Программа кружка "Основы отечественной культуры. Дорога к Храму".
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс)

Тиукова Людмила Анатольевна

В Программе представлены как теоретические, так и практические занятия, церковные службы и паломнические поездки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_otechestvennoy_kultury.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

 Федеральное государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с дефицитным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Санкт-Петербурга».

 

Рассмотрено на                                                                             Директор С-Пб спец ПУ            

педагогическом совете С-Пб спец ПУ                                       ______ Миронов В. В.                                          

Протокол № __ от _____                                                        Дата_________________                                                                                                                                                                  

Образовательная программа дополнительного образования  

«Основы отечественной культуры»

                                                                         

                                                                   

                                                                          Возраст обучающихся – 14 – 18 лет.

                                            Срок обучения – 1 год.

                                                                  Теория и практика – 360 часов.

                                                Итого — 360 часов.

                                                    Автор – составитель:

                                                                                педагог дополнительного образования                  

                                                                     Тиукова Людмила Анатольевна.

                                             

Санкт – Петербург

2023 год.

Пояснительная записка.

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями:

- Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

- Федерального закона № 273 — Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

- Устава Санкт - Петербургского спец. ПУ; Правил внутреннего распорядка и поведения обучающихся Санкт — Петербургского спец. ПУ.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Программа носит культурологический характер, но приоритетным направлением ее является воспитание человека в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций. Обращение во внеклассной работе к сокровищам древнерусского искусства позволяет решать не только образовательные задачи, но и существенно влиять на поведение подопечных.

Актуальность данной программы  состоит в разработке практических  способов перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей средствами отечественной культуры.           

Программа посвящена актуальной теме – роли духовных ценностей Православной Церкви в образовании подрастающего поколения. В связи с тем, что у большинства людей, населяющих Россию, утеряно глубокое понимание важности и необходимости детского православного религиозного воспитания, страдают традиционные основы русской семьи и жизни. В результате, молодое поколение, не имея крепкой и благополучной христианской семьи, не имеет и никакой внутренней защиты от разрушающей силы различных пороков и страстей.

При остро поставленной представителями сферы образования и духовенства проблеме духовной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в настоящее время нет практического инструментария, методических разработок по их перевоспитанию.

В некоторых училищах, подобных нашему заведению, где проходят реабилитацию несовершеннолетние правонарушители, налаживаются отношения с Православной Церковью, приглашаются священники, строятся часовни, открываются комнаты для молитвы, накапливается опыт воцерковления подростков с девиантным поведением. Но публикаций на эту тему  не встречается.

Новизна данной программы заключается как в ее содержании (привлекается опыт, знания и принципы православной педагогики и психологии, долгое время  не использовавшиеся на практике), так и в формах ее реализации. Большую часть занятий планируется  проводить вне стен училища: паломнические поездки по святым местам, участие в церковных богослужениях, сотрудничество с воскресной школой, экскурсии и др.

Отличительной особенностью программы является то, что проблема духовной реабилитации трудных подростков переводится в ней на язык практико-педагогической задачи и находит свое решение в конкретных проявлениях.

Сложный научно-богословский и культурологический материал адаптирован  к педагогическим условиям специального профессионального училища для детей с девиантным поведением. Теоретические знания по истории Отечества, этнологии и этнографии, богословию и литургике, иконографии и теории искусства, а также церковному и светскому этикету, преподаются с учетом образовательного и психологического уровня воспитанников.

Вовлечение подростков в интересную жизнь за пределами закрытого заведения, общение с людьми духовно и нравственно крепкими открывает перед ними светлую сторону жизни. Встречи с православными  святынями и художественными памятниками Отечества делают пребывание подростков в училище более радостным, оптимистичным и осмысленным. Приобретение положительного опыта поможет им в дальнейшей самостоятельной жизни.

Цель программы -  духовно-нравственное и эстетическое развитие подростков на основе традиционных этических ценностей, воспитание любви к Отечеству и его святыням.

Задачи  духовной реабилитации трудных подростков основаны на принципах Веры, Надежды, Любви, а также милосердия, сострадания  и требовательности.

Образовательные: 

  • помочь освоить знания по  основам Православия;
  • познакомить детей с житиями святых, с неизвестными ранее страницами отечественной истории;
  • научить понимать язык православного искусства;
  • научить навыкам этикета.

Воспитательные:

  • привить подросткам стремление к добру и милосердию;
  • заронить в душе подростка потребность в  нравственном совершенствовании;
  • помочь поверить в уникальность собственной личности;
  • воспитание чувств и духовного мира учеников;
  • пробуждение нетерпимости к «безобразному» во всех его проявлениях;
  • воспитание толерантности в отношении людей иных конфессий и иного мировосприятия.

 

Развивающие:

  • развитие этических норм поведения;
  • повышение культурного уровня;
  • развитие творческих способностей;
  • снятие душевного напряжения и усталости подростков;
  • развитие эстетического вкуса;
  • подготовка к самостоятельной жизни в обществе;
  • социализация подростков.

Предлагаемая программа рассчитана на подростков 14-18 лет.

Сроки реализации программы – 1 год, количество часов – 360.

Формы занятий:

  • лекции,
  • беседы,
  • практические занятия по этикету,
  • посещение церковных служб, молебнов,
  • паломнические поездки по святым местам Отечества,
  • экскурсии,
  • конкурсы,
  • спектакли,
  • игры,
  • просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций,
  • творческие работы и др.

 Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю, их продолжительность – 3 часа.

Ожидаемые результаты.

Пройдя программу, дети должны понимать необходимость нравственного и духовного развития, освоить основы Православной веры, приобрести навыки церковного и светского этикета.

 Знакомство с житиями святых подвижников,  воинов и полководцев  должно помочь подросткам лучше узнать и полюбить историю Отечества.

Паломнические поездки по святым местам и, особенно посильная помощь в  восстановлении разрушенных храмов, должны воспитать в подростках  чувство здорового патриотизма.

Подвиги  новомучеников российских и героев чеченской войны (Евгения Родионова и др.)   станут  для воспитанников примером мужества, честности, любви и веры.

Беседы, демонстрация слайдов и репродукций икон, непосредственные встречи с церковным искусством помогут подросткам понять содержание образов, наиболее часто встречающихся в убранстве храма. Воспитанники должны приобрести  знания основ иконографии Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, двунадесятых праздников, понимать символику православного храма, назначение и смысл основных предметов церковного прикладного искусства, разбираться в некоторых художественных стилях (древнерусский, барокко, классицизм и др.), знать произведения русских иконописцев (А. Рублева, Дионисия, Ф. Грека и др.).

В конце года подростки должны стать культурнее, доброжелательнее, дружнее; а также более открытыми и доверчивыми по отношению к взрослым.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • викторины,
  • выпуск стенгазеты « Под покровом Тихвинской », фотовыставок,
  • письма выпускников.

Учебно-тематический план.

  №              п/п

                                                                                       Наименование темы

Количество часов

Раздел

Тема

Теория

Практика

1

Введение в программу.

1

I Раздел. Культура и человек.

20

   

2

Светский этикет.

5

5

3

Церковный этикет.

5

5

II Раздел. Основы Православного вероучения.

20

4

Священное Писание и Священное Предание.

2

5

5

Бог. Существо и свойства Божии. О Святой Троице.

5

6

Бог – Спаситель мира.

2

7

Догмат Искупления. Воскресение Христово.

2

8

О почитании Пресвятой Богородицы.

2

9

Символ веры.

2

III Раздел. Православное богослужение.

10

10

Церковь, понятие, свойства.

1

11

Церковная иерархия.

1

12

Церковные Таинства.

2

13

Устройство храма.

2

14

Что такое молитва.

2

15

О Божественной Литургии.

2

IV Раздел. Церковные праздники и посты.

40

16

Церковный календарь.

2

17

Двунадесятые праздники.

12

18

Великий пост. Недели Великого поста.

5

19

Пасха – праздников праздник.

5

20

Праздники, посвященные почитаемым иконам, святым, историческим событиям и др.

16

V Раздел. Нравственные нормы христианина.

3

21

О заповедях Божиих.

2

22

О заповедях блаженства.

1

VI Раздел. Патриотическое воспитание.

16

23

Крещение Руси.

2

24

Жития  святых – небесных покровителей.

6

2

25

Великие битвы и победы.

3

3

VII Раздел. Церковное искусство.

30

26

Смысл и назначение церковного искусства.

1

27

Архитектура и символика православного храма.

5

28

Церковно-прикладное искусство.

2

29

Икона.

2

30

Язык иконы.

1

31

Технология изготовления иконы.

1

32

Иконостас.

2

33

Иконография Иисуса Христа.

2

34

Иконография Святой Троицы.

1

35

Образ Пресвятой Богородицы в православной иконографии.

2

36

Иконография святых угодников.

2

37

Иконография двунадесятых праздников.

5

38

Явленные и чудотворные иконы.

4

VIII Раздел. Обряды, традиции и народные праздники.

70

39

 Что такое традиция, обряд.

1

40

День рождения, именины, день ангела.

3

15

41

Церковные праздники.

8

43

IX Раздел. Паломнические поездки и экскурсии.

150

42

Экскурсии по музеям.

20

43

Паломничество и участие в монастырских службах, экскурсии по монастырям.

50

44

Участие в воскресной Литургии. Посещение храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери на территории училища.

80

   

Содержание программы.

Введение. Знакомство  подростков с содержанием, целью и задачами программы. Понятие «культура», «религия», «православная культура», «этикет». Значение культуры как фундамента развития личности.

Раздел I. Культура и человек. 

В данном разделе программы педагог решает задачи социализации подростков, воспитания их общекультурного уровня.

 

Светский этикет.  История возникновения этикета, значение его в повседневной жизни. Теория и  практика овладения нормами общения и  поведения. В неформальной обстановке регулярно проводятся чаепития, праздничные вечера.  Ребята учатся сервировать стол, встречать и занимать гостей, общаться с ними. Все эти встречи, как правило, связаны с днями рождения, именинами подростков, с церковными праздниками. Особенно празднично проходят Пасхальные и Рождественские встречи. Ребята сами готовят салаты, закуски, десерт. Придумывают игры, викторины, участвуют в конкурсах, постановках. Исполняются колядки. На Крещение, по уже сложившейся традиции,  подростки вместе с педагогом и гостями  лепят пельмени, угощая всех желающих.  На Масленицу пекутся блины. Вспоминаются народные традиции, символика праздника.

Церковный этикет. Правила поведения в храме. Как различать духовенство по чинам и званиям. Как обращаться к священнику, как правильно и в какие моменты службы осенять себя крестным знамением, ставить свечи, молиться перед иконами и др.

Раздел II. Основы Православного вероучения.

В разделе воспитанники знакомятся с основами православного вероучения.

 Священное Писание и Священное Предание. Книги Ветхого и книги Нового Завета. Боговдохновенность книг Священного Писания. Авторы. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Чтение воспитанниками вслух избранных мест Евангелия (притч, чудес, проповедей Спасителя). Соборное сознание Церкви. Семь Вселенских Соборов.

Бог. Существо и свойства Божии. О Святой Троице. Естественное и  сверхъестественное богопознание, границы богопознания. Учение о существе Божием. Свойства апофатические: самобытность, неизменяемость, вечность, вездеприсутствие, неизмеримость и др.  Катафатические свойства: любовь, слава, свет, благость, правда, премудрость, святость, всемогущество и др.  Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии. Три Лица Пресвятой Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Римо-католическое учение о филиокве.

Бог – творец мира. Промысл Божий. Цель творения. Основные виды творения. Мир духовный или ангельский. Человек. Двуединство человеческой природы. Адам и Ева. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Происхождение зла. Грехопадение.

Бог – Спаситель мира. Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек. Следствие соединения двух природ во Христе. Сотериология – учение о спасении. Боговоплощение, учение, чудеса Спасителя и Крестная смерть – составляющие нашего Искупления. Сошествие во ад, победа над адом. Воскресение Господа Иисуса Христа. Вознесение Господне.

О почитании Пресвятой Богородицы. Чудесное рождение Иисуса Христа от Девы. О земном облике Пресвятой Матери Божией. Православная вера о Пресвятой Девы Марии.

 

Символ веры. Принятие Символа веры на Никео-Цареградском Соборе (325 г., 381 г.).  Его значение для православной веры. Двенадцать членов Символа веры.

III Раздел. Православное богослужение.

Церковь, понятие, свойства. Понятие о Церкви Христовой. Цель и назначение Церкви. Иисус Христос – Глава Церкви. Существенные свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство.

 

Церковная иерархия: апостолы, епископы, пресвитеры, диакона. Богоучрежденность церковной иерархии. Преемственность священства от Святых Апостолов. Пастырское служение – проповедь, священнодействие и управление.

Церковные Таинства. Евхаристия, Покаяние, Крещение, Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение  и др. Богоустановленность таинств. Свойства. Действенность и действительность совершения таинств.

 Устройство храма. Алтарь, иконостас, средняя часть храма. Что находится на святом престоле. Почитание святых икон и мощей.

 Виды молитв. Что такое молитва, Молитва Господня. Молитвы за живых и  усопших.

О Божественной Литургии. Службы суточного круга. Литургия – общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения. Три части Литургии: проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных. Евхаристический канон. Освоение знаний и навыков происходит на практике. После каждой Литургии объясняется ее содержание. Подростки просят разъяснить непонятные фрагменты богослужения.

IV Раздел.  Церковные праздники и посты.

Юлианский Церковный календарь. Почему Церковь придерживается Юлианского календаря. Цикличность праздников. Смысл церковных праздников. Посты, смысл и назначение постов. История возникновения. Посты многодневные и однодневные.

Двунадесятые праздники.  Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введении во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Святое Богоявление, Сретение, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, Троица, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Смысл и содержание праздников. Участие в праздничных богослужениях.

Великий пост. Святая четыредесятница. Недели Великого поста: неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, Вселенская родительская суббота, неделя о Страшном Суде, неделя сырная (масленица), Прощеное воскресенье, неделя 1-я Великого поста – Торжество Православия, неделя 2-я великого поста – Святителя Григория Паламы, неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная, неделя 4-я Великого поста – Преподобного Иоанна Лествичника, неделя 5-я Великого поста – Преподобной Марии Египетской, неделя 6-я Великого поста – Вход Господень в Иерусалим, неделя 7-я Великого поста – Светлое Христово Воскресение. Участие в постных богослужениях. Литургия Преждеосвященных Даров. Страстная седмица. Чистый четверг.

Пасха – праздников праздник. Светлая седмица. Смысл главного христианского праздника. Традиция освящения пасхальных куличей и яиц. Еврейская Пасха – прообраз Воскресения Иисуса Христа. Участие в праздничном богослужении и в Крестном ходе. Пасхальная трапеза.

Праздники, посвященные почитаемым иконам, святым, историческим событиям и др. День национального единства, праздник Казанской иконы Божией Матери, Тихвинской. Дни св. Александра Невского, преп. Сергия Радонежского. День снятия блокады Ленинграда и день равноапостольной Нины. Другие праздники.

V Раздел. Нравственные нормы христианина.

О заповедях Божиих. Зачем были даны заповеди Божии. Десять заповедей Моисея. Необходимость для спасения веры и совершения добрых дел. Закон строгой правды.

О заповедях блаженства. Нагорная проповедь. Закон Божественной любви и благодати.

VI Раздел. Патриотическое воспитание.

Крещение Руси. Св. апостол Андрей Первозванный.  Влияние Византии на формирование религиозного, художественного и  эстетического идеала древнерусской культуры. Первые русские святые – Борис и Глеб.

 

Жития  святых – небесных покровителей.  Святые: мученики, воины, преподобные, блаженные, юродивые. Святитель Николай Чудотворец, святой благоверный князь Александр Невский,  святой воин Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, святая блаженная Ксения Петербургская и др. Подвиги русских святых перед Отечеством. Подготовка творческих работ по житиям святых. Паломнические поездки к местам их почитания.

Великие битвы и победы. Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва и др. Подвиг русского народа. Его место в истории. Причины силы духа. Национальный характер. Патриотизм, его отличие от национализма и фашизма. Герои чеченской войны. Евгений Родионов.

VII Раздел. Церковное искусство.

Смысл и назначение церковного искусства. Особенности художественного языка церковного искусства - сочетание символизма и реализма. Христианские символы (крест, виноградная лоза, голубь и др.). Символы, встречающиеся в Евангелии, иконах, в убранстве храмов и т.п. Искусство в жизни храма. Понятие искусства, виды искусства, его назначение. История происхождения искусства. Искусство церковное и светское, сходства и различия. Разнообразие стилей в светском искусстве. Каноничность церковного искусства. Понятие «красота», «прекрасное». Бог – источник красоты и гармонии.

Архитектура и символика православного храма. Выдающиеся памятники русского зодчества: храмы св. Софии в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке. Монастыри и храмы Старой Ладоги, Владимира, Суздаля, Москвы, Тихвина и др. Типы русского храма: многоглавый, шатровый, ярусный, огненный. Особенности архитектурного художественного языка. Первые древнерусские храмы. Деревянное и каменное зодчество. Влияние Византии.

 

Русское церковно-прикладное искусство.  Литургический и символический смысл. Купель, потир, дискос и др. священные сосуды. Особенности языка церковного искусства. Символы, образы, знаки, притчи. Понятие «символ». Символичность – важная черта прикладного искусства. Христианские символы (крест, виноградная лоза, голубь и др.). Символы, встречающиеся в Евангелии, в иконах, в убранстве храмов и т.п.

Икона. Происхождение христианского образа. Первые иконы Иисуса Христа и Божией Матери. Икона с точки зрения христианского мировоззрения.  Икона в литургическом пространстве храма. Расположение росписей в интерьере храма. Правила расположения икон. Техники: фреска, мозаика, темпера, энкаустика, эмаль, витраж и др.

                                                                                                                                              Язык иконы.   Отражение в иконе временного и вечного, пространства и объема. Перспектива прямая и обратная. Отличие иконы от картины на религиозную тему.                                                            

Технология изготовления иконы. Отношение к иконе на Руси как к священному действию. Многослойность иконы, материал, краски, этапы создания. Строение красочного слоя.

Иконостас. Строение и литургический смысл иконостаса. История возникновения. Иконостас как изложение последовательного исполнения Церкви от Адама – до Страшного Суда и осмысление этого временного процесса через приобщение его к вневременному акту – Евхаристии. Деисисный ряд иконостаса – раскрытие темы Суда.

Иконография Иисуса Христа. Понятие,  история иконографии Иисуса Христа. Символы Иисуса Христа в первохристианский период. Добрый Пастырь. Спас Нерукотворный, Туринская плащаница.

Иконография Святой Троицы. Иконография Святой Троицы. История иконографии. Явление трех ангелов Аврааму. «Троица» Андрея Рублева. Достоинства художественные и догматические. Троица «Ветхозаветная» и «Новозаветная».  Стоглавый Собор  1551 года о невозможности антропоморфного изображения Бога Отца.

Образ Пресвятой Богородицы в православной иконографии. Апостол и евангелист св. Лука – первый иконописец Божией Матери. Божия Матерь «Владимирская». Появление иконы в Киевской  Руси. Тип «Умиление» («Елеуса») – Владимирская, Донская, Феодоровская и др. Тип «Одигитрия» («Путеводительница») – Смоленская, Иверская, Тихвинская и др. Тип «Оранта» («Знамение») – Киевская («Нерукотворная Стена»), Ярославская («Великая Панагия»), Новгородская («Знамение») и др.

Иконография святых угодников. Образы святителей: Николая Чудотворца, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и др., преподобных: Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др., воинов: Феодора Стратилата, Георгия Победоносца и др., юродивых Христа ради и блаженных.

Иконография двунадесятых праздников. Иконография двунадесятых праздников. История возникновения. Сюжеты  и содержание образов. Тропари праздникам. Особенности художественного языка разных иконописных школ (Новгородской, Псковской, Московской и др.).

Явленные и чудотворные иконы. «Явленные иконы» (иконы Божией Матери Тихвинская, Казанская и др.) и  иконы чудотворные. Что такое чудо, примеры чудесных исцелений от святых икон

VIII Раздел. Обряды, традиции и народные праздники.

Что такое традиция, обряд. Происхождение обрядов и традиций, сходство и различие. Сакрализация действительности. Священное и мирское. Цикличность праздников. Семейные традиции.

День рождения, именины, день ангела. Как правильно отмечать дни рождения, именины. Подарки. Гостевой этикет. Сервировка стола.

Церковные праздники. Рождество Христово, Святки, Новый год, Крещение. Праздничные колядки.  Масленица, блины, игры. Пасха, Светлая седмица, неделя жен – мироносиц, Радуница, Троица, Преображение Господне и другие праздники. Проведение праздников с возрождением отечественных традиций. Посещение праздничных служб, купание в крещенской проруби и т.п.

 IX Раздел. Паломнические поездки и экскурсии.

Экскурсии.  Поездки в Великий Новгород, Тихвин, Псков, Владимир, Суздаль, Санкт-Петербург, Царское Село, Вырицу и другие  города с посещением музеев, художественных и архитектурных памятников.

Паломничество по святым местам.  Посещение монастырских служб, экскурсии по монастырю. Варлаамо-Хутынский монастырь, Перынский Скит, Юрьев монастырь, Александро – Свирский, Введено – Оятский, Псково - Печерский и другие монастыри. Купание в источниках, участие в трапезе.

Участие в воскресной Литургии. Посещение часовни. Посещение церковной службы, исповедь и причастие. По средам – молебен и лития  в Тихвинской часовне, находящейся на территории училища.

Методическое обеспечение программы.

Материально-техническое оснащение программы.

         Телевизор, видеомагнитофон, DVD-плейер, аудио и видеокассеты, DVD-диски,

         диапроектор, слайды, магнитофон, аудиокассеты с музыкальными произведениями.

         Книги, журналы и альбомы по искусству, фотоальбомы, открытки, репродукции, картины, иконы.

         

         Игры, карточки, конструкторы, пазлы, книги-раскраски.

         

         Листы ватмана, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

         Бумажные и полотняные скатерти и салфетки, столовые приборы, чайный сервиз, самовар, столовая посуда.          

         

         Цветы, вазы.                                                                                                                                                                                  

Методическое содержание программы

          

Раздел, тема

Приемы обучения

Формы подведения  итогов

Дидактические материалы

Введение

Беседа

Тест

1

Культура и человек

Лекция, беседы, тренинги

Опрос, тестирование, викторины, кроссворды, конкурсы

Видеофильм, карточки и др. наглядные пособия

2

Основы Православного вероучения

Беседы, чтение и пересказ прочитанного.

Рисунки на библейские сюжеты

Опрос, тестирование

Художественные видеофильмы на сюжеты Священного Писания, репродукции, слайды

3

Православное богослужение

Практические занятия, лекция, беседа

Опрос, игровое тестирование

Игра, репродукции, видеофильмы, слайды

4

Церковные праздники и посты

Беседа, практические занятия

Тест, опрос в игровой форме, кроссворды

Репродукции, видеофильмы, слайды

5

Нравственные нормы христианина

Беседа, чтение вслух

Тест

Видеофильмы    « Десять заповедей», «За имя твое» и др.

6

Патриотическое воспитание

Просмотр фильмов, рассказ, беседа

Рисунки на одну из тем, постановка спектакля «Как князь Владимир веру выбирал»

Видеофильм «Земное и небесное», «Андрей Рублев» и др.

7

Церковное искусство

Лекция, беседа, просмотр слайдов, тестирование

Тест, опрос в игровой форме, кроссворды

Видеофильмы по иконографии, древнерусскому зодчеству и др.

8

Обряды, традиции и народные праздники

Разработка сценариев праздников, беседы

Конкурсы, викторины, тестирование в игровой форме

Пособия по проведению и собственные сценарии Рождественских, Пасхальных и других праздников

9

Паломнические поездки и экскурсии

Экскурсии, беседы, подготовка  докладов, фотовыставок

Тест, опрос в игровой форме, кроссворды, стенгазеты, презентации, фотовыставки, выступление с докладом

Видеофильмы: «Великий Новгород», «Сокровища Эрмитажа», а также по музеям Суздаля, Владимира, Тихвина и др.

         

 

                                                                                                                   

Использованная литература.

Раздел I. Культура и человек.

  1. Человек и культура. Введение в курс «Мировая художественная культура». СПб: Спецлит, 2000.
  2. Я умею. Этикет и сервировка стола. М.: 2002.
  3. Рольф М. Энциклопедия «Этикет». М.: 2003.

Раздел II. Основы Православного вероучения.

  1. Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов в синодальном переводе.
  1. Материалы Рождественских чтений 2005 года. http://www.prokimen.ru
  2. Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника. М.: Зачатьевский монастырь, 2002.
  3. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 1999.
  4. Как различать духовенство по чинам и званиям. М.: «Благо», 1999.
  5. Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
  6. Закон Божий для самых маленьких. М.:1997.
  7. Библейские сюжеты. Русские художники XIX в. СПб: «Художники России», 1994.
  8. Митрополит Кирилл. Слово пастыря. Беседы о православной вере. М.: 2004.

III Раздел. Православное богослужение.

  1. Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.
  2. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие, курс лекций. М, 1997.
  3. Иерей Олег Давыденков. Катехизис, курс лекций. М, 1998.
  4. Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

IV Раздел.  Церковные праздники и посты.

  1. Закон Божий. М.: «Ковчег», Сретенский монастырь, 1998.
  2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.

Народный месяцеслов. М.: 1992.  

V Раздел. Нравственные нормы христианина.

1. Янушкявичюс Р., Янушкявичене Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.,1998.

2. Склярова Т. В. Возрастная психология и педагогика. М.: ПСТГУ, 2005.

  1. Непознаваемый мир веры. М.: Сретенский монастырь, 2003.
  2. Супрун В. И. Православия святые имена. Учебное пособие. Волгоград, 1996.                                

                                                                                                                                                                         

VI Раздел. Патриотическое воспитание.

  1. Русские святые. Санкт-Петербург. Издание «Азбука», 2001.
  2. Нечволодов А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах, М.: «Православная книга», 1992.
  3. Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII-XV вв. Учебник для учащихся VII класса, М.: «Издатель», 1995.
  4. Жития святых. Составил святитель Димитрий Ростовский. М.: 1994-1997.

VII Раздел. Церковное искусство.

  1. Алпатов М.В. Распятие Дионисия. Этюды по всеобщей истории искусств. Труды. М., 1979.
  2. Барская Н.А. Сюжеты  и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993.
  3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
  4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.
  5. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992.
  6. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1999.
  7. Икона. Секреты ремесла. М.: Стайл А ЛТД, 1993.
  8. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М.: Арт. БМБ, 2002.
  9. Карелин Рафаил, архимандрит. О языке православной иконы. Сборник: Православная икона. Канон и стиль. К богословскому раскрытию образа. М., 1998.
  10. Карелин Рафаил, архимандрит. Мистика земного времени. СПб, 1997.
  11. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождении. М.: Паломник, 1999.
  12. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М, 1993.
  13. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. Ленинградское отд.: Искусство, 1986.
  14. Лосский В. Богословие образа. Богословие и боговидение. Сборник. М., 2000.
  15. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2001.
  16. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Лига Плюс, 1999.
  17. Припачкин И.А. Иконография Господа нашего Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.
  18. Райгородский Л.Д. Беседа о русских иконах. СПб.:  Глагол, 1996.
  19. Сурова Л.В. Православная икона сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996.
  20. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль: Верхняя Волга, 1997.
  21. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы (репринт.). М., 1904.
  22. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд-во Православного братства свт. Филарета Дроздова, 1999.
  23. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Сборник: Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс, 1993.
  24. Успенский Л.А.. Богословие иконы православной Церкви. М.: Паломник, 2001.
  25. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1997.
  26. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
  27. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.          
  28. Аверинцев С.С. Красота изначальная. Наше наследие. №4. М., 1988.

VIII Раздел. Обряды, традиции и народные праздники.

  1. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и, суеверие и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М.: «Книга Принтшоп», 1990.

 IX Раздел. Паломнические поездки и экскурсии.

  1. Где святая София, ту Новгород. Поселок Тесово-Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.
  2. Софийский собор Великом Новгороде. Поселок Тесово-Нетыльский: «Ксеньюшка», 2000.
  3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Тула: 2003.
  4. Новгород. Памятник Тысячелетия России. Ленинград, 1983.
  5. Старая Ладога. СПб: 2003.
  6. Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. М.: «Лето», 2002.
  7. Тайны мощей чудотворца Александра Свирского. М.: «Даниловский благовестник», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Урок изобразительного искусства "Дорога к храму"

Разработка урока изо в 9 классе "Дорога к храму"...

конспект урока МХК "Дорога к храму"

урок разработан на основе программы по МХК Даниловой ГИ...

Духовно – нравственный проект « Дорога к храму»

Включение православных ценностей в повседневную практику школы позволит учащимся осознать нормы, идеалы, эталоны, регулирующие жизнь общества и отдельных людей, а также осуществить выбор тех или...

Внеклассное мероприятие "Дорога к Храму"

Внеурочное мероприятие «Дорога к храму» проводится в форме виртуальной экскурсии, составленной по результатам реальной экскурсии проектной группы учащихся. Мероприятие включает историю православ...

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Дорога к храму

Духовный облик России. Гармония культовых построек. Архитектурные памятники России....