Материал к открытому уроку по ОРКСЭ. Тема "Бог один, религий много".
план-конспект занятия по мхк (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Открытый урок для учащихся начальной школы и среднего звена основной школы по МХК и ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по МХК и ОРКСЭ "Бог один, религий много". | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
В 4 «А» классе
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(курс «Религии в России»)
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
УМК: «Школа России»
Выполнил : учитель начальных классов
МС(К)АОУ « С(К)ОШ VII,VIII вида»
Амелина Ольга Анатольевна
ТиНАО (г.Троицк)
дата проведения: 27 февраля 2015 года
г. Москва
Тема урока: «Бог один, религий много».
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель: знакомство с историей возникновения религий России
Задачи:
- формирование религиозных знаний и понятий
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий
- воспитание духовной культуры учащихся и уважения к людям любого вероисповедания
Оборудование: карта России, мультимедийная презентация к уроку, диск по курсу ОРКСЭ.
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Актуализация знаний учащихся. Работа со словарем.
Прежде, чем мы начнем наш урок, давайте порассуждаем:
- Кто создал вселенную?
(Ответы детей: Бог).
Правильно. Этот мир, вся вселенная, мы с вами существуем благодаря только Одному Творцу. Этот творец-Бог. Как вы понимаете, кто есть БОГ?
(Ответы детей: Бог-это тот, кто управляет миром).
Обратимся к словарю. «Бог- в религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром…».
-А что такое религия?
(Ответы детей: вера в Бога).
Заглянем в словарь: «Религия-…совокупность духовных представлений, основывающихся на вере…»
Конечно, религия– это ВЕРА. Без веры не сможет жить ни один человек. Кто-то верит больше, кто-то меньше, кто-то неистово, кто-то тихо, но всё это умещается в одно слово- «вера». Давайте обратимся к словарю. Как же в словаре объясняется значение слова «вера» (убежденность, глубокая уверенность в чем-то…)?
-Посмотрите на схему и скажите, о ком здесь говорится (групповая работа по карточкам).
Прочитайте и напишите, о ком идет речь.
пророк, который избавит людей от всех бед, он проповедовал, учил, что люди должны любить Бога и своих ближних, он исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался, призывал каждого человека измениться, стать лучше. Иисус Христос | родился в Аравии в городе Мекка, рос сиротой у дяди, стал ханифом, т. е. он верил в единого Бога и жил благочестивой жизнью, он призывал людей к вере в одного Бога и сумел объединить разрозненные племена Аравии. Мухаммад | В давние времена в далекой Индии родился мальчик, который был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и в спорте. Когда он вырос, начал искать истину и к нему пришло просветление. Эти истины состояли в том, что в мире существует страдание, причина страдания, существует освобождение от страданий – Нирвана и еcть путь, ведущий к освобождению от страданий. Будда |
главный пророк, получивший на Синайской горе от Бога 10 заповедей, вождь и руководитель израильского народа, считается автором первых пяти книг Священного Писания, произвёл Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Моисей |
3. Знакомство с темой урока.
а) Мы с вами выяснили, о ком говорится в схеме: Иисус Христос, Мухаммад, Моисей, Будда. Это имена тех, кто познал высшую истину (основоположников религий). Какие религии вы уже знаете?
(Ответы детей: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм)
б)Постановка цели и задач урока.
«Бог (Творец) один, а религий много?» Как вы это понимаете? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей: почему существует много религий?)
4.Рассказ учителя. Работа по карте.
Мы живем в мире, где царят единые физические законы. Логично было бы заключить, что в сфере духа (а религия –это есть именно духовная составляющая нашей жизни) тоже должны быть единые законы. Но почему же в области духовных традиций столько различий и противоречий? У этого есть внешние и внутренние причины.
- Давайте посмотрим на карту. Где расположена Россия? Какую территорию на карте она занимает? С какими странами граничит? (Слайд 2.)
(Ответы детей: Россия расположена в центре, между Европой и Азией. Молдова, Армения, государства Средней Азии; Казахстан, Киргизия; Китай, Индия, Япония; Германия, Прибалтийские государства).
Вы правильно отметили, Российская Федерация - самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.
Кроме того, на территории России находятся:
- республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашия, Саха;
-края:Алтайский,Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
-автономные округа: Ненецкий в Архангельской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в Тюменской области, Чукотский;
-одна автономная область на Дальнем Востоке - Еврейская автономная область.
5. Работа с демонстрационным материалом.
- Как вы думаете, чем отличаются друг от друга жители республик, краев и областей России? (Слайд 3.)
(Ответы детей: языком, одеждой, едой, культурой(танцами, песнями), обрядами…)
Молодцы. Наша страна многонациональная, а каждая народность и нация имеет свою культуру, свои традиции, свой язык, свои обряды, потому что народности и нации развивались по-разному.
-Могло ли это отразиться на вероисповедании людей(выборе веры)?
По культурно-историческим особенностям народов России территорию государства можно разделить на ряд регионов:
- Центральная Россия – историческое ядро государства.
- Европейский Север: поморская культура.
- Европейский Юг: культура донского и кубанского казачества.
- Урал, Сибирь, Дальний Восток: более свободолюбивый дух населения – потомков переселенцев из Центральной России. Много старообрядцев.
- Крайний Север: шаманская культура коренного населения.
- Калмыкия, Тува, Бурятия: буддисткая культура.
- Северный Кавказ, Среднее Поволжье, юг Урала: мусульманская культура.
Большая часть россиян являются православными (православие – одно из трех направлений христианства): русские, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордовцы, чуваши, осетины, цыгане, хакасы, якуты,многие народы Сибири (ненцы, ханты, манси, селькупы, кеты, шорцы, эвенки) и Дальнего Востока (нанайцы, ульчи, орочи, ороки, алеуты, ительмены, юкагиры, чуванцы). Кроме того, к православным относятся проживающие в стране украинцы, белорусы, молдаване, грузины, болгары, гагаузы и греки. Частично православия придерживаются и некоторые другие народы – буряты (Иркутская область), калмыки, татары (кряшены, нагайбаки), кабардинцы, долгане, чукчи, коряки и нивхи.
Мусульмане (исламисты) занимают второе место по численности среди верующих (после христиан) в России: большинство верующих татар и кабардинцев, башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, большинство нахско-дагестанских народов, кроме того – часть удмуртов, марийцев и чувашей, аварцы, чеченцы, ингуши, часть осетин, азербайджанцы, а также часть лезгин и татов.
Большая часть верующих евреев исповедуют иудаизм.
Буддизм исповедуют буряты, тувинцы, калмыки, часть эвенков (в Бурятии).
-Почему же так происходит? Все вы видели такое явление как радуга.
(Слайд 4,5.) Если луч белого света направить через призму, он расщепляется на радужный спектр. Тоже самое происходит и с единой религией (а мы в начале урока сказали, что создатель мира и вселенной только Один). Она, преломляясь через различные обстоятельства этого мира, приобретает разные формы.
- Проанализируем отношение к океану разных народов и цивилизаций, имеющих выход к морю. Одни люди больше всего на свете ценят Чёрное море, другие – Жёлтое. Одни рассматривают море как самостоятельный водоём, другие идут дальше и воспринимают его как часть одного из океанов. (Слайд 6,7.) Надо очень высоко подняться над Землёй, чтобы понять, что на самом деле и моря, и отдельно взятые океаны формируют единую и непрерывную водную оболочку планеты - Мировой океан.
Но поскольку разные нации и народности весьма отличаются, то результатом недостаточно глубокого отношения к религии часто бывают конфликты и даже религиозные войны, которые влекут за собой гибель многих людей. Фанатичные приверженцы возмущаются тем, что у иноверцев «все неправильно».
-А что значит «все неправильно»? (Слайд 8,9,10,11.)
Взгляните. Перед нами верующие. Чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей: одеждой)
На первый взгляд, так и есть. Но прежде всего, верующие - это люди. А у каждого человека есть 2 руки, 2 ноги, голова, туловище… Это единый организм. И каждый испытывает боль, страдание, потери, любовь… Все мы созданы по образу и подобию Божиему и Он, наш Создатель, нас любит, любит всех. Когда люди набирают воду в озере в сосуды разной формы, то вода принимает форму этих сосудов, но, тем не менее, она остается все той же чистой и ее качества не изменяются. И даже после того, как все сосуды заполнятся, в озере меньше воды не станет. Никто не может исчерпать бесконечную силу, красоту, любовь и милость Творца.
6. Групповая работа учащихся. Комментированное чтение.
(У детей на партах карточки.)- Прочтите, что написано на ваших карточках?
Христианство: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мат. 7, 12).
Иудаизм: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное –комментарии...» (Ребе Гиллель).
Ислам: одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры звучит так: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Буддизм: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя – трудно» (Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. 159).
-Найдите и прочитайте слова, которые говорят об одном и том же.
Мы видим, что в основе различных религий лежит одно и то же «Золотое правило нравственности» - поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам.
И в завершении урока я расскажу вам одну притчу о пяти слепых праведниках и слоне. Однажды к этим слепцам забрёл ручной слон. Один святой, коснувшись слона, подумал, что это глиняная стена. Другой потрогал бивни и подумал, что это два копья. Третий коснулся хобота и сказал, что взялся за змею. Четвёртый коснулся хвоста и подумал, что это кусок верёвки. Последний святой посмеялся надо всеми и, обхватив слона за ногу, сказал, что на самом деле это дерево. Проходивший мимо ребёнок спросил: «Почему вы все держитесь за слона?»
-Как вы думаете, о чем эта притча?
Притча показывает, что в каждой религии есть доля истины, каждый видит Бога по своему, но никому не известна картина целиком.
7. Подведение итогов урока.
-Давайте, попробуем сделать вывод, о чем мы с вами говорили на урок, что мы поняли?
Разные религии представляют собой лишь разные этапы, пути и ступени к одному и тому же единому Богу.( Заключительный слайд)
8. Домашнее задание.
Подготовить рассказ на тему: «Что бы я изобразил на картине «Мы - дети одного Творца »
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/:Dunhuang_Mara_Budda.jpg
http://vrajendra.ru/article/pochemu_bog_odin_a_religiy_mnogo/
П.Брейгель. Вавилонская башня (1563 г.)
Мельник А.В.Зёрна истины. Часть1. Почему Бог один, а религий много? – Льеж, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории на тему Религия древних греков
Презентация описывает богов древней Греции и области их поклонения с закреплением проверочного материала...
Открытый урок по ОРКСЭ (ОПК) "Семья - малая церковь"
Урок проведен на РМО учителей ОРКСЭ Марксовского района Саратовской области...
Презентация "Бог один, религий много"
Презентация для начальной и основной школы (среднего звена) по предмету ОРКСЭ....
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс по теме "Заповеди" (конспект урока и презентация)
Тема:"Заповеди" к учебнику Данилюк А, Я....
Открытый урок по теме "Наука и религия в Древнем Египте"
Материалы для открытого урока в рамках конкурса "Педагогический дебют 2018"...
Открытый урок по ОРКСЭ
урок по ОРКСЭ...
Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО
На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о д...