Принятие христианства на Руси.
статья по мхк на тему
Значение и последствия принятия христианства в духовно- нравственном развитии русского человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prinyatie_hristianstva_na_rusi.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Принятие христианства на Руси. Его значение и последствия.
История пишет летопись человечества со времен появления человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. мы изучаем исторический процесс. Исторический процесс -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Время принятия христианства, значение этого шага для Руси и ее населения, последствия для всех поколений, интересно мне не только как педагогу, но и как верующему человеку. На сегодняшний день, во времена падения нравственных устоев, падения ценности человеческой жизни, ценности семьи, именно основы православия – Вера, Любовь- способны удержать в нас человека, вернуть и возродить потребность и способность понятия прекрасного, к принятию Семьи- как системе мироустройства, к саморазвитию и самоуважению. Изучая приход Руси к христианизации, невольно примериваешь этот процесс к сегодняшнему дню, к современному человеку.
Россия сегодня переживает нелегкие времена в политическом, экономическом и социальном развитии. Время, предшествовавшее принятию христианства, по своей нестабильности, беспокойности было подобно современному нам. «В период зарождения и становления древнерусского государства происходил сложный процесс становления славяно-русской культурной общности. И в этой связи стоит отметить, что политическая, хозяйственно-экономическая и межплеменная интеграция, проходившая в рамках нового государственного образования, требовала и интеграции культурной, объединявшей людей, создававшей новую социокультурную среду. Этот процесс порождал новые импульсы и предпосылки для дальнейшего развития и зарождения качественно новых тенденций в древнерусском обществе.» [1, 1.1]
Сегодня, так же как и в то время, необходимо, как я уже писала выше, укрепления позиций официального брака, формирования функции мужчин как защитников, добытчиков; женщин- хранительниц дома. Все сильнее проявляется социальное сиротство- как результат безответственного отношения к родительским обязанностям.
Как мы знаем из исторических источников «Церковь играла важную социальную роль, опекала нищих. Убогих, больных. Внедрение моногамного брака укрепило семью, повысило ответственность мужчины за материальное содержание семьи, воспитание детей…» [2, с.45 ]
Церковь способна пробудить в человеке высшие чувства, отличающие нас от животных. Очищение души ведет к очищению мыслей, просветлению чувств, к потребности приобщения к искусству. Единожды очистившийся человек не захочет опуститься вновь. Появится желание проявить свои таланты, умения в науке, искусстве. Из тех же источников мы знаем, что «С православием на Руси появилось каменное храмовое зодчество, мозаика, иконопись, письменность, школы и др.» [2, с.45 ] «С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства.» [3, с. 11 ]
Сегодня как никогда вновь нужно самоидентифицировать себя как часть русского народа. В те далекие времена этому способствовало так же принятие православной веры: «Принятие христианства создавало благоприятные основы формирования новой православной культуры формирующегося народа Древней Руси, на базе которой постепенно формировалось самосознание новой народности, происходила ее постепенная самоидентификация на основе новых ценностей («Святая Русь»). Новая культура и основанное на ее базе новое мировоззрение, в немалой степени формировали не только характер взаимоотношений внутри становящегося православного древнерусского общества, но и на долгие века определили отношения Руси к другим религиям, государствам и народам, формировали его геополитические ориентации. Недаром в древности говорили: «Выбираешь религию — выбираешь судьбу». [1, 1.1]
Христианство на Руси выстрадано. «История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.» [3, с. 11 ] Трудности закаляют характер, а общая вера, единство душ сплачивают народ. Ведь не случайно Сталин обратился к советскому народу «братья и сестры» во время тяжелых испытаний- именно так обращаются священники к прихожанам.
Прежде чем раскрыть последствия принятия христианства, я хотела бы отметить, что христианство наиболее близко русскому человеку по менталитету.
«К чертам русского менталитета, относятся следующие.
- Устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, стойкость, терпеливость.
- Уравновешенность темперамента
- Способность к мобилизации внутренних сил
- Миролюбие, гостеприимство и добродушие.
- Широта натуры
- Талантливость.
- Высокая адаптационная способность.
- Русская смекалка
- Коллективизм и соборность
- Обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. Эту черту можно рассматривать как проявление коллективизма. Отсюда идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически: нищим, юродивым, калекам и др., и уравнительные тенденции в русском понимании социальной справедливости.
- Культ вождя.
- Национальная и религиозная терпимость.
- Наконец, нельзя не сказать о русском патриотизме. Патриотизм существует в любой стране, но основа патриотизма в разных странах разная. Русский патриотизм – это патриотизм, основанный на осознании народом своей общности. Подъём русского патриотического духа всегда возникал в годы тяжёлых испытаний не для отдельных людей, классов или групп населения, а для всего народа, когда он начинал остро осознавать себя как историческую общность, которой грозит большая опасность – порабощение или уничтожение.
Религиозность русского народа воспитывалась церковью и властью на протяжении почти тысячи лет. Религия в России шла всегда рука об руку со светской властью. Царь считался представителем божьей власти на земле и русская национальная идея несколько веков выражалась в формуле "бог, царь и отечество". Конкретной формой русской религиозности явилось православие, введённое на Руси опять же светской властью в лице князя Владимира. Общественная суть православия, основанная на понятиях социальной справедливости, добра, главенства духа над плотью, воплощенная в церковных жизнеописаниях православных святых, а также формы православных религиозных обрядов – посты, религиозные празднества и др. оказались наиболее соответствующими исторически сложившимся условиям существования, образу жизни и порожденному ими менталитету русского народа. Этим соответствием и объясняется устойчивость православной веры в русском народе.» [4 ]
Значение принятия христианства на Руси трудно переоценить: изменилось мировосприятие людей, их мировоззрение. Из глухого язычества, низвергавшего человека чуть ли не на низшую ступень в иерархии природы, люди возвысились до Божьих созданий, более того- «созданных по образу и подобию Божьему». Мир стал не враждебным, где за все ожидалось наказание от многочисленных божков, а подаренным Отцом небесным людям . Это повлекло за собой развитие интеллекта и нравственности.
Последствия принятия христианства на Руси :
- христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще;
- правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти - христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя (княжеская власть – от Бога) ;
- идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации неславянских элементов в русском обществе, стабилизация системы иерархических общественных ценностей;
- Русь получила письменность и возможность прио6щения к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
- расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов.
Использованные источники:
- Отечественная история: Электронный курс/ Потатуров В.А
- Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов\ Фортунатов В.В.- СПб.:Питер, 2010. — 352 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
- Отечественная история: Конспект лекций /Потатуров В.А. -М.; МИЭМП.-2004
- http://www.za-nauku.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принятие христианства на Руси
Презентационные материалы о Владимире Ярославиче...
урок истории в 6 классе по теме: "Принятие христианства на Руси"
Целью данного урока было: 1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси. 2. Воспитывать уважение к истории и прош...
Разработка урока истории по теме "Принятие христианства на Руси"
урок истории в 6 классе...
План-конспект урока по истории "Принятие христианства на Руси (9 класс)
Организуя поисковую деятельность школьников я должен научить ребят самомтоятельно строить проблемные задания....
Открытый урок "Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси"
Открытый урок по истории в 6 классе. Учебник «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2014г....
Разработка открытого урока по истории России "Принятия Христианства на Руси"
Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события....
Принятие христианства на Руси.
1.Религиозная реформа князя Владимира2.Выбор религии3.Крещение Владимира и его дружины4.Крещение народа5.Первые шаги православия на русской земле…6.Причины принятия христианства7.Значение приня...