Доклад на тему: С.В. Рахманинов .Фортепианное творчество
творческая работа учащихся по мхк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 990.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
Прибайкальского района Республики Бурятия
Турунтаевская детская школа искусств
Доклад на тему: С.В. Рахманинов .Фортепианное творчество (малые формы) – прелюдии. Прелюдия cis-moii (op.3№2)
Работу выполнила:
Ученица МАУ ДО «Турунтаевская ДШИ
Чердынцева Виктория
Преподаватель:
Калаганская Ольга Николаевна
Ст. Таловка
2023 г.
С.В.Рахманинов
Прелюдия cis-moii (op.3№2)
Рахманинов Сергей Васильевич-1873-1943-русский композитор, пианист и дирижер.(приложение 1)
Он славился не только умением сочинять превосходные классические композиции, но и виртуозным владением фортепиано. Так, фортепианная музыка занимает весомую часть его творчества.
Будучи выдающимся пианистом своего времени, Рахманинов вошел в историю русской музыкальной культуры как блестящий фортепианный композитор. Его произведения представляют новый этап в развитии русской и мировой фортепианной музыки. Разнообразны жанры фортепианной музыки: цикл 24 прелюдии 23 и 32 опусы, две тетради этюдов-картин, 6 музыкальных моментов, 2 сюиты, 2 сонаты, 2 вариационных цикла, пьесы. Характерно, что большинство произведений написано в русский период творчества.
Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова -современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой линией темы «Россия и её судьба».
Занимают особое место, так как в них представлены наиболее типичные образы фортепианного стиля композитора. 24 прелюдии охватывают два опуса: 23й и 32й. В цикле нет образных и интонационных связей, но некоторые черты единства присутствуют: используются 24 тональности мажора и минора; произведения сгруппированы по принципу общности характера и фактуры. Тонально цикл не завершен, поэтому есть возможность исполнения отдельных произведений.Прелюдии Рахманинова отличаются от прелюдий Лядова и Скрябина в сторону большей концертности, масштабности и богатого внутреннего развития. Произведения Рахманинова более образны, хотя и непрограммны. Некоторые из них имеют жанровое наклонение. Например: Прелюдия № 5 ор.23 D-dur – баркарола ,образец пейзажной лирики Рахманинова, навеянная образами русской природы. Прелюдия № 6 ор.23 g-moll – сложная трехчастная форма – марш
.
Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова – это произведение-философия. В нем есть фундаментальность и основательность. Оно потрясает мощью и весомостью звучания. Сложные гармонические обороты лишь подчеркивают фактурность фортепианного тембра. Это произведение стало мировым символом классики XX века. Его знает каждый человек планеты вне зависимости от музыкальных вкусов. Наверно, в этом и заключается сила настоящей музыки. Она как универсальный язык способна объединять людей по всему свету, позволяя почувствовать вкус жизни.
Краткая история создания Прелюдии до-диез минор содержание произведения.
Молодой и талантливый композитор Сергей Рахманинов в 18 лет закончил с отличием Московскую консерваторию. На основной заработок от частных уроков в 15 рублей было сложно прожить в столице, поэтому музыкант предпринял решение сочинить произведение на заказ. Так появилась знаменитая Прелюдия до-диез минор. Рахманинов продал свое творение за 40 рублей, поэтому в дальнейшем не смог оформить авторские права на него. Что в дальнейшем лишило его больших гонораров. Такую злую шутку сыграла с ним судьба. Первое исполнение состоялось 26 сентября 1892 года на Московской электрической выставке, организованной Саввой Мамонтовым. Уже тогда критики отметили мощь и силу произведения, назвав его «очаровательной новинкой».(приложение 2)
Мировую популярность сочинению принес двоюродный брат Рахманинова пианист и дирижер Александр Зилоти. Он отправился на гастроли, а в качестве одного из номеров взял пьесу Сергея Васильевича. Зрители в концертных залах Западной Европы и США рукоплескали, когда слышали эту композицию. В дальнейшем в Международных газетах стали появляться следующие программные подзаголовки к пьесе «Падение Москвы», «Судный день», а также «Московский вальс». В Американском журнале «Times» произведение получило название «Колокола Москвы», и в дальнейшем закрепилось у американцев.
Когда Сергею Васильевичу с семьей пришлось покинуть Российскую империю, и поселиться в США, у композитора начались активные гастроли. Ни один концерт не обходился без проигрывания данного сочинения. Публика не просила, она требовала исполнить на бис знаменитую прелюдию. Ни раз Сергей Васильевич возвращался на сцену, играл произведение, а затем сердито уходил за кулисы.
Раздражение вызвали и постоянные вопросы журналистов, о том, как была сочинена прелюдия. Однажды, знаменитый русский пианист не выдержал и ответил, что просто захотел заработать денег. Позднее музыкант признается, что лучше бы не сочинял это произведение.
Это произведение стало визитной карточкой Рахманинова, и одновременно его творческим бременем. Сочинение, ставшее усладой слушателя, воспринималось творцом, как тяжкий плен. Ему хотелось, чтобы замечали и другие не менее прекрасные произведения, на которые он тратил больше сил и энергии.
Но нельзя не признать, что Прелюдия до-диез минор – это музыка, которая оставляет в душе неизгладимое впечатление. Поэтому ее хочется слушать бесконечно (Приложение 3)
И по сей день прелюдия cis-moll – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:
- Насыщенность и красочность звучания;
- Широта регистрового диапазона;
- Пронзительная «колокольность»;
- Продуманная динамичность развития;
- Монументальная кульминация.
Содержание Прелюдии до-диез минор Рахманинова
С.В. Рахманинова представляет образ глубоко драматический. Во многом этому способствует выбор тональности. До-диез минор – это тональность, имеющая темный колорит, наполненный глубиной смыслов. Он окрашивает произведение в бархатные тона.
Аккордовая фактура не мешает выделить мелодию. Она обрывиста, но не обладает резкостью. Наоборот, это словно вопросы, заставляющие задуматься на тему вечности, бытия, жизни и смерти. Музыка словно поднимает философский пласт, важный для каждого человека. Невольно начинаешь задумываться над тем, кто ты в этой жизни? Зачем все происходит? Что есть истина и где ее найти? Ведь это те, вопросы, которые и нужно задавать себе, чтобы двигаться дальше, вперед.
Трехчастная форма логична для подобной концепции. В повторении третьей части мы уже не услышим вопросительных интонаций, ответ был найден через контрастную середину. Она наполнена бурными пассажами, искрящимися и виртуозными. Финальные аккорды заставляют полностью погрузиться во внутренний мир.
1 часть. Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль- до в темпе Lento. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Биение ритма в этом разделе очень нервное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности. Темный до-диез минор создает особую колористическую атмосферу. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащие на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность. Фактура прелюдии в экспозиции расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем крепко спаянных плана звучания -октавные интонации темы вступления и многозвучные аккордовые пласты. Верхний «хрустальный» голос создает нежную трепетность.
В среднем разделе Прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Острая душевная боль слита с горячим призывом. На фоне триольных мотивов развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно- устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Интенсивность внутреннего развития возрастает в тактах 27-28 и далее. Мелодия поднимается на октаву выше, звучит еще более настойчиво, тревожно. Басы, словно спорящие с мелодией, способствуют драматизации общего звучания. Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mF к FFF . Декламационная, романтическая взволнованность среднего эпизода приводит к укрупнению фактуры- martellato аккордов.
3 часть. Реприза прелюдии. Здесь драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Авторское указание pesante, FFF, оркестровое tutti аккордовых комплексов требуют от исполнителя глубокого, мощного звучания, насыщенного дыхания, скульптурной лепки аккордов. Из статьи Рахманинова « Моя прелюдия до-диез минор» : « Повторение первой части в удвоенных октавах требует от пианиста напряжения всех сил»
В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами. Басовые ноты до-диез, выдержанные 4\ 4, звучат глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления
Многие пианисты оставили свой след в формировании традиций исполнения Прелюдии. Это, прежде всего сам С.В.Рахманинов с его феноменальным пианистическим аппаратом, огромной рукой. Сохранились записи Рихтера, Гиллельса, Горовица и Мацуева.Сравнивая их, можно сделать заключение о том, что у каждого исполнителя восприятие этого произведения может отличаться.
Интересные факты
За рубежом прелюдия имеет программное название «Московские колокола»
Сборник был посвящен преподавателю по композиции Антону Аренскому.
Позднее Рахманинов опубликовал еще 23 прелюдии во всех тональностях. Так по традиции циклы прелюдий во всех тональностях до русского композитора писали И.С. Бах, Ф. Шопен, А.Н. Скрябин.
Музыкальный клип на песню Чарли Пута "One Call Away" 2016 года начинается с того, что американский певец Пут играет прелюдию Рахманинова.
Оркестровая версия была создана Р.М. Глиэром. Эта версия часто использовалась в кино. Особенного внимания заслуживают, включенные в состав оркестра, цимбалы. Их звучание в низком регистре лишь усиливало напряжение музыки.
Создавая произведение, композитор не может предугадать судьбу сочинения. Он не может полагать станет ли композиция известной или будет обречена на критику. Порой музыкант и сам удивляется успеху, или даже начинает его ненавидеть. Так произошло с прелюдией до-диез минор Рахманинова. Прелюдия была любима публикой во многих странах мира. Каждый, кто приходил на концерт Рахманинова с особым нетерпением ждал именно это сочинение. Со временем автор перестал любить собственное творение, но любовь публики лишь росла. В наше время прелюдия до-диез минор не потеряла очарования и таинственности ее часто исполняют в лучших концертных залах мира.
Когда это сочинение было написано, то Рахманинов не задумывался об авторских правах. Так одно из самых узнаваемых произведений Сергея Васильевича формально не принадлежало композитору. Использование миниатюры в фильмах не приносило музыканту дохода.
В компании с великим пианистом Владимиром Горовицом композитор смотрел в студии Уолта Диснея мультфильм «Опри Хаус». В нем знаменитый мышонок Микки Маус исполнял прелюдию до-диез минор. Позднее Сергей Васильевич признался, что ни одна из интерпретаций так сильно не волновала его, как у великого маэстро Микки Мауса».
Алекс Мендхэм и его Оркестр записали аранжировку для джазового биг-бэнда. Она вошла в их альбом «On with the Show» 2017 года. Использование музыки Прелюдии до-диез минор в кинематографе
В заключении еще раз подчеркну большую художественную ценность фортепианных произведений Рахманинова , воспитывающих художественный вкус, развивающего необходимые пианистические навыки, а также подготавливающего учащегося к знакомству с более сложной фортепианной музыкой. ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, впоследствии сделал ее первой пьесой своего большого собрания.
Используемая литература :
1.https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/prelyudii-rakhmaninova/s-v-rakhmaninov-prelyudiya-do-diez-minor-2
3. https://педталант.рф/григорьева-с-в-образ-родины/
4. НикитинаЛ.Д История русской музыки Издательский центр «Академия» ,1999г
5. Д.А.Сорокотягин . Рабочая тетрадь по музыкальной литературе : русская музыка XX века Ростов- на –Дону «Феникс»,2011 г
Приложение 1
Я долго слушала прелюдию,
Такой неповторимый звук...
Тоска лилась как сна безлюдие
Из тонких, гениальных рук.
Печальна русская мелодия,
Больную душу бередит,
Глухими уголками
Родины
Влечет, пугает и манит.
Вдруг за роялем сам Рахманинов
Берет минорный до диез,
Во фразе, то в скупой, то в пламенной
Звучат поля, дороги, лес.
Молчанье в зале, и измученный
Уходит тихо пианист.
Воспоминанья стыло- жгучие
Пустой переполняют лист.
И каждый в музыке, наверное,
Услышал сердца частый стук,
Метель или признанье первое
Иль радости сердечных мук.
Закончен вечер, и наполненный
Зал опустел, закрыт рояль.
Я тот концерт навек запомнила,
Жизнь пронеслась, мне очень жаль.
«Прелюдии». Алла Дуэнд
Приложение 2
молодой С.В. Рахманинов
Приложение 4
26 сентября 1892 года на Московская электрическая выставка
Приложение 3
Прелюдия до диез-минор
Приложение 5
С.В. Рахманинов за роялем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
023. Тема 7 Мусоргский Фортепианное творчество Картинки с выставки Урок 39 (3
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
057. Тема 16 Рахманинов Фортепианное творчество Прелюдии Уроки 16-18
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
058. Тема 16 Рахманинов Фортепианный концерт №2 Уроки 19-21
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
059. Тема 16 Рахманинов Вокальное творчество Урок 22
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Методический доклад на тему : « О МОЦАРТЕ И ИСПОЛНЕНИИ ЕГО ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
Моцарт- один из первых композиторов, начавших сочинять для фортепиано. Почти все его клавирные сочинения написаны не для клавесина и не для клавикорда, а для молоточкового клавира, то есть для фортепи...
Методический доклад на тему: «Лирические пьесы» Э. Грига - великое наследие в фортепианной педагогике»
В данной работе даются методические рекомендации к наиболее популярным в педагогическом репертуаре пьесам из цикла Эдаврда Грига "Лирические пьесы"...
Доклад на тему "Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования"
Детская фортепианная музыка К.Дебюсси...