Шедевры барокко и классицизма России
план-конспект урока по мхк (11 класс)

закрепить представление учащихся о стилях «барокко» и «классицизм»;

- рассмотреть исторические условия формирования барокко и классицизма в русской архитектуре;

- познакомиться с крупнейшими мастерами и шедеврами русского барокко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_shedevry_vazhno.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:28.11.18

Урок №12.

Тема урока: Шедевры барокко и классицизма России

Форма проведения занятия: урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемное обучение, эвристическая беседа, работа в группах.

Цели:

1) создать условия для знакомства учащихся с крупнейшими памятниками архитектуры барокко и классицизма в России; выявить общеевропейские и национальные черты в русской архитектуре;

2) способствовать расширению кругозора учащихся;

3) развивать навыки анализа произведений искусства.

Задачи:

- закрепить представление учащихся о стилях «барокко» и «классицизм»;

- рассмотреть исторические условия формирования барокко и классицизма в русской архитектуре;

- познакомиться с крупнейшими мастерами и шедеврами русского барокко.

Использование ТСО и раздаточного материала: компьютер,  таблица «Основные этапы развития русской культуры ХVIII века», презентация по теме урока.


Ход урока

Время

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

2 мин.

Оргмомент.

Приветствие, выявление отсутствующих.

5 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слова учителя: На предыдущих занятиях мы с вами уже говорили об особенностях стилей барокко и классицизма в европейской культуре.

Вопросы к ученикам:

1. В какой период эти стили появились в европейской культуре?

2. А когда они пришли в Россию?

3. Что сделало возможным появление в России стилей европейского искусства?

4. Как вы думаете, для чего нам нужно изучать шедевры барокко и классицизма в русской культуре?

Слова учителя: Вы совершенно правы. Таким образом, скажите,какая цель нашего сегодняшнего урока?

Предположите тему урока

Запишите тему урока пожалуйста «Шедевры барокко и классицизма России»

Примерные ответы:

В ХVII веке.

В следующем, ХVIII веке.

Реформы Петра Великого и создание новой столицы – Санкт-Петербурга.

Чтобы знать культуру своей страны; выявить ее сходство и различие с европейской культурой.

Познакомиться с крупнейшими памятниками архитектуры барокко и классицизма в России; выявить общеевропейские и национальные черты в русской архитектуре.

«Барокко и классицизм в России»

Учащиеся записывают тему в тетради

2 мин.

Актуализация знаний.

Слова учителя: Обратите внимание на доску. Вы видите таблицу, в которой указаны основные этапы развития русской культуры ХVIII века.

В процессе подготовки к сегодняшнему занятию Вам было предложено разделиться на группы, каждая из которых работала по одному из направлений (барокко и классицизм).

Постарайтесь ответить на вопрос: Какие исторические и культурные условия способствовали возникновению европейских стилей – барокко и классицизма в России?

3 мин.

Первичное усвоение новых знаний.

Примерные ответы учеников:

1 группа.

Возникновению в России европейских стилей – барокко и классицизма – способствовали, прежде всего, реформы Петра Великого, стремившегося превратить Россию в европейское государство; создание новой столицы – Санкт-Петербурга; приглашение в Россию европейских архитекторов; открытие Петербургской Академии художеств, обучение в которой проходило в европейских традициях.

2группа.(Примерные ответы учащихся)

15 мин.

Первичная проверка понимания.

Слова учителя:Домой было опережающее задание группам.

Сейчас мы посмотрим презентации от каждой группы по теме сегодняшнего урока.

 Затем вы должны будете ответить на следующие вопросы:

1. Какие шедевры русского барокко и классицизма вы можете назвать?

2. Назовите имена их создателей.

3.Дайте краткую биографию Франческо Бартоломео Растрелли.

4.Назовите достижения Франческо Растрелли:

5. В чем заключается  самобытность барокко и классицизма?

6. Какова роль барокко и классицизма в русской культуре?

Представление презентаций

Примерные ответы учеников:

Барокко: Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Петергоф,Екатерининский дворец в Царском Селе.

Классицизм:Дом Пашкова,Дом князя Голицына.

Их создателем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли.

Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко.

.

Достижения Франческо Растрелли:

• Выстроил восемь дворцов, ставших культурным достоянием
• Автор Смольного собора и Андреевской церкви в Киеве
• Соединил воедино барокко и нарышкинский стиль

Для архитектуры западноевропейского барокко характерна асимметрия, криволинейность форм. Здания отличаются масштабностью и грандиозностью, нередко они подавляют человека. Русское барокко отличается, прежде всего, красотой и богатством внешнего и внутреннего убранства, яркостью красок. Эти здания не подавляют, а пробуждают светлое, радостное настроение.

Классицизм: Дом Пашкова в Москве (архитектор – Василий Баженов), здание Сената Московского Кремля (архитектор – Матвей Казаков). Если западноевропейский классицизм, возникший в период правления Людовика ХIV во Франции, поддерживал идею абсолютизма, то русский классицизм был ближе к истокам – греко-римской архитектуре с ее идеей гармонии и соразмерности.

Появление в России таких стилей, как барокко и классицизм позволило русской культуре стать частью европейской, сохранив, в то же время, национальные черты.

10 мин.

Первичное закрепление:

Слова учителя: А теперь выполните небольшое письменное задание по карточкам. Группе, работавшей по классицизму, будут предложены вопросы по барокко, а группе, работавшей по барокко, вопросы по классицизму.

Ученики выполняют задания по карточкам.

1 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слова учителя: дома вы должны будете написать эссе об одном из зданий русского барокко или классицизма. В нем необходимо отразить следующие моменты: к какому стилю относится здание, кто был его создателем, в каком году оно было построено, каковы особенности его архитектурного облика. Также необходимо отразить собственные впечатления от описываемого здания.

Ученики записывают задание.

7 мин.

Рефлексия

Составить синквейн со словами барокко и классицизм

Слова учителя:

На сегодняшнем занятии мы познакомились с шедеврами барокко и классицизма России. Вы все хорошо поработали, но хотелось бы услышать от вас, как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей. Возможно, какие-то моменты, связанные с изучением темы, вызвали у вас затруднения, вы также можете сказать об этом.

  • Что изучали сегодня на уроке?
  • Чему вы научились?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что получилось?
  • В чём были проблемы?

Составляют синквейн

Ученики анализируют и оценивают свою работу.

Литература

  1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От ХVII века до современности / Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – 368 с.
  2. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М.: АСТ-Пресс, 2008. – 624 с.
  3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова. -  М.: Академия, 2000. – 544 с.
  4. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 1998. – 640 с.

Приложение

Основные этапы развития русской культуры

периода

Хронологические

рамки

Правитель

Достижения в

области культуры

I

Конец ХVII – первые 2 десятилетия ХVIII в.

Петр I

Архитектура Санкт-Петербурга, портретная живопись Никитина и Матвеева

II

30-е – 50-е годы

Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

Живопись Антропова и Аргунова. Архитектура Растрелли, Чевакинского, Ухтомского

III

60-е – 90-е годы

Екатерина II

Живопись Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Архитектура Казакова, Баженова

Карточка №1

                                                           Барокко

  1. Кто из архитекторов стал крупнейшим представителем русского барокко?
  2. Какие сооружения русского барокко вы можете назвать?
  3. Выделите их основные черты.

Карточка №2

                                                       Классицизм

  1. Назовите известных вам представителей классицизма в русской архитектуре.
  2. Какие сооружения русского классицизма вы можете назвать?
  3. Выделите их основные черты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму»

Целью данной работы является развитие общеинтеллектуальных умений на материале, закрепляющем и  дополняющем школьную программу по музыке, с формированием  музыкальной культуры и навыков...

Шедевры классицизма в архитектуре России

В данной презентации рассматриваются самые значимые памятники архитектуры России эпохи Классицизма....

Олимпиада по музыкальной литературе "От барокко к классицизму"

Повторение пройденного материала по предмету музыкальная литература в форме проведения школьной теоретической олимпиады....

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»

Конспект урока с презентацией на тему "Трагедия кнеля "Сид" как шедевр французского классицизма"....

Конспект урока по теме: "Музыка эпохи барокко и классицизма" для 10 класса

Данный конспект урока предназначен для изучения темы по МХК "Западноевропейская музыка 17-18 вв." в 10 классе...

Презентация к уроку МХК в 11 классе "Шедевры классицизма в архитектуре России" по программе Г.И.Даниловой

Данная презентация поможет учителям МХК, работающим по программе Г.И.Даниловой, раскрыть тему одной из самых ярких страниц в истории архитектуры России - эпохи классицизма....

Викторина "Шедевры живописи в музеях России. Портретный жанр"

Викторина  "Шедевры живописи в музеях России. Портретный жанр" содержит вопросы, на которые можно ответить после просмотра одноимённой презентации. Вопросы посвящены портретному жанру, ...