Шедевры барокко и классицизма России
план-конспект урока по мхк (11 класс)
закрепить представление учащихся о стилях «барокко» и «классицизм»;
- рассмотреть исторические условия формирования барокко и классицизма в русской архитектуре;
- познакомиться с крупнейшими мастерами и шедеврами русского барокко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_shedevry_vazhno.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:28.11.18
Урок №12.
Тема урока: Шедевры барокко и классицизма России
Форма проведения занятия: урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемное обучение, эвристическая беседа, работа в группах.
Цели:
1) создать условия для знакомства учащихся с крупнейшими памятниками архитектуры барокко и классицизма в России; выявить общеевропейские и национальные черты в русской архитектуре;
2) способствовать расширению кругозора учащихся;
3) развивать навыки анализа произведений искусства.
Задачи:
- закрепить представление учащихся о стилях «барокко» и «классицизм»;
- рассмотреть исторические условия формирования барокко и классицизма в русской архитектуре;
- познакомиться с крупнейшими мастерами и шедеврами русского барокко.
Использование ТСО и раздаточного материала: компьютер, таблица «Основные этапы развития русской культуры ХVIII века», презентация по теме урока.
Ход урока
Время | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
2 мин. | Оргмомент. | Приветствие, выявление отсутствующих. |
5 мин. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слова учителя: На предыдущих занятиях мы с вами уже говорили об особенностях стилей барокко и классицизма в европейской культуре. Вопросы к ученикам: 1. В какой период эти стили появились в европейской культуре? 2. А когда они пришли в Россию? 3. Что сделало возможным появление в России стилей европейского искусства? 4. Как вы думаете, для чего нам нужно изучать шедевры барокко и классицизма в русской культуре? Слова учителя: Вы совершенно правы. Таким образом, скажите,какая цель нашего сегодняшнего урока? Предположите тему урока Запишите тему урока пожалуйста «Шедевры барокко и классицизма России» | Примерные ответы: В ХVII веке. В следующем, ХVIII веке. Реформы Петра Великого и создание новой столицы – Санкт-Петербурга. Чтобы знать культуру своей страны; выявить ее сходство и различие с европейской культурой. Познакомиться с крупнейшими памятниками архитектуры барокко и классицизма в России; выявить общеевропейские и национальные черты в русской архитектуре. «Барокко и классицизм в России» Учащиеся записывают тему в тетради |
2 мин. | Актуализация знаний. Слова учителя: Обратите внимание на доску. Вы видите таблицу, в которой указаны основные этапы развития русской культуры ХVIII века. В процессе подготовки к сегодняшнему занятию Вам было предложено разделиться на группы, каждая из которых работала по одному из направлений (барокко и классицизм). Постарайтесь ответить на вопрос: Какие исторические и культурные условия способствовали возникновению европейских стилей – барокко и классицизма в России? | |
3 мин. | Первичное усвоение новых знаний. | Примерные ответы учеников: 1 группа. Возникновению в России европейских стилей – барокко и классицизма – способствовали, прежде всего, реформы Петра Великого, стремившегося превратить Россию в европейское государство; создание новой столицы – Санкт-Петербурга; приглашение в Россию европейских архитекторов; открытие Петербургской Академии художеств, обучение в которой проходило в европейских традициях. 2группа.(Примерные ответы учащихся) |
15 мин. | Первичная проверка понимания. Слова учителя:Домой было опережающее задание группам. Сейчас мы посмотрим презентации от каждой группы по теме сегодняшнего урока. Затем вы должны будете ответить на следующие вопросы: 1. Какие шедевры русского барокко и классицизма вы можете назвать? 2. Назовите имена их создателей. 3.Дайте краткую биографию Франческо Бартоломео Растрелли. 4.Назовите достижения Франческо Растрелли: 5. В чем заключается самобытность барокко и классицизма? 6. Какова роль барокко и классицизма в русской культуре? | Представление презентаций Примерные ответы учеников: Барокко: Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Петергоф,Екатерининский дворец в Царском Селе. Классицизм:Дом Пашкова,Дом князя Голицына. Их создателем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко. Достижения Франческо Растрелли: Для архитектуры западноевропейского барокко характерна асимметрия, криволинейность форм. Здания отличаются масштабностью и грандиозностью, нередко они подавляют человека. Русское барокко отличается, прежде всего, красотой и богатством внешнего и внутреннего убранства, яркостью красок. Эти здания не подавляют, а пробуждают светлое, радостное настроение. Классицизм: Дом Пашкова в Москве (архитектор – Василий Баженов), здание Сената Московского Кремля (архитектор – Матвей Казаков). Если западноевропейский классицизм, возникший в период правления Людовика ХIV во Франции, поддерживал идею абсолютизма, то русский классицизм был ближе к истокам – греко-римской архитектуре с ее идеей гармонии и соразмерности. Появление в России таких стилей, как барокко и классицизм позволило русской культуре стать частью европейской, сохранив, в то же время, национальные черты. |
10 мин. | Первичное закрепление: Слова учителя: А теперь выполните небольшое письменное задание по карточкам. Группе, работавшей по классицизму, будут предложены вопросы по барокко, а группе, работавшей по барокко, вопросы по классицизму. | Ученики выполняют задания по карточкам. |
1 мин. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слова учителя: дома вы должны будете написать эссе об одном из зданий русского барокко или классицизма. В нем необходимо отразить следующие моменты: к какому стилю относится здание, кто был его создателем, в каком году оно было построено, каковы особенности его архитектурного облика. Также необходимо отразить собственные впечатления от описываемого здания. | Ученики записывают задание. |
7 мин. | Рефлексия Составить синквейн со словами барокко и классицизм Слова учителя: На сегодняшнем занятии мы познакомились с шедеврами барокко и классицизма России. Вы все хорошо поработали, но хотелось бы услышать от вас, как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей. Возможно, какие-то моменты, связанные с изучением темы, вызвали у вас затруднения, вы также можете сказать об этом.
| Составляют синквейн Ученики анализируют и оценивают свою работу. |
Литература
- Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От ХVII века до современности / Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – 368 с.
- Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М.: АСТ-Пресс, 2008. – 624 с.
- Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова. - М.: Академия, 2000. – 544 с.
- Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура / Л.А. Рапацкая. - М.: Владос, 1998. – 640 с.
Приложение
Основные этапы развития русской культуры
№ периода | Хронологические рамки | Правитель | Достижения в области культуры |
I | Конец ХVII – первые 2 десятилетия ХVIII в. | Петр I | Архитектура Санкт-Петербурга, портретная живопись Никитина и Матвеева |
II | 30-е – 50-е годы | Анна Иоанновна, Елизавета Петровна | Живопись Антропова и Аргунова. Архитектура Растрелли, Чевакинского, Ухтомского |
III | 60-е – 90-е годы | Екатерина II | Живопись Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Архитектура Казакова, Баженова |
Карточка №1
Барокко
- Кто из архитекторов стал крупнейшим представителем русского барокко?
- Какие сооружения русского барокко вы можете назвать?
- Выделите их основные черты.
Карточка №2
Классицизм
- Назовите известных вам представителей классицизма в русской архитектуре.
- Какие сооружения русского классицизма вы можете назвать?
- Выделите их основные черты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная викторина «От барокко к классицизму»
Целью данной работы является развитие общеинтеллектуальных умений на материале, закрепляющем и дополняющем школьную программу по музыке, с формированием музыкальной культуры и навыков...
Шедевры классицизма в архитектуре России
В данной презентации рассматриваются самые значимые памятники архитектуры России эпохи Классицизма....
Олимпиада по музыкальной литературе "От барокко к классицизму"
Повторение пройденного материала по предмету музыкальная литература в форме проведения школьной теоретической олимпиады....
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Трагедия Корнеля «Сид» как шедевр французского классицизма»
Конспект урока с презентацией на тему "Трагедия кнеля "Сид" как шедевр французского классицизма"....
Конспект урока по теме: "Музыка эпохи барокко и классицизма" для 10 класса
Данный конспект урока предназначен для изучения темы по МХК "Западноевропейская музыка 17-18 вв." в 10 классе...
Презентация к уроку МХК в 11 классе "Шедевры классицизма в архитектуре России" по программе Г.И.Даниловой
Данная презентация поможет учителям МХК, работающим по программе Г.И.Даниловой, раскрыть тему одной из самых ярких страниц в истории архитектуры России - эпохи классицизма....
Викторина "Шедевры живописи в музеях России. Портретный жанр"
Викторина "Шедевры живописи в музеях России. Портретный жанр" содержит вопросы, на которые можно ответить после просмотра одноимённой презентации. Вопросы посвящены портретному жанру, ...