Урок МХК в 11 классе "Гений Леонардо да Винчи"
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему
Про творчество Леонардо да Винчи написано будет написано много. В своем уроке я постаралась донести до детей, в какое тяжелое время жил этот художник. Это было время зарождения нового взгляда на мир, с точки зрения науки, которая только пускала ростки опыта. Художник, живший среди людей, был очень одиноким человеком, т.к. его взгляды были непонятны людям. Урок прошел интересно, советую воспользоваться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geniy_leonardo_da_vinchi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гений Леонардо да Винчи
Урок МХК в 10 классе
- Вводно-организационный этап
История мировой культуры поделена на эпохи, которые длятся некоторые по десятку веков, а некоторые – всего по 2 века.
У - Почему так несправедливо? (дети предполагают)
У – Вот это нам и предстоит узнать в нашем уроке.
У – Какие эпохи вы знаете? (первобытность, древний мир, средние века, Предвозрождение)
У – Сегодня проходим следующую эпоху – Возрождение. Почему ее так назвали? Возрождение чего? (дети говорят)
- Фридрих Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность… Перед ее светлыми образами исчезли признаки средневековья. В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого уже больше не удавалось достигнуть…»
У – Итак, наступили 15-16 века, или эпоха Возрождения – чего? Античной греческой культуры!
У – Почему именно греческой, чем была греческая культура для народов всего мира? (примером, образцом)
- Операционно-содержательный этап
(читаю отрывок из книги А.С.Мережковского «Воскресшие боги Леонардо да Винчи»):
… Италия, предместья Флоренции… Тайком от служителей церкви, которые могут проклясть и отлучить от церкви, неподалеку были назначены раскопы. В то время кто только не копал! Все хотели на этом не только заработать, но иметь уникальную вещицу при себе – это было гордостью!
- Вставай, вставай, а то без нас уедут!
- Куда, что такое?
- Разве забыл? Раскапывать Мельничный холм.
- Я не поеду.
- Послушай, Джованни, там будет этот твой хваленый мастер, Леонардо да Винчи.
Джованни вскочил и, не возражая более, стал одеваться. Все было готово к отъезду. Дорога шла узкою долиною. Здесь ожидали их работники с лопатами. Грилло указал, где следует копать. Мерула показал в другое место, где нашли мраморную руку. Застучали лопаты. Запахло разрытой землею. Вначале они нашли скелет лошади в земле. Грилло неподалеку копал свою яму. Вдруг он закричал: «Идол, идол!» Все бросились к нему. Он ползал на дне ямы и ощупывал землю. На дне ямы, между кирпичными стенами , лежало белое голое тело… Оно казалось не мертвым, а розовым, живым.
- Венера! Венера Праксителя! – прошеплал мессер Джорджио.
- Поздравляю вас, Грилло. Если бы вам подарили Миланское герцогство, да в придачу город Геную, вы не могли бы считать себя счастливее!
У Грилло в глазах сияла гордость победителя. В то время, когда христиане, победив язычников, истребляли идолов. Последние поклонники богов, видя красоту статуй и желая спасти их от погибели, закапывая в землю.
- Тише, тише! Правее, вот так. По пяти серебрянных гроссо каждому, если вытащите, не сломая – приказывал работникам Чиприано.
Богиня медленно подымалась. С тою же ясною улыбкою, как некогда из пены волн морских, выходила она из мрака земли, из тысячелетней могилы…
- Слава тебе, златоногая мать Афродита,
Радость богов и людей! – приветствовали ее люди. И если бы им сказали, что они совершают смертный грех, за который они будут распяты, - они не смогли бы оторвать взоров от голого невинного тела, от прекрасного лица ее.
В селе неподалеку грянул колокол, оттуда с воплями бежали к ним люди.
- Иисусе, помилуй нас! Это отец Фаустино! Сюда бегут… Пропал я горемычный! – воскликнул Грилло.
- Вот что, рядом вилла. Ворота крепкие, выдержат.
- И то правда! Братцы, живее подымайте!
Статую благополучно перенесли на виллу. Богиню положили на солому. В запертые ворота застучали, послышались крики, брань.
- Отоприте, отоприте, - кричал отец Фаустино. Он не унимался и требовал выдать ему идола.
У – Что он хотел с ним сделать? (дети говорят)
Ворота начали рубить.
Луч раннего солнца проник в боковое окно. Мраморное тело, еще не совсем очищенное от земли, искрилось на солнце, словно нежилось и грелось после долгого подземного мрака и холода. Стоя возле Венеры, незнакомец вынул циркуль, угломер и начал мерить различные части прекрасного тела, так что белокурая борода касалась мрамора. Быстрые дерзкие пальцы скользили по телу богини.
- Божественную пропорцию ищете – молвил Мерула, - красоту желаете к математике свести?
Ножки циркуля складывались и раздвигались, описывая правильные геометрические фигуры. Зачем он это делает?
- Кто может пить из родника, - не будет пить из сосуда – сказал незнакомец.
- Позвольте, если вы искусство древних считаете водою в сосуде, то где же родник?
- Природа!
Он был левша, возле пояса носил памятную книжку, часто делая в ней заметки. Писал обратным письмом, читаемым только в зеркале. Это был флорентийский художник Леонардо да Винчи».
У - Что стало со статуей?
- «Отец Фаустино добился выдачи статуи, над ней была прочитана молитва, потом мраморное изваяние разбили, осколки бросили в печь, обожгли, приготовили известь и обмазали ею стену сельского кладбища. Грилло плакал…».
У – Почему они так поступили? (предыдущие боги мешали насаждению христианства)
Несмотря на запрет церкви искать языческих богов, поклоняться их красоте, у людей 15 века с глаз спала пелена. Они вдруг стали видеть вокруг красоту мира.
Это был величайший прогрессивный переворот, из всех пережитых человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила их. Тогда не было почти ни одного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4-5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.
«Прорвавшейся страстью, - пишет ученый Павлов, - дышит период, недаром названный Возрождением, период начала свободного художества и свободной мысли».
Гуманизм – человеколюбие, - стало девизом этого времени.
Этапы итальянского Возрождения
- Предвозрождение – 14 в;
- Раннее Возрождение – 15 век;
- Высокое Возрождение – 16 век;
- Позднее Возрождение – к.16 века.
У – Каким же человеком был Леонардо да Винчи? Что вы знаете о нем? (дети говорят)
Существует документ (письмо), в котором он пишет про себя, нанимаясь на работу к герцогу Сфорцо:
- «Светлейший государь, я постараюсь открыть перед Вами некоторые мои секреты: далее следовал перечень: - могу изготовить пушки и мортиры, практичные и красивые, крепкие мосты, особые пушки, которые мечут мелкие камни подобно буре, подземные ходы, крытые повозки, безопасные и неприступные, я вообще могу создать разные орудия для причинения вреда. В мирное время могу быть как зодчий в сооружении зданий, проведение воды в трубах.
Но больше всего я могу работать в качестве живописца, живопись считаю царицею искусств; могу делать все, что только можно сделать!»
Нет человеческого документа, более гордого и самоуверенного. Силы его неисчерпаемы, а творческий гений не имеет себе равных!
Главные творения (записываем, смотрим слайды):
«Благовещение» (около 1474, картина; Галерея Уффици, Флоренция)
«Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей)
«Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии - возлюбленной Лодовико Сфорцо)
«Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
"Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
«Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). Первоначальный внешний вид фреска сохраняла не долго. Леонардо пришлось рисовать на каменной стене, поэтому он решил сперва покрыть ее специальным составом из смолы и мастики, чтобы защитить картину от сырости. В 1500 году случилось сильное наводнение и монастырь, располагавшийся в низине, был частично затоплен. Уникальная фреска начала разрушаться почти сразу после ее создания: краски стали отслаиваться. Кроме того, со временем на извести и на старом кирпиче начали проступать кислоты и соли. Некоторые исследователи утверждают, что одной из причин разрушения фрески стало и экспериментальное применение масла в смеси с темперой. Уже в 1556 году на фреске было почти ничего не видно, кроме пятен. В XVII и XVIII вв. фреска неоднократно реставрировалась, но неудачно. Последняя реставрация проводилась Мауро Пелличиоли между 1946 и 1954 годами, после которой фреске вернули сходство с оригиналом.
«Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
"Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
Пять секретов Леонардо да Винчи
1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них “дозреет”. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи
Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...
Урок по мировой художественной культуре на тему: "Великий Леонардо да Винчи"
Рассмотрены материалы, рассказывающие о биографии и творчестве гениального художника эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.Практическая работа- умение анализировать художественные произведения. ...
Конспект урока "Универсализм таланта Леонардо да Винчи"
Данный материал представляет общую канву (общий сюжет) урока, посвященного творчеству Леонардо да Винчи....
Материал к уроку. 5 класс. Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А. Крылова.
Методические рекомендации к заключительному уроку в 5 классе по изучению басен И.А. Крылова. Сопоставительный анализ притч Леонардо да Винчи и басен И.А. Крылова. Отличительные признаки притчи и басни...
Технологическая карта урока по картинам Леонардо да Винчи в Эрмитаже .
По этому материалу можно провести урок в музее и сразу оценить всех участников Для оценивания знаний ученика - раздаточный материал В соответствии с ФГОС...
Урок внеклассного чтения по притче Леонардо да Винчи "Осёл на льду"
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию опыт проведения урока внеклассного чтения в 6 классе, разработанного в рамках педагогической технологии мас...