Конспект урока МХК
план-конспект урока по мхк (10, 11 класс) на тему
Урок посвящен отражению праздника Пасхи в русском искусстве и культуре. Продолжительность урока – 90 минут. В ходе урока были представлены результаты исследовательской деятельности студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitka_uroka.doc | 256.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж
им. А.С.Пушкина»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
открытого урока учебной дисциплины «Искусство (МХК)»
Преподаватель
И.С.Романенко
Дата проведения: 9 апреля 2015 года
Тема: Пасха - Светлое Христово Воскресение и его отражение в русской культуре
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством углубления и обобщения знаний о Пасхе.
Образовательные задачи:
- расширить знания обучающихся о празднике Пасха и его отражении в русской культуре;
- развивать эстетический вкус;
- формировать умение анализировать произведения искусства;
- воспитывать чувство сопричастности к великой культуре России.
Планируемые результаты:
формирование ОК будущих специалистов:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Оборудование: мультимедийная установка, презентационный материал.
Урок подготовлен с использованием элементов проектной технологии обучения. Представлена стадия презентации результата проектной деятельности обучающихся 11 группы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Темы мини-проектов, ставших основой для построения урока
1. Из истории праздника.
2. Пасхальные традиции на Руси.
3. Пасхальные приметы.
4.Пасха в русской литературе.
5. Пасха в русской живописи.
6. Знаменитые храмы Воскресения Христова.
7. Пасхальная музыка.
8. Декоративно-прикладное искусство и пасхальные традиции.
9. Пасха в мире.
Предварительный просмотр:
Конспект урока учебной дисциплины «Искусство (МХК)»
Романенко Ирина Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы, МХК, методист
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им.А.С.Пушкина»
Брянская область, город Сураж
Тема: Пасха: Светлое Христово Воскресение на Руси и его отражение в русской культуре (2 часа).
Цели:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством углубления и обобщения знаний о Пасхе;
- воспитывать любовь к родине;
- расширять кругозор учащихся, развивать их творческие способности, воображение.
Образовательные задачи:
- расширить знания обучающихся о празднике Пасха и его отражении в русской культуре;
- развивать эстетический вкус;
- формировать умение анализировать произведения искусства;
- воспитывать чувство сопричастности к великой культуре России.
Планируемые результаты:
формирование ОК будущих специалистов:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Темы мини-проектов, ставших основой для построения урока
1. Из истории праздника.
2. Пасхальные традиции на Руси.
3. Пасхальные приметы.
4.Пасха в русской литературе.
5. Пасха в русской живописи.
6. Знаменитые храмы Воскресения Христова.
7. Пасхальная музыка.
8. Декоративно-прикладное искусство и пасхальные традиции.
9. Пасха в мире.
Методы и приемы: рассказ учителя, сообщение обучающихся, использование межпредметных связей, работа в парах, беседа, культурологический комментарий, использование иллюстраций, презентация, аудиозапись колокольного звона.
Оборудование: мультимедийная установка, презентационный материал,
информационные карты, выставка декоративно-прикладного искусства.
Урок подготовлен с использованием элементов проектной технологии обучения. Представлена стадия презентации результата проектной деятельности обучающихся 11 группы специальности 44.02.02 преподавание в начальных классах.
Ход урока.
I. Организационное начало урока.
1. Вступительное слово преподавателя.
-Пасха Христова – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. С ним связано много традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова его история? Как он отразился в искусстве?
-Сегодня мы попытаемся обобщить и расширить наши знания об этом празднике и его отражении в русской культуре. Чтобы сделать это было проще, вам необходимо во время урока заполнять информационные карты, которые лежат перед вами. Эту работу вы будете выполнять самостоятельно в течение урока, а в конце сдадите мне на проверку.
II. Постановка целей урока.
- Исходя из темы урока, попытайтесь определить для себя цели и задачи. Запишите их в информационные карты.
III. Выявление первичных знаний о Пасхе. Сообщения студентов. Презентация.
Праздник в честь Воскресения Бога существовал у разных народов задолго до возникновения христианства. Египтяне в канун апреля устраивали гуляния в честь воскресения бога Осириса. Древние кельты и германцы поклонялись богине весны и плодородия Остаре, отмечая приход весны крашеными яйцами и маленькими пшеничными булочками. А в древней Греции прославляли богиню плодородия Деметру.
Славяне также отмечали праздник пробуждения природы. У наших предков была своя покровительница – Царь-Девица или Зоря. Славяне верили: когда встречаются два первых весенних месяца – март и апрель, Зоря появляется из-за моря и одним своим взглядом заставляет растения буйно цвести, кур – нестись, коров – давать больше молока. В красавицу Царь-Девицу влюбляется Ярило - Бог весеннего солнца, что носит белые одежды и венок из первых трав.
Мужчины в праздник разжигали костры, стараясь изо всех сил подражать Солнцу: если огонь будет гореть, пока не погаснет заря, то все желания сбудутся.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (видео)
Горящие костры также символизировали победу весны над зимой.
А вот для женской половины праздник Весны был более экзотичен. Женщины на утренней зорьке собирались в условленном месте, выбирали себе богиню, раздевали её, обливали студёной водой. Затем подруги украшали избранную полевыми цветами, травами и впрягали её в плуг. В таком виде она должна была пройти вокруг всей деревни. Смысл этого обряда очень прост: Зоря (Царь-Девица, она же Весна) призывала к плодородию землю и пробуждала растения.
После обряда селяне возвращались домой, садились за праздничные столы, а после обливали друг друга водой, прыгали через костры и водили хороводы.
У иудейских племён ещё 5 тысячелетий назад весна была праздником отёла скота, потом это праздник связывали с началом сбора урожая, а позднее – с освобождением еврейского народа от египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установлен праздник, названный Песах, что в переводе означает «избавление».
Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, который наполнился новым смыслом: радостью воскрешения Сына Божьего, победой жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично, что русские празднуют Пасху в воскресенье, так как именно в этот день воскрес Христос.
IV. Пасхальные традиции на Руси. Сообщения студентов. Презентация.
Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с принятием христианства. Русский народ принял нового бога, передав ему функции Царь-Девицы, а вот традиции остались прежними. Ещё долго празднование Пасхи походило на языческий обряд.
Со временем появились у нас новые обычаи и традиции, связанные со Страстной неделей (седмицей), предшествующей Великому дню.
Приготовления к «Празднику праздников» — шли полным ходом на последней, «страстной неделе» перед Пасхой. Все шесть дней на этой неделе называют великими: великий понедельник, великий вторник, великая среда, великий (чистый) четверг, великая пятница, великая суббота. А седьмой день — Светлое Христово Воскресение, или Пасха Христова.
Например, Великий Четверг называли Чистым. Смысл названия значился не только в духовном очищении и принятии таинства, но и в очищении телесном – особенно популярными были купания в бане, проруби, озерах и прочих водоемах. Обязательно – до рассвета.
Кроме того, в Чистый Четверг наводили повсеместную чистоту, кстати, не только в людских жилищах, но и пристанищах для домашнего скота и птицы. Между прочим, снесенные в этот день яйца, а после – на Пасху съеденные, представляли собой особенную ценность. Такие яйца защищали от всяческих хворей и прочей напасти.
В чистый четверг тщательно убирали дом и двор, топили бани, готовили пасхальные кушанья. Причём число их разновидностей в зажиточных домах нередко составляло более сорока блюд, по числу дней великого поста.
На Руси к Пасхе относились крайне серьёзно. Отмечали Пасху все, от царей до нищих.
Один немецкий автор — путешественник, побывавший в России в 17 веке, писал так:
«По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней к ряду»
Каждый, даже дети знали, когда будет пасха в нынешнем году.
Дата празднования Пасхи: Вычисляется специальным способом. Сегодня она зачастую не совпадает у главных христианских конфессий, но всегда приходится на Воскресение.
Самая ранняя Православная Пасха приходится на 4 апреля, а самая поздняя на 8 мая.
Вокруг этого праздника строился быт людей. Особенно интересны деревенские пасхальные традиции.
Сообщения студентов. Пасхальные приметы:
- Во время пасхальной службы, девушки про себя шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»
- Девушки не брали соли в дни Пасхи, чтобы руки не потели; умывались водицей с красного яйца, чтобы румяной быть, при этом стояли на топоре, чтобы стать крепкой. И ещё:
- Ушибешь локоть – милый вспоминает.
- Губа чешется – к поцелуям.
- Бровь чешется – милый придёт.
- Утром, в Пасху, умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.
- Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек.
- Если в Пасхальное воскресенье на твое окно прилетели птицы – ты весь год будешь жить в богатстве и радости. Только птиц обязательно надо покормить освященным в церкви куличом.
- Если ночь с субботы на воскресенье стоит звездная и луна не скрыта за облаками, то лето будет урожайное. Если звезд практически нет, то большая часть урожая погибнет на полях.
- Есть поверье, что на Пасху «солнце играет», поэтому молодёжь с утра пораньше взбиралась на крыши, чтобы его встретить.
Преподаватель: - Давайте сейчас с вами совершим виртуальную экскурсию по картинам Б.М. Кустодиева «Крестный ход» и «Пасхальный обряд» и попробуем объяснить, что это такое и что он собой символизирует? (Демонстрируется иллюстрация картины Б.М. Кустодиева «Крестный ход»).
(Крестный ход – торжественное церковное шествие с иконами, хоругвями, другими святынями церкви, а главным образом с большим запрестольным или выносным крестом, который и дал название шествию. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью. Хоругвь – принадлежность церковных шествий – укрепленное на длинном древке большое полотнище с изображением святых.) Не так мало людей видят в картинах Кустодиева стилизацию и иронию. Но этот поразительный человек, живший во времена всеобщей иронии, выверта, "мирискусник" — писал картины, полные настоящего любования и подлинного света, подлинной радости — в ту пору, когда почти никто радоваться в искусстве не умел. Писал их больной, парализованный, привязывавший кисть к руке, через сильнейшие боли.
Радость – это и есть благодарность Богу, и ею Борис Михайлович был наделен. Он – воистину пасхальный художник. Вот и это христосование – да, оно и ироничное. Но ирония какая любовная, любующаяся!
Принято было встречать праздник на церковной службе, а после службы христосоваться друг с другом приветствиями: Христос Воскресе! — Воистину Воскресе! И поцелуями.
А теперь обратимся к ещё одной картине Б.М. Кустодиева «Пасхальный обряд» 1916 г.
– Какой же обряд изобразил художник? (Христосование. Ведь картина имеет второе название – «Христосование»).
– Объясните, что означает слово «христосование»? (Христосование – ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующими друг друга, при котором один говорит: «Христос Воскрес!» – а другой отвечает: «Воистину Воскрес!». Сопровождается троекратным поцелуем. Затем христосующиеся дарят друг другу крашеные яйца.)
- Откуда пришла традиция обмениваться на Пасху крашеными яйцами?
Сообщения студентов. Презентация.
Обычай украшать яйцо связан с дохристианским празднованием весны. В дохристианские времена яйцо в представлении народов явилось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Отношение к яйцу как символу рождения отразилось в верованиях и обычаях древних египтян, персов, греков, римлян.
У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, писанки существовали у славян до принятия христианства.
Предание говорит, что Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию красное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет пунцовым». С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа.)
Главные пасхальные блюда: Куличи, яйца и творожную пасху освящали в церкви в день великой субботы. Кулич — символ хлеба который разделил Христос между своими учениками. Пасха — символизирует гроб Господень. А яйца - символ зарождения новой жизни, или нового мира.
Чистый Четверг знаменовал собою начало активной подготовки к предстоящему празднику. Первостепенное внимание уделялось предстоящему праздничному столу и крашению яиц. В большинстве своем народ расписывал пасхальные яйца (бисер и прочие украшения появились гораздо позже), считая подобное занятие чрезвычайно увлекательным.
Согласно древним традициям пасхальные яйца выкладывали на только что сорванную зелень (овса, например) или на небольшие листки кресс-салата (салат, кстати, растили иногда специально для Великого дня).
В Чистый Четверг же хозяйки начинали печь всевозможные пасхальные изделия. Это были различные пасхи, бабы, блины, медовые пряники и куличи, украшенные крестиками, изображениями всяких животных. Каждое изделие по праву считалось творческим произведением.
Кроме того, в этот же день готовили овсяной кисель. Его назначение состояло в том, чтобы ублажить мороз и как следует проводить. Тогда значимость киселя была слишком высокой – его нужно было отведать раньше пасхального кулича.
Пасхальные блюда были тесно взаимосвязаны с урожайной символикой и ритуалами. Например, если в Церкви - после торжества - оставались освещенные яйца, куличи или прочие блюда, то их непременно закапывали в чистом поле. А одно пасхальное расписное яйцо оставляли себе и хранили вплоть до наступления сева. Те, кто не забывал взять с собою в поле (на первый посев) пасхальное яичко, получал уверенность в том, что предстоящий урожай обязательно будет богатым.
Приятным и чрезвычайно душевным ритуалом считалась игра на скрипке, чествовавшая Воскресение Господне. Скрипачи ходили от деревни к деревне и играли у окон каждого дома во имя Иисуса, за что после щедро одаривались хозяевами дома. Скрипачам непременно подносили чарку, пасхальные яйца, время от времени – деньги.
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. А деревянные яйца с украшениями назывались яйчатами.
Символика цвета:
Использовали при крашении традиционно цвета:
Белый– символ чистоты, рая и безгрешности;
Красный– кровь, жизнь, отход в мир иной;
Желтый– спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, цвет богатства;
Голубой– цвет неба, воды, воздуха, божественности, мудрости;
Зеленый– весна, трава, воскрешение природы, богатство растительного и животного мир, жизнь;
Коричневый– мать-сырая земля, плодородие;
Черный- цвет пробудившейся земли, а яркий растительный мир, животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев-крестьян.
Преподаватель: - Вот давайте соберем вместе картины наших русских художников, живописующих Пасху! Именно русских, потому что я не об изображении неизобразимого Воскресения Христова, а о картинах с христосованием, пасхальными обычаями и, более всего, с дивными пасхальными столами, которые ну никак нельзя назвать натюрмортами - "мертвой натурой", потому что в них такое буйство жизни, цвета и света, потому что в них - отраженная сила именно всей этой пасхальной радости, преломляющийся в нас, людях, свет Воскресения.
Видео:«Боже Превечный» — пример кантовой музыкальной культуры, в основу которого положены текст выдающегося церковного деятеля рубежа XVII-XVIII столетий Симеона Полоцкого.
- Разговлялись куличами и крашеными яйцами. И всю последующую неделю (светлую седмицу) - устраивались широкие гуляния и застолья под непрекращающийся колокольный звон. Ведь одной из любимых народных забав во время праздника, было битьё в колокола. На колокольне собирался народ и каждый то и дело «дёргал в колокол». Так что батюшкам приходилось посылать дьячков, чтобы утихомирить чересчур развеселившийся люд.
В конце XIX в. в Москве на праздник Пасхи звонили более 5000 колоколов различными мелодиями каждого храма. На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.
Стихотворение С. Есенина (Звучит пасхальный звон). Читает студент.
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
- Вспомните, в каких литературных произведениях авторы описывают праздник Пасхи.
А. Толстой. Детство Никиты (Рождество и Пасха)
Л. Андреев. Баргамот и Гараська (Пасха)
Шмелев, "Лето Господне" (все церковные праздники за год в восприятии героя)
Знаменитые храмы Воскресения Христова. Сообщения студентов. Презентация.
1. Храм в Новом Иерусалиме
В районе подмосковного селения Истра места удивительным образом напоминают окрестности Иерусалима в Палестине. В 1656 г. начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла патриарха Никона. Из Святой земли патриарху были доставлены чертежи, планы и точная модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма.
В 60 км. от Москвы возникал "Новый Иерусалим" - архитектурно - ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.
В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме.
2. Храм в Сокольниках
Храм Воскресения Христова строился на пожертвования с 1910 г. по проекту архитектора П.А. Толстых.
Освящен 22 декабря 1913 г. Храм не закрывался, но в 1930-х гг. был занят обновленцами. В 1940-1970 гг. в храме проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 г. - заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Ныне храм включен в список объектов, предложенных на государственную охрану в г. Москве. Вокруг сохранилась одновременная храму ограда начала XX века, на звоннице в северной части висят 5 небольших колоколов, которые звонят по воскресным и праздничным дням.
3. Храм в Кадашах
Церковь располагается в старинной части Замоскворечья.Первые сведения о деревянной Воскресенской церкви встречаются уже в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям под 1493 г., где она именуется "церковью Воскресения что на Грязех".
В Воскресенском храме четыре алтаря. В Верхнем храме находится главный алтарь Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. После этого в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как "спортивный клуб колбасной фабрики". Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
4. Храм в Форосе
Форос, название которого произошло от греческого слова «дань», «пошлина» - является курортным посёлком на Южном берегу Крыма. В последние годы множество людей приезжает в Форос с целью увидеть и помолиться в храме Воскресения Христова, вознесшимся на живописнейшем месте. Трудно было бы выбрать столь удачное место для этой церкви: красная гора, отделившая от основного массива гор, окружена густым зеленым лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше - бескрайний простор моря.
После открытия в 1848 году дороги, связывающей Ялту и Севастополь, прибрежные участки стали быстро раскупать обезпеченные люди. В западной части нынешнего Фороса уже в 20-х годах ХIХ века располагалось имение Тессели, которое было пожаловано генералу Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года. Именно он заложил Форосский парк, памятник садово-парковой архитектуры. Позже имение купил известный чаепромышленник, московский купец первой гильдии Александр Грирорьевич Кузнецов (1855-1895). На средства А.Кузнецова была возведена и Форосская церковь.
Множество легенд связано с появлением церкви на красной горе. В архивных документах запечатлена одна из версий появления храма, однако и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения императора Александра Ш и был возведён храм Воскресения Христова.
Проект был разработан русским архитектором академиком Н.М.Чагиным в 1888 году. Церковь построена в русском стиле в два яруса, по бокам и в центре - девять куполов разной величины. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича - плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремленной ввысь колокольней с позолоченными крестами. Колонны с разными капителями, панели и подоконники были выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика работы знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати.
Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А.Корзухин, академик Е.Сверчков, икона «Рождества Христова» принадлежит кисти К.Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом.
В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золоченые кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи.
Храм воскресения Христова вновь обрел медные колокола, один из которых весом в 200 пудов сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.
5. Храм Воскресения Христова, часто называемый «Спас-на-крови», в Петербурге
В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года погиб Александр II .
Можно сказать, что храм - олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.
Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
Собор привлекает многочисленностью декора - фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой.
Декоративно- прикладное искусство. Сообщения студентов. Презентация.
Первые яйца, которые изготавливались были полностью глиняные, полые внутри, потом появились деревянные, вытачивали полые (начиная с 16 века), вкладывая внутрь подарок. Затем появились стеклянные, фарфоровые, которые украшались росписью, серебром, позолотой
Но наибольшую изысканность традиция соединения пасхального яйца с ювелирным украшением, конечно же, достигла у Карла Фаберже. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и Николая II. В его мастерских создавались и пасхальные яйца по заказам частных лиц. Главным мастером фирмы Фаберже был Михаил Перхин, который в 1885 году и изготовил первое пасхальное яйцо.
Традиция изготовления пасхальных яиц сегодня возродилась вновь во всей своей прежней красоте и силе. Пасхальные яйца расписывают мастера Хохломы и Гжели, Федоскина и Палеха, Мстеры и Холуя. Издавна было известно и искусство холмогорских мастеров.
Яйца делались из драгоценных и полудрагоценных камней – родонита, мрамора, яшмы, агата, малахита, нефрита, лазурита, оникса и др. Керамические производства вновь выпускают яйца из фарфора, фаянса, майолики. Вновь создаются санкт-петербургскими мастерами пасхальные яйца по образцам Фаберже. И, конечно же, пасхальное яйцо получило авторское исполнение – религиозные сюжеты, пейзажи с архитектурой, литературные сюжеты используются художниками при росписи праздничных яиц.
Пасхальные традиции других стран. Сообщение студента. Презентация.
Итог урока.Рефлексия.
- Прочитайте синквейн, который у вас получился.
Д. Мережковский «Христос Воскрес». Читает преподаватель.
(Звучит «Благовест»)
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, -
И, лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес»
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес»
Список использованных источников информации:
- http://f-journal.ru/paskha-istoriya-tradicii/ (традиции)
- http://forum-slovo.ru/index.php?topic=45895.0( картины)
- http://www.liveinternet.ru/users/5397786/post321838229/ (картины)
- Все хотят быть счастливыми: Публицистика/ автор-составитель Т.З. Субботина. – Свердловск: изд-во «Уральский рабочий», 1991
- http://www.detsad14.ru/library/spring/easter-poetry.html
- http://bivalochi.narod.ru/bivalochi_Pasha.html
- http://www.chudo-v-honeh.info/content/view/845/1/
- http://www.tvoyrebenok.ru/pasha.shtml
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F1%F5%E0
- http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846
- Изображения
- http://kultprivet.ru/posts/vstrecha-pasxi-tradicii-otrazhyonnye-v-zhivopisi
- http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post123903861
- Музыкальное сопровождение http://pravkniga.ru/audio.html
- http://www.goldmuseum.ru/paskha-hristianskaya/#show1_3
Приложение №1
Информационная карта занятия
Дата______
Ф.И. _________________________________________________
Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
– Раскрыть значения… пополнять свой… – Познакомиться с творчеством… – Применять полученные знания… – Воспитывать в себе любовь… | |
- об этимологии слова Пасха; - о Святой седмице; - о символе Пасхи – яйце | Что вы знаете из своего опыта о празднике Пасха? |
III Пасхальные традиции на Руси: | Составьте краткий перечень пасхальных традиций. |
IV Пасха в различных видах искусства. | |
1. Живопись. Виртуальная экскурсия по картинам Б.М. Кустодиева «Крестный ход», «Пасхальный обряд». | Объясните с помощью картины, что это такое? Какой обряд изобразил художник? Найдите их общие черты. Запишите авторов и названия картин. |
2. Архитектура | Запишите названия и местоположение храмов. |
3. Музыка | В каких музыкальных жанрах наиболее всего отразился праздник Пасхи? |
4. Литература. | Составьте перечень литературных произведений. |
Перечитайте цели занятия. Подумайте, достигли ли вы их. | Составьте синквейн. |
Синквейны, составленные обучающимися.
- Базюто Анастасия
Пасха.
Святая и чудесная.
Радует, вдохновляет, веселит.
Отдыхает весь народ.
Праздник.
- Довыденко Виктория
Пасха.
Святая, Великая.
Удивляет, радует, воскрешает.
Утверждает веру в Христа.
Праздник.
- Коренева Марина
Пасха.
Долгожданная, торжественная.
Радует, веселит, даёт надежду.
Вся жизнь – стремленье к Пасхе!
Божественно!
- Шпаков Дмитрий
Праздник.
Светлый и радостный.
Радует, поражает, очищает.
Самое значимое событие.
Пасха.
- Киселёва Наталья
Пасха.
Светлая, долгожданная.
Прославляет, радует, напоминает.
Лучший праздник – это Пасха!
Радостно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....