Скульптура в России конца 19 - начала 20 века
статья по мхк (7, 8, 9 класс) по теме
Общая характеристика скульптуры России того времени, скульпторы и их произведения. Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skulptura.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Скульптура
Революционная ситуация в стране, глубокая, органическая связь плеяды наиболее талантливых мастеров с народом обусловили у скульпторов обостренный интерес к темам, выдвигавшимся современностью. Так же как и в других видах искусства, в русской скульптуре на рубеже двух столетий на передний план выходят два основных течения: реализм и модерн. И одновременно происходит формирование крупных индивидуальностей, которые и определили новый этап в развитии ваяния в России.
На передовых позициях оказывались новаторы-реалисты, стремившиеся к отражению в скульптуре современного человека во всей сложности его духовной жизни. Они постигали современность, стремились воплотить нового героя, искали новую форму. Реалистическая пластика обогащается новыми, более разнообразными средствами выражения. Больших успехов в этот период достигают портрет, станковая и декоративная пластика. Монументальная скульптура становится менее значительной.
Академистом по своим творческим установкам был Роберт Романович Бах (1859 — 1932). Работал в области станковой пластики, создал много портретных бюстов. Но в первую очередь он известен как автор очень хорошего, лирического по настроению бронзового памятника А. С. Пушкину, установленного в 1899 г. в Царском Селе (г. Пушкин). Еще одна известная работа Р. Р. Баха – памятник М. И. Глинки в Петербурге, установленный в 1906 году на Театральной площади.
Сергей Михайлович Волнухин (1859 — 1921). Волнухин завоевал популярность портретом П.М. Третьякова (бронза, 1901; ГТГ) и памятником первопечатнику Ивану Федорову. Портрет П. М. Третьякова отличается содержательностью характеристики, правдивостью образа, свежестью формы, достигнутой характерным для нового времени активным использованием светотени. Памятник первопечатнику Ивану Федорову, установленный в Москве в 1909 г., лишен академической холодности, официозности, скромен, лиричен и содержателен. Волнухин проявил здесь интерес к силуэту, к лаконизму выразительной формы, понимание декоративного начала в городской скульптуре.
Из монументальных работ начала века еще стоит отметить памятник Н.В. Гоголю Николая Андреевича Андреева (1873–1932), открытый в Москве в 1909 г. Памятник Н. В. Гоголю был установлен на ограниченном зеленью узком пространстве бульвара. Это Гоголь последних лет жизни, неизлечимо больной. Необычайно выразителен его грустный профиль с острым («гоголевским») носом, худая, кутающаяся в шинель фигура. Андреев передал трагедию великой творческой личности. Характер глубоко психологического образа, небольшие размеры невысокого постамента свидетельствуют о том, что памятник не был рассчитан на многолюдную открытую площадь, он требовал особого восприятия, сосредоточенного созерцания. В барельефном фризе на пьедестале в многофигурных композициях совсем в ином ключе, с юмором или даже сатирично, изображены бессмертные гоголевские герои. В этом несколько одностороннем, но оригинальном художественном произведении Андреев проявил себя и как психолог и как мастер ансамбля, умеющий органически объединить все слагаемые сооружения, подчинить их стилистическому единству. Андреев выступает с серией портретов писателей, художников, общественных деятелей, выполненных в манере, близкой Трубецкому. Таковы портреты Л. Н. Толстого, Леонида Андреева, Н. А. Касаткина и другие.
Евгений Александрович Лансере (1848-1886) – русский скульптор-анималист. Лансере создал около 400 работ в основном сцены с изображением лошадей, русской тройки, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Для его малоформатной скульптуры характерна этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, выразительная проработка деталей. «Чумак на возу», «Прощание казака с казачкой», «Черкес и женщина на лошади», «Табун кабардинских лошадей», «Казак после битвы».
Одновременно происходит зарождение искусства модерна. Ярким представителем модерна является Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938). Детство и юность П. П. Трубецкого прошли в Италии, но лучший период творчества связан с жизнью в России. Его ранние русские работы дают полное представление об импрессионистическом методе Трубецкого: форма как бы вся пронизана светом и воздухом, динамична, рассчитана на осмотр со всех точек зрения и с разных сторон создает многогранную характеристику образа. Самой замечательной работой П. Трубецкого в России был бронзовый памятник Александру III, установленный в 1909 г. в Петербурге, на Знаменской площади (теперь во дворе Мраморного дворца). Здесь Трубецкой оставляет свою импрессионистическую манеру. Исследователи считают образ императора у Трубецкого, сравнивая его с «Медным всадником», - почти сатирический образ самодержавия. Но автор хотел показать Россию покоя, устойчивости и силы. Он умел увидеть человека в естественности его облика и поведения. Поэтому Трубецкому так удавалась камерная жанровая скульптура. С пленительной свободой и задушевностью он лепил образы молодых женщин, детей в их повседневной жизни. Очень красивы и характерны «Гагарина с дочерью» (бронза, 1898; ГРМ), «Сидящая дама» (1897; ГТГ). В жанре малой портретной скульптуры Трубецкой достиг подлинного артистизма. Естественно, просто и убедительно он характеризовал людей, их внутреннюю связь между собой, достигая композиционной цельности групп, выразительности силуэтов. Жанровая скульптурная группа «Дети» (бронза; ГРМ) вызывает в памяти картину Серова. И Серов и Трубецкой ярко характеризуют каждого из детей и целостностью силуэта умеют их объединить в красивую по рисунку поэтичную группу. Особым лиризмом овеяны детские образы («Девочка с собакой (Друзья)» (1901,ГРМ).
Импрессионизм в своеобразном, очень индивидуальном творческом преломлении нашел выражение и в работах Анны Семеновны Голубкиной (1864–1927), после Московского училища учившейся в Париже и пользовавшейся советами Родена. Голубкина поклонялась великим творениям античности, величайшему из мировых гениев Микеланджело, но непосредственное влияние на ее творчество более всех других оказывал Роден. Несомненно, под влиянием Родена сделаны скульптуры «Идущий» (1903, ГРМ). В образах Голубкиной, особенно женских, много высокой нравственной чистоты, глубокого демократизма. Это чаще всего изображения простых бедных людей: изнуренных трудом женщин или болезненных «детей подземелья». «Идущий» не был похож ни на античного героя, ни на академического натурщика. Это найденные в жизни простые, суровые, сильные телом и духом люди. Многое, о чем мечтала художница, она воплотила в выразительной фигуре старухи («Старость», гипс, 1898: ГТГ). Голубкиной удалось достигнуть живого ощущения натуры. Жалкая дряблость изможденного тела старой женщины, усевшейся на корточки, вовсе не взывала к жалости. В 1905 г. Голубкина выполнила по заказу Московского Комитета социал-демократической партии портретный бюст Карла Маркса. Портрет, хранящийся ныне в Русском музее, уже в наши дни отлитый в бронзе, производит впечатление как бы сделанного с натуры — так энергично вылеплено лицо, так проницателен взгляд. Образ старухи Изергиль (1904; гипсовый оригинал — ГРМ) — отклик Голубкиной на образ, созданный М. Горьким. Этот портрет по манере лепки импрессионистичен. Светотень усиливает мимику изрытого старостью лица, глубоко затенены глазные впадины, выразителен старческий рот. К романтическому образу старухи Изергиль Голубкина обратилась в преддверии революции 1905 года. Голубкина обращалась к разным приемам лепки, к разным жанрам, но чем далее, тем более пристальное, психологическое, глубокое рассмотрение человеческой души составляло основной пафос ее искусства. Вот почему портрет стал ее основной творческой задачей, тем жанром, в котором она достигла вершин мастерства. Голубкина работала и в декоративной скульптуре. В 1901 г. она создала над входом в Московский Художественный театр гипсовый горельеф «Волна». По мысли скульптора, в образе взметнувшейся волны символизировалась прогрессивная, смелая практика молодого театра.
Учеником Трубецкого в Московском училище был Александр Терентьевич Матвеев (1878–1960). Он преодолел импрессионистское влияние своего учителя и в ранних работах – в обнаженной натуре (основной теме тех лет), в образах юношей и мальчиков следует традициям греческой классики, увиденной и понятой глазами русского художника начала XX в. «Купальщица» (1906), «Юноша» (1911). В числе первых работ Матвеева портрет его земляка — художника В. Э. Борисова-Мусатова, исполненный в манере Трубецкого (гипс, 1900; ГТГ). Чарующее произведение Матвеева — надгробие безвременно скончавшегося B.Э.Борисова-Мусатова (1910; Таруса), одно из самых поэтических надгробий в русской скульптуре. То чистое, чуть болезненное и печальное, что было в личности и творчестве Борисова-Мусатова, нашло себе тонкое, лирическое преломление в этом мемориальном памятнике. В окружении плакучих берез, на простом прямоугольном грубозернистом камне-постаменте покоится фигурка обнаженного уснувшего мальчика. Есть что-то очень трогательное, беспомощное в этой лежащей детской фигурке, перекликающееся с судьбой и характером В.Э.Борисова-Мусатова.
На переломе веков в скульптуре появляются новые материалы — фарфор, дерево, майолика. Начинают использовать полихромию (многоцветная раскраска). Большое развитие получает малая пластика. Михаил Александрович Врубель (1856-1910), работающий в этом поджанре, создает примечательные вещи: «Египтянка» (1899-1900), «Голова демона» (1890).
Самобытным и ярким скульптором 20 в., скульптором-новатором, чье творчество пережило новый расцвет уже в социалистическую эпоху, является Сергей Тимофеевич Коненков (1874-1971). Выдвинувшийся из глубоких недр русского крестьянства, он создал скульптурные образы мирового значения. Лучшие его произведения национальны, народны, исполнены жизнеутверждающего пафоса. Коненков овладевал мастерством скульптуры под руководством Иванова и Волнухина в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1896 г. как один из самых многообещающих учеников он был отправлен совершенствоваться в Италию. Ранней работой Коненкова был «Камнебоец» (бронза, 1898; ГТГ). Она как бы подводит итог всему тому, что молодой художник воспринял от учителей и, шире, от русской художественной культуры, связанной с передвижничеством. Камнебоец — типичный образ крестьянина-труженика, воплощенный молодым скульптором с суровой эпической простотой и правдой. В трактовке обобщенной формы, как и в понимании народности, Коненков решительно противостоял и скульпторам-бытовикам и поздним академистам. Образами микеланджеловских рабов вдохновляется Коненков, исполняя в 1902 г. «Самсона, разрывающего узы». Скульптор впоследствии объяснял, что замыслил «Самсона» для того, чтобы выразить образ предреволюционного времени. Мраморная «Нике» (античная богиня Победы) (1906, ГТГ) с явно портретными (причем славянскими) чертами круглого лица с ямочками на щеках предвещает работы, которые исполнил Коненков после поездки в Грецию в 1912 г. Образы греческой языческой мифологии переплетаются с мифологией славянской. Коненков чуть приподнимает лицо девушки, так что оно освещено в упор почти без полутеней. Этот прием дает возможность сразу схватить ясную прелесть юного лица, искрящегося улыбкой. Голова выделена из блока, кусок необработанного камня оставлен только позади, как фон. Чарующей прелестью женственности близка этому образу созданная позже светлая славянская «Лада» (мрамор, 1910; Москва, частное собрание). Скульптор находил красоту и гармонию в лице русского человека из народа. Коненков начинает работать в дереве, черпает многое из русского фольклора, русской сказки. Отсюда его «Стрибог» (дерево, 1910, ГТГ), образы нищих и стариков («Старичок-полевичок», 1910), («Нищая братия», 1917). Молодой скульптор создал ряд произведений высокой поэзии и нашел эту поэзию не в стилизации и отвлечениях, а в живой окружающей его жизни. Такова его «Крылатая» (дерево, 1913; ГТГ) – прекрасный пластический образ, вызывающий многообразные ассоциации. То это эмоции страдания, то чистота расцветающей юности, то предчувствие зари.
Степан Дмитриевич Эрьзя (1876-1959). Настоящая фамилия Нефёдов. Псевдоним отражает принадлежность к этнической группе эрзя в составе мордовских народов. Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в создании галереи национальных типов. Один из них «Эрзянка» (1915). Имя скульптора прозвучало впервые в 1909 году на международной выставке в Венеции, «гвоздем» которой была скульптура Эрьзи «Последняя ночь осужденного перед казнью» (1909), где он создал трагический и вместе с тем полный героизма образ осужденного. Среди работ периода Вов наиболее значительной явился «Портрет балерины Федоровой 2-й» (1915 – мрамор). Многое из найденного скульптором в ранний период будет развито им в зрелом творчестве: это разнообразная тематика произведений, воплощенная в женских, национальных и мифологических образах, их обобщенная трактовка, повышенная экспрессивность, открытая эмоциональность. «Парижанка в шляпе» (1927). Чертами обобщенности и стремлением к психологической трактовке отмечены и мифологические образы: «Калипсо» (1917).
Подводя итоги развитию русской скульптуры начала 20 в., следует подчеркнуть изживание официозного академического направления, пришедшего в полный упадок, и расцвет демократической скульптуры, обогащение ее реалистических традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"
Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки, "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы современной литературы....
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Культура России конца 18 века
Быт и обычаи 18 века. Конспект урока с презентацией....
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)
Этот материал поможет систематизировать знания по литературе 20-21 века....