Рабочая программа кружка по ИЗО,МХК "Искусство России" для 6-7 класса
рабочая программа по мхк (6, 7 класс)

Изучение возникновения и развития русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов России. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это помогает учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла, особенно истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Рабочая программа кружка  «Искусство России»  в 6-7 классах

составитель: учитель изобразительного искусства высшей   квалификационной категории Галганова Елена Алексеевна, г.Ростов-на-Дону

                                           I. Пояснительная записка.

Актуальность:  Основополагающим направлением Концепции образовательных программ основного общего образования по искусству от 24.12.2018г. является  изучение и преподавание предметов  в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.

Основные задачи реализации Концепции:

  • Совершенствовать содержание предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования;
  • Развивать общедоступные информационные ресурсы как инструменты деятельности учеников и учителей;
  • Обеспечить художественное и эстетическое развитие школьников через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;
  •  Использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии;
  •  Задействовать сетевое взаимодействие с учреждениями культуры;
  • Использовать проектную деятельность учеников
  • Использовать потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона.

     Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Искусство – это, прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.

Новизна данной программы заключается в отборе содержания и художественно – педагогической идее, которые отражают личностно-смысловую направленность курса, деятельностный характер обучения, направленный на формирование в процессе обучения общекультурной компетентности учащихся, что способствует самоидентификации и успешной социализации учащихся. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это помогает учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла, особенно истории.

Цель курса:

        – формирование у обучающихся критически-оценочных способностей и гуманистических установок через изучение различных этапов в художественном развитии человечества, основанных на изучении  исторических традиций и ценностей художественной культуры  России.

Задачи курса:

- изучение возникновения и развития русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов России;

- формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов России;

- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

- развивать умения анализировать шедевры русского искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов;

- развивать умения определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность;

- формиронание навыка ориентации в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

Планируемые результаты

Личностные результаты :

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

3) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в выполнении  проектно-исследователькой работе.

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно выполнять проектно-исследователькую работу;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной  проектно-исследователькой работе;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде народов России;

7) развитие интереса к искусству народов России ;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

Предметные результаты:

1) формирование устойчивого интереса к изучению истории искусства России; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

3) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

4) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

5) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации   по мотивам разных видов искусства.

6) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания .

В результате посещения занятий кружка ученик научится:

  • понимать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого  и настоящего;
  • - особенностям художественных средств различным видам и жанрам  изобразительного искусства;
  • -знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • – понимать роль изобразительного  искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколе

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности проектно-исследовательской  деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектно-исследовательской  деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения проектно-исследовательской работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения проектно-исследовательской работы ;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Программа предполагает реализацию следующих принципов дополнительного образования:

свобода выбора ребенком дополнительной образовательной программы и видов деятельности;

создание условий для самореализации личности;

признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

обеспечение ситуации успеха для каждого;

применение таких средств определения результативности продвижения воспитанника в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть перспективы собственного развития, не ущемляя достоинства личности.

Методы раскрытия содержания программы « Искусство России» обеспечиваются путем освоения материала, сравнения и анализа пройденного.

  1. Работа с художественным текстом:
  • получение информации, ее запоминание
  • связь текста с полученными ранее знаниями
  • личностная оценка полученной информации.
  1. Формирование культуры восприятия:
  • развитие красочной речи, адекватной эмоциональному состоянию
  • рождение эмоционального отклика
  • проникновение внешнего облика во внутренний мир ученика.

В ходе реализации программы предполагается развитие эмоциональной сферы обучающихся в цепочке: работа с текстом, образное восприятие, образная память, сравнение образов.

Раскрытие содержания программы обеспечивается:

  • беседами, лекциями с показом презентаций, видеофильмов о художниках;
  • семинарами, работой по группам;
  • индивидуальной работой с учащимися;
  • участием детей в поисковой и исследовательской работе;
  • экскурсиями
  • воздействием высококачественной информации на каналы восприятия;
  • комфортностью и эстетикой оформления помещения, где проходят занятия с учениками.

Реализация программы осуществляется на основе эффективного использования мультимедийных и аудиовизуальных средств, энциклопедий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Результативность реализации программы определяют:

  • достижения учащихся: рефераты и исследовательские работы по темам о художниках.
  • итоги тестирования;
  • итоги контрольных срезовых работ (начальный, промежуточный и итоговый контроль).

Ожидаемые результаты освоения программы к концу обучения:

  • сформированность определенного уровня знаний по предусмотренным учебно-тематическим планом темам;
  • сформированность умений понимать и оценивать творения художников разных эпох;
  • наличие способностей эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю). Объем курса – 35 часов. Возраст обучающихся – 11-14 лет.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы работы

1.

Введение в учебный курс. Роль искусства в общественной жизни.

1

Беседа-диспут.

Презентация.

2.

Древняя Русь. Особенности руссого  искусства во времена язычества.

1

Исследовательская работа.

3.

История русского орнамента. Символы, мифы, легенды.

1

Исследовательская работа.

4.

История русского костюма.

1

Исследовательская работа.

5.

Крещение Руси. Особенности постройки русских храмов.

1

Исследовательская работа.

6.

История русской иконописи.

1

Просмотр фильма.

Беседа-открытие.

7.

Зодчество на Руси. Убранство русской избы.

1

Исследовательская работа.

8.

Города «Золотого кольца».

1

Исследователько-проектная работа.

Видео ряд. Работа в группах.

9.

Декоративно-прикладное искусство России.

1

Исследователько-проектная работа. Работа в группах.

10.

Донские традиции. 150 культур Дона.

1

Экскурсия в краеведческий музей.

11.

Особенности казачьего костюма.

1

Исследователько-творческая  работа. Работа в группах.

12.

Петровская пора. Первые художники-портретисты России.

1

Беседа-диспут.

Презентация.

13.

Санкт-Петербург-жемчужина России.

1

Просмотр фильма.

Презентация.

14.

Эрмитаж. Русский музей.

1

Просмотр фильма.

С/р :создание классификации экспонатов. Работа в группах.

15.

Изобразительное искусство России XIX века. Академисты. К.Брюллов. Библейские сюжеты в творчестве

А. Иванова.

1

Беседа-диспут.

Презентация.

16.

Бытовой жанр  в живописи А. Венецианова и П. Федотова.

1

Беседа-диспут. Презентация.

17.

Творчество художников-передвижников.

Создание «Товарищества»

1

Беседа-открытие нового.

Презентация.

18.

Великие русские пейзажисты. И.Левитан. А. Куинджи,А. Саврасов, . И. Айвазовский и И. Шишкин.

1

Исследователько-проектная работа.

19.

Мир былин и сказок В.М. Васнецова.

1

Исследовательская работа.

20.

Миры  И. Репина. Репин-портретист.

1

Исследовательская работа.

21.

Исторический жанр на полотнах русских художников. В. Суриков и Н. Ге.

1

Исследовательская работа.

22.

Критический реализм. Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко.

1

Исследовательская работа.

23.

Художник-баталист В.Верещагин.

1

Исследовательская работа.

24.

Символизм в живописи Врубеля.

1

Исследовательская работа.

25.

Русские импрессионисты.

1

Беседа-диспут. Презентация.

26.

Художники «Мира искусства»

1

Беседа-диспут. Презентация.

27.

Мастера русского авангарда.

1

Беседа-диспут. Презентация.

28.

Скульптура.

1

Беседа. Презентация.

29.

Москва златоглавая.

1

Просмотр видео. Беседа-открытие.

30.

Творчество художников о Великой отечественной войне.

1

Беседа. Презентация.

31.

Скульптура о Великой отечественной войне.

1

Беседа. Презентация.

32.

Экскурсии в выставочные залы Ростова-на-Дону.

1

Экскурсия.

33.

Достопримечательности родного города Архитектура 20-21 столетия. Развитие градостроения в г.Ростове-на-Дону..

1

Исследовательско-проектная  работа.

34.

Творчество художников о Великой отечественной войне.

1

Беседа.Презентация.

35.

Итоговая аттестация обучающихся.

1

Защита проектов.

Всего:

35

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в учебный курс (2часа). Многогранность и сущность понятия «культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Язык художественной культуры. Менталитет художественной культуры. Сферы художественного культурного творчества. Особенности и характерные черты русской художественной культуры.

2. Древняя Русь. Особенности руссого  искусства во времена язычества. Определить роль язычества в русской культуре. Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это часть огромного комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Исследователи не раз обращались к изучению особенностей русского язычества. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как Е.В.Аничков, А.Н.Афанасьев, Н.М.Гальковский, Б.А.Рыбаков, С.А.Токарев, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой, Г.А.Носова

3. История русского орнамента. Символы, мифы, легенды. Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

4. История русского костюма. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

5. Крещение Руси. Особенности постройки русских храмов. Архитектура русских церквей представляет особой уникальное явление. Появившись как продолжение традиций Византии, она обрела множество собственных черт. При этом в каждом княжестве архитектура обретала свои характерные особенности. ... Особенности архитектуры церкви Вознесения проявились в крестообразной форме постройки, которая переходит в восьмерик. На него, в свою очередь, опирается большой высоты шатер. Он осеняет внутреннее пространство церкви.

6. История русской иконописи. Иконы. Виды икон. Особенности национальных иконописных школ Руси. Андрей Рублев. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Собрание иконописи в Третьяковковской галерее..

7. Зодчество на Руси. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика .Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома.   Конструкция, декор предметов народного быта  Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.

8. Города «Золотого кольца». Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Архитектуру, живопись, традиции, народные промыслы.Работа в группах.

9. Декоративно-прикладное искусство России. Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели.Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

10. Донские традиции. 150 культур Дона. Исторические особенности народов Дона праздники и традиции.  Чем отличается курень от хаты? Быт народов Дона.  Приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов  Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных центров.

11. Особенности казачьего костюма. Казачий костюм Мужской костюм. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками.  Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у женщины детей – это определялось по одежде. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой.

12. Петровская пора. Первые художники-портретисты России. Исторические особенности петровской поры в России. Реформы Петра. Искусство начала XVIII в. стремилось говорить на общеевропейском изобразительном языке. Искусство становится светским и общегосударственным делом. В русской живописи XVIII в. наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще сильны влияния старой парсуны или "персоны".Но если на первых порах в произведениях русского искусства присутствовали черты рациональности, простоты, сдержанности форм, то к 1720-м годам, особенно после провозглашения России империей, начинают усиливаться черты нарочитой парадности и роскоши. Архитектура и монументально-декоративная живопись. Русская архитектура петровского времени – архитектура переходного периода.

13. Санкт-Петербург-жемчужина России. Почему Санкт-Петербург называют жемчужиной России.По большей части это из за редкой красоты архитектуры.Город как будто живет вне времени, сохраняя свое первозданное обаяние. Большое количество удивительных мест, каждое из которых заслуживает особого внимания.Питер хорош в любое время года и в том числе в любое время суток.А назвали его жемчужиной потому что Питер является крупнейшим культурным, промышленным и научным центром нашей Родины.Так же город имеет пять крупных портов.А так же один из крупнейших музеев мира находится именно в Петербурге.

14. Эрмитаж. Русский музей. Просмотр видео ряда «Эрмитаж». Знакомство с залами музея. Самостоятельная практическая работа обучающихся по классификации экспонатов музея по временной шкале и по географии создания произведений . Знакомство с Русским музеем. Исследование и анализ произведений русских художников. Работа в группах.

15. Изобразительное искусство России XIX века. Академисты. К.Брюллов. Библейские сюжеты в творчестве А. Иванова.  Академисты. Академисты – последователи классицизма. Основные принципы академизма. Основные темы творчества академистов: сюжеты античной и библейской мифологии. Второстепенные жанры живописи по мнению академистов: пейзаж, натюрморт, бытовая живопись. Отрицательные черты в творчестве академистов (отрыв от актуальных проблем, пренебрежение национальными особенностями и др.). Просмотр картин художников-академистов (Кипренский, Брюллов, Иванов и т.д.) ). «Явление Христа народу» - главный шедевр в творчестве художника. История создания. Подготовительные работы (этюды, зарисовки, персонажи). Просмотр в.ф. «А. Иванов»

16. Бытовой жанр  в живописи А. Венецианова и П. Федотова. Русские женщины в творчестве А.Г. Венецианова. Реальная жизнь героев разных общественных сословий в творчестве П.А. Федотова. купеческое и мещанское сословие в картине «Сватовство майора».

17. Творчество художников-передвижников.Создание «Товарищества». ). «Бунт 14-ти» в Академии художеств. Причины и последствия. Петербургская артель художников во главе с И. Крамским. Товарищество передвижных художественных выставок. Деятельность объединения. Представители передвижничества. Основные темы творчества. Роль В.В. Стасова и П.М. Третьякова в деятельности ТПХВ. 

18. Великие русские пейзажисты. И.Левитан. А. Куинджи,А. Саврасов, . И. Айвазовский и И. Шишкин. И.Левитан – создатель проникновенных образов русской природы. Реалистические пейзажи Левитана, их лирическая и социальная направленность. «Осенний день. Сокольники» - портрет природы как состояние, настроение, переживания человека. Стремление художника создать обобщенный образ природы, выразить настроение картины самыми простыми средствами. Просмотр фильма «Исаак Левитан в Третьяковской галерее». Эпическое величие, богатство выраженных настроений и чувств на пейзажах Куинджи. Скромные, неброские картины русской природы в творчестве А.К. Саврасова. Особенности композиционного и колористического решения картины «Грачи прилетели». Просмотр фильма «А. Саврасов». ). Понятие «художник-маринист». И.К. Айвазовский – человек, влюбленный в море. Общественная и педагогическая деятельность. Айвазовский – почетный гражданин Феодосии. «Певец русского леса» И. Шишкин. Фотографическое изображение русских пейзажей на полотнах художника.

19. Мир былин и сказок В.М. Васнецова. Образы национальной истории, русской былины и герои любимых русских сказок на картинах Васнецова. «Богатыри» - вершина былинно-сказочного творчества. Васнецов – художник-декоратор, художник-костюмер в театральных постановках на оперной и драматической сцене. Архитектурная деятельность В. Васнецова. Церковь в селе Абрамцево, «Избушка на курьих ножках», проект фасада Третьяковской галереи. Религиозная живопись Васнецова. Росписи Владимирского собора в Киеве. Просмотр фильма «Сказочный мир В. Васнецова».

20. Миры  И. Репина. Репин-портретист. И. Репин - судьба и творчество. Исторические полотна Репина («Иван Грозный и сын его Иван»). Галерея типов крестьянской деревни в картине «Крестный ход в Курской губернии», глубина исторических обобщений. Портреты великих современников. Репин и Л.Н. Толстой

21. Исторический жанр на полотнах русских художников. В. Суриков и Н. Ге. Русские мастера исторической живописи, их глубокий интерес к национальной истории, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории. Драматически напряженное столкновение самодержца Петра I и его сына в картине Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»). Страницы героического прошлого русского народа в картине «Покорение Сибири Ермаком».

22. Критический реализм. Темы народных страданий в работах Перова и Ярошенко. В.Г. Перов. общественная, просветительская и педагогическая деятельность. Сочувственное отношение к народу в творчестве В. Перова («Чаепитие в Мытищах» и др.). Трагизм неизбывного человеческого горя на картинах художника.

23. Художник-баталист В.Верещагин. ). Батальный жанр в русской живописи. В.В. Верещагин – художник с дипломом морского офицера, активный путешественник. Участник боевых действий в Туркестане 1867-70г. Картины на тему войны. «Апофеоз войны» - «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Цикл полотен, посвященных русско-турецкой войне 1877-78 «На Шипке все спокойно!», «Шипка - Шейново» и др. Просмотр фильма «Я всю жизнь хотел рисовать солнце» о жизни и творчестве В. Верещагина.

24. Символизм в живописи Врубеля Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи художника («Царевна-Лебедь», «Муза», «Пан»). Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий» и «Сирень». Черты символизма в портретном творчестве Врубеля («Портрет С.И. Мамонтова»). Просмотр фильма «М. Врубель в Третьяковской галерее».

25. Русские импрессионисты. К. Коровин, В. Серов и И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи. Портретная галерея В.Серова. дети на полотнах художника. Просмотр фильма «К. Коровин. Воспоминания о соратниках»

26. Художники «Мира искусства» . «Славянская» серия Н. Рериха. Иллюстратор русских сказок и былин – И. Билибин. Б. Кустодиев – художник, воспевающий красоту русских женщин. Мастер «торжественно-праздничного образа» Е. Лансере. Семейный уют на полотнах З. Серебряковой.

27. Мастера русского авангарда . Абстракционизм В. Кандинского. Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника: отсутствие сюжета, контраст крупных и малых форм. Супрематизм К. Малевича. П. Филонова, ощущение движения, особенности изображения человека.

28. . Скульптура . Собрание скульптурных произведений в Третьяковке. Творческое наследие И.Д. Шадра («Булыжник – оружие пролетариата»). Скульптор В. Мухина.

29. Москва златоглавая.  Церкви и соборы Москвы. Храм Василия Блаженного. Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Но все знают его под именем собора Василия Блаженного – его храм получил в честь московского чудотворца, признанного святым. Из-за красоты своей архитектуры и внутреннего убранства, храм стал визитной карточкой Москвы. Внутри сохранились росписи XVI-XVIII века. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого. Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании. Покровский собор. Московская соборная мечеть — главная мечеть Москвы, одна из крупнейших и высочайших мечетей в России и в Европе. Первое здание мечети было построено в 1904 году, в... Храм Святителя Николая в Пыжах.

30. Творчество художников о Великой отечественной войне. Более 900 художников ушли на фронт с оружием в руках. Благодаря ним мы имеем возможность увидеть и прочувствовать то, что в свое время увидели и пережили они. Их произведения – это не просто картины, плакаты, рисунки, скульптуры, сегодня они стали подлинными документами истории, сохранившими для потомков память о том великом и трагическом времени.Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). ... Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом.

31. Скульптура о Великой отечественной войне. Памятники Великой Отечественной войны, посвященные мужеству и героизму советских солдат, сражавшихся против фашистов, установлены во многих городах России и Европы. С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. На защиту Родины встала вся страна. Сегодня мы вспомним о самых важных памятниках Великой Отечественной войны. 1. Историко-мемориальный комплекс «Мамаев курган» в Волгограде. ... На вершине кургана возвышается главная гордость комплекса — скульптура «Родина-мать зовёт!». Это символ мужества и патриотизма всего советского народа. Статуя Родины-Матери олицетворяет подвиг нашего народа и победу над фашизмом

32.Экскурсии в выставочные залы ростова-на-Дону. Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом. Донской край хранит память тысячелетий. И кажется, что и сегодня в степном воздухе слышится ржание скифских коней, свист сарматских стрел, звон хазарских мечей, протяжные песни славянских витязей... Немного мест в России, где находилось бы столько исторических памятников.

33. Достопримечательности родного города. Памятник Тачанка, Скульптурная композиция Купец-коробейник и его кот, Пушкинская улица, Большая Садовая улица, Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, Памятник-Стела Освободителям Ростова Театральная площадь, Кафедральный собор рождества пресвятой Богородицы, Дом Маргариты Черновой, Ворошиловский мост.

34. Архитектура 20-21 столетия. Развитие градостроения в г.Ростове-на-Дону. Особенности современной архитектуры. Архитектура Ростова-на-Дону в течение трёх веков сформировала неповторимый и уникальный облик города, отличающийся большим разнообразием.Планировочная структура крепости Святого Димитрия Ростовского и Ростова-на-Дону формировалась на основе единого градостроительного метода, позволившего не только свободно развиваться городу в рамках зафиксированной схемы в течение всего XIX в., но и оказавшего существенное влияние на процессы формирования городского центра в первой половине XX в.

35. Итоговая аттестация обучающихся. Защита проектов.Обучающиеся демонстрируют свои знания о произведении искусства России, анализирует, сопоставляет, выссказывает свое отношение к произведению.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алметов М. «Андрей Рублев» М. 1975 г.
  2. Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия. Конец XIX – XX века : Учебное пособие.- М.: Издательский книготорговый центр Аз, 1999.
  3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 частях.- М.: Владос, 2002
  4. Варганов А.Д. «Древнерусская архитектура» М. 1969 г.
  5. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.,2001.
  6. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.
  7. Гузин М.А., Зеликов Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России.- М.: Просвещение, 2002
  8. Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи.  М., 2001.
  9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М,  1989.
  10. Кантор А. «Изобразительное искусство ХХ в.» М. 1988 г.
  11. Леняшин В. «Портретная живопись В.А. Серова 1900 годов» Л. 19866 г.
  12. Попова О.С. «Народные художественные промыслы» М. 1984 г.
  13. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца  XIX – начала XX века. М., 1993.

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

Большая художественная галерея

Государственный Бородинский военно-исторический музей.

Музей-заповедник «Московский Кремль».

Государственный Эрмитаж.

Портал «Музеи России».

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Всероссийский музей А.С.Пушкина.

Музей-заповедник «Петергоф»

Государственный Русский музей.

Государственный исторический музей.

Государственная Третьяковская галерея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая программа кружка по английскому языку «Занимательный английский» ( 2 классы)

Данная программа предназначена для учащихся 2-х и3х классов начальной общеобразовательной школы, изучающих английский язык. Занятия кружка проводятся с I по IV четверти (32 занятия). Программа ра...

Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 5 класс

Кружок привязан к курсу истории Древнего мира и призван дополнить учебную программу, оживить исторических персонажей, познакомить детей с классикой исторического кино и литературы....

Рабочая программа кружка "История в кино и книгах" 4 класс

Кружок призван дать обзор курса Всемирной истории, перекликаясь с программой предмета "Окружающий мир" 4 класса...