Прогулка по Санкт-Петербургу
материал по мхк (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_po_peterburgu-1.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург!
Чудесный город островов,
Каналов, разводных мостов,
Соборов, парков и дворцов,
Военных и речных судов.
Продуман город ювелирно:
Текут в каналах воды смирно;
Постройки лучших мастеров
Связали сорок островов,
А между них Нева бурливо
Несётся к Финскому Заливу.
О, Питер, город вдохновенный,
Святым Петром благословенный!
Не устаёт он восхищать
И бесконечно потрясать
Великолепьем образцов,
Под сенью парков и дворцов.
Пропитан воздухом историй,
Великой радостью и горем.
Три века он в себя вместил,
О предках память сохранил:
Куда ни глянь — то здесь, то там
Он открывает тайны нам.
Прогулка по Петербургу
В зрительном зале сидят зрители, они будут являться участниками экскурсии.
Ведущий:
Добрый день! Автобус полон, что ж, экскурсию начну.
Я сегодня город славный, Петербург вам покажу.
300 лет-немалый возраст, город разное видал,
В войнах, сговорах, пожарах он достойно устоял.
Но вперед не забегаем, будет наш рассказ правдив.
Мы картины разыграем, вам решать -то быль иль миф.
Картина первая.
Действующие лица: Петр 1, 2 боярина, Меншиков.
Действие происходит в царских палатах.
Ведущий:
Петр, Великий государь, призывает всех бояр
Думу думать о Руси, как политику вести.
1 Боярин:
Я скажу, бояре, так: вроде Петр не дурак,
Но его нововведенья вызывают лишь сомненье.
Я гляжу, царь увлечен заграницей дальнею,
Больно часто ездить стал в «ихнию» Голландию.
2 Боярин:
В Амстердаме восхищался корабельной гаванью.
Ой, боюсь, и нас начнет обучать он плаванью.
В красном байковом камзоле («ихней моды веянье)
В Заандаме(1) обучался кораблестроению.
Боярин 1:
А чего привез оттуда Петр наш, видали вы?
Кисти Рембрандта, Ван Дейка…(2)
Еще Рубенса холсты!
А зачем они России? Прибыли с них никакой!
Меншиков:
Государь распорядился их повесить в свой покой.
А когда в России нашей будет новый град стоять,
Красотою европейской иноземцев поражать,
Вот тогда холсты, статуи по музеям разместят.
Мы воятелей российских сами будем обучать.
«Академию великих трех художеств» создадим,
Русских Рембрандтов, Ван Дейков мы в России породим!
1 Боярин:
Эко Меншиков глаголет, императору подстать.
Нам в России первозданной легче будет помирать.
2 Боярин:
На Московские соборы помолясь, перекрещусь.
А на новый град Петровый и взглянуть-то не решусь.
(входит Петр 1)
Петр 1:
Вижу, все бояре в сборе.
Бояре (все с поклоном):
Долго здравствуй, царь-отец!
1 Боярин:
Нас своим приходом царским осчастливил наконец.
Петр 1:
Ох, лукавите, я знаю думы ваши наперед.
2 Боярин (услужливо):
Служим матушке-России и печемся за народ.
Петр (смеясь):
Коли так, легко поймете вы намеренья мои. Но сначала…
Эй, Марфуша, угощенье заноси.
(Входит Марфуша с подносом, на подносе чашки с кофе)
Петр 1:
Угощайтеся, бояре.
2 Боярин (нюхает):
Что за дрянь, золы черней?
Петр 1:
Эко темные вы, старцы, это ж кофий! (Марфе) Мне налей.
Я велю постановить: в каждом доме кофий пить!
1 Боярин:
Больно чашка маловата, неудобно подносить.
Петр 1: Отрастили бородищи, их приказываю сбрить!
Эх, отстал боярский род. А в Европе весь народ
Без длиннющего кафтана, бородатого изъяна Образован и учен!
1 Боярин: Род боярский обречен.
Петр 1: Я велю указом царским жизнь Российскую менять!
Там, где шведов победили, будет новый град стоять!
1 Боярин: На болоте? На воде?
Петр 1:
На большой реке Неве!
Земли новые освоим и Российский флот построим.
Петропавловская крепость будет первою стоять,
И с нее великий город будут зодчие рождать!
Ведущий:
На острове, на Заячьем рождался град Петра.
Он был Российской гаванью и в Балтику врата.
Все города Российские построены из шпал.
И только новый царский град из камня вырастал.
Вслед за Петровской крепостью возник другой проект-
Адмиралтейство с Лаврою соединил проспект.
Картина 2
Картина 2.
Действующие лица: архитектор Б. Растрелли, кучер.
Стук лошадиных копыт. Тихо едет кучер, выбегает человек.
Растрелли : Постой, извозчик!
Кучер: Тпру-у, залетный! Куда изволите везти?
Растрелли (садится): Ты покатай по Петербургу, да лошадь, слышишь, не гони.
Кучер: Чай, иностранец, говор слышу. Откуда родом, сударь, Вы?
Растрелли: Флоренция, Италия. Небось слыхал и ты?
Кучер: Слыхал. Вас много щас к нам ветром занесло:
Ученых, академиков, артистов Шапито.
Небось, ученым будете?
Растрелли:
Строителем дворцов. Дома я, братец, строил для царственных особ.
Кучер:
Гляди-ка, важна птица. И где ж твой труд, отец?
Растрелли:
А вон, смотри, на Невском мой Аничков дворец.
Кучер:
Хорошая работа. И красота опять.
Растрелли:
Тебе за Петербургом приходится бывать?
Кучер:
А как же, коль заплатишь - за город повезу.
Растрелли:
Отличные творения тебе я покажу.
Французы из Парижа в Версаль попасть хотят,
В России Петергофские фонтаны в зной манят.
Дворец «в отличном вкусе» венчает красоту.
Кучер: А вот и подъезжаем мы к Царскому Селу.
Растрелли:
И вслед за Петергофом заказ я получил-
Дворец Екатерининский красою всех затмил.
А вскоре заложили здесь Царскосельский сад.
Скульптурами античными аллеи запестрят:
«Персей» и «Андромеда» иль «Дева над водой»…
Кучер:
Каким царям служил ты? Пред кем держал ответ?
Растрелли:
Для Анны Иоановны, братец, строил и для «Елизавет» (5).
Кучер:
Не ты ль Дворец Ледовый (6) к забаве всех слепил?
Растрелли:
Лепить - удел убогих, а я всю жизнь творил!
Венец моих созданий, он и сейчас стоит.
Кучер:
Неужто Зимний??
Растрелли:
Да, брат, гляди, как он блестит.
Меня не будет в мире, другие времена
Настанут для России, а Зимний - на века!
Кучер: А что сейчас не строишь?
Растрелли:
Не в моде, устарел. Царица Катерина (7) уволила от дел.
Довольно, здесь сойду я (сходит).
Кучер: Да как же звать тебя?
Растрелли: Растрелли-архитектор Имперского двора!
Ведущий:
Растрелли - мастер дела! Но век пришел иной-
Рациональной классики, стал Петербург другой.
Царица Ангальт Цербстская, Екатериной став,
Культ разума, учености вписала в свой Устав.
Учиться повелела девицам всех родов.
И Смольный институт как раз для этого готов.
Третья картина
Третья картина.
Смолянки: Действующие лица: Е. Нелидова, Г. Алымова, Е. Хрущева, В. Борщева, Е. Хованская, Е. Молчанова, мадам Жерме, Д. Г. Левицкий.
Действие происходит в Смольном институте. Играет музыка, вбегают девушки.
Нелидова: Я слышала, что важный гость нас нынче посетит.
Сама императрица к нему благоволит.
Алымова: Отбор быть может будет на фрейлин при дворе,
Тогда смогу я…
Хрущева: Тише, идет мадам Жерме.
(Входит мадам Жерме, девушки умолкают)
Мадам Жерме: Весь класс, я вижу, в сборе. Ну что ж, тогда начнем.
Сегодня в Смольном будет для гостя бал-прием.
Нелидова: А кто же гость, ответьте.
Мадам Жерме: Мадемуазель, скромней. Запомните: покорность и никаких страстей.
А впрочем, я отвечу. От царского двора
Художник к нам прибудет.
Хованская: Он нас напишет?
Мадам Жерме: Да. Левицкий-академик, известнейший вполне.
Хорошим портретистом слывет он при дворе.
Саму императрицу талантливо писал.
И говорят, Дидро ему портрет свой заказал.
На долю вашу выпала огромнейшая честь
(входит Левицкий)
А вот мсье Левицкий!(8)
(девушки в глубоком реверансе, мадам Жерме девушкам)
Хрущева и Хованская. Позвольте мы споем.
Левицкий: Ну что ж, дуэт прекрасный. Вас парой напишу-
«Пастух с пастушкой милой гуляет на лугу».
Мадам Жерме: Алымова Глафира - прекрасный музыкант!
Она для Вас сыграет, покажет свой талант.
Алымова: Сыграть могу на арфе, коль сударь повелит.
Левицкий: Я думаю, что с арфой удачный будет вид.
Мадам Жерме: Вот Натали Борщева, танцует лучше всех.
Борщева: Здесь, в Смольном часто ставим мы оперы, балет.
Я просто обожаю театр наш Большой.
Себя воображаю на сцене я звездой!
Ведущий:
В те годы в Петербурге Большой театр был,
Потом консерваторию там Рубинштейн открыл.
Мадам Жерме: Молчанова серьезна, с науками на «ты».
Левицкий: Ее напишем с книгой (обращаясь к Молчановой),
Для умной юны вы.
Молчанова: Стремлюсь к наукам, сударь, с политикой дружу,
Философов читаю и физику учу.
Левицкий: И кем же стать хотите?
Молчанова: Стать личностью стремлюсь,
Служить России буду, коль нужной окажусь.
Левицкий: Похвально деве юной столь пылкий ум иметь.
Ваш образ должен будет учение воспеть.
Мадам Жерме: А это - наша гордость, Нелидова Катрин.
Недавно в Перголези (9) играла роль Сербин.
Поет она прекрасно, талантлива вполне.
Ведущий: Вслед за Смольным институтом корпус Пажеский (10) открыт,
Шли сюда кому призванье быть военными сулит.
Институты открывали инженеров, горняков,
Правоведов, педагогов , докторов и моряков.
Молодел и разрастался славный город на Неве.
«Золотой век» приближался, девятнадцатый на дворе.
Картина четвертая
Четвертая картина.
Действующие лица: Редактор, корреспонденты.
(Действие происходит в редакции Петербургской газеты «Северная пчела» (11)
30-е годы 19 века)
Редактор:
Господа, прошу внимания. Предлагаю обсудить
Материалы для газеты и к печати пропустить.
Что нам в новый номер брать?
1 Корреспондент:
Новость о театре дать.
Вот послушайте мой очерк:
«Карл Росси (12), архитектор, Петербург вновь удивил:
Красивейший из театров он столице подарил.
Назван театр Александринский в честь императрицы,
На открытии народа, как зимой на Ницце.
Драпировка лож и мебель голубого цвета,
Зеркала сверкают, точно от дневного света.
А на сцене шла премьера, автор эМ. Крюковский (13):
Как врага далече гнал с войском князь Пожарский.
Замечательно играли все актеры театра».
Редактор: Что ж, твой очерк разместим мы в газете завтра.
2 Корреспондент:
Пушкин свой роман «Онегин» завершать собрался,
Ровно 10 лет назад за него он брался.
Место действия романа - снова славный град Петра.
Надо очерк подготовить: «День с Онегиным».
Редактор:
Да-да. Где бывал младой повеса: на Фонтанке, у моста,
В ресторане у Талона… Посетим-ка те места.
1 корреспондент:
Господа! Слышал, вновь привиденье в замке объявилось,
Тень убитого царя, говорят, явилась.
Павел I создал дом ,
Михайловским назвал дворцом,
Дворец, как крепость оснастил,
Снаружи рвами окружил.
Не ведал Павел об одном:
В своём дворце погибнет он.
Редактор:
Про политику в «Пчеле» рассуждать не будем,
Пусть «Полярная звезда» (15) правду пишет людям.
1 корреспондент:
Господа, курьезный случай был со мной недавно.
Побывав в Дворе гостином (16), шел домой обратно.
По пути решил зайти я в трактир на Мойке.
Шаг на мост - и я в объятьях у девчонки бойкой.
Дева юная мене поцелуй дарила!
2 корр.: Кто она? И почему?
Дева-то красива?
1 корр.: Нет, друзья, здесь смысл иной, он лишь с местом связан:
Коль на этот мост взойдешь - целовать обязан,
потому что этот мост Поцелуев назван!
Редактор:
Кстати, надо очерк дать, где в столице погулять.
У кого идеи есть?
2 корр.:
В Петербурге мест не счесть!
Виельгорский дом (18) на Невском будет в среду бал давать.
Вы любитель маскарада? Значит надо побывать.
Музыкантов с заграницы, слышал, пригласили,
В этот раз приедет Ференц Лист (19), очень все просили.
1 корр.: «Панорама Петербурга» зрителям открыта.
Вы хотите город видеть? - нет прекрасней вида.
2 корр.:В цирке тоже чудо есть: «Дикий житель», «Дама-змей»,
«Говорящий воробей».
Редактор
Ну, а пища для ума коль необходима,
То в музей идти пора, посмотреть на диво.
Вон, в Кунсткамере (20) Петра человека части-
В спиртовых бочонках – плод врачебной страсти.
2 корр.:
А на Невском лютеранцы строить церковь стали (21),
Все царицу Катерину в этом упрекали.
Ведь при ней Костел построен (22), церковь для армян (23),
Интересы всех конфессий город отстоял.
Ведущий:
Господа, сегодня нет дождя, нам в Летний сад идти пора.
Ты представь, что ранним утром из парадных царских врат
В сад выходит Катерина, совершая променад.
По дорожкам, мимо статуй, мимо бюстов и скульптур
Шла она…
Кор 2: А над ней летал Амур.
Мрамор у скульптур был ценный, из Итальи привезен.
Только Петр не был франтом, он любил блеснуть умом.
И Эзоповые басни выставлял он напоказ.
Кто не знал их содержанье - мог в скульптуре видеть сказ.
Кор 1: Было Здесь фонтанов много, Вот наверное красота!
Кор 2: Да, И петербургских малышей слегка за шалости бранили
и в Летний сад гулять водили…
Ведущий: Сколько страстных объяснений, может робких, невпопад,
Или нежных изречений помнит этот Летний сад.
Сколько сцен забавных, милых можно было наблюдать,
Все прошедшее когда-то будет Летний сад скрывать.
Ведущий: Друзья! Неполный будет мой рассказ, коль не коснемся хоть парой фраз…
Чтец 1
Вот, Петропавловский Собор
Надел готический узор.
Здесь императоры внутри
Спят от зари и до зари.
Над ними замерли в поклонах
Поверженных врагов знамёна.
Собор увенчан шпилем острым,
Который в высь стремится грозно.
Там ангел реет на ветру
На радость нам, назло врагу.
Разнесена по миру слава:
«Россия — мощная держава!».
Чтец 2 Вторую крепость Пётр возводит,
Каналы от Невы подводит,
Сооруженья укрепляет,
Адмиралтейство учреждает,
И здесь, на верфях, создаёт
Военный первый русский флот.
С тех пор промчались триста лет.
Той крепости давно уж нет,
Но здание Адмиралтейства
Стоит как памятник, на месте.
Почёт победам воздаёт
И славит наш Балтийский флот.
Адмиралтейство украшая,
Игла высотная венчает.
На ней кораблик золотой,
Как символ города морской.
И обозначен точно спицей,
Центр нашей Северной столицы.
Чтец 3
Вблизи от стройки кораблей,
Для занятых на ней людей,
Великий Пётр церковь создал
И в честь Исаакия назвал.
(Исаакий был Петра хранитель,
Его небесный покровитель).
Хоть церковь и была скромна,
Но стала главною она.
В ней клятву моряки давали,
Петру на верность присягая.
В ней Пётр I был навечно
С Екатериною обвенчан.
Сейчас Исаакиевский Собор
Фундаментален и тяжёл.
Мощь веры он являет нам, —
Великий, славный Божий храм!
В нём Русский Дух, широкий, сложный,
Сломить который невозможно!
Чтец 4
А здесь, на площади центральной,
Торжественно-монументально,
Для должной всероссийской славы
Военной и морской державы,
Встал императорский дворец, —
Величья дивный образец.
Дворец по замыслам Петра
Елизавета создала.
В нём волею Екатерины,
Основан Эрмитаж картинный,
Что свет и гордость наших дней,
Великий мировой музей.
Чтец 5
А на ступенях Эрмитажа,
Стоят Атланты, словно стражи,
И их гранитные скульптуры
Являют мощные фигуры.
Собою, с гордым покаянием,
Атланты подпирают здание.
Горька и тяжела их доля,
Но непоколебима воля.
Чтоб исполинов поддержать,
За палец нужно подержать,
Частицу силы передать,
Ну, и желанье загадать
Чтец 6
Вот, на пути явился нам,
Спас-на-Крови, — чудесный храм,
Который с головы до пят
Одет в мозаичный наряд.
Под сердцем место он хранит,
Где Александр II убит.
Чтец 7
Есть в Питере другое диво…
Как это зрелище красиво!
В определённый час ночной
Мосты, что дремлют над Невой,
Проснутся, тяжело вздохнут
И к небу руки вознесут.
В руках зелёные огни,
Для кораблей сигнал они.
И тотчас воды закипают,
И под руками проплывает
Судов великих караван
Из ближних и далёких стран
Чтец 8
А вот «Аврора» — крейсер славный,
Что революции вестник главный.
Он прожил долгих сотню лет,
Немало повидал побед.
Когда на пенсию он вышел,
Музеем стал для ребятишек.
Чтец 9
На пристани перед Невой,
Два сфинкса обрели покой.
Они заброшены судьбой
С аллеи в Фивах золотой.
Им более трёх тысяч лет;
В их ликах сам Аменхотеп!
А сторожат их изваяния
Грифоны — грозные создания.
Мы к ним тихонько подойдём,
Желанье на ушко шепнём.
И по народному преданью,
Должно исполниться желанье.
Ведущий
И мы уверены сейчас:
Ещё вернёмся, и не раз,
В чудесный город островов,
Каналов, разводных мостов,
Соборов, парков и дворцов,
Военных и речных судов.
О, Петербург! Он дарит нам
Романтику далёких стран,
Предания минувших лет,
Секреты знаков и примет,
Волшебной сказки ожидание,
Где все сбываются желания.
Да, город рос и процветал и новым временем дышал.
Страницы прошлого прочтя, менял на троне вновь царя.
Дворцы и храмы воздвигал, в Блокаду храбро устоял, страны историю писал.
Пока течет река Нева, живет великий град Петра!
Звучит песня Ария «Ленинград»
Комментарии.
Заандам-город в Голландии, где царь Петр 1 работал плотником на верфи.
«кисти Рембрандта, Ван Дейка…»-художники Нидерландской школы, чьи работы были привезены Петром 1 для России.
Растрелли Ф. Б (1700-1771)- архитектор «высокого барокко»
Анна Иоанновна- представительница династии Романовых. Годы правления Россией 1730-1740.
«Елизавет»- императрица Елизавета Петровна. Годы правления 1741-1761
Дворец Ледовый- дом изо льда, был возведен у реки Невы по указу императрицы Анны Иоанновны в 1740 г. для свадьбы шута князя Голицына.
Царица Катерина- Российская императрица Екатерина 2, урожденная АнхальтЦербстская.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)- русский художник. По заказу Екатерины 2 создал серию женских портретов «Смолянки» (воспитанницы Смольного института благородных девиц).
Перголези Джованни Баттиста -итальянский композитор, скрипач и органист 18 века.
Корпус Пажеский- элитное военное учебное заведение, созданное в Петербурге в 1759 г.
«Северная пчела»- политическая литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге с 1825 по 1864.
Карл Росси- российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в С-Петербурге, в том числе александринского (ныне БДТ) театра.
М. В. Крюковский-русский драматург 19 века. Речь идет о трагедии «Пожарский»
Павел 1-российский император. Годы правления 1796-1801. Павел был зверски забит и задушен офицерами в собственной спальне в ночь на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке. После убийства замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора. С 1823 г. здесь разместилось Николаевское Инженерное училище. Замок стали называть Инженерным.
«Полярная звезда»- литературный и общественно-политический альманах, издававшийся А.И. Герценом и Н. П. Огаревым. С середины 19 века.
«Гостиный двор»-памятник истории и архитектуры 17 века, в прошлом центральный оптовый Гостиный двор. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот.
Поцелуев мост- мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и Адмиралтейский острова. Назван по фамилии купца Поцелуева, содержащего трактир на левом берегу реки Мойки (ныне ул. Глинки). Трактир назывался «Поцелуй», также назвали мост.
Виельгорский М. Ю.- русский музыкальный деятель и композитор- любитель польского происхождения. Дом Виельгорского на Невском был в С-Петербурге своеобразным музыкальным центром. Здесь собирались истинные ценители музыки.
Ференц Лист -венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма 19 века.
Кунсткамера (с нем.-«кабинет редкостей»)-старейший музей России, открытый Петром 1. В собрание музея вошли разные диковины, купленные в Европе и Российской империи. Публика могла видеть не все экспонаты. Например, в запасниках осталась заспиртованная голова возлюбленной Петра 1 фрейлины Анны Гамильтон, отрубленная по его приказу.
Лютеранская церковь- церковь святых Петра и Павла (Невский проспект 22-24)
Костел св. Екатерины- (Невский проспект 32-34) , самый большой и самый старший из все католических храмов России. Костел строили по проектам Ж. Б. Валлен-Деламота и Антонио Ринальди в 1763-1783 гг.
Церковь для армян-Армянская церковь св. Екатерины (Невский проспект 42-44). Храм построен в 1771-1775 гг. по проекту Ю. М. Фельтена.
«Зайди к Кюба»- известный исторический ресторан в С-Петербурге. Существовал с 1840-х годов. В 1887-1894 гг. владельцем ресторана был французский повар Жорж Кюба, который и дал ему это название. Среди постоянных посетителей были П. Дягилев, В. Нежинский, Ф. Шаляпин, С. Мамонтов.
Мартель- старейший французский коньяк.
«Малый Ярославец»- ресторан, открыт в 1870
--
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулки по Санкт-Петербургу
Презентация о достопримечательностях Санкт-Петербурга...
Осенняя прогулка по Санкт-Петербургу
Данное занятие позволяет закрепить знание детей о городе, доставляет радость, гордость за то, что мы являемся жителями этого города....
Прогулка по Санкт-Петербургу
Занятие позволяет закреплять знания об истории возникновения города, о его историческом центре, доставляет радость от командного соревнования, воспитывает желание узнавать что-то новое....
Прогулка по городу Санкт-Петербург
Прогулка по городу Санкт-Петербург...
Мультимедийный проект игры-викторины по истории и культуре С-Пб “Прогулки по Санкт-Петербургу” Учитель истории О.А Львова
Содержание материала охватывает период XVIII – XIX в. из истории Санкт-Петербурга.Всего вопросов 20. Каждый вопрос сопровождается двумя подсказками, даётся развёрнутый ответ. К каждому вопросу подобра...
"Прогулка по Санкт-Петербургу"
Споритвный праздник для детей старшего возраста и их родителей...
Материалы для прохождения Прогулки -Квеста по центру Санкт-Петербурга для учеников 6-7 класса
Разработка Прогулки-Квеста по историческому центру Санкт-Петербурга для учеников 10-14 лет ....
- Мне нравится (1)