Художественные направления в русском искусстве конца 19 начала 20 века.Кандинский. Скрябин.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Познакомить учащихся с художественными направлениями, стилями в музыке и живописи конца 19 начала 20 века.
На рубеже 19-20 веков произошла переоценка ценностей, некогда питавшая творчество мастеров русской классики.
В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, жажда духовного обновления, повлекшая изменение взглядов на искусство и на художника, музыканта - как творца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по Искусству | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Организационный момент
1.приветствие
2.Проверка готовности учащихся к уроку
(У. зрительно определяет готовность учащихся по их внешнему виду)
3.Организация внимания учащихся.
- Я рада видеть вас сегодня в классе.
Сегодня мы обратимся к русской культуре на рубеже веков
Тема нашего урока : «Художественные направления в русском искусстве конца XIX - начала XX века.»
«Новая форма рождает новое содержание
Искусство всегда было вольно от жизни,
И на цвете его никогда не отражался
Цвет флага над крепостью города»
В.Шкловский
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(звучит музыка Скрябина)
У. Скажите, 10 лет это много или мало? Для человека – много, для века – сущий пустяк. Еще 10 лет назад мы с тревогой вглядывались в будущее. XXI век. Что он нам несет? Каким он будет? Наверно, те же чувства испытывали люди в конце XIX столетия. Особо ранимыми, с обостренным восприятием были люди искусства. Еще не закончился XIX век, а в их душах уже созревало чувство тревоги, неуверенности и неудовлетворенности. На рубеже XIX – XX веков произошла переоценка ценностей, некогда питавшая творчество мастеров русской классики.
В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной Росси, жажда духовного обновления, повлекшая изменения взглядов на искусство и на художника - творца.
Бердяев писал: «В начале века велась трудная, мучительная борьба во имя свободы творчества, и во имя духа. Речь шла об освобож-дении духовной культуры от гнета социального утилитаризма»
Короткий период в 20 с небольшим лет открыл множество замечательных имен: К. Бальмонт, А.Ахматова, В.Маяковский, М.Врубель и другие . Никогда еще художник не был так свободен.
- Как назывался этот период времени?
= «Серебряный век»
- Художественные направления, стили, течения и школы стремительно возникали и столь же стремительно исчезали. Не могли бы вы вспомнить некоторые стихи этого времени?
=
Не только литература заявила о себе в эти годы. Сегодня мы поговорим о новых направлениях в музыке и живописи. Музыка тоже заговорила новыми образами.
III. Изложение нового материала.
Сейчас вы услышите музыку композитора, ставшего
-----------
( фрагмент « Поэмы экстаза»)
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
=
Я хочу представить вам автора этого произведения.
( Рассказ об А.Скрябине)
-Скрябин обладал обновленным мироощущением и не искал поддержки в опыте предшественников. Ему были чужды взгляды композиторов «Могучей кучки» и Чайковского. Воплощение различных состояний человеческого духа, неосознанность порывов, чувственное томление – вот главные образы музыки Скрябина. Пытаясь передать то, что выходило за рамки обыденной жизни, композитор двигался «на ощупь», фиксируя не поддающиеся рациональному анализу духовные ощущения. Его музыка отличается изощренным ритмом, гармоническими блужданиями, образами, подернутыми дымкой.
- Послушайте этюд . Попытайтесь выразить свои впечатления на бумаге пока звучит музыка.
( слушаем «этюд №12» )
=
_Покажите, что у вас получилось. ( рассматриваем рисунки). Молодцы! Вы сейчас воплотили главную мечту композитора.
На протяжении всего творческого пути Скрябина привлекала идея синтеза искусств и создание новых художественных форм.
Свою идею он облек в форму «Мистерии» - грандиозного соборного действа, в котором были бы объединены люди, окружающий мир и все искусства, включая симфонию ароматов, прикосновений и возглавляемыми музыкой. Хочу отметить особенность звуковосприятия композитора – он имел не только идеальный слух, но и представлял звук в цвете.
В симфонической поэме «Прометей» он мечтал соединить звук и цвет. Исполнять поэму должен был симфонический оркестр, фортепиано, орган, хор и световая клавиатура. Новый музыкальный инструмент обозначался в партитуре
«luce» - свет и должен был пускать в зал особые световые волны, соответствующие акустической природе звука.
- послушайте фрагмент из поэмы «Прометей», сможете ли вы представить цветовую гамму этой поэмы.
=
- Насколько по-разному мы чувствуем музыку. По мнению Скрябина, его музыка позволяет каждому человеку раскрыть свою индивидуальность, он верил в мистическую силу музыки.
Вывод
В теории символизма было много утопического, но было и рациональное зерно. В XX веке идеи Скрябина воплотились в цветомузыке, а к концу XX века появились лазерные шоу и световые фонтаны.
III.
Изобразительное искусство не оставалось в стороне на переломе веков.
«Странная ломка миров живописных
Была предтечею свободы,
Освобожденьем от цепей…»
- эти стихи Велимира Хлебникова предопределила то , что происходило в русской живописи. Появляются новые направления – символизм, примитивизм, кубизм, абстракционизм, модернизм; новые имена – Михаил Врубель, Аристарх Лентулов, Павел Филонов, Василий Кандинский. Их творчество ломало привычные рамки, будоражило умы.
Сегодня мы остановимся лишь на одном направлении – абстракционизме.
«Цвет – это клавиши; глаза – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, посредством того или иного клавиша целесообразно приводят в вибрацию человеческую душу. Гармония красок основывается только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души»
«…от лимонно-желтого уху больно, как от высокого голоса флейты; киноварь притягивает, как огонь; глаз ищет покоя в синем и зеленом.» Художник отмечает закономерности воздействия линий, цвета, пятен на человека.
Желтый ассоциируется с беспокойством.
Синий – с небесным, спокойным и напоминает печальное звучание виолончели.
Зеленый воплощает самодовольное, неподвижное и антиэмоциональное.
Черный – печаль, смерть.
Белый – начало, рождение, глубочайшее молчание
- Я приглашаю вас на вернисаж.
( просмотр картин В.Кандинского)
Познакомимся с автором картин.
( рассказ о В.Кандинском)
Василий Васильевич Кандинский 1886 - 944
Василий Кандинский родился в Москве в семье купца, но вскоре родители разошлись и воспитанием мальчика занималась сестра матери. Мальчик рос замкнутым, погруженным в свой внутренний мир. Рисование отвлекало его от действительности. В 1886 году он поступает в Московский университет на юридический факультет, но свободное время отдает живописи. Неудивительно, что после окончания университета Василий отдает предпочтение искусству.
Выставка французских импрессионистов в Москве и опера Вагнера «Лоэнгрин» окончательно укрепили его в выбранном пути. Кандинский переезжает в Мюнхен и становится учеником Антона Ашбе. Непродолжительная учеба у Ашбе не удовлетворила Кандинского и он начинает собственные поиски в искусстве. В начале XXвека появляются работы, в которых чувствуется высокий уровень абстрактного мышления. Вокруг Кандинского сплачиваются художники, с которыми он создает объединение «Синий всадник»
и начинает издавать альманах с таким же названием, в котором освещает истоки искусства XX века и его развитие от примитивизма до авангардизма. В это время Кандинский издает научный труд «О духовном в искусстве», где дает обоснование абстрактного искусства.
Он много работает и становится признанным художником и основателем нового абстрактного течения. В 1917 году Кандинский связывает свою жизнь с Россией, занимаясь реорганизацией художественной жизни Москвы. Но уже в 20-е годы началось давление на искусство и Кандинский покидает страну. Начинается новый период в его жизни – педагогическая деятельность в Баутхаузе в высшей художественной школе Мюнхена. Результатом научной деятельности стала еще одна теоретическая работа «Точка и линия на плоскости».
После закрытия Баутхауза в 1933 году Кандинский эмигрирует во Францию. Последний творческий период связан со сложными композициями и работой с геометрическими формами. В последние годы жизни у творчества Кандинского все меньше почитателей, его работы изымают из всех музеев Германии. В 1944 году на 78-м году жизни Василия Кандинского не стало.
-Постараемся понять, почему он выбрал именно этот способ передачи своих чувств.
Василий Кандинский продолжил поиски духовного начала в живописи. Некоторые критики проводили параллель между смелым новаторством Скрябина в музыке и творчеством Кандинского. Свои творческие поиски Кандинский сформулировал в первой книге «О духовном
в искусстве» где провозгласил свободу художника в выборе средств, стилей и манеры творческтва.
(читают)
«Цвет– это клавиши; глаза – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, посредством того или иного клавиша целесообразно приводят в вибрацию человеческую душу. Гармония красок основывается только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души»
Он разработал собственную концепцию цветов, обладающих не только звучанием, но и запахом.
(читают)
«…от лимонно-желтого уху больно, как от высокого голоса флейты; киноварь притягивает, как огонь; глаз ищет покоя в синем и зеленом.» Художник отмечает закономерности воздействия линий, цвета, пятен на человека.
Желтый ассоциируется с беспокойством.
Синий – с небесным, спокойным и напоминает печальное звучание виолончели.
Зеленый воплощает самодовольное, неподвижное и антиэмоциональное.
Черный – печаль, смерть.
Белый – начало, рождение, глубочайшее молчание
-Эсперименты Кандинского в области цвета распространились не только на сферу музыки, но и поэзии. В сборнике стихов «Звуки» он пытается соединить музыку слова и живописность музыки. В них нашли отражение художественные ощущения автора.
Послушайте и попробуйте воплотить в цвете и рисунке стихотворение «Открытое»
«Вот медленно исчезающее в зеленой траве.
Вот встающее в серой грязи.
Вот медленно исчезающее в белом снегу.
Вот встающее в серой грязи.
Долгая поза: толстый длинный черный тростник.
Долгая поза.
Долгие трости.
Трости.
Трости».
( рисуют)
Рассмотрим получившиеся рисунки.
Вы сами сумели убедиться, что ощущения от этого стихотворения невозможно отразить четкими образами и формами.
И Кандинский постепенно отходит от реальных образов и обращается к беспредметным композициям, обобщая или полностью отказываясь от форм, только цветом выражая внутренний мир своих переживаний.
Главным экспериментом художника Кандинского стало пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным. В статье «Ступени» Кандинский пишет:
«..предметность вредна моим картинам»
Свои картины художник делит на три основные группы: импрессии, импровизации, композиции.
В импрессиях зритель еще может различить конкретные очертания реальных предметов.
( слайд «Лирическое» )
Импровизация наоборот отрывалась от реальных впечатлений. В процессе их создания активную роль играли фантазия и интуиция художника. Язык ассоциаций был труден для зрителя и не поддавался расшифровке.
( слайд «Импровизация 26»)
«Разговор о тайном с помощью тайного. Разве это не содержание? Разве это не бессознательная цель необходимого творческого напора?»
Наивысшим творческим созданием Кандинский считал композиции-
Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Их -10. Лучшими считаются 6 и 7.
(слайд «Композиция 6»)
Какие чувства вызывает в вас это картина?
(ответы учащихся)
Не смотря на отсутствие конкретного сюжета не значит, что в картине нет содержания. Сам художник связывал ее с Ветхозаветным Всемирным потопом. Внутреннее движение выражает сложную и напряженную жизнь человеческого духа. Мы вовлечены в стихийный водоворот красок и линий, становимся участниками той всемирной катастрофы.
В последний период творчества Кандинский редко использует термин абстрактная живопись». На смену приходит увлечение геометрическими формами.
( слайд «Несколько кругов», «Композиция 8»)
Творческие поиски и анализ элементов художественных форм Кандинский обосновал в книге « Точка и линия на плоскости». За несколько десятилетий он предвосхитил появление такого искусства как дизайн.
ВЫВОД.
- Сегодня мы познакомились только с одним из направлений в живописи начала XX века. Я хотела заинтересовать вас творчеством художника Кандинского, надеюсь его работы оставили в ваших душах яркое впечатление. Дома запишите 3 вопроса, которые вы хотели бы задать Кандинскому, если бы состоялась ваша встреча. Это будет вашим творческим заданием.
V. Закрепление изучаемого на уроке.
Итак, подведем итог нашего урока.
Какие же направления в искусстве появились на рубеже XIX – XX веков
В музыке
=
В живописи
=
Вернемся к эпиграфу нашего урока.
Найдите в нем слова, которые выражают главную идею искусства начала XX века
= искусство вольно от жизни
= новая форма рождает новое содержание
Я думаю, что вы подтвердили точку зрения наших героев на творчество.
Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Программа художественного направления "Мастерская изящных искусств"
Аннотация к модифицированной дополнительной программе общеразвивающего вида «Мастерская изящных искусств» (автор: Мамаева Светлана Александровна, педагог дополнительного образования).Программа «...
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"
Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир вокального искусства» (Вокал)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир вокального искусства» (Вокал)...