Древнерусское деревянное зодчество.Культовое строительство.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Осипова Ирина Игоревна

Создание учащимися макета деревянного храма на основе освоения знаний об архитектуре древнерусского деревянного зодчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по программе Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

ТЕМА: Древнерусское деревянное зодчество.

            Культовое строительство.

8 класс, 4 четверть

Учитель ИЗО ГБОУ школа № 519

Осипова Ирина Игоревна

      Цель урока:

Создание макета деревянного храма на основе освоения знаний об архитектуре  древнерусского деревянного зодчества

     Задачи урока.

     Воспитательные.

     1. Формировать   личность с    активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся   к   её   историческому   прошлому.

     2. Воспитывать   творческую   познавательную  активность,  нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.

     Образовательные.

     Изучать    архитектурные особенности  Древнерусского  деревянного храма.      

              Развивающие.

     1. Прививать навыки  в изображении древнерусских деревянных храмов.

     2. Создать образа храма.

     Предметные результаты:  приобретение опыта создания художественного образа деревянного храма при работе различными материалами.

     Метапредметные результаты:

     Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль      результатов создания макета храма.  Анализировать соответствие результатов изготовления макета поставленным задачам.

    Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами.

   Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.

  Коммуникативные УУД:  Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета храма.

Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

     Оборудование для учителя: ноутбук, экран, проектор.

          Оборудование для учащихся: Цветной картон формат А3 с наброском пейзажа восковыми мелками, бумага крафт и картон разных фактур, заготовки «брёвен» из бумаги крафт (выполненные дома в качестве домашнего задания - «строительный материал» для изготовления макета), ножницы, клей, простые карандаши, лист бумаги формата А4 для заметок.

           Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Культовое строительство», раздаточный материал.

          Задание:  создание макета деревянного храма.    

                         

План урока

п\п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Введение

Вступительное слово

учителя

               2 мин.

Слайды       1-3

  3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

15 мин.

Слайды 4-15

  4

Коллективная работа

Создание макета храма

20 мин.

Раздаточный материал. Слайды 16-17

  5

Подведение итогов урока   

Представление проектов работ групп учащихся. Анализ работ.

 4 мин.

Выставка работ учащихся. Слайд 18

 6

Рефлексия

Вспоминают новые термины

 3 мин.

Слайд 19

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Проблемное обучение.

Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать произведения архитектуры деревянных храмов.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности деревянных храмов. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах деревянных храмов.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает      решить возможные вопросы

Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа храма.

Коллективная творческая работа в группах.

Моделировать в своём творчес

тве объёмно-пространственные объекты.

Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого проекта.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании коллективного макета храма.

Понимать особенности работы в творческой группе. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся.

Группы представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

Социальная значимость для ребенка.

Анализировать полученные проекты макетов храмов.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать новые архитектурные термины

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

        2. Введение

       Дорогие  друзья!

       Вы видите перед собой памятники деревянного зодчества из музея «Витославлицы» в Великом Новгороде. Я была в  этом музее  и они покорили меня своей красотой, в презентации вы увидите фотографии, которые я сделала в этом музее (слайд 2).

       Сегодня мы совершим путешествие, и вам предстоит самостоятельно исследовать эти постройки.

       Для работы вам понадобится карандаш и лист для заметок.

       В старину русский человек не представлял себе Родину без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного храма»

(слайд 3).

      На севере церкви часто строились по инициативе крестьян, - ведь храмы были не только религиозными, но и общественными центрами, местом схода, где оглашались царские и воеводские указы, разбирались судебные дела, обсуждались хозяйственные вопросы, принимались подати и заключались сделки.  На их строительство приглашали профессиональных мастеров-плотников.

       В порядной записи, официальном юридическом документе, подробно оговаривалось, какой должна быть церковь. Это были своего рода словесные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы.

       Создавая храмы, строители из народа давали  простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Получив представление о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству», «рубить как пригож», «как мера и красота скажут».                    

  1. Постановка задачи

       ЗАДАНИЕ 1

       Попробуйте представить себя жителями древнего города и выступить в роли заказчика храма,  для этого составьте свою порядную запись, пользуясь аналогичными образцами построек. В этом вам помогут вопросы и задания, которые вы услышите.

       ЗАДАНИЕ 2

      Рассмотрите внимательно эти постройки (слайды 4), найдите их в деревне «Витославлицы» на плане (слайд 5), который можно увидеть сразу же при входе в музей, это церкви Успенья, Николы, Никольская церковь и Троицкая церковь.

        Как вы думаете, что говорит о принадлежности этих построек к культовым сооружениям? Что позволило вам так думать? Зарисуйте эту отличительную особенность  

(слайд 6).

      Ответы: глава, крест.

       ЗАДАНИЕ 3

       Посмотрите на все эти постройки и скажите, из какого материала они сделаны

 (слайд 7)?

        Ответ: древесина.

       ЗАДАНИЕ 4

      Деревянная рубленая изба имеет в плане  (т.е. если смотришь сверху) сруб или «клеть» в форме квадрата. Сравните постройки церквей с русской избой (слайд 8), можно ли эти церкви отнести к клетским по типу конструкции и планировке. Обоснуйте свой ответ.

       Ответ: эти постройки можно отнести к клетским постройкам, так как они состоят из клетей пристроенных друг к другу.

       Изобразите планы церквей, сравните их.

       ЗАДАНИЕ 5

       Скажите, одинаковы ли по высоте все эти  клети  одной постройки  (слайд 9)?

       Ответ: высота всех срубов различна.

       ЗАДАНИЕ 6

       Самый маленький в плане и по высоте сруб, расположенный с восточной стороны от основного сруба, всех церквей, это алтарь. Знаете ли вы, что отделяет помещение самой церкви от алтаря (слайд 10).

       Ответ: иконостас.

       ЗАДАНИЕ 7

       С западной стороны от основной клети располагается трапезная. Знакомо ли вам значение слова «трапеза» (слайд 11)?

       По своему назначению трапезные древних приходских церквей – это гражданские, мирские помещения, места схода, где оглашались царские и воеводские указы, разбирались судебные дела, обсуждались хозяйственные вопросы, принимались подати и заключались сделки. По праздникам в трапезных устраивались пиры – «братчины». В обычные дни прихожане из окрестных деревень ожидали в трапезной богослужения.

       ЗАДАНИЕ 8

      Рассмотрите внимательно, чем завершается каждый сруб «клеть» (слайд 12)?

       Ответ: крыша оканчивается красивым узорчатым краем, который называется «красный тёс».

       ЗАДАНИЕ 9

       Знакомо ли вам значение слова «Красный»?

       Ответ: красивый.

       ЗАДАНИЕ 10

       Способ рубки простой избы «в обло с остатком», применяется ли этот способ при рубке церквей? Сравните постройки церкви и избы и дайте ответ  (слайд 13).

      Ответ: способ рубки в «обло с остатком» применяется и при рубке церквей.

      ЗАДАНИЕ 11

       Рассмотрите внимательно и скажите, какие особенности, делающие их индивидуальными и неповторимыми, вы заметили у этих церквей (слайды 14).

      Ответ:

- у Успенской церкви галерея с южной стороны у входа в храм;

- высокий сруб церкви с многоярусной крышей с повалом у Никольской церкви;

- колокольня с уменьшающимися восьмериками расположенная над папертью, у которой выход на три стороны, полукруглый алтарь, рубленый в лапу, уменьшающиеся восьмерики непосредственно над самой церковью Николы;

- высокий шатёр и  «восьмерик на четверике» у церкви Успенья.

      ЗАДАНИЕ 12

     Храмы часто строились по заказу целого села или городской улицы. Для выполнения заказа, создайте свою творческую группу из четырёх человек.

      Нельзя не почувствовать тонкой поэзии в этих деревянных церквях, составьте образный портрет церкви, которую вы хотели бы построить (слайд15).

       - Чудный

       - Дивный

      ЗАДАНИЕ 13

      Вы внимательно рассмотрели эти церкви и теперь сможете составить свою порядную запись. Приведите пример своей порядной записи.

      Ответ: храм небольшой, состоящий из трёх клетей, расположенных одна за другой. Клети перекрыты каждая в отдельности двухскатной крышей. Центральная кровля увенчана маленькой главкой, покрытой «чешуёй». С южной стороны в асимметрии расположить небольшую галерею. Все клети рубить в «обло с остатком» из сосновых брёвен.

       ЗАДАНИЕ 14

      Зарисуйте церковь, которую будете заказывать.

  1. Коллективная  работа

      ЗАДАНИЕ 15

      После того, как вы закончили своё путешествие, составили порядную запись и изобразили церковь, которую хотели бы заказать, вы сможете сделать полуобъёмный макет  церкви. Для создания макета воспользуйтесь своими заготовками брёвен для строительства (слайд 16, 17). Поместите постройку на цветной картон с заготовленным дома пейзажем. Распределите обязанности в группе, договоритесь о совместных действиях. Используйте знания и навыки, по конструированию полученные на других уроках.

  1. Подведение итогов

       Создавая свои храмы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших построек (слайд 18). Каждая группа представит свой проект макета. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании макета храма.

  1. Рефлексия

Скажите, что понравилось вам на занятии, что узнали нового (слайд 19).

Уборка рабочих мест

Всем спасибо за урок.

Глоссарий

Алтарь. Барабан. Галерея. Глава. Клеть. Красный тёс. Крест. Колокольня. Лемех. Паперть. Полотенце. Сруб. Трапезная. Церковь. Часовня. Шатёр.

       Литература к уроку

1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969.

2.  Л. Е. Красноречьев,  Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут»

Лениздат. 1971.

3.  Л. А. Филиппова «Витославлицы» - Музей народного деревянного зодчества. Лениздат. 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусское деревянное зодчество. Жилище крестьянина

Методическая разработка урока ИЗО в начальной школе по изучению  Древнерусской культуры через архитектуру деревянного зодчества....

Учебное пособие "Сборник текстов на немецком языке" для специальностей: 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»

Данное учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих немецкий язык.       Цель пособия – дальнейшее развитие и совершенство...

Древнерусская литература. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»

Данная презентация поможет в подготовке к уроку в  7  классе по теме ,, Древнерусская литература. О древнерусском летописании. Повесть ,, Временных лет,,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 Физическая культура Специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную п...

Сборник текстов и заданий по теме "Строительство" для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Представленное пособие составлено для студентов средних специальных учебных заведений строительного профиля в качестве дополнения к основному учебнику. Оно должно помочь преподавателю приблизить обуче...

Тест по предмету: "Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов "

Тест для проверки знаний по предмету: "Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов."...

План - конспект урока по ОСЖ "Кухонная утварь. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями."

План - конспект урока по ОСЖ 6 класс "Кухонная утварь. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями."...