" Музыка и наука"
презентация к уроку музыки (8 класс) на тему

В работе показана связь музыки с предметами как, математика, астрономия, физика и информатика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_naukaklimchuk_ruslan.doc52 КБ
Office presentation icon muzyka_i_naukaklimchuk_ruslan.ppt2.12 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центра детского творчества»

г. Сыктывкара










Музыка и наука.

Научно- практическая работа.










Автор: Климчук Руслан
8”Б” класс
МОУ ”Гимназия №1”

Музыкальная студия «ЦДТ»
Преподаватель: Маркова Г. Н.

 педагог
дополнительного образования



г.Сыктывкар

2011г.




Оглавление



                                                                                

1 Цель работы                                                                            стр. 2
2 Задачи                                                                                    стр. 2        

3 Гипотеза                                                                                    стр. 2        

4 Музыкальный звук                                                                    стр. 2        
5 Музыка и математика                                                                    стр. 2        
6 Музыка и физика                                                                    стр. 3        
7 Практическая часть доказательства (музыкальная информатика)  стр. 4        
8 Вывод                                                                                         стр. 4        

9 Список использованной литературы                                            стр. 4                                                                                         





























Цель работы:

Доказать связь музыки с математикой ,физикой и информатикой.

Задачи:

-Сопоставить музыку, математику и физику;

                          -Расширить музыкальный кругозор.

Гипотеза:

Музыка имеет связь с математикой и физикой.





Музыкальный звук

Музыкальный звук — звук, обладающий:
1)определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до ре пятой октавы (от 16 до 4500 Гц). Колебания с более высокой и низкой частотой называются ультразвуком  и инфразвуком, соответственно, и не будут восприниматься нашими ушами;
2)тембром, который зависит от источника звука, материала, из которого сделан источник и
акустики помещения. Тембр определяется присутствием в звуке обертонов (призвук высота которого выше основного тона). Следовательно, по тембру звуки могут быть очень разнообразны;
3)громкостью, которая не должна превышать порога болевого ощущения;
4)длительностью.

Музыка и математика

Музыка есть таинственная арифметика души;
она вычисляет, сама того не сознавая
.”


Готфрид Лейбниц 

(немецкий философ, математик)

Для доказательства связи музыки и математики мы можем воспользоваться
Теорией  гармонии Пифагора. Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами). Сравнив высоту звучания целой струны и ее частей, Пифагор обнаружил приятные слуху созвучия – консонансы. Такие созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн относятся как целые  числа первой четверки, т. е. как 1:2, 2:3, 3:4.
Величайший немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах первым продемонстрировал достоинства Теории гармонии Пифагора. Бах сочинил 48 прелюдий и фуг во всех возможных тональностях, помещенных в два сборника, которые называются «Хорошо темперированный клавир»

Таким образом, мы можем отметить роль точного математического расчета в создании благозвучных композиций.

Музыка и физика

Как же проявляется схожесть музыки и физики?
Рассмотрим свойства наименьшего структурного музыкального элемента – звука:


1)Скорость звука — скорость распространения звуковых волн в среде. Как правило, в газах скорость звука меньше, чем в жидкостях, а в жидкостях скорость звука меньше, чем в твёрдых телах.
В среднем, в идеальных условиях, скорость звука в воздухе составляет 340—344 м/с

2)Генерация звука – свойство, позволяющее изменять амплитуду звуковой волны при изменении колебаний окружающего воздуха. Примером такой генерации может служить использование голосовых связок, динамиков или камертона. Большинство музыкальных инструментов основано на том же принципе.

3)Звуковое давление — переменное избыточное давление, возникающее в упругой среде при прохождении через неё звуковой волны. Единица измерения — паскаль (Па).

Уровни звукового давления от различных источников
10 дБ — 2×10
−5 Па — почти не слышно — шёпот, тиканье часов, тихий шелест листьев(порог слышимости -  минимальная величина звукового давления, при которой звук может быть воспринят ухом человека.);

60 дБ — шумно — обычный разговор, норма для контор;

85 дБ — очень шумно — громкий крик, мотоцикл с глушителем

120 дБ — почти невыносимо —  отбойный молоток на расстоянии 1 м; порог болевого ощущения;

150 дБ — контузия, травмы — взлёт ракеты на Луну, на расстоянии 100 м;

200 дБ SPL — ударная волна давлением 0,2 МПа, возможна смерть;












Практическая часть доказательства
.

На первоначальном этапе ― информатика проникала в музыку эпизодически, рассматривая ее как опытный материал для исследований в области обработки звука нетрадиционными методами.
На втором и последующих этапах происходит объединение двух наук: музыки и информатики, где музыка имеет приоритетное значение. Это не вызывает удивлений, так как  музыкальное искусство превратилось из «опытного материала» в одного из важнейших заказчиков специальных компьютерных технологий.
За теорией музыки стоит вся многовековая информация о музыкальном искусстве, а за информатикой вся современная мощь и возможности сохранения, передачи, использования всей этой и последующей музыкальной информации.
В связи с вышесказанным у нас появилась возможность дать определение формирующемуся научному явлению музыкального искусства.

Музыкальная информатика ― новая научная дисциплина, находящаяся с внешней стороны классической теории музыкальной науки, которая является её фундаментом и организующим ядром. Эту научную дисциплину можно сравнить с крупнейшим спутником Земли — Луной. Как бы быстро не двигалась Луна в космосе, она никогда не уйдёт от своей матери-Земли, вращаясь по неизменной орбите, выверенной тысячелетиями. Если вдруг исчезнет Земля, не станет и Луны. По аналогии понятий следует, что теория музыки, именно она, является первоосновой музыкальной информатики.

Вывод

Исходя из задач и целей данной работы, мы можем подвести итог:
музыка, математика и физика связаны друг с другом и музыкальная информатика
является доказательством этой гипотезы.


Список использованной литературы:

1)http://virartech.ru

2)Элементарная теория музыки - И. В. Способин

3)http://habrahabr.ru

4)Л.А. Кузнецов - Акустика музыкальных инструментов

5)http://ru.wikipedia.org




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка и наука Климчук Руслан 8 ” Б ” класс МОУ ” Гимназия №1 ” Маркова Г. Н. педагог дополнительного образования МОУДОД ” ЦДТ ” г.Сыктывкар

Слайд 2

Цель работы Задачи Сопоставить музыку, математику и физику; Расширение музыкального кругозора. Доказать связь музыки с математикой и физикой.

Слайд 3

Гипотеза Музыка имеет связь с математикой и физикой.

Слайд 4

Оглавление 1 Музыкальный звук 2 Музыка и математика 3 Музыка и физика 4 Практическая часть доказательства (музыкальная информатика) 5 Список использованной литературы

Слайд 5

определённая высота (от 16 до 4500 Гц); громкость; тембр ; длительность . Музыкальный звук

Слайд 6

Музыка и математика “ Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая. ” Теория гармонии Пифагора Готфрид Лейбниц

Слайд 7

Музыка и физика Скорость (340—344 м/с) Звуковое давление Генерация звука

Слайд 8

Уровни звукового давления от различных источников 10 дБ — 2×10−5 Па — почти не слышно (порог слышимости); 60 дБ — шумно ; 85 дБ — очень шумно 120 дБ — почти невыносимо (порог болевого ощущения); 150 дБ — контузия, травмы; 200 дБ SPL — ударная волна давлением 0,2 МПа, возможна смерть;

Слайд 9

Музыкальная информатика ― новая научная дисциплина, находящаяся с внешней стороны классической теории музыкальной науки, которая является её фундаментом и организующим ядром. Практическая часть доказательства.

Слайд 10

Вывод Исходя из задач и целей данной работы, мы можем подвести итог: музыка, математика и физика связаны друг с другом и музыкальная информатика является доказательством этой гипотезы.

Слайд 11

Список использованной литературы http://virartech.ru Элементарная теория музыки - И. В. Способин http://habrahabr.ru Л.А. Кузнецов - Акустика музыкальных инструментов http://ru.wikipedia.org

Слайд 12

Всем спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)

Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока:  Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

Кирнарская Д.К. (доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных) Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку ...

Урок-представление работ учащихся 8"В" класса в рамках декады гуманитарных наук по теме: "Музыка и танец".

В начале 3 триместра прошла декада гуманитарных наук в нашей школе. Она носила название "В мире прекрасного". Каждый день был посвящен определенной теме: день литературы, день кино, день теа...