Исследовательская работа "Секреты колокольного звона"
творческая работа учащихся по мхк (6 класс)

Лукомская Марина Анатольевна

Тема работы: «Секреты колокольного звона»

Тип работы: проектно-исследовательская

      Актуальность проекта заключается в приобщении к историческому прошлому и национальной культуре родного города; в сохранении традиций, созданных и накопленных предками и влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

    Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей

искажены представления о доброте, милосердии,  справедливости, гражданственности и патриотизме.  На мой взгляд, у моего поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. А этому воспитанию способствуют многие факторы.   Это знание своих собственных традиций, умение жить по этим традициям и продолжать их.   А что ещё может способствовать воспитанию нашей духовной культуры?  Задавшись этим вопросом, я предположила, что это может быть звуковая атмосфера, окружающая нас.  Что мы слушаем сегодня?

      В наше время звуковое пространство вокруг нас заполнено в большей степени звуками, некомфортными для психики человека. (Шум и сигналы проезжающих машин, работа строительной техники, громкая музыка и т.д.) Такая звуковая информация не несёт ни духовного, ни нравственного содержания. Поэтому необходимо создавать вокруг нас такую звуковую атмосферу, которая способствовала бы нормализации эмоционального состояния человека. Мне очень нравятся колокольные звоны. Будучи в течение долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, колокола сегодня переживают свое второе рождение. Возрождение старых и строительство новых церквей привело к открытию предприятий,  специализирующихся на изготовлении колоколов. Все больше церквей

на территории России получают новые «голоса». Это в свою очередь явилось толчком к созданию при центрах русской православной церкви школ звонарей. Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном. Из опроса школьников 6-х классов я узнала, что в современной школе до сих пор не нашли отражения вопросы изучения колокольного звона, как древнейшего вида музыкального искусства и частидуховной жизни общества. Слушая музыкальные произведения, читая литературные произведения, рассматривая произведения живописи, изучая православную культуру в школе, учащиеся только вскользь знакомятся с колоколами и звоном. Они практически ничего не знают об истории создания колоколов, их акустических особенностях, их индивидуальности и неповторимости. Именно это незнание ивызывает у детей интерес, заставляет их задуматься о значении колоколов и их использовании в повседневной жизни.

      Исходя из этого, целью исследования стало: изучение традиций колокольного звона на территории города Лесосибирска и его влияние на эмоциональное состояние человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_sekrety_kolokolnogo_zvona.docx73.75 КБ

Предварительный просмотр:

XIГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку – ЮНИОР -  2019»

Секция: Мировая художественная культура

Тема работы: «Секреты колокольного звона»

Тип работы: проектно-исследовательская

Автор: Шахова Влада

МБОУ «ООШ №5», 6 « А» класс

Руководитель:

Лукомская Марина Анатольевна

МБОУ «ООШ №5», учитель музыки

Лесосибирск, 2019

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………...…….. 3

2. Основная часть……………………………………………………………………………...…….6

Глава I. Теоретическая часть

               1.1. Что такое колокол ……………………………………………………………..……..6

               1.2. История существования колоколов на Руси………………………………………..7

               1.3. Развитие колокольного дела на Руси………………………………………………..7

               1.4. Действие колокольного звона ………………………………………………...…….9

Глава II. Практическая часть

               2.1. Храмы и соборы города Лесосибирска…………………………………..………..10                  

             2.2. История возникновения и возрождения традиций колокольного

                    звона на территории города Лесосибирска………………………………….…….11

               2.3. Классификация колокольных звонов…………………………………………….. 13

               2.4.Результаты исследования влияния разных видов колокольных звонов на эмоциональное состояние человека…………………………………………………………….. 15

  3. Заключение……………………………………………………………………………………..16

  4. Литература……………………………………………………………………………………..17

  5. Приложение……………………………………………………………………………………18

             

                                                           1. ВВЕДЕНИЕ

                                                                                      Слышу вас, колокола, над землёю.

                                                                                      Против горя, против зла вы со мною.

                                                                                     Сколько веры и тепла! Сколько силы!

                                                                                     До чего же вам мила Мать-Россия!

                                                                                                                                 Ефим Шкловский

      Актуальность проекта заключается в приобщении к историческому прошлому и национальной культуре родного города; в сохранении традиций, созданных и накопленных предками и влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

    Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей

искажены представления о доброте, милосердии,  справедливости, гражданственности и патриотизме.  На мой взгляд, у моего поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. А этому воспитанию способствуют многие факторы.   Это знание своих собственных традиций, умение жить по этим традициям и продолжать их.   А что ещё может способствовать воспитанию нашей духовной культуры?  Задавшись этим вопросом, я предположила, что это может быть звуковая атмосфера, окружающая нас.  Что мы слушаем сегодня?

      В наше время звуковое пространство вокруг нас заполнено в большей степени звуками, некомфортными для психики человека. (Шум и сигналы проезжающих машин, работа строительной техники, громкая музыка и т.д.) Такая звуковая информация не несёт ни духовного, ни нравственного содержания. Поэтому необходимо создавать вокруг нас такую звуковую атмосферу, которая способствовала бы нормализации эмоционального состояния человека. Мне очень нравятся колокольные звоны. Будучи в течение долгого времени запрещенным атрибутом церковной деятельности, колокола сегодня переживают свое второе рождение. Возрождение старых и строительство новых церквей привело к открытию предприятий,  специализирующихся на изготовлении колоколов. Все больше церквей

на территории России получают новые «голоса». Это в свою очередь явилось толчком к созданию при центрах русской православной церкви школ звонарей. Все это говорит о том, что колокола продолжают жить, звучать и восхищать нас своим прекрасным, неповторимым и удивительным звоном. Из опроса школьников 6-х классов я узнала, что в современной школе до сих пор не нашли отражения вопросы изучения колокольного звона, как древнейшего вида музыкального искусства и частидуховной жизни общества. Слушая музыкальные произведения, читая литературные произведения, рассматривая произведения живописи, изучая православную культуру в школе, учащиеся только вскользь знакомятся с колоколами и звоном. Они практически ничего не знают об истории создания колоколов, их акустических особенностях, их индивидуальности и неповторимости. Именно это незнание ивызывает у детей интерес, заставляет их задуматься о значении колоколов и их использовании в повседневной жизни.

      Исходя из этого, целью исследования стало: изучение традиций колокольного звона на территории города Лесосибирска и его влияние на эмоциональное состояние человека.

      Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1.Собрать и изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.

2.Собрать сведения о храмах и колоколах города Лесосибирска

3.Исследовать влияние разных видов звонов на эмоциональное состояние человека.

     Выдвигаем гипотезу:

Традиция колокольного звона жива на территории нашего города, колокольный звон влияет на эмоциональное состояниеячеловека.

      Для выполнения первой задачи я изучила следующую литературу:

1.Прибыловскийй  А., Колокола и колокольные  звоны // Перезвоны 1972 №28 -899с.

Книга передаёт исторические события о первых колоколах в России.

2.КоноваловИ.,Православный колокольный звон. Теория и практика. – М.:

Триада плюс, 2002 -192стр. Составители Коновалов И. В., Завьялов Н.И.

Книга содержит ряд статей, составляющих основу необходимых знаний в области

практического применения колоколов священно-церковнослужителям, начинающим и

практикующим звонарям и всем интересующимся православными колокольными

звонами.

3. Задубовская Е., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия.

Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006

   В книге собраны легенды, сказы, предания народов мира о колоколах и их чудесных свойствах; приведены результаты исследований современных ученых – кампанологов,

4.Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

      В этой статье есть подтверждающие традиционные, порой совершенно невероятные, выводы о влиянииколоколов и колокольного звона на жизнь людей; рассмотрены способы лечения спомощью колокольного звона, “колокольной” воды, энергетики колоколов.

Для выполнения второй задачи я изучила:

Церковно-исторический атлас города Лесосибирска и изучила информацию  на сайтах городских храмов.

     При помощи атласа нашла адреса всех храмов и соборов города Лесосибирска.

     В своей исследовательской работе я использовала следующие методики:

- сбора и анализа информации

 - анкетирование

 - интервьюирование

- беседа

- методику эмоционально-цветовой  аналогии (методика А.Н. Лутошкина)

                                             2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                      Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. ЧТО ТАКОЕ КОЛОКОЛ

      Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что единственный музыкальный инструмент в храме - колокол. Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Колокола - один из самых древнейших музыкальных инструментов. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. В народе колокольчики называют по-разному: звоночки, звонцы, балаболки, чеботочки, бубны, орлики, голубки, котелки, горланчики, пичужницы.     Применение колокольчиков было разнообразно. Благодаря приятному и несильному звуку, их использовали, как сигнальный инструмент: подвешивали на шею пасущихся домашних животных, сигнал для прислуги, извещение о приходе гостей. Звоном указывали дорогу заблудившимся. Колокола били тревогу, когда случался пожар, созывали воинов, приветствовали победителей. В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

      Родиной христианских колоколов считается итальянский город Нола в провинции Кампана. По приданию епископ этого города святой Понтий Мироний Павлин Милостивый, возвращаясь однажды домой, прилёг отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел ангелов, раскачивающих колокольчики, которые издавали нежные звуки, похожие на ангельское пение. Вернувшись домой, святой Павлин приказал мастерам отлить копию полевого цветка. Отлитый колокол издавал звук, похожий на глас Божий, звон.

                      1.2.ИСТОРИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОЛОКОЛОВ НА  РУСИ

      Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в.Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.

                            1.3. РАЗВИТИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ДЕЛА НА РУСИ

      О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

      После нашествия татаро - монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.В XIV в. литейное дело возобновляется. Центром литейного дела становится Москва. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.

      Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа св. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старонемецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального «ключа». В это же время появился и особый чин освящения колоколов.К XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.

      При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. В это время в Москве при храмах насчитывалось до 5000 колоколов. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит «Царь колокол» (позднее перелитый). Особое место среди всех в мире колоколов, занимает «Царь колокол». Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг.До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

      С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями.В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский"весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России.Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой"  весом 2000 пудов отлит в 1689 г. "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13.

                                  1.4.  ДЕЙСТВИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

       Существовали многочисленные представления о колоколе, оберегавшем всё живое от злых и тёмных сил. На одном из колоколов надпись гласит: "Пока я звоню, пусть далеко отступят огонь, град, гром, молния, голод, зараза, меч, сатана и нечестивый человек."Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое. Чтобы подробнее  узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.

       Из литературных источников я выяснила, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в  сердца и исцеляющая человека физически и духовно.  Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей.

       В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определенный лад. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяли в лечении заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Применение колокольных звонов - простое и подкупает тем, что больной, не владеющий музыкальными инструментами, мог сам принимать участие в сеансе. Он сам находит для себя нужный тон, ритм и сочетание с другими колоколами.Волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.Может, поэтому столь велико воздействие колоколов на душу человека.

                                  Глава II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                  2.1. ХРАМЫ И СОБОРЫ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА

      Чтобы выполнить очередную задачу: собрать сведения о храмах и колоколах города Лесосибирска, я составила таблицу.

На территории города находятся:                                                                  

                                                                                                                              таблица№1

Название церкви

Год

Местоположение

Кол-во колоколов

1

Храм Петра и Павла города Лесосибирска (Петропавловский храм)

1880

1993 

поселок городского типа Стрелка города Лесосибирска, улица Борцов Революции, 7

      4

2

Храм Иоанна Кронштадтского Лесосибирская Православная гимназия (Иоанновский храм)

1995

Город Лесосибирск, улица Горького, 43

     5

3

Храм-часовня святого  Луки Войно-Ясенецкого городская больница города Лесосибирска

1997

город Лесосибирск, улица  

      Победы, 46 А

     0

4

Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский Православный собор)

2002

Город Лесосибирск, мкр. Кедровый Парк, 27.

    11

5

    Храм Андрея Первозванного

2012

 Город  Лесосибирск,  ул Южная, 1

     9    

      По таблице видно, что в городе самый старый храм Петра и Павла находиться в посёлке Стрелка, а самая новая постройка – это Крестовоздвиженский православный собор. Самое большое количество колоколов установили на звоннице самого большого собора Воздвижения Креста Господня, а в самом маленьком храме вообще колоколов нет.

            2.3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ  ТРАДИЦИИ

        КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА

       Из бесед со священнослужителями, прихожанами храмов, я узнала, что целых три поколения в России не помнили, что есть такое чудо – колокольный звон. Лишь в восьмидесятых годах XX века началось возрождение, стали строить новые храмы. Это вид по моей таблице. Например, обратимся к истории появления храмов в г.Лесосибирске.  В далёком 1880 году был построен деревянный храм в посёлке Стрелка города Лесосибирска. Его освятили в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. При храме была библиотека из 300 томов и церковная школа. Служил там всегда один священник. Последний настоятель – протопресвитер Василий Голоднов  служил в храме до его закрытия. После закрытия в 1947 году в здании храма долгое время размещался клуб. Затем его разобрали, по-видимому, за ветхостью и небольшой вместительностью и почти на этом же месте построили Дом культуры для речников Ангарского управления. Шли годы. Как и первый деревянный храм, обветшал и Дом культуры. Вскоре был построен новый, в центре посёлка. А старый, в связи с неудобным расположением и старостью, стал ненужным. Бывший Дом культуры отдали Церкви. 
 Второе рождение Церкви в посёлке произошло 7 июля 1993 года в день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 
Организатором благого дела, а затем и первым настоятелем храма стал отец Андрей Юревич. Благодаря помощи Енисейская СПК удалось осуществить многие масштабные строительные работы. Так, в октябре 2011 года была построена колокольня и установлено четыре колокола. Зимой 2011-2012 был произведён капитальный ремонт здания.

      Храм Иоанна Кронштадтского был открыт в 1992 в приспособленном деревянном здании кинотеатра, над которым была сооружена звонница, в 1990-х - основной храм для горожан. В 2002, после постройки Крестовоздвиженского собора, церковь получила статус домового храма при православной гимназии, существующей с 1995года.  Это и стало официальной датой открытия храма.В звоннице установлено пять колоколов.  

Храм – часовня Луки Войно-Ясенецкого был построен в честь — известного русского хирурга и духовного писателя, епископа Русской православной церкви в 1997 году.  Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий  был  лауреатом Сталинской премии по медицине в 1946 году. В годы гонений на церковь находился в ссылке в Красноярском крае. Колокольня в часовне изначально не планировалась, так как здание очень маленькое. Часовню посещают в основном больные и их близкие родственники.

     Протоиерей Андрей Юревич приложил немало сил, чтобы был построен Крестовоздвиженский Собор - краса и гордость всей Сибири Памятник из красного кирпича. Храм  стоит вблизи Енисея, проплывая по реке можно увидеть все 13 его глав, главная из которых вознесена на высоту  67 м. Построен собор в традициях древней Московской архитектуры. На колокольне 11 колоколов – от 8 кг и до 4,6 тонн. Собор стоит на высоком цоколе. В цокольном этаже размещены крестильный храм, ризница, службы собора, трапезные палаты.

      Благодаря Андрею Юревичу в северной части города Лесосибирска был построен храм – святого апостола Андрея Первозванного. Церковь возведена в северной части города напротив промышленного въезда на территорию ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс». Храм высотой 33 метра выстроен на искусственном холме. Наколокольне закреплено 9 колоколов, включая Благовест. Иконы для одноярусного иконостаса, алтаря и зала для прихожан изготовлены в художественной мастерской Нижнего Новгорода.    Храм возведён по инициативе генерального директора ЗАО «Новоенисейский ЛХК» Виктора Владимировича Шелепкова. Попечителем (куратором) строительства церкви от 10 мая 2005 года был утверждён настоятель Крестовоздвиженского прихода Лесосибирска, протоиерей Андрей Юревич, а вноября 2011 года настоятелем церкви был назначен иерей Георгий Селин. Автор проекта и руководитель группы проектировщиков – архитектор из Красноярска Владимир Валерьевич Медиевский. В архитектуре церкви сочетаются особенности Новогородской, Псковской, Суздальской, Владимирской школ православного зодчества, объединённые общими чертами, характерными для северных храмов (белые стены, узкие, высокие окна и т.д.). Всё это призвано подчеркнуть масштаб деятельности святого апостола Андрея Первозванного на Руси.

       Из этих исторических данных нашего города видно, что храмы стали открываться с 1993 года и вместе с ними стала возрождаться традиция колокольных звонов.

                    2.4.КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

 

      Из беседы со звонарём храма Селиным Александром Николаевичем (фото№1)  я узнала, что в русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.

Благовест - одиночные удары в большой колокол. Этот звон предназначен возвещать о начале богослужения.

Трезвон - одновременный  звон во все колокола.

Перезвон - медленный звон в каждый колокол, по очереди начиная с самого большого, а затем удар во все колокола одновременно.

Перебор - траурный звон. 

    Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы:
1. Созывать верующих к Богослужению

2. Выражать торжество Церкви и ее Богослужения
3. Возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.  Самый красивый считается Колокольный звон на Пасху, посвящённый воскрешению Христа— торжественный, радостный. С древних веков звонари вкладывали в него все мастерство и всю душу. Пасхальный звон имеет особое название – «трезвон». Это наиболее сложный из видов звона, он назван так, потому что состоит из трех частей с небольшой паузой между ними. Светлая седмица — неделя после Пасхи — называется также Звонильной неделей, потому что все желающие могут в эти семь дней подняться на колокольню и попробовать себя в звонарном искусстве.

    Со слов звонаря Александра Николаевича - я узнала, что он учился у своего брата Селина Юрия Николаевича – это протоиерей храма святого апостола Андрея Первозванного(фото№2). Протоиерей Георгий учился в Московском Свято-Тихоновском богословском университете. При обучении отец Георгий показал брату разные виды звонов и дал характеристику  каждого типа и определил время его звучания (например: благовест: праздничный,  воскресный, будничный, постный – в зависимости от вида богослужения).

Звонарь Александр рассказал о своих ощущениях, переполнявших его, когда он впервые позвонил в колокол.  «Это  была радость от общения с Богом и ощущение Красоты». Он отметил, что если ему приходится долгое время звонить в колокола, то у него проходят все болевые ощущения и он никогда не болеет простудными заболеваниями. Значит, колокольные звоны  воздействуют не только на душу человека,  но и на его физиологическое состояние. Чтобы подробнее  узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.                    

      Из литературных источников я выяснила, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в  сердца и исцеляющая человека физически и духовно.  Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей. Подтверждением этого стала моя встреча с иереем Ануфриевым Олегом Игоревичем(фото№3). Меня несколько удивила и обрадовала его общительность. Он, после двухчасовой службы, любезно согласился побеседовать со мной и рассказать о значении колокольных звонов, применяемых в православном храме.  Значит, воздействие колокольных звонов делает людей добрее, общительнее, любвеобильнее. По словам иерея отца Олега:  «Колокол – это голос Божий, он пробуждает душу, заставляет людей задуматься над смыслом жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе должно что-то измениться». В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Чтобы убедиться в этом я приступила к решению третьей задачи и провела исследование  влияния колокольного звона на эмоциональное  и физическое состояние человека.  Было проведено анкетирование учеников 6-х классов. Результаты анкетирования показали, что большинство людей воспринимают колокольный звон как нечто возвышенное и облагораживающее душу человека.

      Для изучения эмоционального состояния учеников 6-х классов под воздействием разных типов звонов использовала цветовой  тест. В цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги должна быть напечатана таблица. В первом столбике  написаны названия видов колоколов. В левом столбике – пустой квадратик, который надо закрасить. Эти листы с таблицами раздаются детям. Предлагается закрасить цветными карандашами пустой квадратик после прослушивания определённого типа звона.  Чтобы найти материал для звуковых тестов мы с Мариной Анатольевной поехали на экскурсию в храм Андрея первозванного и в Крестовоздвиженский собор, чтобы сделать запись колокольных звонов.  Так же прослушали запись колокольных звонов с сайтов данных храмов.  Они нам понравились больше. Так как они записаны в летнее время,  звучат чище и звонче.В тесте мы использовали их.  Обучающиеся 6-х классов прослушали фонограммы з-х видов звона (благовест, трезвон, набат).  После этого они закрашивали соответствующий квадрат цветными карандашами, изображая своё состояние, то есть то, что в данный момент переживают. После обработки звуковых тестов были получены результаты (Таблица№2 в приложении ) при обработке и анализе результатов использовался ключ по методике Лутошкина А.(Приложение)

      Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции радости, спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику человека.

      2.4.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

                       НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

                                                                                                                                        Таблица №2

Виды колокольных звонов

цвет

трезвон

благовест

набат

Всего

красный

18

10

11

39

оранжевый

6

5

1

12

жёлтый

10

7

5

22

зелёный

4

3

2

9

голубой

4

4

2

10

синий

4

4

4

16

фиолетовый

1

11

8

20

чёрный

1

4

15

20

Всего участников

48

48

48

В практической работе использовала методику  эмоционально-цветовой аналогии.

При прослушивании  «трезвона» испытывали : радостное, приятное, светлое, спокойное, умиротворённое настроение -88% ; немного печальное -8%, тоскливое и тревожное – 2%, и крайне неудовлетворённое состояние – 2 %.

Припрослушивание  «благовеста»  испытывали положительное настроение - 60%, печальное – 9%,   тревожное и тоскливое – 24%, крайне  неудовлетворённое состояние - 7%.

При прослушивании  «набата» испытывали : радостное, приятное, светлое, спокойное, умиротворённое -44% ; немного печальное -8%, тоскливое – 17%, и крайне неудовлетворённое состояние – 31 %.

Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции радости, спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику человека.

Вывод: Колокольные звоны благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

                                                         4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Мы достигли цели: изучили традиции колокольного звона на территории города Лесосибирска  и доказали, что колокольный звон влияет на эмоциональное состояние человека.

Вместе со строительством новых храмов в нашем городе возрождается  традиция колокольных звонов.  Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни.

Результаты работы позволили применить полученные знания в следующих сферах:

- сообщение на уроках музыки по теме «Колокольные звоны Руси»;
- выступление на уроке изобразительного искусства по теме «Колокольчик, как предмет декоративно-прикладного искусства».

    Планирую  выступить с сообщением данной работы в воскресной школе Храма Святого Апостола Андрея  Первозванного.

                                                 

                                                          ЛИТЕРАТУРА

1.Прибыловскийй  А., Колокола и колокольные  звоны // Перезвоны 1972 №28 -899с.

2. КоноваловИ.,Православный колокольный звон. Теория и практика. – М.:

Триада плюс, 2002 -192с.

3. Задубовская Е., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия.

Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006. -188с.

   4.Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

   5. Интернет ресурсы.

                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Презентация к исследовательской работе «Секреты колокольного звона»

2. Ключ по методике Лутошкина Н.А и таблица результатов исследования.

Методика эмоционально-цветовой аналогии

Автор методики А.Н. Лутошкин. Методика разработана на основе существующей специфической  связи выбора человеком цвета, соответствующего эмоциональному состоянию. Способность цвета воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности и её состояний. Существует традиционная эмоциональная оценка цветов:  

  • красный - настроение восторженное, активное;
  • оранжевый - радостное, тёплое;
  • жёлтый - светлое, приятное;
  • зелёный - спокойное, ровное;
  • голубой – умиротворённое;
  • синий - грустное, печальное;
  • фиолетовый – тревожное, тоскливое;
  • чёрный - состояние крайней неудовлетворённости.

Таблица для практической работы  исследовательского проекта «Секреты колокольного звона».

Таблица№3

Виды колокольных звонов

цвет

БЛАГОВЕСТ

ТРЕЗВОН

НАБАТ

     4.      Вопросы для интервью иерею храма Андрея Первозванного Георгию Селину.

4.1. Когда установили колокольню?

4.2. Сколько всего колоколов на колокольне?

4.3. Какой вес у самого маленького колокола и самого большого?

4.4. В какое время можно услышать колокольный звон?

4.5. Какие виды колокольных звонов можно услышать в храме?

                                             АННОТАЦИЯ

Шахова Владлена Олеговна

Г. Лесосибирск, МБОУ «ООШ №5»

«Секреты колокольного звона»

Руководитель:Лукомская Марина Анатольевна

Основные результаты исследования: изучены традиций колокольного звона на территории

г. Лесосибирска и доказано, что колокольный звон влияет на эмоциональное состояние человека.

В данной работе  поставлена  цель: изучение традиций колокольного звона на территории города Лесосибирскаи его влияние на эмоциональное состояние человека.  

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1.Собрать и изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.

2. Собрать сведения о храмах и колоколах города Лесосибирска

3.Исследовать влияние разных видов звонов на эмоциональное состояние человека.

Объект исследования: храмы г. Лесосибирска

Предмет исследования: колокольный звон

     В работе описана история возникновения колоколов на Руси. Рассказана история возникновения и возрождения традиции колокольного звона на территории города Лесосибирска. Проведено исследование: влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

        

                РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

                           ПО ТЕМЕ: «СЕКРЕТЫ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА»

       Данная работа актуальна, так как её результаты служат духовному воспитанию подростков. Целью работы стало: изучение традиций колокольного звона на территории города Лесосибирска и его влияние  на эмоциональное состояние человека.  

       Работа состоит из теоретической и практической частей.

      В первой части (теоретической) рассказана история существования колоколов на Руси, развития колокольного дела и действия колокольного звона на человека.

      Во второй части (практической) показаны результаты возрождения традиций колокольного звона в храмах города Лесосибирска. Проведено исследование: влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.

      В данной работе использованы следующие методики: сбор и анализ информации, анкетирование, интервьюирование.

      Для работы использовались разные источники информации: литература,  интернет.

Организовывались встречи с людьми, служащими храма Андрея Первозванного с целью сбора информации по основным этапам работы.

       Работа выполнена на достаточно высоком уровне, представляет практический интерес для педагогов и обучающихся, может быть использована на классных часах, факультативных занятиях, уроках изобразительного искусства и музыки.

       Рецензируемая работа структурирована: имеются введение, постановка задач, основное содержание (теоретический и практический блок), выводы, список изученной литературы.

       В целом работа заслуживает положительной оценки.

Рецензент:                      __________________________          Троицкая Ольга Кирилловна

                                                                                                      руководитель ШМО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...