Использование ИКТ на уроках МХК
статья по мхк на тему
Данный материал содержит информацию об использовании мной информационно-коммуникактивных средств на уроках мировой художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.odt | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
«Использование ИКТ на уроках МХК»
Учитель МХК
МБОУ СОШ № 1
Хабаху Э.Ш.
Уважаемые коллеги! Цель моего выступления — ознакомить Вас с личным опытом использования ИКТ[1] на уроках искусства. Я веду предметы: · МХК 9-классы - Принимаю участие в Олимпиадах муниципального и регионального уровней · Участвую в различных конкурсах и проектах (лично и с учениками). Трижды повышала свою квалификацию в данном направлении: За эти годы накоплен богатый опыт использования ИКТ на уроках в частности · сформированы цифровые коллекции иллюстративного материала по различным темам, а так же — цифровые коллекции детских работ, отправленных на конкурсы городского и российского масштаба; Конечно, компьютеризированное рабочее место, которое стимулирует качество и результативность учительского труда, в моем кабинете появилось не сразу: компьютер в кабинете . Как Вы понимаете, для того, чтобы были созданы такие условия, пришлось немало потрудится — самообразование, курсы повышения квалификации и, как следствие, — обоснования необходимости создания стационарного рабочего места учителя именно в кабинете, т. к. современные тенденции в образовании, накопленный личный опыт и специфика предметов искусства уже не позволяют подготовить и провести качественный урок без использования ИКТ! Таким образом, если говорить о выделении компьютерной техники в кабинет, — это не самоцель учителя, не дань времени и моде на новые технологии! Это насущная необходимость, которая напрямую отвечает требованиям Концепции модернизации российского образования и созданию условий для повышения качества общего образования. Если говорить о результатах использования компьютерной техники — это значительно повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала — скорость и качество, мотивация интереса учащихся к учебному процессу и т. д.). Тем не менее, хотелось бы ответить на вопросы: · В чем, все-таки, полезность и эффективность использования ИКТ на уроках эстетического цикла? · Что изменилось, и каковы результаты использования ИКТ на моих уроках? Итак, 1. Проблема иллюстративной поддержки уроков. Как известно, на уроках МХК необходимо показывать огромное количество репродукций. Порой, чтобы подтвердить всего лишь один постулат в истории искусства, необходимо продемонстрировать десяток изображений произведений искусства. Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются проблемы: · отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении; · отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства. 2. Раздаточный материал — эта та область полиграфической продукции, которая практически отсутствует, не предусмотрена в качестве методического обеспечения на уроках искусства. Учителю приходится изготавливать материал самостоятельно, т. к. необходимость в этом существенная. Ребенок пользуется раздаточным материалом на протяжении всего урока, неоднократно обращается к нему. Раздаточный материал играет важную роль в формировании умений и навыков на уроках искусства. Решить обозначенную проблему помогают сканер, принтер, ксерокс. 3. Методические пособия, например, презентации. Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке. Они могут сопровождать объяснение учителем новой темы, могут являться алгоритмом действия, могут быть помощником в написании опорного конспекта, в выделении ключевых мыслей и т. д. 4. Конспект урока в электронном виде обеспечивает удобство работы с текстом (корректировка, дополнения, изменения), а так же возможность тиражирования и использования материала для различных мероприятий (проекты, конкурсы и т. п.). Так же, эстетический вид распечатанного конспекта или плана урока, к которому учитель обращается на уроке в случае необходимости, несомненно выигрывает в сравнении с рукописным. 5. Электронные образовательные ресурсы (CD-диски) можно использовать для переработки и создания на основе них собственного продукта. Так же, бывает удобно пользоваться предложенной навигацией и даже привлекать учащихся на уроке к самостоятельному поиску заданной информации, выполнению какого-либо теста и т. д. 6. Web-страница может быть использована как для урока, так и для общения с детьми, родителями и коллегами за рамками школьного времени (учебного процесса). 7. Интернет. Вне урока — для поиска информации, на уроке — это оперативный доступ в реальном режиме времени к огромному информационному полю, а в определенных обстоятельствах — это организация сетевой работы на уроках. 8. Из технических средств отдельно выделю мультимедиапроектор, т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Это средство коммуникации позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из книги! И, в доказательство выше сказанного, я продемонстрирую подготовку и проведение блока уроков по теме «Русские художественные лаки. Палех» для 5-го класса в рамках темы года «Декоративно-прикладное искусство и мир интересов человека» по предмету ИЗО. Как правило, в подготовке и проведении урока у меня присутствуют две составляющие — это традиционная подготовка и использование ИКТ. (рассмотрим обе составляющие) ТРАДИЦИОННАЯ — в данном случае это: · работа со спецлитературой (несмотря на всё, бумажные носители информации, в частности — альбомы по искусству — это важнейшая эстетическая составляющая наших предметов); · работа с учебником (это неотъемлемая часть учебного процесса); · непосредственная демонстрация изделий лаковой миниатюры (если есть возможность, то всегда лучше посмотреть сами изделия); · изготовление и демонстрация учебно-наглядного пособия (в данном случае это необходимо для того, чтобы дети наглядно, в живую увидели работу кисти и красок, а так же четко усвоили этапы выполнения росписи); · подбор и использование видео фильма о русской лаковой миниатюре (в этом фильме ребята наглядно знакомятся с технологическим процессом изготовления папье-маше и росписи лаковых изделий); · использование классной доски для опорного конспекта (в связи с наличием достаточно сложной терминологии была обоснована необходимость работы учителя на доске). ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — в данном цикле уроков это: · · компьютер, сканер, принтер (было отсканировано учебно-наглядное пособие ручного изготовления, обработано на компьютере, структурировано в файл и распечатано на цветном принтере для того, чтобы каждый ребенок мог взять в руки и близко рассмотреть, положить рядом с собой и постоянно обращаться к основным этапам выполнения работы). Подводя итог, можно сказать следующее! Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся. Учитывая, что на изучение изобразительного искусства для современного маленького человека отводится всего чуть больше 8-ми астрономическихсуток за весь период обучения в общеобразовательной школе, то за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ребенок прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности! На своих уроках благодаря использованию ИКТ я обнаружила следующие результаты: · у детей значительно повысился интерес к различным областям искусства, они стали больше задавать вопросов; · очень часто ребята самостоятельно дома, в Интернете или в печатной литературе находят дополнительную информацию и приносят на урок; · проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом; · повысилось качество творческих работ (из-за доступногоиллюстративного и информационного материала); · к ребятам приходит осознание глобальности и значения искусства в их личной жизни, и многие начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке! /Слайд 22/ Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок! А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков! И, последнее. Всем, кто сочтет предлагаемую технологию завышенной по отношению к своим возможностям, можно ответить: необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и даже тысячелетии и, что нельзя развиваться, ничего не меняя в себе! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...