Зинаида Серебрякова - гений чистой красоты. Сценарий видеоурока
видеоурок по мхк (7 класс)
Сегодня мы будем говорить о творчество художницы Зинаиды Серебряковой и ее внутреннем мире. Как человек, отличавшийся природной замкнутостью и диковатостью, мог создавать такие светлые жизнеутверждающие и широкие по замыслу и сюжету полотна? Несомненно, ее картины, творчество - это зеркало ее большой, широкой души. А также разберем и проанализируем с вами главный вопрос: Какова цель искусства? И в частности: изобразительного искусства?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zinaida_sereryakova._stsenariy_kinouroka._docx.docx | 64.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий киноурока по МХК (Мировой Художественной культуре)
Зинаида Серебрякова - гений чистой красоты.
Автор – Сергеева Юлия
Учитель. Добрый день! Сегодня мы будем говорить о творчество художницы Зинаиды Серебряковой и ее внутреннем мире. Как человек, отличавшийся природной замкнутостью и диковатостью, мог создавать такие светлые жизнеутверждающие и широкие по замыслу и сюжету полотна? Несомненно, ее картины, творчество - это зеркало ее большой, широкой души. А также разберем и проанализируем с вами главный вопрос: Какова цель искусства? И в частности: изобразительного искусства? В начале нашего урока я задам Вам несколько главных вопросов, которые вас настроят и заставят задуматься.
Вставка из видео ;t=488s
(о:50-5:06 Творчество всегда связано с личностью и продолжением человека: во, что человек верит, на какие ценности опирается? насколько напитан любовью?... Когда человек рисует или пишет картину, он тоже, интуитивно, выплескивает на лист свои эмоции. Каждый цвет или его сочетания могут рассказать об эмоциональном состоянии художника в данный момент. Также и его творения, в целом, имеют определенный психологический эффект на аудиторию).
Учитель. Есть в русском искусстве имена, при упоминании которых в нашем воображении выстраивается ряд совершенных образов, исполненных какого-то внутреннего сияния, созерцательности и умиротворенности. Среди этих имен - Зинаида Евгеньевна Серебрякова (ЛансерЕ), художница, в искусстве которой, возникшем в первом десятилетии бурного XX века, мы не услышим ни одной диссонирующей ноты. Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Талантливым архитектором был и один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное место в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики. Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Николая Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, что особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли. Живопись - БЫЛО самое радостное занятие и призвание в жизни маленькой ЗинУши (как ее называли родные). Когда Зинаида со своей семьей жила в селе Нескучном - у нее были прекрасные условия для реализации своих творческих наклонностей. И она могла рисовать столько, сколько она хотела.. Семья такая была у Серебряковой - были все предпосылки для того, чтобы ей развиться как художнику. Помимо того, что ей передалось по наследству талант такой к живописи и видение такое живописное, очень свое и очень сильное и тяга к этому. Ну, еще и воспитание - сыграло свою роль. Постоянное общение с людьми искусства, постоянное обращение к искусству и работа всех окружающих членов семьи – это был примером для нее.
(Знакомство с репродукциями художницы на экране: 5, 6 известных картин и материалы, фотографии о семье художницы: отец, мать, братья, дед Бенуа, село Нескучное )
Блок вопросов ученикам
-Почему такие чистые ассоциации с ее именем? В чем ее изюминка среди других мастеров?
- Можно ли творчество Серебряковой отделять от ее личного опыта?
- Творчество Серебряковой было бы невозможно без значительной поддержки со стороны семьи художницы?
(Подсказка: Художник он же передает свой взгляд на мир, когда рисует. И мне кажется, если у художника - чистая душа, то и работы его несут чистоту и радость окружающим. В психологии есть такое понятие - отражение. Все то, в чем она черпала силу - ее семья, ее родина, русская природа, быт, ее горячая любовь к детям - все это находило отражение в ее полотнах. И в начале жизни, и когда она уже стала зрелой художницей. И ближе к концу жизни – полотна сохраняют свежесть, чистоту)
Учитель. Признание у публики и коллекционеров Серебрякова получила довольно рано, в 1910 г. Когда был опубликован знаменитый автопортрет «За туалетом», (появился он на выставке Союза русских художников рядом с картинами Серова, Врубеля, Кустодиева). И не затерялся среди полотен признанных мастеров. Более того, Когда картину увидел сам Павел Михайлович Третьяков - он взял ее сразу же. И сегодня - она является украшением Третьяковской галереи.
Вставка видео с экрана. ;t=488s
(Анастасия Николаева - внучка З. Серебряковой – искусствовед, представитель Фонда З. Серебряковой 7:22-34 В воспоминаниях она пишет, что выпало очень много снега. Ходить было нельзя и развлекалась тем, что писала себя перед зеркалом и старалась изобразить все предметы на столике.. )
Учитель. Ей выпала удивительная судьба, в которой была и радость творчества, и недолгое семейное счастье, и тяжесть длительной разлуки с детьми. В музеях перед её полотнами, уже давно вошедших в золотой фонд российского искусства, всегда много зрителей, которых привлекает в картинах Серебряковой непосредственность, искренность и какая-то классическая красота. Не зря о её работах Александр Бенуа писал: «Она просто всех поразила: такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!». Еще в молодости Зинаида заявила, что «художник должен оставаться самим собой» и следовала этому принципу всю жизнь, как бы трудно она для неё не складывалась.
Вставка: видео ;t=488s
(Анастасия Николаева - внучка З. Серебряковой – искусствовед 4:43- Помимо удивительной силы характера, еще у нее была удивительная верность себе - своей любви, своему призванию, своему творчеству. 5:53-6:15 И та атмосфера любви, которая была с детства - она давала такую силу внутреннюю для нее и давала такой любящий взгляд на мир. По ее работам видно, что она любуется, что она любит все, что она изображает. Что это вызывает у нее такой восторг, который она передает)
Учитель. Каждое утро Зинаида вставала в утра. И шла на этюды, и дети, шли вместе с ней, как оруженосцы - кто-то нес краски, кто-то бумагу, кто-то стульчик. И это не было рутиной. Каждый раз это был праздник. Это было священнодействие.
Блок вопросов ученикам
Что было главным импульсом к творчеству?
Откуда такой интерес к женскому телу, к окружающей природе?
Чем объяснить такое восхищение окружающим миром? Воспевание его красоты? Откуда это все?
Учитель. Совершенствовать свое художественное мастерство Зинаида уехала в Париж. Там она училась и писала очень много пейзажей, на пленэейре. В 1925-м к ней приехал сын Александр, а в 1928-м – младшая дочь, Катюша. Двое других детей так и остались в России. С дочерью Таней художница увиделась лишь через тридцать шесть лет, когда Татьяна Борисовна навестила мать в Париже. До революции, когда они жили в селе Нескучном - у нее были прекрасные условия для работы. Ей помогала мама, которая занималась с детьми, были няни, муж, который семью обеспечивал. И она была поставлена в условия такие - она могла рисовать столько, сколько она хотела. А потом, конечно.. ей приходилось гораздо тяжелее. Потому что даже возможности, физической - приобрести краски и холсты.. В какой-то момент не было.. Жизнь Зинаиды Евгеньевны в Париже была не из легких. Она оказалась в очень сложной ситуации во Франции. Потеряв мужа (он умер в довольно молодом возрасте) - она осталась практически одна наедине с житейскими трудностями. Чтобы прокормить себя, детей и пожилую мать, работать теперь приходилось вдвойне. Посвятить много времени какой-то крупной работе не было возможности, потому что ей все время приходилось делать работы на продажу.
Вставка: видео ;t=488s
(Анастасия Николаева - внучка З. Серебряковой Искусство реалистичное в то время было не в моде. 9:04-17 Она вполне могла подстраиваться под вкусы публики.. Но это было невозможно, потому что искусство - было выражение ее души, ее мироощущения, ее видения мира. Она оставалась верной самой себе, несмотря на то, что это не давало ей возможности заработать, ничего. Жили, они, в общем-то, тяжело там, во Франции..)
Учитель. К сожалению, заработки оказывались слишком малы, чтобы угнаться за непрестанно растущими ценами. Хотя уже в первые годы ее пребывания в Париже художница стала известна как один из лучших мастеров портрета, она многие работы выполняла за гроши, а то и бесплатно, лишь бы не потерять клиентуру. Ее собрат по изобразительному искусству К. Сомов говорил: «Не практична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударят». В 1920-30-х состоялось несколько персональных выставок Серебряковой в Париже. В печати ее называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи». Но эти отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство и оказывающих немалое влияние на вкусы общества. Ее мастерство многим казалось устаревшим, а произведения покупались с выставок крайне редко. С тревогой, подчас надрывом писала Зинаида Евгеньевна о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, о своем подавленном душевном состоянии, после потери единственного и горячо любимого мужа Бориса и длительного расставания с детьми. В семье, с мужем, у них было полное единодушие. Такой союз, где муж и жена — единомышленники и романтики в любви - большая редкость. И, когда они были порознь, по свидетельству близких, у Зинаиды Евгеньевны портилось настроение, работа валилась из рук. А, когда он ушел из ее жизни навсегда, то остались - только пустота и одиночество… Серебрякова признавалась в письмах к брату, что жизнь кончена и она живет только своим прошлым…
Вставка видео: Блок картин: портреты мужа, и ее детей, картины французского периода.
Учитель комментирует видео за кадром. Она писала, что жалеет, что уехала, что ничего здесь, в отрыве от России, создать не может. .. Она очень грустила, что не увидит мать свою, и она ее не увидела. То, что не могла увидеть своих детей - было тяжело. Настроения были все время такие. Но эти настроения абсолютно не препятствовали работе. Это внутренний был стержень - работать несмотря ни на что. Сила характера такая.
Учитель. Занималась живописью Зинаида Евгеньевна постоянно, до 80 лет. Писала и совершенно прекрасные пейзажи, и чудесные светлые портреты, в своей традиционной реалистической манере. Ее любимыми художниками, по-прежнему, оставались художники эпохи Возрождения и представители русской традиционной школы, такие, как Веницианов и Поленов. До последнего момента жизни, по свидетельству родственников, Зинаида Евгеньевна ходила в Лувр (куда у нее был пропуск), чтобы там копировать работы старых мастеров живописи. И всегда была очень критична к себе.
Блок вопросов ученикам
Что же ею двигало и постоянно стимулировало: ощущение высшей миссии, ответственность за детей и семейные традиции? Или нечто другое? Почему, несмотря на великое наследие, у нее всегда была некая неудовлетворенность своими работами?
Беседа с учениками. Рассуждения на эти вопросы
(Подсказка Подвижническое служение Богу - миссия. Она реализовывала свой талант, который ей был дан. Это привычка - все время работать, работать над собой, своими произведениями - не покидала до конца жизни. Внутренняя потребность не оставаться без дела. И творить. Мне кажется, любой творческий человек - он, если не творит. Вот тут он и впадает в депрессию. Что он не реализует силу, которая в нем есть.)
Учитель. На ее долю выпало очень много испытаний в общечеловеческом понимании. Такие несчастия, которые способны сломать любого человека. Но, несмотря на житейские трудности, огромное количество работы, выглядела она значительно моложе своих лет, ее лицо излучало какой-то необыкновенный свет. Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавала такое внешнее обаяние, которому было невозможно противиться.
Видео вставка: блок портретов самой Зинаиды Серебряковой.
Вопросы ученикам
Какой вывод можно сделать творчестве Сербряковой? К какому типу личности она относилась?
Можно сказать - что живопись стала ее спасением?
Что она сублимировала в работы, потеряв свою единственную любовь?
Учитель. Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась на восемьдесят третьем году жизни. В день ее похорон в сентябре 1967 года в Париже лил проливной дождь. За несколько лет до смерти Серебряковой в России состоялась ее персональная выставка, устроенная детьми и друзьями. Для многих она стала настоящим открытием подлинного русского таланта. В печати прошли восторженные отзывы. Сама же художница неоднократно восклицала в письмах: «Не представляю себе, что именно можно написать обо мне как о «портретистке»? Ведь я так мало, так мало сделала в этой области...»
Вывод: Ее картины были, безусловно, талантливы потому, ведь она писала не только рукой, но душой и сердцем, в котором трепетали самые высокие чувства. Ощущение служению искусству была всегда. Любовь к своему делу. Восхищение окружающим миром! Она писала, что в ее жизни были и печать, и слезы. Но счастье было над всем! Это состояние счастье, любви и наполненности она пронесла через всю жизнь! Свою наполненность любовью она переносила на полотна. Но, безусловно, картина «Карточный домик» является ключевым символом в творчестве Серебряковой. С ее помощью она показывает свою личную жизнь, то, что счастье недолговечно и очень хрупко, что его нужно беречь, иначе оно разрушится в одно мгновение. Мирное семейное существование, домашний уклад и быт могут быть разрушены, а чувство уюта и покоя могут исчезнуть навсегда. Так было в жизни самой Серебряковой. Все действительно оказалось непостоянным, хрупким, каким изобразила Серебрякова свой карточный домик, домик, в который играют дети и в который впоследствии всю свою жизнь будет играть сама Зинаида Евгеньевна Серебрякова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"
Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком учител...
Литературно- музыкальная композиция «Гений чистой красоты».
Литературная постановка в рамках недели русского языка и литературы....
Чистый район-чистый город-чистая планета
Цель: улучшить экологическое состояние района...
Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2
Улучшить экологическое состояние нашего района...
Методический доклад «Творческий портрет Павла Серебрякова»
В методическом докладе «Творческий портрет Павла Серебрякова" представлены некоторые аспекты жизни и творчества Павла Алексеевича Серебрякова - выдающегося пианиста, чье имя хорошо известно во мн...
«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.
«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....
Сценарий вечера «Чистейшей прелести чистейший образец»
Сценарий литературного вечера, посвященного Наталье Николаевне Гончаровой....