Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему

Крылова Яна Юрьевна

Рабочая программа по МХК для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_mhk_11.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2013.

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

    По учебному плану школы на 2015-2016 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа.

     Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

      Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

     В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура  XIX - XX века».

. В федеральный перечень учебников 2015 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов.  Издательством «Дрофа» сформирован  учебно-методический комплекс, в который входит  программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

 

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

     Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

     В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Учебно-методический комплект

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы.Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2013год. Автор: Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год. Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Содержание программы МХК 11 класс

34 ч

Художественная культура Нового времени

Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) – национальные варианты барокко.

Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса.

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга.

От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв

Основные направления в живописи конца XIX века: 

абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне);

постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена;

 «синтетическая форма» П. Сезанна.

Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля.

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо);

отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский);

иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали).

Архитектура XX в: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Неми-

ровича - Данченко и эпический театр Б. Брехта.

 Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).

Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини);

 виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).

Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра).

Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе.

Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Тематическое планирование предмета МХК 11 класс

34 часа

Название темы

Кол-во часов

I четверть

1

Художественная культура барокко

1

2

Архитектура барокко

1

3

Изобразительное искусство барокко

1

4

Музыкальная культура барокко

1

5

Художественная культура классицизма. Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

6,7

Шедевры классицизма в архитектуре России.

2

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

9

Реалистическая живопись Голландии

1

                                                                              всего

9

IIчетверть

1

Композиторы Венской классической школы

1

2,3

Русский портрет

XVIII в.

2

4

Неоклассицизм и академизм в живописи. Творчество Ж.Л. Давида, К. Брюллова. А. Иванова

1

5

Художественная культура XIX века. Романтизм. Изобразительное искусство романтизма

1

6

Романтизм в музыке

1

7

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка.

1

                                                                              всего

7

III четверть

1

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

1

2

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

1

3, 4

Русские художники-передвижники

2

5,6

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

2

7

Художественная культура конца XIX начала XX века. «Живописцы счастья»

(художники импрессионисты)

1

8,9

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

2

10

Символ и миф в живописи и музыке

1

всего

10

IV четверть

1

Художественные течения модернизма в живописи

1

2

Русское изобразительное искусство XX века

1

3,4

Архитектура XX века

2

5

Театральная культура XX века

1

6

Шедевры мирового кинематографа

1

7

Музыкальная культура России XX века

1

8

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

1

всего

8

Итого часов

34

Календарно – тематическое планирование по предмету МХК 11 класс

34 часа

Дата план

Дата факт

Тема урока

Содержание урока

I четверть

1

04.09

Художественная культура барокко

Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей. От «трагического гуманизма » Возрождения к маньеризму и барокко, исторические предпосылки их возникновения. Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения. Происхождение термина «рококо». Реалистические тенденции в развитии искусства XVII-XVIII веков. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

2

11.09

Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Л. Бернини. Италия – родина архитектурного барокко. Церковь Сант Аньезе в Риме. Оформление площади перед Собором Святого Петра в Риме. Создание единого ансамбля с величественной колоннадой.

«Дивное узорочье» московского барокко. Сочетание национальных традиций деревянного зодчества с лучшими традициями западноевропейского барокко. «Нарышкинский» (московский) стиль в сооружениях дворцов и церквей, беседок и парковых павильонов. Церковь Покрова в Филях, Церковь Троицы в Никитниках – уникальные сооружения московского барокко. Архитектурные творения В. Растрелли: Андреевская церковь в Киеве, собор Смольного монастыря, Зимний дворец, Дворцы в Петергофе и Царском селе – сочетание национальных и западноевропейских традиций барокко.

3

18.09

Изобразительное искусство барокко

Скульптурные шедевры Л. Бернини. Мастерство в обработке мрамора и бронзы, световые эффекты, искусство имитации и воспроизведение нюансов человеческой души. Статуя Давида. Скульптурная группа «Аполлон и Дафна», алтарная композиция «Экстаз святой Терезы», фонтан Тритона и Четырех рек в Риме.

Монументально – декоративная живопись, праздничный блеск, бурный накал страстей. Главные темы: торжество Божественной справедливости, прославление Христа, Богоматери и святых. Обращение к античным аллегорическим сюжетам и темам. Интерьеры Версальского дворца. Жанр парадного портрета и его значение «Портрет Людовика XIV» Г. Риго. П. Рубенс – «король живописи». Этапы биографии. Живопись Рубенса – «роскошный пир для очей». Мастер торжествующего барокко. Свободная пластика форм, сильные цветовые эффекты «Союз Земли и Воды», «Снятие с креста», «Битва амазонок с греками».

4

25.09

Музыкальная культура барокко

Сложность и разнообразие музыкальной культуры XVII – XVIII веков. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Оперные школы Италии. К. Монтеверди – первый композитор барокко. «Большой концерт», «Времена года» А. Вивальди.

И. Бах и Г. Гендель – музыканты барокко.

Русская музыка барокко – сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты. Н. П. Дилецкий, Д.С. Бортнянский – начало развития русской композиторской школы.

5

02.10

Художественная культура классицизма. Классицизм в архитектуре Западной Европы

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма. Характерные черты архитектуры классицизма. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю. Луи Лево, Андре Ленотр, Жюли Ардуэн – Мансар – создатели Версаля. Дворец Людовика XIV –главное сооружение ансамбля. Понятие о регулярных французских парках.

Архитектурные творения К. Рена. План восстановления лондонского Сити. Собор святого Павла – главное творение К. Рена. Значение его творчества для последующего развития английского зодчества.

6,7

09.10

16.10

Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Пашков дом В. Баженова. Общая композиция ансамбля. Неосуществленный план перестройки Кремля. История возведения дворцового ансамбля в Царицыно.

Классический облик Москвы в творчестве М. Казакова. Оригинальность архитектурного решения Петровского дворца. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона», богатство и пышность интерьера Круглого зала.

«Строгий, стройный вид Петербурга»: Ж. Леблон, Д. Трезини, И. Старов, Д. Кварнеги, К. Росси, О. Монферран. Архитектурные пригороды Санкт – Петербурга, сооружения Н. Львова и Ч. Камерона.. Здание 12 коллегий Д. Трезини,  Адмиралтейство А. Захарова. Скульптурные украшения Ф. Щедрина. Казанский собор А. Воронихина

8

23.10

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Н. Пуссен – основоположник классицизма. Прославление героического человека, его могучего разума. Уравновешенность композиций, математически выверенная система организации пространства, четкий рисунок, чувство ритма. Рационализм как основополагающий принцип его художественного творчества, использование золотого сечения.

Портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи Просвещения в творчестве Ж. Гудона. Портреты Глюка, Мольера, Дидро, Вольтера, Руссо, Вашингтона.

 Мастера «Галантного жанра» - живопись рококо. Изысканная жизнь придворных аристократов, идиллические картины, мир любовных интриг. А. Ватто – «поэт беспечного досуга». Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец».

9

30.10

Реалистическая живопись Голландии

Излюбленные темы и объекты изображения: нелегкий и безрадостный крестьянский быт, повседневная жизнь бюргеров, суровые северные пейзажи, безбрежные морские дали. Многообразие жанров голландской живописи. Портретная живопись – индивидуальный и групповой портреты «Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия Ф. Халса, «Цыганка», «Портрет молодого человека». Бытовой жанр П. Хох «Хозяйка и служанка». Г Терборх «Бокал лимонада». Жанр натюрморта. Создание единого ансамбля предметов реального мира, обладающего скрытым назидательным смыслом. «Ветчина. Серебряная посуда» В. Хеды

Пейзаж в творчестве голландских художников. Марины, леса и равнины, зимние виды и лунные пейзажи в творчестве Ян ванн Гойена, Я. Рейсдала. В. Делфтский «Кружевница», «Вид Делфта», «Уличка».

Творчество Рембрандта – вершина реализма. Творческий путь художника. Своеобразие художественной манеры. Богатство и разнообразие тематики произведений. Блестящий мастер автопортрета. Портретное наследие художника. Графические работы, работы в технике офорта.

IIчетверть

1

13.11

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.

Глюк – реформатор оперного стиля. «Орфей» - трагедийное звучание мифологического сюжета. Классический симфонизм Гайдна – формирование состава симфонического оркестра.

Музыкальный мир Моцарта, биография, оперные шедевры «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

Мир Бетховена – судьба композитора и основные этапы его творчества.

2,3

20.11

27.11

Русский портрет

XVIII в.

У истоков русского портретного искусства. Парсуна и ее связь с традициями иконописных изображений.

Портрет в творчестве И. Никитина, А. Матвеева, А. Антропова.

Шедевры русских портретистов. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. Рокотова «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Новосильцевой», «Портрет А. Струйской».

Портретная галерея Д. Левицкого. «Портрет П. Демидова», серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Жизненная правдивость и очарование образов.

Портретное творчество В. Боровиковского. «Портрет М. Лопухиной» - поэтический и задушевный образ молодой женщины.

Мастера скульптурного портрета. Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Б. Растрелли «Бронзовый бюст Петра I ». Ф. Шубин – «первый статуйных дел мастер». Скульптурные портреты М. Козловского «Памятник А. В. Суворову» - первый памятник «некоронованной особе».

4

04.12

Неоклассицизм и академизм в живописи. Творчество Ж.Л. Давида, К. Брюллова. А. Иванова

Ж.Л. Давид -  основоположник неоклассицизма, «Автопортрет», «Клятва Горациев», «Смерть Марата». К. Брюллов «Последний день Помпеи». Художественные открытия А. Иванова «Явление Христа народу»,.

5

11.12

Художественная культура XIX века. Романтизм. Изобразительное искусство романтизма

Романтизм. История происхождения термина. Соотношение понятий «романтика» и «романтизм». Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX века. Сложность и противоречивость искусства романтизма. Эстетические принципы: неприятие реальной жизни, исключительность романтического героя, природа как выражение стихийного начала, культ прошлого, интерес к фольклору, экзотика дальних стран.

Герой романтической эпохи – портретная живопись. Э. Делакруа «Автопортрет», « Портрет Шопена». Портретная галерея Ф. Гойи.

Романтический портрет О. Кипренского «Портрет А. Пушкина», женские портреты художника. Романтические характеры в портретах К. Брюллова.

В борьбе со стихией – излюбленный тип романтического пейзажа Т. Жерико «Плот Медузы», У. Тернер «Пейзажи - катастрофы». Русская пейзажная живопись романтизма. И. Айвазовский – «моря пламенный поэт»

История глазами романтиков Ф. Гойя «Расстрел повстанцев», Э. Делакруа «Свобода, ведущая на баррикады». Экзотика Востока. Э. Делакруа – подлинный первооткрыватель Востока в мировой живописи «Резня в Хиосе», «Охота на львов в Марокко».

6

18.12

Романтизм в музыке

Западноевропейская музыка романтизма. Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Создание программной музыки. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. Фортепианные пьесы Ф. Листа «Обручение» (по картине Рафаэля «Обручение Марии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело).

Красота и самобытность народного искусства – основа для создания музыкальных произведений. Песенные циклы Ф. Шуберта, «Песни без слов» Ф. Мендельсона, музыка Ф. Шопена.

Музыка импрессионизма. Лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний, тончайшие нюансы впечатлений и настроений человеческой души в музыке К. Дебюсси и М. Равеля.

Русская музыка романтизма. Романсово – песенное творчество А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева.

Романтическая направленность оперы А. Даргомыжского «Русалка».

7

25.12

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка.

М.И. Глинка – основоположник русской музыки. Судьба композитора. Героико – патриотический дух русского народа в опере Глинки «Жизнь за царя», ее историческая основа. Опера – сказка «Руслан и Людмила».

III четверть

1

15.01

Реализм – художественный стиль эпохи второй половины XIX века

Реализм. Эволюция понятия. Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Воспроизведение жизни такой, «как она есть». Хронологические рамки.

 Художественные принципы реализма: «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах», критическая направленность, демократичность.

Реализм и романтизм – их связь и отличие.

Реализм и натурализм.

Реализм и художественная фотография.

2

22.01

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Интерес к жизни простого сословия. Достижения французских и русских художников – реалистов. Г. Курбе «Дробильщики камня». Ф. Милле «Сборщицы колосьев». Бытовые картины жизни. Г. Курбе «Похороны в Орнане. Мастера реалистического пейзажа. Франция К. Коро «Порыв ветра».

3,4

29.01

05.02

Русские художники-передвижники

 Творчество П. Федотова «Завтрак аристократа», «Игроки», «Свежий кавалер», «Вдовушка», «Сватовство майора». В. Перов «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Утопленница», «Сельский крестный ход на Пасхе». Русские женщины – крестьянки в творчестве А. Венецианова. Крестьянские типы в произведениях И. Крамского. Н. Ярошенко «Кочегар». Творчество Ф. Васильева «Мокрый луг», «Перед грозой». И. Шишкин – певец русского леса. Реалистические пейзажи И. Левитана.

История и реальность. Цели и задачи исторической живописи. Русские мастера Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Исторические полотна И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», «»Запорожцы…», «Заседание государственного совета», «Крестный ход в Курской губернии».

Летопись прошлого и настоящего в творчестве В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком».

5,6

12.02

19.02

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

Творческое наследие М. Мусоргского. Песенно – романсовое творчество, оперное творчество «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».

Музыкальное творчество Н.А. Римского – Корсакова. Мир русских народных сказок в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертый», «Золотой петушок».

Творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора, заслуги в симфонической музыке. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Фортепианные пьесы «Детский альбом», «Времена года». Романсы.

7

26.02

Художественная культура конца XIX начала XX века. «Живописцы счастья»

(художники импрессионисты)

«Салон Отверженных». Картины Э.Мане «Завтрак на траве», «Олимпия» - решительный вызов официально признанному искусству. Единомышленники Э. Мане – К. Моне, К. Писсарро, П. Ренуар, А. Сислей, Э. Дега. Поиски новых путей в живописи.

Художественные искания импрессионистов. К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и ее роль в возникновении и становлении импрессионизма. Э. Дега «Голубые танцовщицы», О. Ренуар «Качели», К. Моне «Стог сена в Жинерви», «Бульвар Капуцинок в Париже», «Кувшинки». Пейзажи впечатления.

Жизнь и Человек в произведениях импрессинистов. О. Ренуар – блестящий бытописатель нравов французского общества. «Бал в Бал в Мулен де ла Галетт», «Портрет актрисы Жанны Самари».

Последователи импрессионистов. Ж. Сера, П. Синьяк, оригинальность их творческого метода «Воскресная прогулка. Гран - Жатт». Постимпрессионизм П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена. Поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света.

К. Коровин, В. Серов, И. Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи.

8,9

04.03

11.03

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. Синтез искусств основная идея эстетики модернизма.

Модерн в изобразительном искусстве. Характерные черты живописи модерна. Г. Климт «Поцелуй».

Графика рекламных плакатов, театральных афиш, книжных иллюстраций в творчестве А. Тулуз – Лотрека. Художественное объединение «Мир искусства». Скульптура модерна, язык аллегорий и символов.

Смелые эксперименты в искусстве фотографии.

Модерн в декоративно – прикладном искусстве и дизайне. Интерьеры Ч. Макинтоша, «Поэмы из стекла» Э. Галле, Л. Тиффани.

10

18.03

Символ и миф в живописи и музыке

Художественные принципы символизма. Идея двойственности мира – основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Символ в искусстве. Обращение к художественным метафорам и аллегориям.

Мастера живописи символизма. Темы и сюжеты произведений символизма. Мир Г. Моро, «Музыкальная живопись» М. Чюрлёниса. Символизм в творчестве М. Врубеля. Мир утонченной мечты в творчестве В. Борисова – Мусатова (произведения по выбору)

IV четверть

1

08.04

Художественные течения модернизма в живописи

Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства.

Фовизм А. Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма.

Примитивизм в изобразительном искусстве. Развитие художественных традиций П. Гогена. Творчество А. Руссо, М. Шагала.

У истоков кубизма. Мир как совокупность геометрических форм и линий. П. Пикассо, Ж. Брак.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве. Ф. Ходлер, Э. Мунк.

Художественные манифесты футуризма. У. Боччони. Дадаизм в живописи.

Сюрреализм в живописи. Реальность и сверхреальность С. Дали. Религиозная тематика в творчестве С. Дали. Поп-арт – художественный символ американского искусства. Броская коммерческая реклама, комиксы, упрощенная символика рисунка. Творчество Э. Уорхолла – торжество образов массовой культуры.

2

15.04

Русское изобразительное искусство XX века

Абстракционизм В. Кандинского. Беспредметный мир художника.

Супрематизм К. Малевича. Экспериментальные поиски художника в области абстрактных форм.

3,4

22.04

29.04

Архитектура XX века

Идеи и принципы архитектуры XX века. Использование новых материалов и новых технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. «Каталонский модернизм» А. Гауди. Конструктивизм Ле Корбюзье, создателя «всемирного стиля» архитектуры XX столетия. Архитектурные достижения России. Русские варианты модерна Ф. Шехтель и его сооружения. А. Щусев, В. Шухов – развитие архитектуры конструктивизма.

5

06.05

Театральная культура XX века

«Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя – теоретик западноевропейского театра реализма. Драматургия Г. Ибсена.

Реализм и символизм в театральном искусстве Англии. Драматургия Б. Шоу – внимание авторов к острым социальным проблемам.

Театр абсурда. Э. Ионеско – решительный вызов реалистическому театру.

Эпический театр Б. Брехта.

Творческие эксперименты П. Брука, поиски новых форм синтетического театра.

Зарубежный театр последних лет. Современная тематика и развитие классических традиций театрального искусства.

Следование реалистическим традициям русского театра XIX века, поиски новых сценических решений.

К. Станиславский и В. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Новые принципы сценичности.

Театр в годы Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Новые темы и образы.

Отечественный театр последних лет. О. Ефремов, Ю. Любимов, О. Табаков, Р. Виктюк., М. Захаров.

6

13.05

Шедевры мирового кинематографа

Рождение и первые шаги кинематографа. Открытие братьев Л. И О. Люмьер. Первые попытки создания звукового кино и цветного изображения.

Достижения американского кино. Богатство и разнообразие жанров. Фильмы Гриффита – «театр человеческого лица».

Великий немой. Актерская маска Чаплина. Рождение звукового кино «Певец джаза» - первый звуковой фильм.

Киноавангард XX века. Атмосфера жестокости, тревоги и мистики.

Неореализм итальянского кино. «Рим – открытый город».

Рождение национального кинематографа по странам.

Режиссеры американского кино Вуди Аллен, Ф. Коппола, С. Спилберг, К. Тарантино. Японский режиссер А. Куросава.

Первые шаги отечественного кино. С. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», «Александр Невский».

Феномен советский музыкальной комедии «Цирк», «Веселые ребята».

Фильмы о Великой Отечественной войне. «Молодая гвардия», «Летят журавли», «Баллада о солдате».

Кинематограф последних лет. Киноискусство А. Тарковского, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Гайдая, В. Хотиненко.

7

20.05

Музыкальная культура России XX века

Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Скрябина. «Поэма экстаза», «Прометей».

Музыкальное творчество С. Рахманинова. Красота мелодий, и их неповторимый образный строй.

Дух новаторства в творчестве С. Прокофьева. Смелость и неожиданность в построении мелодий, оригинальность ритмов. Музыка к кинофильмам.

Музыкальное творчество Д. Шостаковича. Симфонические произведения – вершина творческого наследия. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям.

Г. Свиридов – мастер хоровой музыки, интерпретации поэтического творчества С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака.

Феномен массовой песни 30 – 50 годов. И. Дунаевскмй, А. Александров, В. Соловьев – Седой, М. Блантер.

Музыкально – поэтическое творчество бардов Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор.

8

27.05

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

XX век, стили и направления. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. Творчество Г. Малера, А. Шенберга.

Фольклорные традиции в музыке «Бразильские бахианы» Э. Вила – Лобоса. Песенная и инструментальная музыка кантри и ее истоки. Музыка «вестерн». Фолк – рок Б. Дилана.

Искусство ждаза и его истоки. Спиричуэлс, блюзы и регтайм – основа джазовых композиций. Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Д. Гершвин.

Рок – иузыка – уникальное явление музыкальной культуры XX века.

Танцевальная музыка рок-н-ролла Э. Пресли. Рок-музыка «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Куин».

всего

34 часа

Список  цифровых образовательных ресурсов:

  • ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
  • ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
  • ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
  • ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»
  • ЦОР «Мировая художественная культура»
  • Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

            « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

            « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

            « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

            Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

            «Архитектура»

Учебник:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2013 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Материально-техническое обеспечение предмета

  • МР3-проингрыватель
  • Музыкальный инструмент – фортепиано
  • Мульти-медиа проектор, компьютер, акустическ

Литература:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От 17 века до наших дней.
  2. Мировая художественная культура. От 17 века до наших дней. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
  3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
  4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
  5. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
  6. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса

Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.

Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень  Количество часов  - 34....

рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы

Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Мировой художественной культуре» 10 класс

Программа разработана на  основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., с...