Деревянное зодчество Руси.
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Деревянное зодчество Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevyannoe_zodchestvo_rusi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянное зодчество Руси.

Достижения древнерусского деревянного зодчества заслуживают особого рассмотрения.

 Крестьяне вынуждены были обходиться  деревом и научились с ним прекрасно работать.

В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы без единого гвоздя и с помощью одного топора.

Высоко над кровлями крестьянских изб, среди лесов возвышались деревянные церкви, служившие главным средоточием общественной и духовной жизни. Здесь собирались для решения насущных вопросов, хранили общую казну, устраивали богослужения и народные празднества. 

 Время и пожары не пощадили многие памятники деревянной архитектуры, но и то, что осталось, особенно в северных землях (Архангельской, Вологодской областях, в Карелии), вызывает восхищение.

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен.Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле....

Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом  (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их шло несколько десятков тысяч! Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. 

 Она плотно облегала округлые поверхности куполов, кроме того, разбухая во время дождя, уплотнялась и не пропускала воду внутрь церкви. И еще одно ее важное свойство: осиновые дощечки по-разному выглядят в зависимости от освещения. При ярком солнце лемех серебрится и сияет, в пасмурный день имеет матовый, стальной оттенок, на закате приобретает розоватый отсвет.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Карелы, что находится неподалеку от Архангельска. 

В Малых Карелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско - Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи.По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. 

Кижский     архитектурный     ансамбль — прекрасное творение рук человеческих.   На  острове  Кижи  в Карелии   сохранилась   легенда,   согласно    которой    Преображенскую церковь   построил   один-единственный мастер.

Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на храм, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой». Конечно, это всего лишь красивая легенда, но доля правды в ней, вероятно, есть. 

 В основе композиции необыкновенно нарядной и затейливой Преображенской церкви — три восьмерика (восьмигранных бревенчатых сруба), «мал мала меньше», поставленные друг на друга. К нижнему из них пристроены четыре двухступенчатых прируба, то есть дополнительных сруба, связанных с основным помещением храма. Нижние ступени прирубов перекрыты бочками (килевидной в разрезе кровлей), которые венчаются главами. 

Уникальность Преображенской церкви заключается в единой архитектурной идее — устремленности вверх всех элементов композиции (восьмериков, прирубов, бочек и главок) на высоту 37 м. Двадцать две главы — этот удивительный каскад, ниспадающий с вершины церкви, не случайно был назван И. Э. Грабарем «несравненной сказкой куполов». 

Вот как описана она в книге А. В. Ополовникова и Г. С. Островского «Русь деревянная»:

«Купола, купола, купола... Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» — словно кокошники русских красавиц.  А на гребнях — стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском;  на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь; то тусклые, свинцовые; то замшелые, зеленые или бурые, как земля.  Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцати семиметровую пирамиду». 

Такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества.

Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области. 

Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль.  Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль.

Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями. 

Мастерство рубщиков по дереву не исчезло бесследно. В наше время оно возрождается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей деревянного зодчества

Презентация может быть использована на уроках истории России в 6-8 класса как иллюстративный материал...

Кижи - памятник деревянного зодчества

Деревянное зодчество - памятник архитектуры XIX века...

Урок художественного труда.Русское деревянное зодчество.

Урок художественного труда.Учитель: Денисова А.Е.,Тема урока: «Русское деревянное зодчество».Цели урока:- знакомство с культурными  традициями, обычаями и поверьями славянского народа;-развитие х...

Деревянное зодчество в Красноярском крае

Деревянное зодчество в Красноярском крае. От прихода русских до наших дней. Типы жомов, элементы дома, украшения....

Древнерусское деревянное зодчество.Культовое строительство.

Создание учащимися макета деревянного храма на основе освоения знаний об архитектуре древнерусского деревянного зодчества....

Древнерусское деревянное зодчество. Жилище крестьянина

Методическая разработка урока ИЗО в начальной школе по изучению  Древнерусской культуры через архитектуру деревянного зодчества....

Деревянное зодчество на Руси

разработка урока по ИЗО...