Исследовательская работа «Влияние музыки на человека»
творческая работа учащихся по мхк (6 класс)

Лукомская Марина Анатольевна

                                                                   Аннотация

   Тема «Влияние музыки на человека» является одной из значимых и изучаемых в современном мире. Благодаря достижениям в области науки и техники, мы можем слушать музыку в любом месте и в любое удобное для нас время. Данная работа посвящена исследованию основных музыкальных стилей и их влиянию на эмоциональное и физическое состояние человека и конкретно учащихся нашей школы.

                                                    Актуальность темы

Ни для кого не секрет, что музыка занимает большое место в нашей жизни. Она сопровождает нас с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир.

Как могут отразиться на нас наши музыкальные предпочтения? Какую музыку мы выбираем из огромного количества стилей и направлений? Как может сказаться ежедневное прослушивание музыкальных произведений на эмоциональном и психическом состоянии человека? Наше исследование поможет понять, как музыка разных стилей влияет на эмоциональное состояние человека, его работоспособность и даже здоровье.

В ходе работы была выдвинута проблема – как наши музыкальные предпочтения влияют на состояние нашего организма. Данная работа посвящена исследованию этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_po_muzyke.docx941.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5 города Лесосибирска»

Исследовательская работа

«Влияние музыки на человека»

Название секции: искусство

авторы: Гроо Артём

Селина Елизавета

класс: 6 «А»

Руководитель: учитель музыки Лукомская М.А.

город Лесосибирск , 2020год

Оглавление

Аннотация------------------------------------------------------------ 3

Актуальность темы --------------------------------------------------3

Цель и задачи ---------------------------------------------------------3

Гипотеза: ------------------------------------------------------------- 3

Методы исследования  ------------------------------------------- -3

I. Музыкальные страницы истории ------------------------------4

II. Влияние различных стилей музыки на человека ----------5

1. Влияние поп музыки на человека -----------------------------5

2. Влияние музыки в стиле рэп и хип-хоп ----------------------5

3. Влияние рок музыки на человека---------------------------- 5

4. Влияние классической музыки на человека --------------- 6

5. Исследование влияния стилей на учащихся-----------------7

III. Лечебные свойства музыки -----------------------------------7

IV. Oформление буклета--------------------------------------------8

Список литературы: -------------------------------------------------9

Приложения ----------------------------------------------------------10



                                                                   Аннотация

   Тема «Влияние музыки на человека» является одной из значимых и изучаемых в современном мире. Благодаря достижениям в области науки и техники, мы можем слушать музыку в любом месте и в любое удобное для нас время. Данная работа посвящена исследованию основных музыкальных стилей и их влиянию на эмоциональное и физическое состояние человека и конкретно учащихся нашей школы.

                                                    Актуальность темы

Ни для кого не секрет, что музыка занимает большое место в нашей жизни. Она сопровождает нас с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир.

Как могут отразиться на нас наши музыкальные предпочтения? Какую музыку мы выбираем из огромного количества стилей и направлений? Как может сказаться ежедневное прослушивание музыкальных произведений на эмоциональном и психическом состоянии человека? Наше исследование поможет понять, как музыка разных стилей влияет на эмоциональное состояние человека, его работоспособность и даже здоровье.

В ходе работы была выдвинута проблема – как наши музыкальные предпочтения влияют на состояние нашего организма. Данная работа посвящена исследованию этой проблемы.

                                       Объект и предмет исследования

Объект исследования: Эмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: Изменения эмоционального состояния человека от прослушивания различной музыки во время интеллектуального и физического труда.

Цель: выяснить, как влияет музыка разных стилей на эмоциональное и физическое состояние человека.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме «Влияние музыки на человека»;
  2. Выделить перечень музыкальных стилей и направлений, оказывающих наибольшее влияние на человека;
  3. Исследовать изменение эмоционального состояния человека при прослушивании музыки разных стилей.
  4. Провести опрос среди учащихся школы;
  5. Провести анализ и оценку полученных результатов исследований в контексте проверки выдвинутой гипотезы.
  6. Создать  буклет «Лечебные свойства музыки».

Гипотеза: музыка оказывает влияние на организм человека, на его психологическое и физическое состояние.

Методы исследования

  1. Обработка и интерпретация информации на основе изученной литературы и Интернет-ресурсов по теме.
  2. Определение перечня исследуемых музыкальных направлений;                               3                                                            
  3. Подготовка вопросов и заданий для участников исследования;                  
  4. Анализ полученных результатов исследования, и составление графиков, диаграмм.
  5. Обобщение данных, полученных в ходе работы.

Исходные данные: основным источником информации стала литература (в том числе Интернет-ресурсы), посвященная изучению данной проблемы и собственные исследования путем опроса учащихся школы.

К собственным данным этой исследовательской работы относятся:

  • перечень вопросов интервью (какую музыку Вы обычно предпочитаете слушать? понравилась ли Вам музыка, воспроизводимая во время выполнения заданий? Воспроизводимая музыка помогала или мешала выполнять задание? Как Вы сами оцениваете результат выполнения задания?
  • перечень заданий для выполнения интеллектуальной и физической деятельности (решение несложной математической задачи, выполнение упражнения по русскому языку, выполнение влажной уборки, выполнение физических упражнений и др.);
  • перечень критериев оценки результатов интеллектуальной деятельности (скорость выполнения заданий, количество допущенных ошибок и др.) и физической деятельности (скорость выполнения задания, количество сделанных повторений и др.);
  • результаты анализа данных эксперимента и сделанные выводы.

Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели: выяснить, как влияет музыка разных стилей на эмоциональное и физическое состояние человека.

I. Музыкальные страницы истории

   О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, воодушевляют и волнуют, радуют и успокаивают. Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора. Он создал методику «музыкотерапии» и успешно применял её. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия по математике под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

   В Древней Греции музыка была одним из основных предметов, активизировала деятельность в спортивных тренировках и состязаниях.

   Врач Авиценна использовал для лечения музыку так же, как он использовал травы и другие снадобья и диеты. С помощью музыки ему удавалось исцелять душевнобольных людей.

   Древние ученые полагали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной и восстанавливает нарушенную гармонию в организме. Они выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:

1) на дyховнyю сyщность человека;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.                                                                                                               4

   Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних мудрецов о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгии, влияющей на человека.     Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и культовых действий. Специально подобранные ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания. Согласно шаманизму, в человеческом теле имеются восемь энергетических центров (чакр), отвечающих за распределение жизненной силы. Гнев, зависть, жадность нарушают работу силовых центров, вследствие чего возникают болезни. Каждому центру соответствует строго определенный ритм бубна, который пробивает энергетический застой и раскрывает сознание, принося выздоровление и очищение организма.

В современном мире существует множество различных стилей и направлений в музыке. И все они существенным образом влияют на организм человека.

II. Влияние различных стилей музыки на человека

  1. Влияние поп музыки на человека

   Пожалуй, это единственный стиль музыки, который не влияет на человека никак. Такую музыку включают чаще всего для того, чтобы создать фон. Обычно любителями такой музыки являются люди, которые привыкли относиться к жизни с лёгкостью. Они не любят серьёзных отношений, стремятся к свободе и независимости. Большая часть событий в их жизни является всего лишь фоном для чего-то более важного, как и их любимая музыка.

Из количества опрошенных слушают музыку в этом стиле 11% учащихся. (диаграмма №1)

2.Влияние музыки в стиле рэп и хип-хоп

   Позитивный рэп способен поднять настроение, вызвать желание общаться с другими людьми, подтолкнуть к активным действиям.

   Наиболее свойственна склонность к рэпу людям в подростковом возрасте. Агрессивные треки воспринимаются подростком как символ бунта и противопоставления себя окружающему миру. Позитивные треки помогают избавиться от плохого настроения. Очень часто поклонниками рэпа и хип-хопа становятся люди, которые не могут найти пути для самовыражения.

Любителями этого направления являются 27% опрошенных. (диаграмма№1)

3.Влияние рок музыки на человека

   В этом вопросе мнения ученых и психологов расходятся. Что же говорят по этому вопросу ученые? Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти.

   Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед                     5

 громкоговорителем на одном из концертов, через три часа оказалось «сваренным» всмятку). Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.

   Проводя исследования, ученые пришли к выводу, что музыка влияет на состояние воды. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди, ведь человеческий организм в зависимости от возраста на 60% - 80% состоит из воды. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, часто теряют над собой контроль.

   По мнению психологов, тяжёлая музыка благоприятно влияет на людей, особенно - подростков, помогает справиться с напряжением и давлением. Согласно проведённым среди подростков исследованиям, большинство отличников предпочитают именно рок, а это опровергает теорию об ухудшении памяти.

   Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же время ценят искренние отношения с людьми.

Наши исследования показали следующие результаты: слушают рок музыку 43 % учащихся, а для 19% она является самой любимой среди других стилей. (диаграмма №1)

4.Влияние классической музыки на человека

   Считается, что классическая музыка наиболее благотворно, чем любая другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.

   Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.

   Западные учёные, провели много исследований и пришли к следующему выводу:

Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. В случае, если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в мире звуков, т.е. она упрощает боль.

  Наибольший эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Данный музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта». Ученые разных стран, изучавшие влияние музыки на организм человека, пришли к выводу, что слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность, повышает уровень интеллекта, улучшает математические и логические способности.

  Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта.

  Ее советуют слушать для снятия стресса, успешного усвоения учебного материала, от головной боли, для возобновления сил.                                                                      

   Музыка Моцарта, как и других композиторов – классиков, оказывает благотворное влияние не только на умственные способности, но и на организм в целом.                         6

   Во многих детских садах европейских стран часто включают музыку этих композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой.

Из опрошенных учащихся увлекаются классической музыкой 19%.

Из них 9% приходится на обучающихся начальной школы, 7% - на обучающихся средней школы и 3 % на обучающихся старшей школы. (диаграмма №1)

5. Исследование влияния стилей на учащихся

Для достижения цели исследования, учащимся были предложены следующие вопросы и задания:

а) Какую музыку вы выбрали бы для прослушивания, чтобы поднять настроение, успокоиться, убраться в квартире или сделать зарядку, сосредоточиться? (диаграмма №2)

Чтобы поднять настроение большинство учащихся выбрали поп и рок музыку.

Чтобы создать спокойное настроение, 53% учащихся выбрали поп-музыку, 48% учащихся выбрали рок, 45% учащихся выбрали классическую музыку.

Чтобы убраться в квартире или сделать зарядку, большинство учащихся выбрали рок и поп-музыку.

Чтобы сосредоточиться большинство выбрали рок и классику.

 б) Если бы вам предложили делать уроки под музыку, какое из перечисленных

 направлений вы бы предпочли: поп, рок, хип-хоп, классическая музыка? (диаграмма №3)

34% - выбрали бы рок, 29% - классику, 27% - поп-музыку.

 в) Может ли влиять музыка на правильность и быстроту выполнения уроков? (диаграмма №4) Чтобы ответить на этот вопрос, учащимся было предложено выполнить ряд простых заданий по русскому и математике без музыки и под музыку любого выбранного стиля.

  Исследование показало, что меньше всего сделали ошибок те учащиеся, которые выполняли задание в тишине и под классическую музыку. Больше всего ошибок сделали те, кто слушал хип-хоп.

   На быстроту выполнения заданий прослушивание музыки почти никакого не оказало. Но все-таки хочется отметить, что ребята, которые выполняли задание без музыки, сделали его немного быстрее, чем те, которые слушали хип-хоп.

По диаграмме №5 мы видим, что самое большое количество упражнений сделали под «хип-хоп», а меньшее без музыки. (диаграмма №5)

III. Лечебные свойства музыки

  Музыка давно используется в психотерапевтических целях. Ее применяют при лечении нервных расстройств. Спокойная мелодичная музыка благоприятно воздействует на человека. Она не мешает выполнению работы, способствует концентрации внимания. Исследования показали, что водители, слушавшие в пути спокойную музыку, реагировали на опасность на 10% быстрее, чем водители, в кабине которых звучала громкая ритмичная музыка.

  Для снятия нервного напряжения большyю помощь оказывают звyки пpиpоды: шyм пpибоя, пение птиц, pокот океанских волн, pаскаты гpома, шyм дож

                                                                                                                                                    7

  Любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье.                                              

   Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма, в результате чего изменяются физиологические процессы, протекающие в организме, которые под влиянием музыки могут и ускоряться, и тормозиться, и даже поворачивать вспять. Каждый орган человеческого тела - печень, почки, мозг, легкие и другие, имеют свои собственные тона и ритмы звучания.

Большинство музыкальных инструментов положительно воздействуют на наш организм:

  • струнные инструменты (скрипка, гитара, арфа и виолончель) наиболее полезны при болезнях сердца. Они оказывают оздоровительный эффект на работу сердечнососудистой системы.
  • фортепиано — гармонизирует психику, очищает щитовидную железу;
  • Духовые инструменты очищают бронхи и улучшают работу дыхательной системы, а также положительно влияют на кровообращение.
  • ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему, способны восстановить ритм сердца.
  • оргáн — его называют еще проводником энергии «космос — земля — космос», приводит в порядок наш ум. Звуки органа нормализуют энергетические потоки в позвоночнике и стимулируют мозговую активность.

   В древние времена целители и шаманы могли определить, какого ритма или тона не хватает человеку, поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В настоящее время некоторые из этих знаний восстановлены и с успехом используются при лечении различных болезней.

Амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp рекомендует с лечебной целью слyшать симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления.

   Практика показала, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя.

Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний.

Медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость.

   Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

  • Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать при изготовлении буклета «Лечебные свойства музыки», так же эти знания можно использовать на уроках, классных часах, родительских собраниях для изучения молодежной культуры и для формирования интереса к музыке.

 

    IV. Oформление буклета

                Этапы оформления буклета                                                                                     8

  •  выявление главной цели, задачи вашей рекламы;
  • определение содержимой информации и структуры;
  • изучение своей целевой аудитории;
  • написание текстового материала;                                                                                            
  • подбор иллюстраций к тексту;
  • выбор основного стиля, в котором будет оформлена работа;                                              
  • создание шаблона при помощи различных программ на компьютере;
  • размещение в таком шаблоне текста и иллюстраций;
  • печать.

Выводы:

В рамках данной исследовательской работы был проведен анализ изменений значений критериев оценки результатов интеллектуальной и физической деятельности человека (на примере участников проводимого эксперимента) в зависимости от прослушиваемой музыки (классическая музыка, поп-музыка, рок, хип-хоп); выявлены закономерности в зависимости от индивидуальных музыкальных предпочтений; подтверждена выдвинутая гипотеза исследования, что музыка оказывает разностороннее влияние на организм человека, на его психологическое и физическое состояние.

В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Список литературы:

  1. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
  2. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
  3. Клюкин И.И., Удивительный мир звука, М, 1986
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. «ВЛАДОС» Москва 1999

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.ruavtor.ru/mir-lyudey/22-klassicheskaya-muzyka-vliyaet-na-cheloveka-nastroenie-psihiku-video-011212.html

  1. http://mojurok.narod.ru/issledovatelskie_raboti/vliyanie_muziki_na_cheloveka/

  1. http://festival.1september.ru/articles/618991/

                                                                                                                                          9

Приложение

Результаты анкетирования школьников

Диаграмма №1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_1.png

Диаграмма №2

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_2.png

                                                                                                                                                    10

Диаграмма №3

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_3.png

Диаграмма №4

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_4.png

                                                                                                                                                            11

Диаграмма №5

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_5.png

Диаграмма №6

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/11/s_5b45d9991e9e2/927890_6.png

                                                                                                                                                                              12

                                          Перечень вопросов анкеты №1

1.В каком стиле любишь слушать музыку? (подчеркни: рок, поп-музыка, рэп, хип-хоп, классика)

2.Какую музыку вы выбрали бы для прослушивания, чтобы поднять настроение, успокоиться, убраться в квартире или сделать зарядку, сосредоточиться?

3.Если бы вам предложили делать уроки под музыку, какое из перечисленных

направлений  музыки вы бы предпочли: поп, рок, реп, хип-хоп, классическая музыка?

4.Может ли влиять музыка на правильность и быстроту выполнения уроков?

5. Нужное подчеркни а) увлекаюсь музыкой, б) учусь (училась) в музыкальной школе,

   в) совсем не интересуюсь музыкой .

Перечень вопросов интервью.

1.Какую музыку Вы обычно предпочитаете слушать?

2.Понравилась ли Вам музыка, воспроизводимая во время выполнения заданий?

3.Воспроизводимая музыка помогала или мешала выполнять задание?

4. Как Вы сами оцениваете результат выполнения задания?

                                                                                                                                                                       13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Влияние асимметрии мозга на деятельность человека"

Исследовательская работа выполнена в рамках профориентационной работы....

Исследовательская работа «Влияние сотового телефона на здоровье человека»

Исследовательская работа «Влияние сотового телефона  на здо...

Исследовательская работа «Влияние пива на организм человека»

Проблема: Цивилизованное общество столкнулось с проблемой алкоголизма с начала производства алкогольной продукции, и с тех пор актуальность этой проблемы стала только еще больше. Ворвавшись в жи...

Исследовательская работа. Влияние деятельности человека на почву.

Влияние деятельности человека на почву. Работа проводилась учениками 9-10 классов. Требует подготовки и длительного времени выполнения....

Исследовательская работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние человека"

Ученица выдвигает гипотезу и изучает как цвет влияет на эмоциональное состояние человека.Характеризует воздействие цвета на человека. Выявляет предпочитаемые цвета используя тест М.Люшера и видеофильм...

Исследовательская работа "Влияние газированных напитков на организм человека"

Гиппократ говорил: «Человек рождается здоровым, а многие болезни к нему приходят через рот с пищей». Небольшое количество газированной воды не повредит. Но частое употребление больших количеств сладко...

Исследовательская работа "Влияние сквернословия на здоровье человека"

Исследовательская работа хорошо показывает на пагубное влияние сквернословия....