Реализм - художественный стиль эпохи. Направление в литературе и искусстве
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Пинчук Юлия Казимировна

РЕАЛИЗМ как направление в литературе и искусстве

 

Литературные методы, направления, течения Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения. Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_na_sayt.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Реализм - художественный стиль эпохи.

 Направление в литературе и искусстве.

РЕАЛИЗМ как направление в литературе и искусстве

Литературные методы, направления, течения Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения. Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.

Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм

Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности). Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». 2.Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер. 3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов. 4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

«Умом Россию не понять..»

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.

Поиски истины

Черты реализма СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» “Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года — Им не сойтися никогда!

Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

  Проникнут духом просветительской идеологии утверждается прежде всего в прозе определяющим жанром литературы становится роман за романом возникает буржуазная, или мещанская драма воссоздал обыденную жизнь современного общества отразил его социальные и нравственные конфликты изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)

в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн) во Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) в Германии (ранний И. В. Гёте) Буржуазная(мещанская) драма: в Великобритании — Дж. Лилло во Франции — Дидро в Германии — Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер

Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).

критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

Социалистический реализм, — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».

Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.   Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.   Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Реализм в искусстве

И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Н​е​к​р​а​с​о​в​а​,​М​.​С​а​л​т​ы​к​о​в​а​-​Щ​е​д​р​и​н​а​, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».

И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».

В. Е. Маковский (1846-1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв (1830-1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв (1832-1890) «Неравный брак»

К. А. Савицкий (1844-1905) Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну». В. И. Якоби (1834-1902) «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов (1834-1911) «Знахарь», «Земство обедает»

А. К. Саврасов (1830-1897) Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге (1831-1894) Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого

И. Е. Репин (1844 - 1930) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.

соцреализм в скульптуре

Об авторе: Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили и направления в искусстве по материалам Википедии

Все расшифровки из Википедии.Абстрактный ЭкспрессионизмАбстракционизмАр НувоАр-декоАрт-феменизмАутсайдер Арт (Арт Брют)БароккоВизантийское ИскусствоВысокое ВозрождениеГотическое Искусст...

Стили и направления в изобразительном искусстве

Стили и направления в изобразительном искусстве...

направления в литературе и искусстве.

слайды с заданием. Самостоятельная работа....

направления в литературе и искусстве

слайды-задание для самостоятельной работы....

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Художественные стили в искусстве

Художественные стили в искусстве...

Импрессионизм – художественный стиль в искусстве последней трети XIХ – начала ХХ в

Импрессионизм – художественный стиль в искусстве последней трети XIХ – начала ХХ в...