Рабочая программа факультатива «Культурология».
рабочая программа по мхк на тему
Факультатив расчитан на углубленное изучение истории и теории культуры в школе. Основное внимание уделено современным тенденциям развития культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog-a_fakultativa_kulturologiya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива «Культурология».
Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана в соответствии с Примерными программами среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (под общ. ред. академика РАО М. В. Рыжакова).
Нормативный срок освоения программы.
Программа факультатива рассчитана на 34 недели (2 ч. в неделю).
Специфика программы:
Целью факультатива является сформировать у обучающихся представлений о современных процессах в социокультурной сфере. В основе лежит проблемный подход к культуре как формирующемуся явлению. Акцент делается на актуальные вопросы и проблемы культуры.
Форма обучения – очная.
Вклад учебного предмета в достижение целей образования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования основными целями изучения культурологии:
- завершение формирования целостного представления о мире;
- формирование у обучающегося представлений о человеке как творце культуры;
- обеспечения условий духовно-нравственного развития обучающихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур, социокультурное становление личности;
- обеспечение условий формирования гражданской идентичности;
- подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории.
Результаты освоения учебного предмета.
Изучение культурологии направлено на формирование следующих компетенций:
Личностные УУД:
- готовность к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории;
- готовность к осознанному выбору своей роли в современных социокультурных процессах.
Регулятивные УУД:
- умение выстраивать траекторию индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, ставить цели и определять пути их достижения в данной области;
- прогнозировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности;
- контролировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности и сравнивать их с намеченными целями для последующей корректировки;
- способность к внесению необходимых дополнений в план индивидуальной образовательной деятельности;
- выработка способности к оценке полученных навыков и умений;
- получения навыка мобилизации интеллектуальных и творческих сил ради достижения целей дополнительного образования.
Коммуникативные УУД:
- способность формулировать цели, форму и план индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способность формулировать вопросы и критерии ответа на них, призванные служить ориентирами в сборе и анализе информации;
- способность к диалогу с целью разрешения конфликтов столкновения интересов;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельное определение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование и систематизация знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- способность анализировать и выделять смысл при работе с различными источниками информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- умение работать с различными формами информации;
- умение понимать специфику культуры, ее особенности и основные феномены.
- способность оперировать основными терминами и понятиями предметной области «Культурология» и понимать их взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами.
предметные:
- давать определение понятиям и явлениям мировой культуры;
- наблюдать, описывать и понимать явления культуры использую для этого соответствующую терминологию;
- усвоить особенности языка различных культур;
- представлять место и роль культуры в обществе и жизни отдельного человека;
- выработка устойчивого интереса к явлениям культуры;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
- представлять место и роль культуры в жизни человека и общества;
- представлять систему человеческих ценностей;
- осознавать и уважать ценность культуры разных народов мира;
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование тем / модулей | Всего, час. | В том числе: | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) | ||||
1. | МОДУЛЬ 1. Современное искусство как явление культуры. | 20 | 15 | 5 | Семинар «Человек как творец культуры». |
Тема 1. Генезис стилей. Реализм. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 2. Модерн. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Генезис стилей. Экспрессионизм. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 4. Генезис стилей. Абстракционизм. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 5. Современная архитектура. | 4 | 3 | 1 | ||
2. | МОДУЛЬ 2. Формы и жанры современной художественной культуры. | 12 | 9 | 3 | Семинар «Человек как творец культуры». |
Тема 1. Формы современного актуального искусства. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 2. Уличное искусство. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Кинематограф и музыка в XX – нач. XXI вв. | 4 | 3 | 1 | ||
3. | МОДУЛЬ 3. Современные проблемы культурологи. | 32 | 24 | 8 | Практическая работа «Структура культуры». |
Тема 1. Географическая и историческая типология культуры. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 2. Культура и экология. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 3. Национальные и религиозные конфликты как проблема культуры. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 4. Письменность в культуре. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 5. Современная медиакультура. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 6. Мифотворчество в современной культуре. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 7. Массовая культура. | 4 | 3 | 1 | ||
Тема 8. Субкультуры и контркультура. | 4 | 3 | 1 | ||
Промежуточная аттестация (по четвертям / семестрам) | 2 | 2 | |||
Итоговая аттестация | 2 | 2 | |||
Итого | 68 | 48 | 20 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование модуля/ раздела/ темы. | Содержание обучения, а также наименование и тематика практических занятий (семинаров, лабораторных занятий), форм организации занятий, видов деятельности обучающихся используемых образовательных технологий и рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов |
МОДУЛЬ 1. Современное искусство как явление культуры. | |
Тема 1. Генезис стилей. Реализм. | Импрессионизм и открытия в оптике. Реализм в XX в. (Р. Кент, Р. Гуттузо, мексиканские муралисты). Фотореализм. |
Тема 2. Модерн. | Неоромантизм и модерн: Прерафаэлиты, А. Муха, Тиффани. |
Тема 3. Генезис стилей. Экспрессионизм. | Постимпрессионизм (П. Гоген, В. Ван Гог), О. Дикс, А. Матисс, Д. Поллок. |
Тема 4. Генезис стилей. Абстракционизм. | Понимание абстракционизма. В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, К. Бранкузи, В. Татлин. |
Тема 5. Современная архитектура. | Архитектурные эксперименты во второй половине XX века. Деконструктивизм, Метаболизм, «Узкие дома», Хай тек. Декоративное оформление современной архитектуры (дом-слон, дом-корзинка) |
Тема 6. Кинематограф и музыка в XX – нач. XXI вв. | Джаз, Рок-н-ролл, рок. Рок-опера. Эйзенштейн, сюрреализм, неореализм. Феномены авторского и массового кино. |
МОДУЛЬ 2. Формы и жанры современного искусства. | |
Тема 1. Формы современного актуального искусства. | Инсталяция, перформанс, энвайромент. Концептуальное искусство. Поп-арт. |
Тема 2. Уличное искусство. | Зарождение стрит-арта. Виды стрит-арта. Живописный стрит-арт. Инсталяции в стрит-арте. Роль городского пространства. Флеш-моб. |
МОДУЛЬ 3. Современные проблемы культурологи. | |
Тема 1. Географическая и историческая типология культуры. | Понятие восточной и западной культуры. Север и юг в культурной парадигме. Марксистская типология культуры. Понятие «осевого времени». |
Тема 2. Культура и экология. | Энвайроментализм, критерии всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Тема 3. Национальные и религиозные конфликты как проблема культуры. | Национальная культура. Религиозные войны. Геноцид. Толерантность. |
Тема 4. Письменность в культуре. | Формирование текстоцентричности европейской культуры. Концепция «Галактики Гутенберга». История книгопечатания. Текст как определяющий элемент культуры. |
Тема 5. Современная медиакультура. | Телевидение. Реклама. Феномен мемов. Компьютерные игры. Сериал vs роман XIX в. |
Тема 6. Мифотворчество в современной культуре. | Отличия архаичных и современных мифов. Городская мифология. СМИ и мифотворчество. |
Тема 7. Массовая культура. | Признаки массовой культуры. Анализ основных произведений массовой культуры (кинематограф, литература, соц. сети). |
Тема 8. Субкультуры и контркультура. | Понятие субкультуры и контркультуры. Теория множественности элит (А. Бентли). Субкультуры до XX века. Основные субкультуры. Современные тенденции. |
Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) - темы | Практическая работа «Структура культуры». Семинар «Человек как творец культуры». |
Используемые образовательные технологии | Технология развивающего обучения; Технология опережающего обучения; Технология развития критического мышления; Игровые технологии. |
Перечень рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов | Энциклопедии и справочники: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997. Дополнительная литература: Вальран В. Н., Советская фотография, 1917-1955 / Валерий Вальран. – Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2016. – 284 с. Герман М. Ю., Импрессионизм : основоположники и последователи / Михаил Герман. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. Герман М. Ю., Модернизм : искусство первой половины XX века / Михаил Герман. – Любое издание. История русского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова). Любое издание. Культурология. ХХ век : Энциклопедия в 2 т. / [Гл. ред., сост. С.Я. Левит; Отв. ред. Л.Т. Мильская]. – СПб : Унив. кн., 1998. Музыкальная Энциклопедия. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2005. – 1 электр. опт. диск. Романтизм. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – Любое издание. Ресурсы сети Интернет: WIKIPAINTINGS visual art encyclopedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikipaintings.org/ru Архитектура России. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarh.ru Библиотека по культурологи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm Виртуальный музей. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum-online.ru Живопись России XVIII-XX век. - [Электронный ресурс]. URL: http://sttp.ru Искусство. Газета издательского дома «Первое сентября». - [Электронный ресурс]. URL: http://art.1september.ru Искусство в школе: научно-методический журнал. - [Электронный ресурс]. URL: http://art-in-school.narod.ru История искусств. - [Электронный ресурс]. URL: www.artyx.ru Коллекция архитектурных планов. - [Электронный ресурс]. URL: http://kannelura.info/ Композиторы ХХ века. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.maestroes.com Культура России. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianculture.ru Культурология. Библиотека. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm Педагогика искусства. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal Портал «Музеи России». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru Российский общеобразовательный портал. Коллекция: мировая художественная культура. - [Электронный ресурс]. URL: - http://artclassic.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция. - [Электронный ресурс]. URL: http://music.edu.ru Русский биографический словарь. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulex.ru Теория и история культуры в персоналиях. - [Электронный ресурс]. URL: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm Энциклопедия культур. - [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Форма аттестации
Семинар по теме «Человек как продукт и творец культуры».
Практическая работа «Структура культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
рабочая программа факультатива "компьютерная графика" 7кл
рабочая программа факультатива разработана по учебнику Угринович....
Рабочая программа дисциплины "Культурология". 2 курс (СПО)
Рабочая программа дисциплины "Культурология" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)" Минспорта Чувашии. Программа содержит указание ...