конспект урока
план-конспект урока по мхк (9 класс)
Учащихся знакомиться с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassitsizm_v_arhitekture_rossii.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Село Красногвардейское
Ставропольский край
Тема урока:
Классицизм в архитектуре России
МХК, 9 класс
Учитель – Гриценко С.И.
2018-2019 уч.г.
Цели и задачи: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость, изучить творчество знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга; способствовать развитию культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций; воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: виртуальная экскурсия
Методы и приёмы: слово учителя, рассказ учителя, беседа, выступление учеников в форме сообщения
Термины и понятия: классицизм
Ход урока
І. Организационный момент
- Проверка готовности класса к уроку
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей и задач урока
- Слово учителя
Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», «каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»
О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)
На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами западной архитектуры периода классицизма.
О какой же тогда архитектуре речь пойдёт сегодня?
Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18 - начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм (запись темы в тетрадь)
Слайд 1
Почему А. С. Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»? Кто из русских и иностранных зодчих создавал «строгий, стройный вид» Петербурга? Какой вклад внесли В. И. Баженов и М.Ф. Казаков в создании архитектурного облика Москвы?
На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.
ІІІ. Актуализация знаний
- Беседа
Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о классицизме.
- Назовите временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
- Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
- Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
- Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
- Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма.
ІV. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков
1. Прогулка по «классическому» Санкт-Петербургу
- Слово учителя
Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах.
Во время «экскурсии» выписать в тетрадь:
- Название и автора шедевра
- Цель строительства
- Интересные факты и цифры
В добрый путь, ребята, по городу, о котором Давид Самойлов писал:
Слайд 2
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь,
Видны, как бы для любованья,
Поставленные на ладонь…
- Выступление учеников в форме сообщения
№ слайда | Архитектурное сооружение | Архитектор | Примечания |
3 4 | Таврический дворец 1783-1789 | Иван Егорович Старов | Городская резиденция князя Г.А. Потемкина - фаворита императрицы Екатерины II. Сейчас в нем «квартирует» Межпарламентская ассамблея стран — участниц СНГ, на входе встречают металлоискатели и охрана. Но и сегодня Таврический — выдающийся памятник архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга. |
5 | Адмиралтейство Открыто в 1823 г. Преодолев ветров злодейство И вьюг крутящуюся мглу, Над городом адмиралтейство Зажгло бессмертную иглу. Чтоб в громе пушечных ударов В Неву входили корабли, Поставил Андриян Захаров Маяк отеческой земли. И этот шпаги острый пламень, Прорвав сырой туман болот, Фасада вытянутый камень Приподнял в дерзостный полет. | Андреян Дмитриевич Захаров | Длина фасада – 406 м, высота 16м Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой. Задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы. |
6 7 | Казанский собор 1799-1811гг. | Андрей Никифорович Воронихин | Прихоть Павла І. Каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским. 2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице. К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. Строительство было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией. |
8 | Здания Министерств и Главного штаба 1819 - 1829 гг. | Карл Иванович Росси | Александр I Имперский город Ампир (Высокий классицизм) В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов. Для них по проекту К.И. Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой. Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством. В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. Впоследствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный. |
9 10 | Александринский театр 1832-1839 | Карл Иванович Росси | Театральная площадь Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. |
11 12 | Исаакиевский собор 1818-1858 гг. | Огюст Монферран | Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. В 1710 году был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали. В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору. После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Выбор пал на проект пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран. Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. |
А вот насколько вы были внимательны во время виртуальной прогулки по Санкт-Петербургу, узнаем, выполнив небольшие задания
Слайд 13 Слайд 14
4. Архитектурный облик Москвы
Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.
Вопросы для мини- исследования.
- почему В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии называют «зодчим…с трагической судьбой?
- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?
Дети озвучивают свои ответы.
- Итоги урока
Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.
- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?
-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.
- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» произвели на вас большее впечатление?
6. Домашнее задание
Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.
И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....