коническую трубку; на одном конце ее находится небольшой воронкообразный раструб, на другом - трость, которую исполнитель держит во рту.

Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому стало традицией настраивать по нему весь оркестр. Перед симфоническим оркестром, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты.

Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, чем виртуозный инструмент: его область, как правило, - грусть и элегичность. Так звучит он в теме лебедей из антракта ко второму действию "Лебединого озера" и в простом меланхолическом напеве второй части 4-ой симфонии Чайковского. Изредка гобою поручают "комические роли": в "Спящей красавице" Чайковского, например, в вариации "Кот и кошечка" гобой забавно имитирует мяуканье кота. 


Фагот ( ит.fagotto, нем.Fagott, фр. bassoon, англ. bassoon )

Предком фагота считается старинная басовая свирель - бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Афраньо дельи Альбонези в первой половине 16 века. Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает "вязанка"). Фагот покорил благозвучием тембра современников, которые по контрасту с хриплым голосом бомбарды стали называть его "дольчино" - сладостный.

В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, фагот подвергся серьезным усовершенствования. С 17 века он вошел в симфонический оркестр, а с 18 века - в военный. Конический деревянный ствол фагота очень велик, поэтому его "складывают" вдвое. К верхней части инструмента прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя.

В 18 веке инструмент пользовался большой любовью современников: одни называли его "гордым", другие - "нежным, меланхолическим, религиозным". Очень своеобразно определил окраску фагота Римский-Корсаков: "Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре". Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания, а forte в низком регистре может вызвать крайнее утомление исполнителя. Функции инструмента очень разнообразны. Правда, в 18 веке они часто ограничивались поддержкой струнных басов. Но в 19 веке у Бетховена и Вебера фагот сделался индивидуальным голосом оркестра, а каждый из последующих мастеров находил в нем новые свойства. Мейербер в "Роберте-Дьяволе" заставил фаготы изображать "гробовой хохот, от которого мороз подирает по коже" (слова Берлиоза). Римский-Корсаков в "Шахеразаде" (рассказ Календера-царевича) обнаружил в фаготе поэтичного рассказчика. В этом последнем амплуа фагот выступает особенно часто - поэтому, наверное, Томас Манн назвал фагот "пересмешником". Примеры можно найти в "Юмористическом скерцо" для четырех фаготов и в "Пете и волке" Прокофьева, где фаготу поручена "роль" Дедушки, или в начале финала Девятой симфонии Шостаковича. 


Контрафагот

Разновидности фагота ограничиваются в наше время всего лишь одним представителем - контрфаготом. Это - самый низкий по диапазону инструмент оркестра. Ниже, чем предельные звуки контрфагота, звучат лишь педальные басы органа.

Мысль продолжить звукоряд фагота вниз появилась очень давно - первый контрфагот был построен в 1620 году. Но он был так несовершенен, что до конца 19 века, когда инструмент был усовершенствован, к нему обращались крайне мало: изредка Гайдн, Бетховен, Глинка.

Современный контрфагот - это инструмент, изогнутый в три раза: его длина в развернутом виде - 5м 93 см(!); по технике он напоминает фагот, но менее проворен и обладает густым, почти органным тембром. Композиторы 19 столетия - Римский-Корсаков, Брамс - обращались к контрфаготу обычно для усиления баса. Но порой для него пишут интересные соло.Равель, например, в "Беседе красавицы и чудовища" (балет "Моя мать гусыня") поручил ему голос чудовища. 


Кларнет ( ит.clarinetto, нем. Klarinette, фр. clarinette,)

Если гобой, флейта и фагот насчитывают уже более четырех столетий своего пребывания в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром - он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время "кларино". Новый инстумент назвали clarinetto, что означает "маленькая труба".

Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.

Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету.

Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности "открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой даме" в момент, когда появляется призрак графини.

Малый кларнет.

Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые его использовал Берлиоз, поручив ему искаженную "тему возлюбленной" в последней части "Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус. Шостакович.

Бассетгорн.

В конце 18 века семейство кларнетов обогатилось еще одним членом: в оркестре появился бассетгорн - старинная разновидность альтового кларнета. По величине он превосходил основной инструмент, а тембр его - спокойный, торжественный и матовый - занимал промежуточное положение между обычным и басовым кларнетом. Он пробыл в оркестре всего несколько десятилетий и был обязан своим расцветом Моцарту. Именно для двух бассетгорнов с фаготами было написано начало "Реквиема" (теперь бассетгорны заменяются кларнетами).

Попытка возрождения этого инструмента под именем альтового кларнета была предпринята Р.Штраусом, но с тех пор она, кажется, не имела повторений. В наше время бассетгорны входят в военные оркестры.

Басовый кларнет.

Басовый кларнет - самый "внушительный" представитель семейства. Построенный в конце 18 века, он завоевал прочное положение в симфоническом оркестре. Форма этого инструмента довольно необычна: раструб его загнут вверх, наподобие курительной трубки, а мундштук насажен на изогнутый стержень - все это с целью уменьшить непомерную длину инструмента и облегчить пользование им. Первым "открыл" огромную драматическую мощность этого инструмента Мейербер. Вагнер, начиная с "Лоэнгрина", делает его постоянным басом деревянных духовых.

Нередко использовали басовый кларнет в своем творчестве русские композиторы. Так, мрачные звуки басового кларнета раздаются в 5-ой картине "Пиковой дамы" в то время, когда Герман читает письмо Лизы. Сейчас басовый кларнет - постоянный член большого состава симфонического оркестра, и его функции очень разнообразны. 

 



Предварительный просмотр:

Медные духовые

Саксофон

Создатель саксофона - выдающийся франко-бельгийский инструментальный мастер Адольф Сакс. Сакс исходил из теоретического предположения: нельзя ли построить музыкальный инструмент, который занимал бы промежуточное положение между деревянными и медными духовыми? В таком инструменте, способном связать тембры меди и дерева, очень нуждались несовершенные военно-духовые оркестры Франции. Для осуществления своего замысла А. Сакс использовал новый принцип построения: он соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус инструмента был сделан из металла, внешние очертания напоминали басовый кларнет; расширяющаяся на конце, сильно загнутая вверх трубка, к которой прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме "S". Замысел Сакса блестяще удался: новый инструмент действительно стал связующим звеном между медными и деревянными духовыми в военных оркестрах. Более того, тембр его оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов. Окраска звука саксофона напоминает одновременно английский рожок, кларнет и виолончель, однако сила звука саксофона намного превышает силу звука кларнета.

Начав свое существование в военно-духовых оркестрах Франции, саксофон вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр. Очень долго - несколько десятилетий - к нему обращались лишь композиторы Франции: Тома ("Гамлет"), Массне ("Вертер"), Бизе ("Арлезианка"), Равель ( инструментовка "Катринок с выставки" Мусоргского). Затем в него поверили и композиторы других стран: Рахманинов, например, поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части "Симфонических танцев".

Любопытно, что на своем необычном пути саксофону пришлось столкнуться и с мракобесием: в Германии в годы фашизма он был запрещен как инструмент неарийского происхождения.

В десятых годах 20 века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, и вскоре саксофон стал "королем джаза".

Многие композиторы 20 века по достоинству оценили этот интересный инструмент. Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях. 


Валторна ( ит.corno, нем.Waldhorn, фр. cor, англ. french horn)

Прародителем современной валторны был рог. С древних времен сигнал рога возвещал о начале сражения, в средние века и позже, - вплоть до начала 18 века, - он раздавался на охоте, состязаниях и торжественных придворных церемониях. В 17 веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - напоминает о его прошлой роли: это слово происходит от немецкого "Waldhorn" - "лесной рог". По-чешски этот инструмент и сейчас называется лесным рогом.

Металлическая трубка старинной валторны была очень длинной: в развернутом виде некоторые из них достигали 5м 90 см. Такой инструмент невозможно было держать в руках распрямленным; поэтому трубку валторны изогнули и придали ей изящную форму, похожую на раковину.

Звук старинной валторны был очень красив, но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нем можно было извлечь лишь так называемый натуральный звукоряд, то есть те звуки, которые возникают от деления столба воздуха, заключенного в трубке, на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. частей. Как говорит предание, в 1753 году дрезденский валторнист Гампель случайно вложил руку в раструб и обнаружил, что строй валторны понизился. С тех пор этот прием стали широко применять. Звуки, полученные таким образом, называли "закрытыми". Но они были глухими и сильно отличались от ярких открытых. Далеко не все композиторы рисковали часто обращаться к ним, удовлетворяясь обычно короткими, хорошо звучащими фанфарными мотивами, построенными на открытых звуках.

В 1830 году изобрели механизм вентилей - постоянную систему дополнительных трубок, позволяющих получать на валторне полную, хорошо звучащую хроматическую гамму. Через несколько десятилетий усовершенствованная валторна окончательно вытеснила старинную натуральную, которая в последний раз была применена Римским-Корсаковым в опере "Майская ночь" в 1878 году.

Валторну считают самым поэтичным инструментом в группе медных духовых. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем - очень напряжен. Валторна может петь или неторопливо рассказывать. Очень мягко звучит квартет валторн - услышать его можно в "Вальсе цветов" из балета "Щелкунчик" Чайковского. 


Труба( ит.tromba, нем. Trompete, фр. trompette, англ. trumpet )

Со времен глубокой древности - в Египте, на Востоке, в Греции и Риме - без трубы не обходились ни на войне, ни в торжественных культовых или придворных церемониях. Труба вошла в оперный оркестр с момента его зарождения; в "Орфее" Монтеверди уже звучало пять труб.

В 17 и первой половине 18 века для труб писали очень виртуозные и высокие по тесситуре партии, прообразом которых были партии сопрано в вокально-инструментальных сочинениях того времени. Для исполнения этих труднейших партий музыканты времен Персела, Баха и Генделя пользовались обычными в ту эпоху натуральными инструментами с длинной трубкой и мундштуком особого устройства, позволявшим с легкостью извлекать самые высокие обертоны. Труба с таким мундштуком называлась "кларино", то же название получил в истории музыки и стиль письма для нее.

Во второй половине 18 века, с изменением оркестрового письма, стиль кларино был забыт, и труба стала по преимуществу фанфарным инструментом. Она была ограничена в своих возможностях подобно валторне, и оказалась в еще худшем положении, так как расширяющие звукоряд "закрытые звуки" не употреблялись на ней из-за их дурного тембра. Но в тридцатых годах 19 века, с изобретением вентильного механизма, началась новая эра в истории трубы. Она стала хроматическим инструментом и через несколько десятков лет вытеснила натуральную трубу из оркестра.

Тембру трубы несвойственна лирика, зато героика ему удается как нельзя лучше. У венских классиков трубы были чисто фанфарным инструментом. Те же функции они часто выполняли и в музыке 19 века, возвещая начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Больше других и по-новому пользовался трубами Вагнер. Их тембр почти всегда связан в его операх с рыцарской романтикой и героикой.

Труба знаменита не только своей силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами. 


Туба ( ит.tuba)

В отличие от других представителей медной группы духовых инструментов туба - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти 19 века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра.

Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. В прошлом ее функции выполнял серпент, - инструмент причудливой формы, обязанный ей своим названием (на всех романских языках серпент означает"змея") - затем басовый и контрабасовый тромбоны и офиклеид с его варварским тембром. Но звуковые качества всех этих инструментов были таковы, что не давали медной группе хорошего, устойчивого баса. До тех пор, пока не возникла туба, мастера упорно искали новый инструмент.

Размеры тубы очень велики, ее трубка вдвое длиннее трубки тромбона. Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой раструбом вверх.

Туба - хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен; порой, особенно в forte в низком регистре, исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке. Поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки. Технически туба подвижна, хотя и грузна. В оркестре она, как правило, служит басом в трио тромбонов. Но иногда туба выступает как солирующий инструмент, - так сказать, на характерных ролях. Так, при инструментовке "Картинок с выставки" Мусоргского в пьесе "Быдло" Равель поручил басовой тубе юмористическое изображение грохочущей телеги, которая тащится по дороге. Партия тубы написала здесь в очень высоком регистре. 


Тромбон ( ит., англ., фр. trombone)

Тромбон получил свое название от итальянского наименования трубы - tromba - с увеличительным суффиксом "one": trombone буквально означает "трубища". И действительно: трубка тромбона вдвое длиннее, чем у трубы. Уже в 16 веке тромбон получил свою современную форму и с момента возникновения был инструментом хроматическим. Полный хроматический звукоряд достигается на нем не посредством механизма вентилей, а при помощи так называемой кулисы. Кулиса - это длинная дополнительная трубка, по форме напоминающая латинскую букву U. Она вставляется в основную трубку и по желанию ее удлиняет. При этом строй инструмента соответственно понижается. Исполнитель выдвигает кулису правой рукой вниз, а левой поддерживает инструмент.

Тромбоны издавна представляли собой "семейство", состоящее из инструментов различной величины. Еще не так давно семейство тромбонов насчитывало три инструмента; каждый из них соответствовал одному из трех голосов хора и получил его наименование: тромбон-альт, тромбон-тенор, тромбон-бас.

Игра на тромбоне требует огромного расхода воздуха, так как движение кулисы занимает больше времени, чем нажатие вентилей на валторне или трубе. Технически тромбон менее подвижен, чем его соседи по группе: гамма на нем не столь стремительна и четка, forte тяжеловато, legato трудно. Кантилена на тромбоне требует от исполнителя большого напряжения. Однако у этого инструмента есть качества, которые делают его незаменимым в оркестре: звук тромбона отличается большей силой и мужественностью. Монтеверди в опере "Орфей", пожалуй, впервые почувствовал трагический характер, присущий звучанию ансамбля тромбонов. А начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оперном оркестре; они часто появляются в кульминационный момент драмы.

Трио тромбонов хорошо удаются ораторские фразы. Со второй половины 19 века группа тромбонов дополняется басовым инструментом - тубой. Вместе три тромбона и туба образуют квартет "тяжелой меди".

На тромбоне возможен весьма своеобразный эффект - глиссандо. Достигается он скольжением кулисы при одном положении губ исполнителя. Этот прием был известен еще Гайдну, который в оратории "Времена года" употребил его для подражания лаю собак. В современной музыке глиссандо используется довольно широко. Любопытно нарочито завывающее и грубое глиссандо тромбона в "Танце с саблями" из балета "Гаянэ" Хачатуряна. Интересен также эффект тромбона с сурдиной, которая придает инструменту зловещее, причудливое звучание. 


Флюгельгорн (нем. Flugelhorn, от Flugel — «крыло» и Horn — «рог», «рожок»)

— медный духовой музыкальный инструмент. Внешне очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Используется в джазовых ансамблях, иногда в симфоническом оркестре, реже — в духовых оркестрах. На флюгельгорнах часто играют трубачи, исполняя на этом инструменте нужные отрывки. 



Предварительный просмотр:

Скрипка (ит. violino, фр.violon, англ.violin, нем. Violine, Geige)

Скрипку по праву называют потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов.

Первый смычковый инструмент - фидель - появился в Европе в 10-11 веках, другой - жига - стал любимым музыкальным инструментом французских менестрелей, бродячих певцов и музыкантов 12-13 веков. Спустя некоторое время фидели, ребеки и жиги уступили место старинным виолам: виоле да гамба, виоле да бардоне, виоле квинтон - место которых, в свою очередь, заняли скрипки. Они появились во Франции и Италии уже в начале 16 века, и вскоре после этого искусство изготовления смычковых распространилось по всей Европе. Их стали делать в Тироле, в Вене, в Саксонии, Голландии и в Англии, однако лучшими скрипками славилась Италия. В Брешии и Кремоне - двух небольших городках на северо-востоке страны - больше пяти столетий назад работали выдающиеся мастера: Гаспаро Бертолотти (прозванный де Сало) в Брешии и Андреа Амати в Кремоне. Искусство изготовления скрипок передавали из поколения в поколение, и на протяжении двухсот лет семействами Амати, Гварнери, Страдивари были созданы инструменты, которые до сих пор считаются одними среди самых лучших.

Форма скрипки определилась еще в 16 веке и с тех пор менялась лишь в деталях.

Все, что сказано о технике струнных, относится именно кскрипке: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Ее технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н.Паганини. Он владел поразительным искусством игры двойными нотами, аккордами, pizzicato, флажолетами. Когда во время концерта у него рвались струны, он продолжал играть на оставшихся.

Неотразимый эффект дает соло скрипки, исполняющей главную тему, - в качестве примера можно привести "Шехерезаду" Римского-Корсакого.

За все свои качества скрипка, наряду с фортепиано, издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов.




Предварительный просмотр:

Ударные

Литавры ( ит.timpani, фр. timbales, нем. Pauken)

Литавры - один из самых древних инструментов в мире. С древних времен они были широко распространены во многих странах: на Востоке и в Африке, в Греции, в Риме и у скифов. Игрой на литаврах люди сопровождали важные события в своей жизни: праздники и войны.

В Европе издавна бытовали маленькие, ручные литавры. Средневековые рыцари пользовались ими сидя на коне. Литавры больших размеров проникли в Европу только в 15 веке - через Турцию и Венгрию. В 17 веке литавры вошли в оркестр.

Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с 17 века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в 19 веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года". Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича. 


Малый барабан ( ит.tamburo (military), фр. tambour(military), нем. Trommel, англ. side drum)

Малый барабан, - это, в основном, военный инструмент. Он представляет собой плоский цилиндр, с двух сторон обтянутый кожей. Под кожей с нижней стороны протянуты струны; отвечая на удары палочек, они придают звуку барабана характерную трескучесть. Очень интересно звучит дробь барабана - тремоло двумя палочками, которое можно довести до предельной быстроты. Сила звука в таком тремоло меняется от шороха до громоподобного треска. Дробью двух малых барабанов начинается увертюра к "Сороке-воровке" Россини, глухая дробь малого барабана раздается в момент казни Тиля Уленшпигеля в симфонической поэме Рихарда Штрауса.

Иногда струны под нижней кожей барабана опускают, и они перестают отзываться на удары палочек. Этот эффект равносилен введению сурдины: малый барабан теряет силу звука. Так он звучит в танцевальном разделе "Царевич и Царевна" в "Шехерезаде" Римского-Корсакого.

Впервые малый барабан появился в малой опере в 19 веке, и вначале его вводили только в военные эпизоды. Первым за рамки военных эпизодов малый барабан вывел Мейербер в операх "Гугеноты" и "Пророк".

В некоторых случаях малый барабан становится "главным действующим лицом" не только в больших симфонических эпизодах, но и в целом произведении. В качестве примера можно привести "эпизод нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича и "Болеро" Равеля, где один, а затем два малых барабана держат весь ритмический пульс музыки.

Большой барабан(ит. gran casso, фр. grosse caisse, нем. grobe Trommel, англ. bass drum).

В наше время есть две разновидности большого барабана. Одна из них представляет собой металлический цилиндр большого диаметра - до 72 см., - с двух сторон обтянутый кожей. Этот тип большого барабана широко распространен в военных оркестрах, джазах и в симфонических оркестрах Америки. Другой вид барабана - обруч с кожей на одной стороне. Он появился во Франции и быстро распространился в симфонических оркестрах Европы. Для ударов по коже большого барабана применяется деревянная палка с мягкой колотушкой, покрытой войлоком или пробкой.

Очень часто удары большого барабана сопровождаются звоном тарелок или чередуются с ним, как в стремительной пляске "В пещере горного короля" из "Пер Гюнта" Грига. На большом барабане возможно и быстое чередование ударов - тремоло. Для этого используют палку с двумя колотушками на обоих концах или палочки от литавр. Очень удачно тремоло большого барабана использовал Римксий-Корсаков в инструментовке симфонической картины Мусоргского "Ночь на лысой горе".

Вначале большой барабан появлялся лишь в "турецкой музыке", но с начала 19 века им нередко стали пользоваться в звукоизобразительных целях: для подражания канонаде, раскатам грома. Три больших барабана включил Бетховен в "Битву при Виттории" - для изображения пушечных выстрелов. С той же целью употребили этот инструмент и Римский-Корсаков в "Сказке о царе Салтане", Шостакович в Одиннадцатой симфонии, Прокофьев в восьмой картине оперы "Война и мир" (начало Бородинского сражения). Вместе с тем, большой барабан звучит и там, где нет никакого звукоподражания и особенно часто - в шумных, 


Ксилофон (ит.xylofono, фр. xylophone)

Ксилофон, по-видимому, родился в тот момент, когда первобытный человек ударил палкой по сухому деревянному бруску и услышал звук определенного тона. В Южной Америке, Африке и Азии находили множество таких примитивных деревянных ксилофонов. В Европе с 15 века этот инструмент попал в руки странствующих музыкантов и лишь в начале 19 века стал концертным инструментом. Своим усовершенствованием он обязан могилевскому музыканту, цимбалисту-самоучке Михаилу Иосифовичу Гузикову.

Звучащим телом в ксилофоне являются деревянные брусочки разной величины (xylon - по-гречески "дерево", phone - "звук"). Они расположены в четыре ряда на жгутах из рогожки. Исполнитель может свернуть их, а во время игры разложить на специальном столе; играют на ксилофоне двумя деревянными палочками - "козьими ножками". Звук ксилофона - сухой, щелкающий и острый. Он очень характерен по окраске, поэтому его появление в музыкальном произведении обычно связано с особой сюжетной ситуацией или особым настроением. Римский-Корсаков в "Сказке о царе Салтане" поручает ксилофону песенку "Во саду ли, в огороде" в тот момент, когда белка грызет золотые орешки. Лядов звуками ксилофона рисует полет Бабы-Яги в ступе, стремясь передать треск ломаемых ветвей. Нередко тембр ксилофона навевает и мрачное настроение, создает причудливые, гротескные образы. Меланхолично звучат краткие фразы ксилофона в "эпизоде нашествия" из Седьмой симфонии Шостаковича.

Ксилофон - очень виртуозный инструмент. На нем возможна большая беглость в быстрых пассажах, тремоло и особый эффект - глиссандо: стремительное движение палочкой по брускам. 


Тарелки ( ит.piatti, фр. cymbales, нем. Becken, англ. cymbals)

Тарелки были известны уже античному миру и древнему Востоку, но особенной любовью и исключительным искусством их изготовления знамениты турки. В Европе тарелки стали популярны в 18 веке, - после войны с османами.

Тарелки - этот большие металлические блюда, сделанные из медных сплавов. В центре тарелки немного выпуклые - сюда прикрепляют кожаные ремни, чтоб исполнитель мог держать инструмент в руках. На тарелках играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации и чтобы звук свободно распространялся в воздухе. Обычный прием игры на этом инструменте - косой, скользящий удар одной тарелки о другую - после этого раздается звонкий металлический всплеск, который долго висит в воздухе. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают. Часто композиторы сопровождают удар тарелок громом большого барабана; эти инструменты нередко звучат вместе, как, например, в первых тактах финала 4 симфонии Чайковского. Кроме косого удара, существует еще несколько способов игры на тарелках: когда, например, по свободно висящей тарелке ударяют либо палочкой от литавр, либо деревянными палочками малого барабана.

Симфонический оркестр обычно использует одну пару тарелок. В редких случаях - как, например, в "Траурно-триумфальной симфонии" Берлиоза, употребляется три пары тарелок. 


 

Треугольник ( ит.triahgalo, фр. triangle, нем. Triangel, англ. triangl)

Треугольник - один из самых миниатюрных инструментов симфонического оркестра. Он представляет собой стальной прут, изогнутый в форме треугольника. Его подвешивают на жильной струне и ударяют по нему маленькой металлической палочкой - раздается звенящий, очень чистый звук.

Способы игры на треугольнике не очень разнообразны. Иногда на нем извлекают только один звук, иногда - несложные ритмические узоры. Хорошо звучит на треугольнике тремоло.

Впервые о треугольнике упоминается в 15 веке. В 18 столетии он был использован в опере композитором Гретри. Затем треугольник стал неизменным участником "турецкой", т.е. экзотической музыки, появляясь вместе с большим барабаном и тарелками. Эту группу ударных использовал Моцарт в "Похищении из сераля", Бетховен в "Турецком марше" из "Афинских развалин" и некоторые другие композиторы, которые стремились воспроизвести музыкальный образ Востока. Также интересен треугольник и в изящных танцевальных пьесах: в "Танце Анитры" из "Пер Гюнта" Грига, "Вальсе-фантазии" Глинки.


Колокольчики( ит. campanelli, фр.carillon, нем. Glockenspiel)

Колокольчики, наверное, - наиболее поэтичный инструмент из группы ударных. Его название произошло от старинной его разновидности, где звучащим телом были настроенные на определенную высоту маленькие колокольчики. Позже их заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками. Существует и другая разновидность этого инструмента: клавишные колокольчики. Они имеют фортепьянную клавиатуру и молоточки, передающие колебания от клавишей к металлическим пластинкам. Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепьянной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды. Тембр колокольчиков - серебристый, нежный и звонкий. Они звучат в "Волшебной флейте" Моцарта при выходах Папагено, в арии с колокольчиками в "Лакме" Делиба, в "Снегурочке" Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огоньки светлячков, в "Золотом петушке" при выходе Звездочета.


Колокола (ит. campane, фр. cloches, нем. Glocken)

С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии и на праздники, а также возвещал о несчастьях. С развитием оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов, композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в "Иване Сусанине", "Сказке о царе Салтане", "Псковитянке" и "Борисе Годунове" ( в сцене коронации), тревожный набат в "Князе Игоре", погребальный перезвон в "Борисе Годунове". Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола - как это сделал Чайковский в увертюре "1812 год". Между тем с развитием программной музыки все чаще возникала необходимость имитировать колокольный звон в симфоническом оркестре - так, спустя время, были созданы оркестровые колокола - набор стальных труб, подвешенных к раме. В России эти колокола называются итальянскими. Каждая из труб настроена на определенный тон; бьют по ним металлическим молотком с резиновой прокладкой.

Оркестровые колокола употребил Пуччини в опере "Тоска", Рахманинов в вокально-симфонической поэме "Колокола". Прокофьев в "Александре Невском" заменил трубы длинными металлическими брусками.


Бубен

Один из древнейших инструментов в мире, бубен, появился в симфоническом оркестре в 19 веке. Устройство этого инструмента очень несложное: как правило, это деревянный обруч, на одну сторону которого натянута кожа. В прорези обруча (сбоку) прикрепляют металлические побрякушки, а внутри, на звездообразно натянутой бечевке, нанизывают маленькие колокольчики. Все это звенит при малейшем потряхивании бубна.

Партия бубна, так же как и других ударных, не имеющих определенной высоты, записывается обычно не на нотном стане, а на отдельной линейке, которую называют "ниткой".

Приемы игры на бубне очень разнообразны. Прежде всего, это резкие удары по коже и отбивание на ней сложных ритмических узоров. В этих случаях звук издают и кожа, и бубенчики. При сильном ударе бубен звенит резко, при слабом прикосновении раздается легкое побрякивание колокольчиков. Существует немало способов, когда исполнитель заставляет звучать лишь одни колокольцы. Это - стремительное встряхивание бубна - оно дает пронзительное тремоло; это - осторожное потряхивание; и, наконец, эффектная трель раздается, когда исполнитель проводит влажным большим пальцем по коже: такой прием вызывает оживленный звон бубенчиков.

Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Обычно он появляется там, где в музыке должны ожить Восток или Испания: в "Шехерезаде" и в "Испанском каприччио" Римского-Корсакова, в пляске арабских мальчиков в балете "Раймонда" Глазунова, в темпераментных танцах половцев в "Князе Игоре" Бородина, в "Кармен" Бизе.


Кастаньеты (исп. castanetas)

Название "кастаньеты" по-испански означает "маленькие каштаны". Испания, скорее всего, и была их родиной; там кастаньеты превратились в настоящий национальный инструмент. Кастаньеты изготовляют из древесины твердых пород: черного дерева или самшита, по форме кастаньеты похожи на раковины.

В Испании для сопровождения танцев и пения употребляли две пары кастаньет; каждая пара была скреплена шнурком, который стягивался вокруг большого пальца. Остальные пальцы, оставаясь свободными, выстукивали на деревянных раковинах замысловатые ритмы. Для каждой руки требовался свой размер кастаньет: в левой руке исполнитель держал раковины большого объема, они издавали более низкий тон и должны были выстукивать основной ритм. Кастаньеты для правой руки были меньших размеров; их тон был более высоким. Испанские танцовщики и танцовщицы в совершенстве владели этим сложным искусством, которому их обучали с детства. Сухое, задорное пощелкивание кастаньет всегда сопровождало темпераметные испанские танцы: болеро, сегидильо, фанданго.

Когда композиторы захотели ввести кастаньеты в симфоническую музыку, была сконструирована упрощенная разновидность этого инструмента - оркестровые кастаньеты. Это две пары раковин, насаженных на концы деревянной рукоятки. При их встряхивании раздается пощелкивание - слабая копия настоящих испанских кастаньет.

В оркестре кастаньеты стали применять прежде всего в музыке испанского характера: в испанских увертюрах Глинки "Арагонская охота" и "Ночь в Мадриде", в "Испанском каприччио" Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов Чайковского, а в западной музыке - в "Кармен" Бизе, в симфонических произведениях "Иберия" Дебюсси, "Альборада дель Грасьосо" Равеля. Некоторые композиторы вывели кастаньеты за рамки испанской музыки: Сен-Санс употребил их в опере "Самсон и Далида", Прокофьев - в третьем фортепьянном концерте.


Там-там (фр. и ит. tam-tam, нем. Tam-Tam)

Там-там - ударный инструмент китайского происхождения - имеет форму диска с утолщенными краями. Его делают из особого сплава, близкого к бронзе. Во время игры там-там подвешивают к деревянной раме и бьют по нему колотушкой с войлочным наконечником. Звук там-тама низкий и густой; после удара он разносится долго, то наплывая, то удаляясь. Эта особенность инструмента и сам характер его тембра придают ему какую-то зловещую выразительность. Говорят, иногда достаточно одного-единственного удара там-тама на протяжении всего произведения, чтобы произвести на слушателей сильнейшее впечатление. Пример тому - финал Шестой симфонии Чайковского.

В Европе там-там появился во времена французской революции. Спустя какое-то время этот инструмент взяли в оперный оркестр, и с тех пор он, как правило, используется в трагических, "роковых" ситуациях. Удар там-тама знаменует смерть, катастрофу, присутсnвие волшебных сил, проклятие, предзнаменование и другие "из ряда вон выходящие события". В "Руслане и Людмиле" там-там звучит в момент похищения Людмилы Черномором, в "Роберте-Дьяволе" Мейерберга - в сцене "воскресения монахинь", в "Шехерезаде" Римского-Корсакова - в миг, когда Синдбадов корабль разбивается о скалы. Удары там-тама раздаются и в трагической кульминации первой части Седьмой симфонии Шостаковича.


Клавес.

Клавес - ударный инструмент кубинского происхождения: это две круглые палочки длиной 15-25 см. каждая, вырезанные из очень твердого дерева. Одну из них исполнитель держит особым образом в левой руке - так, что сжатая ладонь является резонатором - и ударяет по ней другой палочкой.

Звук у клавеса резкий, высокий, звонко щелкающий наподобие ксилофонного, но без определенной высоты. Высота звука зависит от размера палочек; иногда в симфоническом оркестре используют две или даже три пары таких палочек, различные по размеру.


Фруста.

Фруста состоит из двух деревянных дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая закреплена нижним концом над рукояткой на шарнире - при резком взмахивании или с помощью тугой пружины она производит своим свободным концом хлопок о другую. Как правило, на фрусте извлекают лишь отдельные, не слишком часто следующие один за другим хлопки forte, fortissimo.

Фруста - ударный инструмент, не имеющий определенной высоты, поэтому ее партию, как и партию бубна, записывают не на нотном стане, а на "нитке".

Фруста довольна часто встречается в современных партитурах. Двумя хлопками на этом инструменте начинается третья часть "Лорелея" из Четырнадцатой симфонии Шостаковича.


Вуд-блок.

Вуд-блок - ударный инструмент китайского происхождения. До своего появления в группе ударных симфонического оркестра вуд-блок пользовался большой популярностью в джазах.

Вуд-блок представляет собой небольшой прямоугольный брусок из твердого дерева с глубоким узким вырезом с передней стороны. Техника игры на вуд-блоке - барабанная: звук извлекают, ударяя по верхней плоскости инструмента палочками от малого барабана, деревянными молоточками, палочками с резиновыми головками. Получаемый звук - резкий, высокий, характерно цокающий, неопределенный по высоте.

Как ударный инструмент, неопределенный по высоте, вуд-блок нотируют на "нитке" или на комбинации линеек.


Темпле-блок, тартаруга.

Темпле-блок - инструмент корейского или северокитайского происхождения, атрибут буддийского культа. Инструмент имеет округлую форму, внутри полый, с глубоким разрезом посередине (наподобие смеющегося рта), изготовляется из твердого дерева.

Так же как и большинство других "экзотических" ударных инструментов, первоначальное распространение темпле-блок получил в джазах, откуда проник в состав симфонического оркестра.

Звук темпле-блока более сумрачный и глубокий, чем у близкого ему вуд-блока, обладает довольно определенной высотой звучания, так что, пользуясь набором темпле-блоков, можно получить на них мелодические фразы - так, например, воспользовался этими инструментами С.Слонимский в "Концерте-буфф".

Играют на темпле-блоках, ударяя по верхней крышке палочками с резиновыми головками, деревянными молоточками и палочками от малого барабана.

Иногда в симфоническом оркестре используют наборы черепашьих панцирей, близкие по принципу игры на темпле-блоки, но звучащие суше и слабее. Таким набором черепашьих панцирей под названием Tartaruga воспользовался С.Слонимский в "Концерте-буфф".


Гуиро, реко-реко, сапо.

Эти инструменты латиноамериканского происхождения, они сходны и по своему конструктивному принципу, и по способу игры.

Изготовляются они из бамбукового сегмента(reco-reco), из высушенной тыквы (guiro), или из другого полого предмета, который является резонатором. На однй из сторон интрумента делается ряд зарубок или насечек. В некоторых случаях монтируется пластинка с рифленой поверхностью. По этим зарубкам проводят специальной деревянной палочкой, в результате чего извлекается высокий, резкий, с характерной трескучестью звук. Самая распространенная разновидность этих родственных инструментов - гуиро. Первым ввел в состав симфонического оркестра этот инструмент И.Стравинский - в "Весну священную". Реко-реко встречается в "Концерте-буфф" Слонимского, а сапо - инструмент, сходный с реко-реко, - использован в партитуре "Три поэмы Анри Мишо" В.Лютославского.


Трещотка.

В музыкальном инструментарии различных народов существует множество трещоток самых разнообразных форм и устройств. В симфоническом оркестре трещотка представляет собой ящичек, который исполнитель вращает на рукоятке вокруг зубчатого колесика. При этом упругая деревянная пластинка, перескакивая с одного зубца на другой, издает характерный треск.

Маракасы, чокало (тубо), камесо.

Все эти инструменты - латиноамериканского происхождения. Маракас представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на ручке и начиненную дробью, зернами, галькой или другими сыпучими материалами. Изготовляют эти народные инструменты, как правило, из кокосового ореха или полой высушенной тыквы на естественной ручке. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки, в джазах. В составе симфонического оркестра первым использовал этот инструмент С.Прокофьев ("Танец антильских девушек" из балета "Ромео и Джульетта", кантата "Александр Невский"). Сейчас обычно употребляется пара инструментов - исполнитель держит их в обеих руках и, встряхивая, извлекает звук. Как и другие ударные инструменты без определенной высоты, маракас нотируется на "нитке". По принципу звукообразования маракасам близки чокало и камесо. Это металлический - чекало- или деревянный - камесо -цилиндры, наполненные, как и маракасы, каким-нибудь сыпучим веществом. У некоторых моделей чекало боковая стенка затянута кожаной мембраной. И чекало, и камесо звучат громче и острее, чем маракасы. Их так же держат обеими руками, встряхивают в вертикальном или горизонтальном направлении или вращают.


Кабаца.

Вначале этот инструмент афро-бразильского происхождения был популярен в оркестрах латиноамериканской музыки, откуда и получил свое дальнейшее распространение. Внешне кабаца напоминает вдвое увеличенный маракас, покрытый сеткой с нанизанными на нее крупными бусами. Исполнитель держит инструмент в одной руке и либо просто бьет по нему пальцами другой руки, либо касательным движением ладони прокручивает сетку с бусами. В последнем случае случае возникает шуршащий, более продолжительный звук, напоминающий звук маракасов. Одним из первых кабацу использовал Слонимский в "Концерте-буфф".


Бонги.

Этот инструмент - кубинского происхождения. После модернизации бонги стали широко применяться в оркестрах танцевальной музыки, джазах и даже в произведениях серьезной музыки. Бонги имеют следующее устройство: на деревянный цилиндрический корпус (высотой от17 до 22 см) натянута и закреплена металлическим обручем кожа (ее натяжение регулируется изнутри винтами). Металлический обод не возвышается над уровнем кожи: именно это обусловливает столь характерную игру на бонгах ладонями - con le mani или пальцами - con le dita. Два бонга с разными диаметрами обычно соединены друг с другом общим держателем. Меньший бонг звучит примерно на терцию выше, чем более широкий. Звук бонга - высокий, специфически "пустой" и меняется в зависимости от места и способа удара. За счет этого на каждом инструменте можно получить два разновысоких звука: удар вытянутым указательным пальцем у края или большим в центр - и более низкий (где-то в пределах большой секунды или терции) - от удара всей ладонью или кончиком пальца ближе к центру. 




Предварительный просмотр:

Фортепиано ( ит.piano-forte, фр. piano; нем. Fortepiano, Hammerklavier; англ. piano)

Источник звука в фортепиано - металлические струны, которые начинают звучать от удара покрытых войлоком деревянных молоточков, а молоточки приводятся в действие нажимом пальцев по клавишам.

Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были клавесин и клавикорд (по-итальянски - клавичембало). На клавикорде струны приводились в колебание металлическими рычажками - тангентами, на клавесине - вороньими перьями, а позже - металлическими крючками. Звук этих инструментов был динамически однообразным и быстро затухал.

Первое молоточковое фортепьяно, названное так потому, что на нем извлекались звуки и forte, и piano, было построено, вероятнее всего, Бартоломео Кристофори в 1709 году. Этот новый инструмент быстро завоевал себе признание и после многих усовершенствований стал современным концертным роялем. Для домашнего музицирования в 1826 году построили пианино.

Фортепьяно широко известно как солирующий концертный инструмент. Но порой оно выступает и как рядовой инструмент оркестра. Русские композиторы, начиная с Глинки, стали вводить в оркестр фортепьяно, иногда вместе с арфой, чтобы воссоздать звучность гуслей. Так использовано оно в песнях Баяна в "Руслане и Людмиле" Глинки, в "Садко" и в "Майской ночи" Римского-Корсакова. Иногда фортепьяно воспроизводит звук колокола, как в "Борисе Годунове" Мусоргского в инструментовке Римского-Корсакова. Но не всегда оно только подражает другим тембрам. Некоторые композиторы используют его в оркестре как украшающий инструмент, способный ввести в оркестр звучность и новые краски. Так, Дебюсси написал в симфонической сюите "Весна" партию фортепьяно в четыре руки. Наконец, порой его рассматривают как своеобразный ударный инструмент с сильным, сухим тоном. Острое, гротескное скерцо в 1 симфонии Шостаковича служат тому примером. 

 



Предварительный просмотр:

Клавесин

— клавишный струнный музыкальный инструмент. Клавесинист — музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение - на алтаре в Миндене (1425). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII в. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Ок. 1810 практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX - XX вв. Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Копия фламандского клавесина Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук - более отрывистым, чем у позднейших фламадских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей. Французский клавесин Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин. Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII в. Во 2-й половине XVIII в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Ок. 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире. Современный клавесин Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины. 



Предварительный просмотр:

Орган ( ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ. organ)

Клавишный духовой инструмент - орган - был известен еще во времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную. В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель.

Орган - гигантский инструмент со множеством различных тембров.

"Это целый оркестр, который в искусных руках может все передать, все выразить", писал о нем Бальзак. Действительно, диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра, вместе взятых. Орган включает в себя мехи для подачи воздуха, систему труб различной конструкции и величины (у современных органов число труб доходит до 30000), несколько ручных клавиатур - мануалов и ножную - педаль. Самые большие трубы достигают в высоту 10 и более метров, высота самых маленьких - 8 миллиметров. Та или иная окраска звука зависит от их устройства.

Набор труб единого тембра называется регистром. Большие соборные органы имеют более ста регистров: в органе собора Парижской богоматери их число достигает 110. Окраска звуков отдельных регистров напоминает тембр флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, басового кларнета, трубы, виолончели. Чем богаче и разнообразнее регистры, тем большие возможности получает исполнитель, потому что искусство органной игры - это искусство хорошей регистровки, т.е. умелого использования всех технических ресурсов инструмента.

В новейшей оркестровой музыке (особенно театральной) орган прежде всего применялся в звукоизобразительных целях - там, где надо было воспроизвести церковную атмосферу. Лист, например, в симфонической поэме "Битва гуннов" при помощи органа противопоставил варварам христианский мир. 



Предварительный просмотр:

Арфа — щипковый струнный музыкальный инструмент. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"

«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...

Учебно- методическое пособие " Симфонический оркестр"

Данное пособие пригодится учителю музыки по теме оркестры...

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

инструменты симфонического оркестра

Схема расположения инструментов симфонического оркестра...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе В.В. Воронковой «Тайны симфонического оркестра»

Тема урока:Тайны симфонического оркестраЦель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой  медных духовых инструментов си...

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...

Презентация на тему: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр."

Презентация на тему: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр."...