Тематическое планирование уроков МХК в 8 классе (раздел "Культура России")
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) на тему

Пилюгина О.Е.

Данное планирование поможет тем учителям, которые в рамках МХК ведут уроки культуры России. Это неоценимая помощь историкам, так как на ОГЭ по истории особые трудности вызывают у выпускников именно вопросы культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Искусству (МХК) для 8-х  классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;

примерная программа по МХК (область «Культура России») основного общего образования (базовый уровень);

основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей №36»

 

Общая характеристика учебного предмета. Мировая художественная культура - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит одно из ведущих мест в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Мировая художественная культура тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой, изобразительным искусством, музыкой, историей. Содержание всех курсов базируется на основах фундаментальных разделов искусства: зодчества, танца, музыки, живописи и др.) и предполагает постижение     национально-культурных ценностей. Изучение всего этого формирует коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.    Вместе с историей, обществознанием, музыкой  и литературой  МХК обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

 Одна из составляющих  образования –    творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс МХК в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного-тематического принципов. Администрация МАОУ «Лицей №36» г. Саратова сочла возможным организовать изучение в 8 классе раздела МХК, посвященного истории культуры России.

 

Содержание курса включает в себя изучение исторических ценностей, которыми так богата русская земля : памятников архитектуры и зодчества, литературы, живописи, музыки, театра, прикладных искусств.

Главная идея программы- изучение культуры нашей страны от древности до начала XXI века.

 

Цели и задачи обучения.

Цели:

-дать представление о развитии русской художественной культуры от истоков до современности;

- развивать в ученике стремление познать культуру родины, адекватно оценивать исторические события, касающиеся воссоздания памятников отечественной культуры.

Задачи:

развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;

освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МАОУ «Лицей №36» г. Саратова на 2017-2018 уч.г

МХК изучается в следующем объёме:

1 учебная четверть 1 час в неделю

2 учебная четверть 1 час в неделю

3 учебная четверть 1 час в неделю

4 учебная четверть1 час в неделю

практических работ - 27; контрольных уроков в виде тестов- 4.

Основная форма организации учебного процесса – урок.

Виды и формы контроля: преобладающей формой текущего контроля выступает письменный( самостоятельные, контрольные тесты, ) и устный опрос (собеседование).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:

« Мировая художественная культура 11 кл», авторы Данилова Г. И. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.

Личностные и предметные  результаты.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.

Воспитывать эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетический вкус, эмпатию и сопричастность к различным явлениям искусства и жизни.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен знать:

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить проекты, рефераты, доклады, сообщения);

участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Введение.

Первобытная культура на территории нашей страны. Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов. Язычество.  

Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Крещение Руси.

Культура Древней Руси IX-XII вв. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. «Поучение детям».

Культура Древней Руси IX-XII вв. Литература и распространение грамотности. Былины. «Жития» святых. Летописание.  Богослужебные книги. Исторические повести.

Культура Древней Руси IX-XII вв. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Прикладное искусство.

Русь XII – XV веков. Зодчество. Живопись. Ремесленное производство.  

Россия в  XVI – XVII  вв. Грамотность. Книжное дело. Литература. Архитектура. Ремесла.

Культура Московского государства. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.

Новое время. XVIII -  середина XIX века. Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры.

Архитектура. Скульптура. Театр. Академия наук.

 

  Новое время. XVIII век .  Культура петровского времени. М.В.Ломоносов. Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи.

Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители.  

Новое время. XVIII -  середина XIX века. Вклад в культуру России Елизаветы Петровны  и Екатерины Великой. Живопись. Музыка. Журналистика. Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни.

Первая половина XIX века. Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело.

Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело. Литература. Музыка.

Вторая половина XIX века. Литература. Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков. Живопись.

Репин, Крамской, Шишкин, Поленов, Брюллов. Архитектура. Скульптура. Музыка. Наука. (Биология, химия, математика, физика). Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура.

Образование.

Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века.  Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали.

Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия.

Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «Русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение.

Культура ХХ века. Коренные изменения в духовной жизни общества. Культурная революция. «Серебряный век» отечественной культуры.

Культура СССР. Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов. Атеистическое воспитание. Крушение храмов. Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства. Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение.

Выдающиеся памятники архитектуры советского периода.

Культура новой России .Конец ХХ – начало XXI века. Достижения в области литературы, науки, искусства.   Поп-культура. Субкультура. Особенности постмодернизма. Молодые авторы: Белянин А., Пригов Д., Блажеевский Е., Горбовская Е., Рубина Д и др.

Календарно-тематическое планирование  уроков РХК в 8 классе. 2017-2018 уч.г.

 Раздел.

Период.

 

ТЕМА

  Д А Т А

К                      Ф

Основные направления урока.

Примечание

1

 

Введение.

Первобытная культура на территории нашей страны.

 Введение.

Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов. Язычество.  

6.09

7.09

8.09

6.09

7.09

8.09

Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Крещение Руси.

(Подготовка сообщений)

2

 

Культура Древней Руси IX-XII вв.

 Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. «Поучение детям»

13.09

14.09

15.09

13.09

14.09

15.09

3

 

Культура Древней Руси IX-XII вв.

 

Литература и распространение грамотности. Былины. «Жития» святых. Летописание.  Богослужебные книги. Исторические повести.

20.09

21.09

22.09

4

 

Культура Древней Руси IX-XII вв.

 

Деревянное и каменное зодчество.

27.09

28.09

29.09

5

 

Культура Древней Руси IX-XII вв.

 

Живопись. Прикладное искусство.

4.10

5.10

6.10

6

 

Русь XII – XV веков.

 

Зодчество. Живопись. Ремесленное производство.  

11.10

12.10

13.10

Отдельные школы зодчества, иконописи Владимиро-Суздальской Руси, Великого Новгорода, Галицко-Волынской земли. Троицкий монастырь. Андрей Рублев.

(Подготовка сообщений)

7

 

Россия в

XVI – XVII  вв

  Грамотность. Книжное дело. Литература. Архитектура. Ремесла.

XVI век.

 18.10

19.10

20.10

8

 

Культура Московского государства.

 

Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.

25.10

26.10

27.10

9

 

  

Живопись. Театр.

8.11

9.11

10.11

10

 

Новое время. XVIII -  середина XIX века

 

 

Образование. Научные знания. Литература.

15.11

16.11

17.11

Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры.

11

  Новое время. XVIII    век

Культура петровского времени.

 

 

Архитектура. Скульптура. Театр.

Академия наук.

М.В.Ломоносов.

22.11

23.11

24.11

Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи.

Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители.  

12

 Живопись. Музыка. Журналистика.

Новое время. XVIII -  середина XIX века

Вклад в культуру России Елизаветы Петровны  и Екатерины Великой.

 

 Живопись. Музыка. Журналистика.

29.11

30.11

1.12

 . Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни.

13

 

Первая половина XIX века

 

Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело.

6.12

7.12

8.12

14

 

Первая  половина XIX века

 Реформы в области культуры

 Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело.

 Литература.

 13.12

14.12

15.12

15

 Вторая половина XIX века

 Реформы в области культуры

Литература.

 

Литература.

20.12

21.12

22.12

Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков.

16

 

Вторая половина XIX века

 Реформы в области культуры

 Живопись.

 

27.12

28.12

29.12

Репин, Крамской, Шишкин, Поленов, Брюллов.

17

 

Вторая половина XIX века. Реформы в области культуры.

 

Архитектура. Скульптура

17.01

18.01

19.01

18

 

   

    

Музыка

24.01

25.01

26.01

19

 

   

 

 

Наука. (Биология, химия, математика, физика).

31.01

1.02

2.02

Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура.

20

 

 

   География. История.

7.02

8.02

9.02

21

 .

    Образование.

Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века

14.02

15.02

16.02

Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху.

22

 

 

   Театр. (Кино)

 21.02

22.02

  Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали.

23

 

 

Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали.

28.02

1.03

2.03

24

 

 Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия.

7.03

9.03

25

 

 Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «Русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение.

14.03

15.03

16.03

26

  Культура ХХ века

 

Коренные изменения в духовной жизни общества. Культурная революция.

21.03

22.03

23.03

Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

27

 

 «Серебряный век» отечественной культуры.

4.04

5.04

6.04

28

Культура СССР.

 

 Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов.

11.04

12.04

13.04

Атеистическое воспитание. Крушение храмов.

29

 

 Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства.

18.04

19.04

20.04

Бродский,

Солженицын

30

 

 Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение.

 25.04

26.04

27.04

31

 

 Выдающиеся памятники архитектуры советского периода.

2.05

3.05

4.05

Первый этап (1917–1932) характерен новаторской направленностью, второй (1933–1954) – освоением классического наследия, третий (с середины 50-х годов) – решением социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве.

32

 Культура новой России  

 

Достижения в области литературы, науки, искусства.

10.05

11.05

33

 

   Поп-культура.

16.05

17.05

18.05

 

34

 

   Субкультура. Особенности постмодернизма.

23.05

24.05

25.05

Молодые авторы: Белянин А., Пригов Д., Блажеевский Е., Горбовская Е., Рубина Д и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 5 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 6 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 8 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...

Тематическое планирование уроков ОБЖ, 9 класс

Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...

Календарно-тематическое планирование русский язык 3 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование 3 класс Школа России...

Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России...