Тематическое планирование уроков МХК в 8 классе (раздел "Культура России")
календарно-тематическое планирование по мхк (8 класс) на тему
Данное планирование поможет тем учителям, которые в рамках МХК ведут уроки культуры России. Это неоценимая помощь историкам, так как на ОГЭ по истории особые трудности вызывают у выпускников именно вопросы культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_i_tematicheskoe_planirovanie_urokov_mhk.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Искусству (МХК) для 8-х классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
примерная программа по МХК (область «Культура России») основного общего образования (базовый уровень);
основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей №36»
Общая характеристика учебного предмета. Мировая художественная культура - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит одно из ведущих мест в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Мировая художественная культура тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой, изобразительным искусством, музыкой, историей. Содержание всех курсов базируется на основах фундаментальных разделов искусства: зодчества, танца, музыки, живописи и др.) и предполагает постижение национально-культурных ценностей. Изучение всего этого формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Вместе с историей, обществознанием, музыкой и литературой МХК обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Одна из составляющих образования – творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Курс МХК в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного-тематического принципов. Администрация МАОУ «Лицей №36» г. Саратова сочла возможным организовать изучение в 8 классе раздела МХК, посвященного истории культуры России.
Содержание курса включает в себя изучение исторических ценностей, которыми так богата русская земля : памятников архитектуры и зодчества, литературы, живописи, музыки, театра, прикладных искусств.
Главная идея программы- изучение культуры нашей страны от древности до начала XXI века.
Цели и задачи обучения.
Цели:
-дать представление о развитии русской художественной культуры от истоков до современности;
- развивать в ученике стремление познать культуру родины, адекватно оценивать исторические события, касающиеся воссоздания памятников отечественной культуры.
Задачи:
развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МАОУ «Лицей №36» г. Саратова на 2017-2018 уч.г
МХК изучается в следующем объёме:
1 учебная четверть 1 час в неделю
2 учебная четверть 1 час в неделю
3 учебная четверть 1 час в неделю
4 учебная четверть1 час в неделю
практических работ - 27; контрольных уроков в виде тестов- 4.
Основная форма организации учебного процесса – урок.
Виды и формы контроля: преобладающей формой текущего контроля выступает письменный( самостоятельные, контрольные тесты, ) и устный опрос (собеседование).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
« Мировая художественная культура 11 кл», авторы Данилова Г. И. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.
Личностные и предметные результаты.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные и личные результаты.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.
Воспитывать эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетический вкус, эмпатию и сопричастность к различным явлениям искусства и жизни.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен знать:
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить проекты, рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Введение.
Первобытная культура на территории нашей страны. Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов. Язычество.
Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Крещение Руси.
Культура Древней Руси IX-XII вв. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. «Поучение детям».
Культура Древней Руси IX-XII вв. Литература и распространение грамотности. Былины. «Жития» святых. Летописание. Богослужебные книги. Исторические повести.
Культура Древней Руси IX-XII вв. Деревянное и каменное зодчество. Живопись. Прикладное искусство.
Русь XII – XV веков. Зодчество. Живопись. Ремесленное производство.
Россия в XVI – XVII вв. Грамотность. Книжное дело. Литература. Архитектура. Ремесла.
Культура Московского государства. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр.
Новое время. XVIII - середина XIX века. Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры.
Архитектура. Скульптура. Театр. Академия наук.
Новое время. XVIII век . Культура петровского времени. М.В.Ломоносов. Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи.
Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители.
Новое время. XVIII - середина XIX века. Вклад в культуру России Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Живопись. Музыка. Журналистика. Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни.
Первая половина XIX века. Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело.
Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело. Литература. Музыка.
Вторая половина XIX века. Литература. Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков. Живопись.
Репин, Крамской, Шишкин, Поленов, Брюллов. Архитектура. Скульптура. Музыка. Наука. (Биология, химия, математика, физика). Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура.
Образование.
Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали.
Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия.
Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «Русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение.
Культура ХХ века. Коренные изменения в духовной жизни общества. Культурная революция. «Серебряный век» отечественной культуры.
Культура СССР. Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов. Атеистическое воспитание. Крушение храмов. Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства. Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение.
Выдающиеся памятники архитектуры советского периода.
Культура новой России .Конец ХХ – начало XXI века. Достижения в области литературы, науки, искусства. Поп-культура. Субкультура. Особенности постмодернизма. Молодые авторы: Белянин А., Пригов Д., Блажеевский Е., Горбовская Е., Рубина Д и др.
Календарно-тематическое планирование уроков РХК в 8 классе. 2017-2018 уч.г.
№ | Раздел. Период. |
ТЕМА | Д А Т А К Ф | Основные направления урока. | Примечание | |||||||||||
1 |
Введение. Первобытная культура на территории нашей страны. | Введение. Понятие «культура», виды и функции культуры, влияние культуры на развитие народов. Язычество. | 6.09 7.09 8.09 | 6.09 7.09 8.09 | Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Крещение Руси. (Подготовка сообщений) | |||||||||||
2 |
Культура Древней Руси IX-XII вв. | Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. «Поучение детям» | 13.09 14.09 15.09 | 13.09 14.09 15.09 | ||||||||||||
3 |
Культура Древней Руси IX-XII вв. |
Литература и распространение грамотности. Былины. «Жития» святых. Летописание. Богослужебные книги. Исторические повести. | 20.09 21.09 22.09 | |||||||||||||
4 |
Культура Древней Руси IX-XII вв. |
Деревянное и каменное зодчество. | 27.09 28.09 29.09 | |||||||||||||
5 |
Культура Древней Руси IX-XII вв. |
Живопись. Прикладное искусство. | 4.10 5.10 6.10 | |||||||||||||
6 |
Русь XII – XV веков. |
Зодчество. Живопись. Ремесленное производство. | 11.10 12.10 13.10 | Отдельные школы зодчества, иконописи Владимиро-Суздальской Руси, Великого Новгорода, Галицко-Волынской земли. Троицкий монастырь. Андрей Рублев. (Подготовка сообщений) | ||||||||||||
7 |
Россия в XVI – XVII вв | Грамотность. Книжное дело. Литература. Архитектура. Ремесла. XVI век. | 18.10 19.10 20.10 | |||||||||||||
8 |
Культура Московского государства. |
Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. | 25.10 26.10 27.10 | |||||||||||||
9 |
|
Живопись. Театр. | 8.11 9.11 10.11 | |||||||||||||
10 |
Новое время. XVIII - середина XIX века |
Образование. Научные знания. Литература. | 15.11 16.11 17.11 | Нарастание элементов светскости, рационализма, гуманизма в культуре. Обнищание культуры. | ||||||||||||
11 | Новое время. XVIII век Культура петровского времени. |
Архитектура. Скульптура. Театр. Академия наук. М.В.Ломоносов. | 22.11 23.11 24.11 | Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи. Особенности развития культуры. Общественно-политическая мысль. Русские просветители. | ||||||||||||
12 | Живопись. Музыка. Журналистика. Новое время. XVIII - середина XIX века Вклад в культуру России Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. |
Живопись. Музыка. Журналистика. | 29.11 30.11 1.12 | . Достижения науки и техники. Сословный характер образования. Развитие педагогики. Выдающиеся историки (Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Т.Н. Грановский). Бытовая культура различных сословий и этносов. Образ жизни. | ||||||||||||
13 |
Первая половина XIX века |
Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело. | 6.12 7.12 8.12 | |||||||||||||
14 |
Первая половина XIX века Реформы в области культуры | Реформы в области культуры. Просвещение. Издательское дело. Литература. | 13.12 14.12 15.12 | |||||||||||||
15 | Вторая половина XIX века Реформы в области культуры Литература. |
Литература. | 20.12 21.12 22.12 | Писатель и общество (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов). «Передвижники». Деятели российской культуры. Меценатство (П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов). Образ мира и страны, нравственный и художественный идеалы эпохи XIX в. глазами современников и потомков. | ||||||||||||
16 |
Вторая половина XIX века Реформы в области культуры | Живопись.
| 27.12 28.12 29.12 | Репин, Крамской, Шишкин, Поленов, Брюллов. | ||||||||||||
17 |
Вторая половина XIX века. Реформы в области культуры. |
Архитектура. Скульптура | 17.01 18.01 19.01 | |||||||||||||
18 |
|
Музыка | 24.01 25.01 26.01 | |||||||||||||
19 |
|
Наука. (Биология, химия, математика, физика). | 31.01 1.02 2.02 | Общественная мысль. Развитие литературы и искусства. Направления и художественные стили. Связь культуры России с культурой Запада. Официальная идеология и культура. | ||||||||||||
20 |
|
География. История. | 7.02 8.02 9.02 | |||||||||||||
21 | . | Образование. Развитие и диалог культур народов России, их место в мировой культуре. Органическое соединение национальных традиций и европейских форм и идей в русской культуре XIX века | 14.02 15.02 16.02 | Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. | ||||||||||||
22 |
|
Театр. (Кино) | 21.02 22.02 | Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. | ||||||||||||
23 |
|
Развитие культуры народов России в пореформенную эпоху. Крестьянская культура, мещанская культура. Культура повседневности. Жизнь в городе, усадьбе, деревне. Общественные идеалы и нормы морали. | 28.02 1.03 2.03 | |||||||||||||
24 |
| Роль религии в жизни разных слоев и народов. Основные вероисповедания. Православие в системе самодержавия. Образование. Школы. Училища. Университеты как центры образования, культуры, воспитания свободомыслия. | 7.03 9.03 | |||||||||||||
25 |
| Развитие естественных наук. Борьба идей в общественной мысли. Историческая наука. Россия и Запад в русской общественной мысли. Истоки и суть политического радикализма в России. «Русская идея» и теория официальной народности. Панславизм. Идея долга перед народом. Идеи и традиции утопического социализма в России. Основные направления, стили жанры в литературе и искусстве в 60-90-е гг., их общественное значение. | 14.03 15.03 16.03 | |||||||||||||
26 | Культура ХХ века |
Коренные изменения в духовной жизни общества. Культурная революция. | 21.03 22.03 23.03 | Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства. | ||||||||||||
27 |
| «Серебряный век» отечественной культуры. | 4.04 5.04 6.04 | |||||||||||||
28 | Культура СССР.
| Ликвидация неграмотности. Разрушение старых традиций и обычаев. Потеря народной сельской культуры. Формирование системы идеологических запретов. | 11.04 12.04 13.04 | Атеистическое воспитание. Крушение храмов. | ||||||||||||
29 |
| Борьба с инакомыслием. Российская интеллигенция. Советская наука. Особенности и достижения развития литературы и искусства. | 18.04 19.04 20.04 | Бродский, Солженицын | ||||||||||||
30 |
| Метод «социалистического реализма». «Оттепель». Освоение космоса. Правозащитное движение. | 25.04 26.04 27.04 | |||||||||||||
31 |
| Выдающиеся памятники архитектуры советского периода. | 2.05 3.05 4.05 | Первый этап (1917–1932) характерен новаторской направленностью, второй (1933–1954) – освоением классического наследия, третий (с середины 50-х годов) – решением социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве. | ||||||||||||
32 | Культура новой России |
Достижения в области литературы, науки, искусства. | 10.05 11.05 | |||||||||||||
33 |
| Поп-культура. | 16.05 17.05 18.05 |
| ||||||||||||
34 |
| Субкультура. Особенности постмодернизма. | 23.05 24.05 25.05 | Молодые авторы: Белянин А., Пригов Д., Блажеевский Е., Горбовская Е., Рубина Д и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....
Тематическое планирование уроков ОБЖ, 5 класс
Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...
Тематическое планирование уроков ОБЖ, 6 класс
Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...
Тематическое планирование уроков ОБЖ, 8 класс
Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...
Тематическое планирование уроков ОБЖ, 9 класс
Тематическое планирование создано на основе комплексной программы по ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников)...
Календарно-тематическое планирование русский язык 3 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование 3 класс Школа России...
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс Школа России...