Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности
план-конспект занятия по мхк (5 класс) на тему
Сценарий может послужить основой для создания праздника в классе, а также для небольшого школьного спектакля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy.doc | 44 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Вступление
Ведущий 1
Здравствуйте, дорогие гости. Мы позвали вас на праздник, который посвящен дню славянской письменности.
Ежегодно во всех славянских странах в этот день , 24 мая, прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия, учителей из города Солуни.
Ведущий 2
В Болгарии, например, это официальный национальный праздник, в Чехии- единственный государственный церковный праздник. В этот день проходят особые торжественные богослужения в храмах.
Чтец 1
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Чтец 2
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий 1
Почему россияне, чехи, болгары, поляки, сербы, белорусы и многие другие славянские народы так почитают этих святых братьев?
Ведущий 2
Об этом и пойдет наш сегодняшний рассказ.
Ведущий 1
В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.
СЦЕНКА 1
Детство Кирилла и Мефодия.
Звучит фонограмма « шум моря». Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»
Кирилл : (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.
Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.
Кирилл: А почему у славян нет своих книг?
Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).
Мефодий. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.
Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.
Мефодий: Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.
Кирилл: Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.
Ведущий 2
Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.
Ведущий 1
В юности Кириллу приснился необычайный сон.
Кирилл:Иду я полем,а на встречу мне девицы-одна краше другой.И вдруг роздается голос.
Голос:Выбирай себе невесту по сердцу.
Ведущий 2:Пригляделся Кирилл и выбрал самую красивую.
Голос:Выбрал ты себе Софию,что значит «премудрость».Будет она тебе спутницей.
Ведущий 1:И вправду,премудрость стала спутницей Кирилла.
Ведущий 1
С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Соседние с Византией славянские страны не имели собственной азбуки. Один из правителей – великий моравский князь отправил гонца к императору Михаилу.
Сценка2
Гонец: С поклоном я к тебе, великий государь, от моравского князя Ростислава.
Император: Что просит он?
Гонец: Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский, но мы не имеем такого учителя, который на родном нашем языке открыл бы истинную веру. Просим- пришли нам учителя.
Император: Никто лучше не знает слявянского наречия, чем солунские братья Кирилл и Мефодий: Передай князю – пришлю к вам лучших из лучших.
Гонец: Благодарим тебя, великий государь.
Ведущий: Михаил велел вызвать к нему Кирилла из Солуни.
Кирилл: Спешил к тебе с поклоном.
Император: Встань с колен, Кирилл. Посылаю я вас с братом в Моравию, просвещать народ христианский.
Кирилл: Слаб я и болен, но рад идти босым, готов за веру даже умереть. Сажи, великий государь, имеют ли они азбуку?
Император: Нет, их письмена путаны и неразборчивы.
Кирилл: Учить без азбуки и без книг – все равно, что писать беседу на воде. С детства мечтал я азбуку создать, видно пришло мое время.
Ведущий: Перед тем, как отправиться в путь, святые братья затворились в монастыре занялись созданием азбуки и переводом Евангелия на славяский язык.
Ведущий 2
Великое дело совершил кирилл – в знакомом с дества славянском языке он смог уловить основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение.
Много потрудились братья для создания славянской азбуки!
Сценка 2
Сценка 3
Ведущий. Создав азбуку и закончив перевод Библии, братья отправились в путь. Их ожидали многие испытания и трундости.
1 разбойник:Смотри,идёт!
2 разбойник:Да,в самом деле…
1 разбойник:На сей раз точно мы у цели.
Богач он видно.
2 разбойник:Иль купец?
1 разбойник:Озолотимся наконец!
(Выходит Кирилл с книгой в руках.)
1 разбойник:Стой!
2 разбойник:Выкладывай золотишко!
Кирилл:Вы говорите про деньги?У меня их нет.
2 разбойник:Да?А что это ты прижимаешь к груди?
Словно это драгоценность?
Кирилл:О да,это бесценный дар!
Господь славяном буквы дал!
И грамоту.
1 разбойник:Ха!Грамота!Зачем она?
2 разбойник:Она нам вовсе не нужна.
1 разбойник:А что это?
Кирилл:Закон букв.Сложенья,
Порядок слова в предложений.
1 разбойник (ухмыляясь):Зачем нужна такая штука:
2 разбойник:Такая хитрая наука:
1 разбойник:Её не требует живот.
2 разбойник:Её ведь не положишь в рот.
1 разбойник:И пашню её не засеешь.
2 разбойник:Сдаётся мне,что это ерунда:
1 разбойник:Похоже драгоценностей у него и вправду нет.
Кирилл:Дороже многих злат и сребр!
Сей драгоценный мной ковчег
Ковчег завета и добра,
Святая книга библия,
И если будешь буквы знать,
Абоги сможешь прочитать. (Уходит)
1 разбойник:Абоги?.. Ишь ты…
2 разбойник:Благая весть…Подиж ты!
1 разбойник:Иль правда есть что в этих книгах? (Решительно.)-Догнать его скорей!
2 разбойник:Постой!
1 разбойник:Святой,и мы пойдём с тобой!
Ведущий1
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Ростислав радушно принял их в Моравии,а потом просветители пошли в другие страны.
Ведущий 2
Славянская азбука дошла и до Руси. Пришли на Русь и книги, возникли школы, где обучали чтению и письму.
Сценка №4
Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним.
Учитель: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ.
Ведущий: Даже пословица сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат».
Ведущий
Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие.
Ведущий: О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:
«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».
Ведущий
Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.
ЧТЕЦ
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинный».
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Ведущий
Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.
К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.
Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.
Ребенок-чтец
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах
И о родине своей.
Ведущий
Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.
Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..
Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.
Чтец
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЗБУКА
АЛФАВИТ
Аз – я. Буки – буквы . Веди – ведать, т.е. знать. Глаголь – говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Сценарий спектакля . посвященного Дню славянской письменности, для учащихся 4-6 классов.
В занимательной форме представлен рассказ о Кирилле и Мефодии, истории создания кириллицы....
Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов....
Сценарий праздника,посвященного дню славянской письменности и культуры.
Материал предназначен для подготовки празднования дня славянской письменности и культуры для учащихся 5-7 классов....
СЦЕНАРИЙ праздника, посвящённого ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
знакомство с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки...
Сценарий лингвистического праздника, посвященного Дню Славянской письменности и культуры
Сценарий мероприятия ко Дню Славянской письменности и культуры....