Эссе на тему: Кинофильм «А зори здесь тихие» как художественное событие моей жизни
статья по мхк на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

«А зори здесь тихие» — советская военная драма, снятая в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким по одноименному произведению Бориса Васильева. Под начало старшины Федота Васкова прибывает взвод зенитных войск, полностью состоящий из молодых девушек. Случайно они обнаруживают в лесу присутствие немецких разведчиков. Ошибочно полагая, что их лишь двое, старшина берет с собой на задание только пятерых. Сидя в засаде, они узнают, что немцев намного больше...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Эссе

на тему:

Кинофильм «А зори здесь тихие» как художественное событие моей жизни

 

Выполнила:

студентка II курса заочного отделения

Дмитриева В.А.

Санкт-Петербург

2013 г.


«А зори здесь тихие» — советская военная драма, снятая в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким по одноименному произведению Бориса Васильева. Под начало старшины Федота Васкова прибывает взвод зенитных войск, полностью состоящий из молодых девушек. Случайно они обнаруживают в лесу присутствие немецких разведчиков. Ошибочно полагая, что их лишь двое, старшина берет с собой на задание только пятерых. Сидя в засаде, они узнают, что немцев намного больше...

Я могла бы написать эссе о повести, ведь первоисточник всегда считается лучше экранизации, но мне захотелось поразмышлять именно о фильме, т.к. он произвел на меня неизгладимое впечатление еще в моем детстве. Мне было лет 6-7, и несмотря на столь ранний возраст, я прочувствовала главное — ужас войны.

Фильм выделяется из множества военных лент тем, что главные герои — женщины. Фактически, война показана не только и не столько как противостояние двух стран, сколько как противостояние женщин и мужчин — фашистские захватчики с одной стороны, и хрупкие, но бесстрашные, а посему непобедимые, советские женщины. Это вызывает подсознательную ассоциацию с самым ярким образом военных лет — Родиной-матерью. Именно это хотел подчеркнуть режиссер, одной из самых спорных сцен советского кинематографа — сценой в бане. Цитируя Станислава Ростоцкого, «мне надо было показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

У каждой героини — свой характер, свои особенности. Но их объединяет не только война. У каждой их них есть свои счеты с врагом — у Жени Комельковой немцы расстреляли всю семью, Соня Гурвич, будучи еврейкой, переживала и за свой народ, и за свою семью, оставшуюся в оккупированном Минске, муж Риты Осяниной погиб в первые дни войны... И, конечно же, их объединяла общая идея — защитить Родину. Хотелось бы подчеркнуть, что их сплотило не только общее горе, но и главная способность каждой женщины — способность любить. У Гали Четвертак — это еще детское чувство романтической влюбленности, скорее в само состояние, чем в конкретного человека. Лизе Бричкиной тяжело признаться в этом даже себе — она влюблена в Васкова. Режиссер, опираясь на продуманный сценарий, создает незабываемый образ каждой героини, так, чтобы чувство сопереживания к персонажам не отпускало зрителя на всем протяжении фильма.

Особенно яркой является сцена засады, а точнее момент появления немцев. Девушки, начавшие считать врагов, в полной уверенности, что их будет не больше двух, но насчитавшие шестнадцать. Эпизод шокирует, зритель понимает, что бой будет неравный, и не каждая из столь уже полюбившихся героинь доживет до конца...

Лиза Бричкина умерла первой — утонула в болоте, побежав за подмогой. Соню Гурвич заколол штыком немец. У Гали Четвертак не выдержали нервы, она выбежала из засады прямо под вражеские пули. Женя Комелькова, спасая товарищей, повела врагов за собой. Тяжело раненая Рита Осянина, чтобы не быть обузой, застрелилась...

Каждая смерть отдается болью в сердце старшины. Тому подтверждение красноречивый диалог Васкова с тогда еще живой Осяниной: «положил ведь я вас. Всех пятерых положил. А за что? За десяток фрицев?..»

В фильме использован гениальный визуальный прием — весь фильм черно-белый, а воспоминания героев — цветные. Это стократно усиливает эмоциональное восприятие зрителя, кроме того, это прекрасная метафора — жизнь героев была полна красок, но начавшаяся война раскрасила реальность в два цвета — черный и белый. Интересный момент — в конце фильма главный герой видит погибших девушек «в цвете». Этим режиссер хотел сказать, что героини навсегда останутся в нашей памяти живыми, молодыми, красивыми, как сама жизнь во всех ее красках.

В конце старшине Федоту Васкову удалось взять оставшихся фашистов в плен, изнемогая от усталости, он вел их в тыл, и только увидев подкрепление, позволил себе отключиться. Трагическая музыка, «скачущая» камера, размывание фокуса — художественные приемы, которые усиливают драматичность момента. Васков потерял всех своих бойцов, но справился с заданием. Хоть это и был «бой местного значения» (таково название второй серии фильма), из этих боев и складывалась картина победы. Несомненно, благодаря, в том числе и этому бою, зори здесь, отныне, всегда будут тихими...

04.06.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...

Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие-тихие..."

    Литературно-музыкальная композиция посвящена  женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. В сценарии действующими лицами стали герои повести Бориса Васильева &laqu...

Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")

В процессе урока раскрывается  основная  мысль  автора  о  несовместимости  понятий  «война»  и «женщина»...