Соната.Сонатная форма.
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Емва»
Соната. Сонатная форма.
Конспект открытого урока-концерта
Автор
Максарова О.П.
преподаватель по классу фортепиано
Емва
06.04.2009
Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении
музыкальных произведений крупной формы.
Задачи: 1. Совершенсвовать исполнительское мастерство, формировать
сценическую культуру.
2. Развивать внимание, музыкальное мышление, умение анализировать.
3. Пробудить интерес к фортепианным произведениям А. Диабелли.
4. Профессиональная ориентация учашихся.
Тип: Урок применения знаний и умений, сообщения новых знаний, урок – зачёт.
Вид Интегрированный урок – концерт.
Дата проведения 06 апреля 2009 года.
Время проведения 15.45
Место проведения Кабинет теоретических дисциплин.
Продолжительность 45 минут.
Преподаватель Максарова О.П.
Исполнители: 1.ученики Максаровой О.П. Савина И.(5кл), Коновалова Е.(6кл)
2.Максарова О.П.
Слушатели: ученики 5-7 классов отделений фортепиано и хорового пения.
Обеспечение: фортепиано, ноты сонатин, доска, мел, фото А.Диабелли и памятника на его могиле в Вене.
Источники информации:
1. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.:
Советская энциклопедия, 1990. – С.172, 513-514.
- Википедия – свободная энциклопедия:
ru.wikipedia.org/…/Вариации_на_тему_Диабелли_(коллектив авторов)
3. www.lastfm.ru/Anton+Diabelli
Присутствующие преподаватели ДШИ:
1. Ожегова С.В. преподаватель, заведующая фортепианным отделением,
2. Клюшина С.В. преподаватель фортепиано,
3. Лапина Л.В. заведующая теоретико-хоровым отделением, преподаватель
теоретических дисциплин,
Кузнецова А.И. преподаватель теоретических дисциплин.
Исполняемые произведения:
1. Диабелли. Сонатина d moll op.163 № 6 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.
Исполняет ансамбль: Савина И. (5кл) I партия, Максарова О.П. II партия.
2. Диабелли. Сонатина C dur op. 163 № 1 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.
Исполняет ансамбль: Коновалова Е.(6кл) I партия, Максарова О.П. II партия.
Физкультминутка: в течение урока слушатели могут подойти к фортепиано и посмотреть на клавиатуру, руки исполнителей, нотный текст.
Ход урока
Организационная часть (2 минуты).
Приветствие.
Объявление темы урока.
Представление исполнителей.
Основная часть (40 минут).
1.Проверка знаний по теме (5 минут).
Преподаватель: Что такое соната?
Дети: Музыкальное произведение для какого-либо инструмента.
Преподаватель: Сколько частей в сонате?
Дети: Три.
Преподаватель: Какая часть сонаты медленная?
Дети: Вторая.
Преподаватель: В какой форме пишется 1-ая часть?
Дети: Сонатное аллегро.
Преподаватель: Назовите основные разделы сонатного аллегро.
Дети: Экспозиция, разработка, реприза.
Преподаватель: Правильно. И не забывайте, что основа сонатной формы – экспозиционное противопоставление и репризное объединение музыкального материала двух партий. Назовите их.
Дети: Главная партия и Побочная партия.
Преподаватель: В чём их противопоставление в экспозиции и объединение в
репризе?
Дети: В экспозиции Главная в основной тональности, Побочная – в тональности
доминанты, а в репризе они обе в основной тональности.
Преподаватель: А что такое сонатина?
Дети: Это маленькая соната.
2. Сообщение новых знаний о конкретных произведениях (Сонатинах А.Диабелли соч.163 №1 и №6) и концертное исполнение (зачёт) (35 минут).
Преподаватель: Сегодня на уроке прозвучат две сонатины Антона Диабелли (5.09.1781–8.04.1858).
Австрийский нотоиздатель (издатель Ф.Шуберта) и композитор. Родился он в 1781 в Матзе в близи Зальцбурга. Интересен факт его биографии:
В 1819г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих
австрийских музыкантов с предложением написать по вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн. Среди 50 композиторов, откликнувшихся на предложение Диабелли, были, в частности, Франц Шуберт, Карл Черни…… а также семилетний на момент рассылки приглашения Ференц Лист, которого, вероятнее всего, привлёк к участию в проекте его учитель Черни. Однако наибольший интерес эта инициатива вызвала у Людвига Ван Бетховена, постоянно сотрудничавшего с Диабелли как с издателем (впрочем, некоторые мемуаристы утверждают, что Бетховен первоначально не собирался участвовать в сборнике, посчитав тему Диабелли примитивной и скучной, однако затем — то ли в расчёте на гонорар, то ли чтобы доказать, что и такая примитивная тема может быть с блеском обработана, — изменил своё решение). Бетховен в итоге написал самостоятельное сочинение — Вариации на тему Диабелли, — включавшее 33 вариации. Это произведение было готово к 1823 году, и задуманное Диабелли издание вышло в двух томах (один включал музыку Бетховена, другой — работы остальных композиторов) под названием Союз музыкантов Отечества (нем. Vaterländisch Künstlerverein). Вариации на тему Диабелли – коллективный музыкальный благотворительный проект[1].
Диабелли написал много произведений для фортепиано и гитары. Среди них есть пьесы для фортепиано в 4 руки, которые очень интересны и просты в исполнении. Достойны внимания сонатины. В них изображена борьба героя с неизвестными силами. Об этом свидетельствует резкое и частое изменение в динамике звука от форте к пиано. Форте выражает чувство злобы, решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах. Первой прозвучит Сонатина До-мажор, соч.163 № 1 в трёх частях.
На доске написаны схема и тональный план сонатины:
Andanteee
Сон. Allegro
C-dur
Романс
a-moll
Рондо
C-dur.
I II III
Э | Р | Р | |
ГП | C | Es-c | C |
ПП | G | C | |
ЗП | G | C |
ABACA
АВ
Первая часть. Обратите внимание: начинается она вступлением Andante (характер maestoso, dolce[2], заканчивается на доминанте). Далее идёт собственно Сонатное Allegro (темп Allegro moderato[3]), в нём всё по правилам:
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Главная партия | До-мажор | Ми-бемоль мажор и до-минор | До-мажор |
Побочная партия | Соль-мажор | До-мажор | |
Заключительная п. | Соль-мажор | Соль-мажор | До-мажор |
Вторая часть – удивительной красоты романс Andantino в ля-миноре. Простая двухчастная форма, размер 2/2.
Третья часть – стремительное, яркое Рондо. Размер 2/4. Темп Allegro vivace[4]. Написано в основной тональности сонатины – До-мажоре.
Внимательно слушайте и анализируйте. Исполняется без перерыва.
- Исполняется Сонатина А. Диабелли До-мажор соч.163 № 1 в трёх
частях для фортепиано в 4 руки.
Исполняет ансамбль: Коновалова Е.(6кл) I партия, Максарова О.П. II партия.
Diabelli's composition Pleasures of Youth: Six Sonatinas is a collection of six sonatinas depicting a struggle between unknown opposing forces.
Преподаватель: Следующей прозвучит Сонатина ре-минор соч.163 № 6
в трёх частях.
На доске написаны схема и тональный план сонатины:
Andantino
D-dur
Rondo
d-moll
Сон. Allegro
d-moll
Э | Р | Р | |
ГП | d | A – D | D |
ПП | F | d – A | D |
ЗП | а | d |
АВА+ Coda
ABACABA+Coda
Первая часть Cонатное аллегро. Вот где хорошо слышна борьба героя с неизвестными силами: резкое и частое изменение в динамике звука от форте к пиано. Форте выражает чувство злобы, решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах. Характер обозначен Con Fuoco[5]. Начинается коротким энергичным призывом. Интересен тональный план: Побочная партия написана в Фа-мажоре, а заканчивается экспозиция минорной доминантой. В разработке, как и положено, с Главной и Побочной партиями происходят различные «приключения», а в репризе – полное взаимопонимание.
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Главная партия | ре-минор | Ля-мажор, Ре-мажор | ре-минор |
Побочная партия | Фа-мажор dolce | ре-минор, Ля-мажор | ре-минор |
Заключительная п. | Ля минор stakkato[6] | Ля-мажор | ре-минор |
Вторая часть – нежное Andantino. Светлый Ре-мажор, размер 3/4. Форма простая трёхчастная с кодой.
Третья часть – лёгкое, полётное, волшебное Рондо. А. Диабелли обозначил: leggerissimo e staccato (в высшей степени легко и отрывисто).Написано в основной тональности сонатины – ре-миноре.
Слушайте и анализируйте. Исполняется без перерыва.
- Исполняется Сонатина А. Диабелли ре-минор соч.163 № 6 в трёх
частях для фортепиано в 4 руки.
Исполняет ансамбль: Савина Ирина(5кл.) I партия, Максарова О.П. II партия.
Заключительная часть (2 минуты).
Подведение итогов урока.
Задание на дом: Попросите своих преподавателей по ОКФ[7] или специальному
фортепиано включить в репертуар произведений А.Диабелли.
Найдите ноты в библиотеке или в сети Интернет.
Резерв времени 1 минута.
Антон Диабелли (5.09.1781 – 8.04.1858)
Памятник на могиле А.Диабелли в Вене.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку (мероприятие)
1.Фамилия, имя, отчество рецензента Лапина Людмила Васильевна
2. Должность, место работы Преподаватель теоретических дисциплин, заведующая теоретико-хоровым отделением МОУДОД «Детская школа искусств» г. Емва.
3.Фамилия, имя, отчество автора (мероприятия) Максарова Ольга Петровна
4. Должность Преподаватель по классу фортепиано
5.Место работы (полное название и адрес учреждения)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г.Емва
6.Название методической разработки (мероприятия)
Открытый урок – концерт по теме «Соната. Сонатная форма».
7.Отзыв рецензента
Тема «Соната. Сонатная форма» – одна из сложных тем в программе обучения на музыкальных отделениях. Освоение её требует от ученика знания теории музыки, осмысления целостности формы, умения анализировать, логически мыслить, хорошей исполнительской подготовки.
Урок-зачёт Ольга Петровна провела в форме концерта, что очень важно и для учеников, сдающих зачёт, и для слушателей. Концертное выступление требует от ученика особенно уверенной проработки нотного текста, концентрации внимания, умения справляться с волнением, смелости, что и продемонстрировали ученики Ольги Петровны. Слушатели показали хорошие знания по теме, умения анализировать нотный текст, навыки слухового анализа.
Урок прошёл активно, конструктивно. Интересны данные из биографии А.Диабелли. Видна заинтересованность преподавателя в предмете.
Дата……………. Подпись………………………
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Емва»
Справка по результатам открытого урока-концерта (зачёта)
по теме «Соната.Сонатная форма.»
06.04.2009.
Преподаватель Максарова О.П.
Ученики Савина И.(5кл), Коновалова Е.(6кл)
Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении
музыкальных произведений крупной формы.
Урок полностью соответствовал поставленным целям. Учащиеся показали хорошие знания по предмету и хороший исполнительский уровень. Преподавателем проведена большая подготовительная работа по изучению исторического материала, практической работе с учениками. Урок организован рационально, преподавателем продумана структура урока.
На уроке присутствовали преподаватели ДШИ:
1. Ожегова С.В. преподаватель фортепиано, заведующая фортепианным
отделением,
2. Клюшина С.В. преподаватель фортепиано,
3. Лапина Л.В. заведующая теоретико-хоровым отделением, преподаватель
теоретических дисциплин,
4. Кузнецова А.И. преподаватель теоретических дисциплин.
Оценки учеников по итогам зачёта:
Савина И.(5кл) отлично
Коновалова Е.(6кл) отлично
Заведующая отделением фортепиано …………………………..Ожегова С.В.
[1] Википедия.
[2] Величественно, нежно (ит.)
[3] Скоро умеренно (ит.)
[4] Скоро, весело (ит.)
[5] С гневом (ит.)
[6] отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.
[7] Общий курс фортепиано
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы государственного устройства и Формы государственного правления
Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления. 10 класс....
Понятие формы. Многообразие форм окружаещего мира
Данный материал является разработкой урока с прменением компьютерных технологий (работа в Wordили в Paint)...
О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая возраст обучающихся и прису...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
«Создание формы для многотабличной базы данных «Студенты». Создание и установка связи между главной и подчинённой формами». (Методическое пособие для выполнения практической работы)
Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Разработка форм в базе данных" содержит теоретическую часть,порядок создания формы, практическое задание и вопросы для самок...
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...