конспект урока
план-конспект урока по мхк (9 класс)

Светлана Ивановна Гриценко

  Учащихся знакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassitsizm_v_arhitekture_rossii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Село Красногвардейское

Ставропольский край

Тема урока:

Классицизм в архитектуре России

МХК, 9 класс

Учитель – Гриценко С.И.

2018-2019 уч.г.

Цели и задачи: познакомить  учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость, изучить творчество знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга;         способствовать развитию культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций; воспитание устойчивого интереса к различным направлениям  русского искусства.

Тип урока: комбинированный

Форма урока:  виртуальная экскурсия

Методы и приёмы: слово учителя, рассказ учителя, беседа, выступление учеников в форме сообщения

Термины и понятия: классицизм

Ход урока

І. Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей и задач урока

  • Слово учителя

Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», «каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами западной архитектуры периода классицизма.

О какой же тогда архитектуре речь пойдёт сегодня?

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18 - начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм (запись темы в тетрадь)

Слайд 1

Почему А. С. Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»? Кто из русских и иностранных зодчих создавал «строгий, стройный вид» Петербурга? Какой вклад внесли В. И. Баженов и М.Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

ІІІ. Актуализация знаний

  • Беседа

Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о классицизме.

  • Назовите временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
  • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
  • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
  • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
  • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма.

ІV. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков

1. Прогулка по «классическому» Санкт-Петербургу

  • Слово учителя

 Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах.

Во время «экскурсии»  выписать в тетрадь:

  1. Название и автора шедевра
  2. Цель строительства
  3. Интересные факты и цифры

В добрый путь, ребята, по городу, о котором Давид  Самойлов писал:

Слайд 2

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь,

Видны, как бы для любованья,

Поставленные на ладонь…

  • Выступление учеников в форме сообщения

слайда

Архитектурное сооружение

Архитектор

Примечания

3

4

Таврический дворец

1783-1789

Иван Егорович

Старов

Городская резиденция князя Г.А. Потемкина - фаворита императрицы Екатерины II. Сейчас в нем «квартирует» Межпарламентская ассамблея стран — участниц СНГ, на входе встречают металлоискатели и охрана. Но и сегодня Таврический — выдающийся памятник архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга.

5

Адмиралтейство

Открыто в 1823 г.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андриян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этот шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полет.

Андреян Дмитриевич

Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой. Задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено  каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

6

7

Казанский собор

1799-1811гг.

 Андрей Никифорович Воронихин

Прихоть Павла І.

Каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. Строительство  было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

8

Здания Министерств и Главного штаба

1819 - 1829 гг.

Карл Иванович Росси

Александр I

Имперский город

Ампир (Высокий классицизм)

 В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов.

Для них по проекту К.И. Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой.

Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение  высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством.

В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. Впоследствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный.

9

10

Александринский театр

1832-1839

Карл Иванович Росси

Театральная площадь

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

11

12

Исаакиевский собор

1818-1858 гг.

Огюст Монферран

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и  Святой Марии во Флоренции.

В 1710 году  был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году,  было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Выбор пал на проект пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

А вот насколько вы были внимательны во время виртуальной прогулки по Санкт-Петербургу, узнаем, выполнив небольшие задания

Слайд 13          Слайд 14

4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова -  мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему  В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии называют «зодчим…с трагической  судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

Дети озвучивают свои ответы.

  1. Итоги урока

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» произвели на вас большее впечатление?

6. Домашнее задание

Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...