декоративно-прикладное искусство
методическая разработка по мхк (5 класс) на тему

Быкова Полина Александровна

по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе.

Учитель: Быкова Полина Александровна.

Тема урока:Народное и декоративное-прикладное искусство в системе ценностей культуры.

Цель урока:Увлечь учащихся творческой природой декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов техники аппликация;

Развивающие: развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям известных художников, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально ценностное отношение к творческой деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; воспитывать трудолюбие и усидчивость.

Метапредметные цели:

-Способствовать воспитанию у детей правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Личностные цели:

-способствовать развитию речи учащихся (обогащению и усложнению словарного запаса, ее выразительности и оттенков) при чтении и ответах на вопросы.

-способствовать овладению одним из основных способов мыслительной деятельности учащихся (учить логической последовательности действий, мыслить образами).

-способность к самооценке своего труда при помощи карты контроля.

Предметные цели:

-способствовать осознанию учащимися основного технологического материала.

-способствовать формированию их представления об истории вышивки.

Основные термины, понятие:

Декоративно-прикладное искусство, роспись, вышивание, чеканка, лоскутное шитье, нитяная графика.

Оборудование: тетрадь, рабочая тетрадь по технологии, раздаточный материал, ткань, картон, ножницы, клей.

Тип урока: урок открытия нового знания, постановка и решения учебной задачи.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Предметные умения:

Познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства.

Умение компоновать рисунок по видам искусства.

Создавать композицию в технике аппликация из лоскутков ткани.

Объяснить последовательность этапов техники аппликация из лоскутков ткани.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:

П1 – ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

П2 –развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

 П3 –использовать общие приемы в решении задачи;

П4 – уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные:

К1 – умение слушать и понимать речь других;

К2 – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К3 – формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Личностные:

Л1 –устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Л2 –определять общие для всех правила поведения;

Л3 – определять правила работы в парах;

Л4 – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатам.

Регулятивные:

Р1- целеполагание,

 Р2 – применять установленные правила в решении задач;

Р3 – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Р4 – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Необходимое техническое оборудование и ресурсы: мультимедийная установка, презентация «Народное и декоративное-прикладное искусство в системе ценностей культуры».

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.
  2. 2.Мотивация к учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4.Этап реализации построенного проекта.

5.Этап включения в систему знаний.

6.Этап самостоятельной работы.

7.Закрепление знаний.

9,Этап рефлексии.

10.Итог.

Учитель.

Ребята посмотрите на картинки, как вы думаете о чем пойдет речь?

- Кто сможет назвать тему урока?

Учащиеся.

-  Тема нашего урока «Декоративно – прикладное искусство».

Учитель.

Внимание на экран.

Тема нашего урока «Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры».

Сегодня мы на уроке продолжим знакомство с видами изобразительного искусства. Какие виды изобразительного искусства вам известно?

А сегодня, ребята, мы с вами ближе познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – декоративно-прикладным искусством. Сегодня на уроке каждый из вас выступит сам в роли художника – декоратора. А что мы будем делать – пока это секрет.

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице.

Среди этого многообразия есть такие предметы, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. Слово “декор” и означает “украшать, придавать красивый вид”.

Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Человек сам, своими руками    создает эту красоту.

Постановка проблемы.

Давайте разберем что означает декоративное, прикладное, искусство.

Внимание на экран, определение декоративно-прикладного искусства из энциклопедии.

Декоративно-прикладное  искусство (от лат.decoro — украшаю)

 — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Давайте рассмотрим, в частности, что включает в себя название декаративно-прикладное искусство.

Физкультминутка.

Сидели два медведя.

У вас на столах лежит раздаточный материал о видах декоративно-прикладного искусство.

Сегодня вы работаете в группах.

Что вы хотели бы узнать о видах декоративно-прикладного искусства?

Учащиеся.

- О видах декоративно-прикладного искусства.

- Передать информацию своим одноклассникам.

Составим план работы с текстом в группах.

Внимание на экран.

Алгоритм работы с текстом:

  1. Найти свой вид декоративно-прикладного искусства.
  2. Прочитать текст
  3. Выбрать главное (определение, история)
  4. Записать.
  5. Рассказать в другой группе.

Учащиеся

Находят информацию о видах искусства.

Рассказывают о виде искусства своим одноклассникам по кругу.

Взяли листы самопроверки и оценили свою работу в группах.

Задание 2. На презентации, не подписанные виды декоративно-прикладного искусства, нужно определить виды декоративно-прикладного искусства.

Взяли листы самопроверки и оценили свои ответы. Напротив задания 2 поставили оценку.

Синквейн

Учитель.

А сейчас я вам предлагаю стать творцами.

Вы много интересного и познавательного узнали на уроке.

Что нового вы узнали на уроке?

1.  сегодня   я     узнал…

2.  было  интересно…

3.  было   трудно…

6.  теперь я   могу…

7.  я   почувствовал,  что…

9.  я   научился…

10.  у   меня   получилось …

13.  меня   удивило…

14.   урок  дал   мне   для   жизни…

15.  мне   захотелось…

Спасибо за активное сотрудничество. Урок завершен убираем  рабочих мест.

Домашнее задание

Учащиеся называют отсутствующих в классе.

Учащиеся проходят на свои рабочие места.

Ученики смотрят на иллюстрацию.

Учащиеся отвечает на поставленный вопрос учителя.

Учащиеся выходят на проблемный вопрос.

Учащиеся: перечисляют виды.

Учащиеся работают с текстом.

Учащиеся оценивают себя.

Учащиеся отвечают на фронтальные вопросы.

П2, К1,Л1, Р1

П2,К1,К3,Л1, Л4

Р1

П2,К1,К3,Л1, Л4

Р1

П2, К1, Л4, Р2

П1,П2,П3,К1, К2, Л1, Л2, Л3, Л4, Р3

П2,К1,К2,Л1, Л4

Р1



Предварительный просмотр:

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества

многих поколений мастеров.

Декоративное искусство – это особый вид творчества, результаты которого направлены на создание уюта и красоты в окружающем мире. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в повседневной жизни человека, но прежде всего — в его  духовном мире.

Прикладное искусство —         область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Декоративно-прикладное искусство —         раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Виды декоративно-прикладного искусства

Роспись по дереву – это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается. Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры. Роспись  — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. (деревянной поверхности).

Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Вышивая на одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, они верили, что тем самым принесут в дом благополучие. Вышивание — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными  узорами всевозможные ткани и материалы.

Чеканка – благородное ремесло, а чеканное искусство – одно из самых древних ремесел мира. Еще древние художники, зная про способность металлов к растяжению и изменению формы, изобрели художественную обработку таких металлов, именуемую как чеканка. Уже позже русскими мастерами эта техника была взята на вооружение и отточена до совершенства, что в последующем позволило создать множество изящных и неповторимых по своей красоте изделий из чеканки. Чеканка — это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

Бисерное рукоделие существует давным - давно и хранит свои секреты, а именно: как слагаются из маленьких бусинок –бисера – неповторимые по красоте изделия.  Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера.

Лоскутное шитьё (печворк) – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности, для изготовления стёганых лоскутных одеял. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В чем культурная ценность народного и декоративно-прикладного искусства? Тема урока: Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры

Слайд 2

. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...