Современное искусство XX век.
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

   Сегодня мы  отправляемся в путешествие, и проводником нашим на этом пути  будет – зеркало. Зеркало превратиться в машину времени. Искусство – главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в 20 веке? В конце 1990-х гг. в Третьяковской галерее прошла выставка работ «Новых художников» на которой была представлена  картина известного всем…. Если мы все-таки зададимся вопросом, кем же был этот человек: рок-музыкантом, поп-звездой, художником или киноактером, то скорее всего не найдем ответ. Он был героем своего времени, и поэтому чувствовал себя свободным в любом виде искусства, будь то рок-музыка, живопись или кинематограф. И как без его песен трудно представить русский рок, так и самого автора трудно представить без его живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_iskusstvo_xx_vek.docx30.21 КБ
Файл hudozhnik_i_muzykant.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________

Тема: Современное искусство XX век.

Художник и музыкант.

Автор проекта урока:

Учитель ГБОУ школа-интернат №33

Выборгского района

Светлана Николаевна Белешина

Санкт-Петербург 2017 г.

Тема: Современное искусство XX век. Художник и музыкант. (слайд 1)

Идея: Искусство не имеет рамок и границ.

Просто каждый должен делать что-то такое, что отличало бы его от других.
Виктор Цой

Цель: Как стать личностью?

Задачи:

  1. Понять что такое личность.
  2. Познакомить обучающихся с личностью (на примере представителя XX в.

В. Цоя.)

  1. Провести параллели между художниками жившими в начале и конце XX в. на примере сравнения двух картин 1910г. А. Матисс «Танец», В. Цой  «Космонавты» 1985г.
  2. Выполнить коллаж.
  3.  Приобрести опыт работы в группах.
  4. Рассмотреть понятие многогранная личность.
  5. Коррекционные. Сформировать у обучающихся умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания.

Сценарий урока

Организационный момент.

Возьмите в руки зеркало. Посмотрите в него. Улыбнитесь. Вспомните о чем-нибудь хорошем. Закрепите это ощущение. Теперь посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

Учитель.  Здравствуйте, я  рада вас видеть на уроке искусства.

Вступительное слово учителя:

«Сегодня мы  отправляемся в путешествие, и проводником нашим на этом пути  будет – зеркало. Зеркало превратиться в машину времени. Откройте конверт, который лежит у вас на столе. Что изображено на карточке.

Ученики. На карточке изображена машина времени.

Учитель. Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое — воспоминания; то, что уносит в будущее — мечты.

Чем нам может помочь машина времени?

Ученики. Поможет настроиться на путешествие.

Учитель. Искусство – главное зеркало, в котором человечество запечатлело свой облик. Какие же вопросы задавали этому “зеркалу” люди, жившие в 20 веке?

Давайте попробуем поразмышлять. Сейчас мы отправимся в прошлое и поможет нам машина времени. Все внимание на экран. 

Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)

Учитель. Талантливый человек - талантлив во всем (слайд 2)

Посмотрите внимательно на портреты этих людей. Назовите их.

Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Ученики.

 Называют имена (Петр I, Ф.М. Достоевский, Д.Д. Шостакович, Анатолий Собчак, Владимир Путин). Все эти люди жили в разное время, они очень известные личности, каждый из них внес и вносит вклад в развитие нашей страны (искусство, наука, политика). Это разносторонние, многогранные личности. Эти люди жили и работали в Санкт-Петербурге.

Постановка Цели урока

Учитель.

 Цель урока. Как стать личностью?

-Как вы понимаете кто такая личность?

-Как вы понимаете, что значит быть многогранной личностью?

Ученики. Это сложный и простой вопрос одновременно. Определение личности есть в учебнике обществознания, но если своими словами...

  • Личность – это совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни  в обществе, деятельности и общении с другими людьми.
  • Можно найти определение в словаре.
  • Я думаю, что определений много.
  • Многогранная личность - это творчески развитая личность, у которой есть достижения во многих областях знаний. Это зависит от уровня образованности человека, его энциклопедических познаний во многих сферах науки, и умение всё это творчески осмыслить. Таких людей не так  много, но они и являются гордостью нации. 

Введение в тему урока.

Учитель. Сегодня на уроке на примере яркого  представителя XX века мы познакомимся с творчеством человека, которого Вы хорошо знаете.

Этот человек очень талантлив, талант его многогранен... (слайд 3)

Учитель. 

- Давайте сравним картины. Одну из них вы хорошо знаете, а вторую нужно узнать и попытаться назвать автора. (слайд 5)

Слово учителя: Быть может, прав Луи Арагон, рискнувший, раздумывая о загадке Анри Матисса, сделать следующий вывод:

"Я не говорю, что время портрета прошло. Я говорю, что есть люди, которые уже стоят по ту сторону портрета" Большинству мастеров XX в. предстоит так или иначе оказаться "по ту сторону" классического искусства, его жанров, стилистики, техники, а бывает что и "по ту сторону" искусства вообще.

-Ребята, что этими словами хотел сказать Луи Арагон?

-Ребята, что общего у этих картин?

-Чем они похожи?

-Кто нарисовал картину «Космонавты»?

Ученики.

  • Картины похожи по цветовой палитре. Художники передают движение в картине.
  • Движение в картине вызывает желание покружиться в танце.
  • В картине чувствуется вызов, не желание передавать рисунок привычным, понятным  способом. Люди в картинах нарисованы примитивно, просто. Очень интересно рассматривать.
  • Наступило время перемен. Трудно ответить, кто нарисовал «Космонавтов», наверно это современный художник.

Физминутка

Здоровьесберегающие  технологии.

  • Коррекция  зрения.
  • Технология  моргания.
  • Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

Учитель. Художник по имени... Писал классические натюрморты, резал по дереву, писал стихи, рисовал плакаты, делал коллажи, играл на музыкальных инструментах, снимался в кино. Как зовут - этого художника? (слайд 6, 7, 8, 9, 10)

Учитель. Ребята, что Вы можете сказать о картинах?

Ученики.

  • Эти картины напоминают современные компьютерные игры.
  • Люди не могут жить без кумиров,
  • Художник в картине рассказал о том, как будет сегодня влиять телевизор  на людей и какой будет контент на ТВ.
  • В городах по ночам бурная жизнь, гуляют люди, в городе происходит много событий. Все очень стремительно и быстротечно.
  • Художник с иронией  относится к изображаемому миру, как будто художник смеется над происходящим безумием. Картины напоминают комиксы.

   Учитель.

 - Джоанна Стингрей Американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, о художнике сказала: «Его работы представляют его таким, каким он был – неугомонным ребенком. Но ему никогда не изменяло его чувство юмора, глядя на наш по-своему великолепный и сумасшедший мир».

Ученики.

  • Вы нас сегодня очень удивили!
  • Это музыкант Виктор Цой, но мы не знали, что он еще и художник.
  • Очень необычные картины.
  • Очень интересное путешествие. (слайд 11)


Творческая практическая деятельность обучающихся.  

Учитель. Мы завершим наше путешествие созданием коллажа.

Сначала мы разделимся на три группы.

У каждой группы на столе лежит конверт, а в конверте вырезки из газет, цитаты, заметки, рисунки.

Каждой группе нужно выбрать  материал, который показывает многогранность таланта Виктора Цоя.

Затем вы все вместе создаете коллаж «Многогранная личность. В. Цой  - поэт, музыкант, художник, актер».  

Звучит музыка.

Коллективная работа

Коллаж разместили на доске

Учитель.  (слайд 12)

Ученики.

Объединяет наш город Санкт-Петербург. Город, где жили и живут талантливые люди, сильные личности. Город, в котором сбываются мечты.

Рефлексия

Учитель.

Мы завершили наше путешествие. Машина времени нас возвращает обратно в 21 век.

Давайте подведем итог нашего путешествия.

- «Сильная личность-это...»

Ответы обучающихся.

Ученик. Сильная личность – это человек, у которого всегда есть цель и он умеет двигаться к ней, несмотря на неудачи.

- «Чтобы стать личностью для этого нужно...»

Ученик. Много трудиться, работать, стараться учиться хорошо, добиваться результата в любом деле.

Каждый из нас может стать успешным. Все зависит только от нас самих.

Учитель.

На карточке где изображена машина времени напишите ответ на вопросы.

-«Сегодня на уроке ...»

-«Мне запомнилось...»

-«Хотелось бы отметить...»

Учитель.

Я желаю вам добиться успеха и стать настоящей личностью, чем - бы Вы не занимались.

Урок окончен. До свидания.

Список литературы

  1. Новиков Т.: «Художник Виктор Цой». // Художник Виктор Цой. Новая Академия и Институт истории современного искусства. СПб. 2001.
  2. Официальный сайт Рашида Нугманова. Йя-Хха.
  3. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. 
  4. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. – Л.: Новый Геликон. 1991. 
  5. Виктор Цой. Фотоальбом. Red Wave. Мороз рекордз. 1995.
  6. Екатерина Андреева. История подарков Энди Уорхола ленинградским художникам.
  7. ТОЧКА ОТСЧЕТА  Автор: Марианна Цой. 1991 г.
  8. Сайт:  http://www.kinomannia.ru/2014/11/risunki-tsoja.html

В.Р. Цой

Цитаты:

  • Позиция наблюдателя — выгодная позиция.
  • Я утверждаю, что добро всегда побеждает зло, а терпение сильнее самурайского меча.
  • Люди не могут думать одинаково, но понимать друг друга должны. На то они и люди.
  • Моя душа — в моих песнях. А живу я надеждой на лучшее время.
  • Просто каждый должен делать что-то такое, что отличало бы его от других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное искусство XX в. Художник и музыкант Перемен! - требуют наши сердца. Перемен! - требуют наши глаза. Автор презентации: Учитель ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района Светлана Николаевна Белешина

Слайд 2

Талантливый человек – талантлив во всем Ф.М. Достоевский Д.Д. Шостакович А.А. Собчак В.В. Путин Петр I М.В. Ломоносов

Слайд 3

Художник по имени…. В конце 1990-х гг. в Третьяковской галерее прошла выставка работ «Новых художников » на которой была представлена картина известного всем…. Если мы все-таки зададимся вопросом, кем же был этот человек: рок-музыкантом, поп-звездой, художником или киноактером, то скорее всего не найдем ответ. Он был героем своего времени, и поэтому чувствовал себя свободным в любом виде искусства, будь то рок-музыка, живопись или кинематограф. И как без его песен трудно представить русский рок, так и самого автора трудно представить без его живописи.

Слайд 4

Третьяковская галерея Художник … ..

Слайд 5

«Танец» А. Матисс Сравните картины В картине ни одной лишней детали, только процесс . Формы просты . 1982-1985 год Художник …… Его стиль отличался от классических привычных композиций. Современники были ошарашены новизной, буйством красок, силой эмоций, которые вызывали его картины, что назвали художника «диким». Цвета картин яркие, кричащие, формы просты, однако в полной мере передают пластику движений. 1910 год «Космонавты»

Слайд 6

Художник по имени…. Свое образование он получил в лучшей ленинградской художественной школе. Учился в училище им. В.А.Серова. В реставрационном ПТУ. Направлен реставратором в г. Пушкин. НАТЮРМОРТ

Слайд 7

Художник по имени…. Впервые его показали по телевизору в популярной программе ленинградского телевидения «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Этот талантливый человек пробует себя во всех стилях и жанрах: портреты, натюрморты, пейзажи, реалистические и сюрреалистические картины, графика, картины-коллажи, разрисованные фотографии, плакаты. Темы и сюжеты его картин: фантастика, смерть, любовь, героические личности, космос, политика, спорт и т.д. Японское нецке .

Слайд 8

Современное искусство XX в. На холодной земле стоит город большой Там горят фонари и машины гудят, А над городом - ночь, А над ночью – луна, И сегодня луна каплей крови красна… Коллаж

Слайд 9

Современное искусство XX в.

Слайд 10

Современное искусство XX в.

Слайд 11

Поэты не рождаются случайно, Они летят на землю с высоты, Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты. Виктор Цой . Советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Снялся в нескольких фильмах. Звезда по имени солнце «Мне больше нравятся собирательные картины, как некая вещь, которая имеет меньше отношения к академическому искусству»

Слайд 12

Что объединяет эти изображения?

Слайд 13

Задание: Просто каждый должен делать что-то такое, что отличало бы его от других. Виктор Цо й Коллективная работа. Класс делится на группы. Сделать коллаж «Многогранная личность» используя материал лежащий в конвертах. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнофутуризм, как явление в современном искусстве

Этот  материал в полной мере не входит в программу основного образования в школе, но как дополнительная информация, для расширения кругозора, думаю, может быть интересен. Этнофуткризм сравнительн...

презентация Современное искусство

современное искусство...

Экспресс-опросник по современному искусству «Арт-хроника 2013».

Методическая разработка: экспресс-опросник «Арт-хроника 2013» (в рамках изучения современного искусства).Цель: измерение объема усвоенных знаний, полученных в процессе прохождеия дополнительной образо...

Статья развитие личностного потенциала молодежи посредством современного искусства

Статья содержит полезную информацию по развитию личностного потенциала молодежи посредством современного искусства...

МХК факультативный курс "История современного искусства"

Предлагаю программу факультативного курса, апробированного в Усманском педколледже....

Презентация по теме "Современное искусство"

Презентация к уроку по теме "Современное искусство"...