Курс лекций по МХК по разделу "Культура античного Средиземноморья"
методическая разработка по мхк на тему
Методразработка и конспектминимум лекционного материала по разделу "Культура античного Средиземноморья" включает: пояснительная записка, "Культура Древней Греции", "Культура Древнего Рима", разработку плана семинара "Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья", приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_0.doc | 20 КБ |
fragment_1.doc | 29.5 КБ |
fragment_2.doc | 87 КБ |
fragment_3.doc | 82.5 КБ |
fragment_4.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж
Курс лекций
по Мировой художественной культуре
по разделу «Культура античного Средиземноморья»
с приложением планов семинарских занятий
Преподаватель МХК
Г(О)БОУ СПО УПК
Брыкин Д. В.
2014
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная система непрерывного образования одним из главных ориентиров ставит вопрос гуманизации процесса. В свою очередь, гуманизационные процессы невозможно решить без особо пристального вниманию к эстетическому образованию, где через понимание красоты, освоение основ искусства, изучения истории и закономерностей развития культуры происходит воспитание современного мировоззрения.
Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» рассматривает поэтапное развитие культуры человечества, взаимосвязь различных видов искусств, их происхождение, сочетание материальных, духовных и интеллектуальных составляющих, принципов формирования и отличительные черты цивилизаций, традиций и новаторства в выражении взглядов людей разных времен на окружающий мир, мировоззрение эпох. Изучая курс «Мировая художественная культура» приходится опираться на ранее полученные знания и навыки в области освоения гуманитарных дисциплин (история, литература, ИЗО и др.). В системе средних профессиональных педагогических учебных заведений не готовят специалистов по теории художественной культуры; основной целью предмета «мировая художественная культура» ставятся развитие личности будущих педагогов, приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей искусства, их готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, созданных человечеством, содействие всестороннего и гармоничного развития личности. Важно не только познакомить самих студентов с мировой художественной культурой, но и дать основание для глубокого понимания значения художественной культуры и искусства в процессе развития детей; безусловно важно понимание, что современной школе необходим учитель с широкой гуманитарной подготовкой, способный к многообразной деятельности по руководству художественным и общеэстетическим развитием детей. В процессе изучения курса МХК в системе СПО РФ встает ряд затруднений, связанных, в первую очередь, с составлением конспективного материала по определенным темам. Огромный объем информации, множество источников, недостаток учебной и справочной литературы заставляют корректировать наполняемый учебный материал за счет подготовки систематизированного конспективного минимума лекций (опорного материала) и структурированного подхода к проведению семинарских занятий как формы контроля самостоятельной и творческой работы обучающихся. Накопленный нами опыт преподавания предмета «Мировая художественная культура» в Усманском профессиональном (бывшем педагогическом) колледже позволяют предложить определенные разработки занятий в форме плана- конспекта лекционных занятий, содержащих конспективно- информационный материал, необходимый при овладении и свободной ориентации при изучении раздела «Культура античного Средиземноморья». Мы намеренно не ссылаемся на учебный план нашего учреждения, лишь указываем очередность уроков в системе парных занятий, традиционных в практике преподавания МХК; видится возможным применение данного материала в любой системе образования - школьной, дополнительной, системе СПО и др.. Рекомендуемое содержание занятий по разделу содержат основные цели и задачи, вопросы, подлежащие рассмотрению, задания на дом, иногда - демонстрационный материал и цитатники. Здесь мы не указываем источники литературы по предмету – каждый преподаватель волен использовать свои, впрочем, как и демонстрационный материал. Прилагаем также план проведения семинарского занятия по теме «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья» как завершающую период античности и полезную к логическому переходу к темам европейского Средневековья; план данного семинарского занятия предваряется небольшим пояснительным вступлением, заканчивается списком тем рефератов и докладов по мифологии Древней Греции, Древнего Рима и появлению и развитию, основным традициям иудаизма, христианства, ислама как составляющим основу современной системы мировых религий, распространенных в Старом свете. Если же подобный взгляд на завершение раздела «Культура античного Средиземноморья» покажется излишне сложным, трудным для понимания, например, школьниками, предлагаем краткий план семинара по мифологии Древней Греции, снабженный вопросами по мифологии и героике, отражением их в источниках периода, простейшей системой оценки самостоятельной работы обучаемых, домашним заданием и приблизительным списком дидактического и сопроводительного материала.
Надеемся на полезность данного материала, проверенного многолетним опытом практического преподавания. Рассчитываем также на творческое переосмысление, дополнение и применение предложенных текстов в изучении вопросов культуры и искусства в образовательных учреждений различного типа; предусматриваем и творческое участие обучаемых, их активный интерес в познании основ европейской цивилизации.
Предварительный просмотр:
УРОК №1 -2.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древней Греции».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
• мировоззренческие основы цивилизации; происхождение культуры Древней Греции, система ценностей и традиций; история культуры периода архаики.
Цели урока:
• усвоение информации по разделу и теме;
• анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культурных традиций ранних этапов;
• изучение культуры Древней Греции и её происхождение.
Введение.
С 9-8 вв. до н.э. начинается развитие древнегреческой культуры (первоначально на островах восточного Средиземноморья – Эгейская культура, впоследствии на Балканах и в Малой Азии) на базе крито-микенской и дорийской культур, под влиянием цивилизации Востока.
К 7-6 вв. до н.э. складывается развитая форма рабовладения, главенствует республиканская демократия (искл. Спарта – военная аристократическая олигархия), система независимых городов-государств – полисов.
Прославляется тип свободного человека-гражданина; выделяются личностные ценности: гибкость ума, ловкость в делах, слаженность тела (Вопрос: почему именно эти черты?).
В основе мировоззрения – религиозная структура богов антропоморфного типа: пантеон богов человекообразен и строится по принципу человеческой семьи (Зевс-Гера – боги первого круга, их дети Аполлон, Афродита, Афина и др.), боги обитают в том же мире, где и люди (Вопрос: связана ли система пантеона с резким развитием культуры Древней Греции и почему?). Основной источник знаний о ранней мифологии – Гомер, «Илиада», «Одиссея» (эпос – поэтические предания о мифологии, истории, быте народа), созданы поэмы в ранний, «гомеровский» период (цитирование). С 7 в. до н.э. развитие периода греческая архаика.
Греческая архаика (7-6 вв. до н.э.).
В основе культуры периода – переход на античный цивилизационный формат.
Развитие литературы.
Формирование литературного художественного древнегреческого языка.
Сапфо (Сафо Лесбийская) – основоположница первой литературной школы, лирика (цитирование).
Анакреонт (Анакреон) – лирика, застольные песни, элегии, ввёл рифму (цитирование).
Архилох (Архилох Паросский) – басни, ямбы, сатиры, эпиграммы (цитирование).
Скульптура.
В ранние периода – основная типологизация на: 1) «коры» (девушки) – обычно в образе б. Афродиты и 2) «куросы» (юноши) – в образе б. Аполлона – собирательный образ молодых, радостно-загадочных людей; отсутствие атрибутики, неточность в анатомии (сочетание статичности и динамики); полуобнаженность, раскраска; происхождение от тотемов.
Архитектура.
Активное строительство храмов и общественных зданий – дворцов собраний.
Появление системы ордеров (сочетания несомых и несущих конструкций). Древнегреческие ордера: дорический, ионический, коринфский ( пояснения с демонстрацией схем).
Появление типа храм-периптер (пояснение по схеме) – логичность, строгость, стройность, продуманность, сочетание графичности с природностью форм. Афинский Акрополь – уникальный тип общественных зданий.
Рельефы.
Сцены, игр, битв, состязаний, украшение экстерьеров зданий («Дремлющая Афина»).
ДПИ.
Особенно развита вазопись (демонстрация). Геометрический стиль на ранних этапах; впоследствии – горизонтальные пояса, мелкий орнамент, в центре – бытовой сюжет.
Дипилонская амфора – сухая геометрия.
«Ахилл и Аякс играют в кости» (м. Эксекий) – красно-коричневая цветовая гамма.
Живопись.
Мало сохранилась, украшала интерьеры зданий.
Заключение:
Архаичный период заложил основы древнегреческой национальной культуры и служил переходом от ранних периодов к эпохе классики.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
• распределение тем рефератов и докладов к семинару «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья»;
• «Мифология Древней Греции», разъяснение аппарата, структуры работы, источников информации.
Демонстрационный материал:
• схема ордеров;
• плакат «Афинский Акрополь»;
• CD-ROM «Мировая художественная культура»;
• издания по теме;
• терминологическая таблица.
УРОК №-3-4.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древней Греции».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
• мировоззренческие основы эпохи;
• развитие классического искусства Древней Греции;
• развитие наук и их влияние на общую культуру.
Цели урока:
• усвоение информации по разделу и теме;
• анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культуры и искусства Древней Греции периода Высокой классики.
Высокая классика (5в. до н.э.).
Высшая точка подъема культуры и политики. Главенство полиса Аттика (Афины) при Перикле (выдающемся стратеге – главе государства), победы над Персией. Развитие принципа «Греческая демократия – община равных». Развитие культа ремесла-мастерства (агоны).
Живопись.
Организация пинакотек- собрания картин; в основе бытовые и мифологические сюжеты; живописцы Полигнот, Апеллес, Аполлодор, Зевкс и др. (работы сохранились лишь в копиях).
Система образования.
-для мальчиков – с 7 до 16 лет – платные частные школы (Вопрос: почему этот возрастной формат?);
-для девочек – платные частные учителя на дому (Вопрос: почему богатые родители должны были учить своих дочерей вместе с бедными соседскими детьми?).
Основные дисциплины : грамота, литература, музыка, математика, спорт (Вопрос: почему именно этот набор дисциплин?) – всесторонне развитие личности.
Философия.
Структурирование мировоззрения.
Анаксагор из Клазомены – основы материализма.
Демокрит из Абдеры - автор трудов по многим отраслям наук, универсальный ученый, основал учение об атомах.
Группа «софисты» («учителя мудрости») – преподаватели риторики, логики, ораторского искусства для системы демократического управления; Протагор, Горгий, Продик (доказательство тождества по Горгию).
Сократ – первый из триады великих философов; учил бесплатно, обличал казнокрадство, глупость, предрассудки, ложь.
Медицина.
Гиппократ («отец медицины»)- ввел принципы научной (нежреческой) медицины, наблюдения, опыты, хирургия, фармакология; ввел «Кодекс чести врача» (цитирование постулатов) – общественная медицина.
История и география.
Геродот – путешественник, картограф, этнограф, фольклорист, автор труда «История» - расширения знаний о мире.
Театр и драматургия.
Основание жанров: I. Трагедия («Песнь козлов») – первоначально песни из мифов в праздник б.Диониса. II. Драма укороченная версия трагедии + 3 актера с диалогами. III. Комедия – первоначально сцены из политической жизни Афин.
Воспитательная функция театра.
Традиции и атрибутика – котурны, орхестра, театрон, маски.
Драматургия: трагедии – Эсхил «Персы», «Орестея», «Прометей прикованный» - мораль ответственность за зло, возмездие; Софокл «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Электра» - идеи противоборства человека и рока; Еврипид «Федра», «Медея» - психологизм, нерасторжимость радости и страданий; комедии- Аристофан «Всадники», «Осы», «Облака», «Мир», «Лягушки», Лисистрата» - злободневные темы общества. (демонстрация сохранившихся зданий театров, цитирование пьес).
Архитектура.
Расцвет в эпоху классики, главенствует тип периптерального храма (особенно в Афинах).
Перестройка Акрополя в честь победы над персами, главный архитектор комплекса Фидий (демонстрация альбома «Золотой век Афин»). Храм Парфенон (стр. Иктин и Калликрат) – 46 колонн дорического ордера, ионический фриз; Пропилеи (арх. Мнесикл) – главные ворота на Акрополь, комплекс башен, храмов, хранилищ, сложные ордера; Ионический малый храм Афины – Ники Аптерос (ст. Калликрат) - ионические формы; Эрехтейон – храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея, с ассиметричным планом, ионический ордер, колонны кариатиды (определение).
Строительство общенациональной святыни – храм Зевса в Олимпии (арх. Фидий), периптеральная система.
Скульптура.
Украшение архитектуры и новаторства в поисках гармонии.
Скульптор Фидий: фризы Парфенона – 500 фигур, сцены мифических битв и жизни богов; статуя Афины Парфенос – 12 метров, слоновая кость, золото, сапфиры; образ женщины-воина; статуя Зевс Олимпийский – 14 метров, слоновая кость, золото; образ бога-отца.
Скульптор Мирон – впервые передал динамику человеческого тела в скульптуре, преодолев статичность (ст. «Дискобол» - образ атлета-победителя).
Скульптор Поликлет – разработал каноны пропорций (ст. «Дорифор» - образ мужчины-воина).
Заключение:
Период Высокой классики стал образцом в европейской культуре в области философии, наук, изобразительного искусства и архитектуры.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
• анализ конспекта;
• изучение терминологии;
• возможная подготовка сообщений.
Демонстрационный материал:
• плакат «Афинский Акрополь;
• CD-ROM «Мировая художественная культура»;
• издания по теме;
• терминологическая таблица.
УРОК №5- 6.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древней Греции».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
• общественное развитие греческого мира;
• развитие культуры и искусств периода;
• изменение мировоззрения эпохи.
Цели урока:
• усвоение информации по разделу и теме;
• анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культуры и искусства Древней Греции периода Поздней классики.
Поздняя классика (4в. до н.э.).
Постепенный упадок системы полисов, нестабильность, внутренняя борьба (Пелопонесская гражданская война 431-404 гг. до н.э.), ослабление патриотизма и равноправия граждан, завоевание Балканской Греции Македонией (при Филиппе). Но - нет упадка культуры, высокие достижения в литературе, науках, искусстве.
Философия.
Отражение политических событий в изменении мировоззрения.
Группа «киники» - идеи построения жизненных идеалов в согласии с природой»; Диоген – проповедование отказа от комфорта и предрассудков.
Платон – основатель школы в роще героя Академа, основатель системы философского идеализма.
Аристотель – основатель школы в роще Аполлона Ликейского, ученый-систематик, логик, материалист.
Архитектура.
Перемещение центра творчества в Малую Азию. Главенство ионического стиля.
Архитектор Пифей – храм Афины в г. Приена (классические формы).
Мавзолей – гробница ц. Мавсола и его жены Артемиссии в г. Галикарнасс (3 яруса, 49 метров, мраморная пирамида с храмом наверху, украшена колесницей (квадригой); влияние восточных культур).
Храм Артемиды в г. Эфес (арх. Херсифрон) – диптер (2 ряда колонн).
Постепенный отход от простоты и строгости классики, смешивание с величавостью, пышностью культур Востока.
С 4 в. главную роль играют не храмы, а светские здания – театры, дома собраний, гимнасии; ансамбль в г. Эпидавр (арх. Поликлет – мл.) – сочетание храма, стадиона, гимнасия, гостиницы, театра, концертного зала.
Скульптура.
Больше индивидуальности, драматического пафоса, лиризма, задушевности, передача настроений.
Скульптор Скопас Паросский – мифологические образы (ст. «Менада», фриз. Мавзолея в Галикарнассе – сцены битвы с амазонками).
Скульптор Пракситель – отказался от прямостоящих статуй, обязательны опоры; олимпийские боги в сюжете (ст. «Аполлон», «Гермес», «Отдыхающий сатир», «Афродита Книсская» - образец для последователей).
Скульптор Лисипп – ввел новый пластический канон; передача многообразия характеров (бюст Александра Македонского, ст. «Апоксиомен»).
Скульптор Леохар Афинский – в работах изысканность и эффектность (ст. Аполлон Бельведерский).
Универсальность скульпторов и архитекторов. В скульптуре и живописи 4 в. до н.э. – зарождение тенденций эклектики (смешения стилей и жанров).
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
• анализ конспектов;
• изучение терминологии;
• возможная подготовка докладов.
Демонстрационный материал:
• CD-ROM «Мировая художественная культура»;
• издания по теме;
• терминологическая таблица.
УРОК №7- 8.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древней Греции».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
• изменение общественного уклада в эпоху эллинизма;
• эклектика в искусствах;
• изменение традиций в искусстве периода;
• вхождение древнегреческой культуры в позднеантичную цивилизацию.
Цели урока:
• усвоение информации по разделу и теме;
• анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культуры и искусства Средиземноморской греческой диаспоры;
• усвоение информации и анализ темы в целом, подведение итогов развития древнегреческой культуры.
В 4-1 вв. до н.э. сложилась культура Средиземноморской греческой диаспоры, т.е.
Эллинизм.
Начало процесса – объединение греческих городов и колоний в Малой Азии, Египте, на Балканах в империи Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) и завоевание им Персидского царства, в т.ч. Месопотамии, Средней Азии, Северной Индии и пр.
После смерти Александра – распад на несколько государств–монархий, развитие официально-придворного искусства.
Литература.
Придворная поэзия: Каллимах и Кирены – гимны и идиллии; Аполлоний Родосский – эпические поэмы, (поэма «Аргонафтика») - поэзия для избранных, изысканность и вычурность.
Развитие и превалирование жанров: элегии и эпиллии – малые поэтические формы, мифология и любовь; эпиграммы - краткие стихотворные высказывания; пасторали и буколики – пастушеские идиллии (творчество Феокрита из Сиракуз, цитирование).
Театр и драматургия.
Развитие позднегреческой комедии: драматург Герод – основание жанра «новая аттическая комедия» (сейчас – «комедия нравов») – описание городского быта; драматург Менандр – частная жизнь горожан в пьесах «Третейский суд», «Брюзга», «Щит»
Архитектура.
Светский характер, сплав направлений и стилей (эклетика). Строительство новых городов – Александрия Египетская (рационализм, прямоугольная планировка); г. Пергам – общественные здания, дома с портиками, храмы.
Крупнейшие театры в городах Ороп, Додон, Дельфы, Приен, Сиракузы. В храмах – главенство ионического ордера – храм Апполона в Дидимах.
Появление системы псевдодиптеров (1 ряд настоящих и 1 ряд фальшколонн) – храм Артемиды в Магнессии.
Тяга к колоссальному строительству, монументальные алтари – Гиерона II в Сиракузах, алтарь Зевса в Пергаме (грандиозный фриз на высоком цоколе, рельефы сцен битв олимпийцев с гигантами).
Библиотеки и научные здания: хранилища книг в городах Александрия, Антиохия, Пергам; Фаросский маяк в Александрии (арх. Сострат из Книда) – 120 метров, 3 яруса, маяк- крепость; Башня ветров в Афинах – архив, обсерватория, маяк.
Скульптура.
Больше, чем в архитектуре, черт поздней классики. Использовалась в убранстве городов. Портреты придворных, аллегорические статуи, изображение частного, житейско-подробного.
Центры скульптурного творчества – города Пергам, Александрия, Антиохия, о. Родос. Пергамская школа – мифологические сюжеты, патетика и драматизм, (ст. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и жену»).
Последние элементы греческой классики – скульптор Агесандр (ст. «Афродита Милосская»).
Патетика, театральность, пересказ троянского мифа – ст. «Лакоон» (скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор).
Монументальная скульптура – «Ника Самофракийская» (скульптор Харес Линдийский), поставлена в честь победы родосского флота на берегу о.Самофракий на пьедестале в виде носа корабля.
Статуя б. Гелиоса («Колосс Родосский», скульптор Харес Линдийский), 32 метра, поставлена у входа в гавань.
Заключение:
Эллинизм унаследовали римляне, покорившие эллинистические государства 2-1 вв. до н.э., от них – византийцы.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
• анализ конспекта;
• итоговые выводы по теме;
• изучение терминологии;
• подготовка к контрольному тестированию.
Демонстрационный материал:
• плакат по скульптуре пергамской школы;
• CD-ROM «Мировая художественная культура»;
• издания по теме;
• терминологическая таблица.
Предварительный просмотр:
УРОК №9.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древнего Рима».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
- мировоззренческие основы цивилизации;
- синтез культур народов древней эпохи;
- система ценностей и традиций Древнего Рима;
- история культуры Раннего Рима;
- культура эпохи Ранней республики.
Цели урока:
- усвоение информации по разделу и теме;
- простейший анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культурных традиций ранних этапов древнегреческой культуры.
Введение.
Римская цивилизация - эпоха наивысшего расцвета античной культуры и её последняя страница.
Рим - столица огромной империи (всей цивилизованной части старого света), впитывал культуры всех народов, осуществляя их взаимовлияние (синтез), осуществляя реализацию художественных принципов позднеантичной греко-римской культуры.
Основы мировоззрения: идеи богоизбранности Рима; патриотизм и семейные традиции в основе системы ценностей. Пантеон богов антроморфен, открыто заимствован у греков (сравн. Зевс-Юпитер, Гера-Юнона; Аполлон, Геракл/Геркулес - без изменений). Достойные профессии - политика, война юриспруденция, земледелие (управление поместьями и рабами), все остальное - для неримских жителей империи. Римская идея практического применения творчества других народов (архитектура, флот, полис, градостроительство, торговля). (Вопрос: характерны ли данные основы мировоззрения для других европейских империй, каких?).
Ранний Рим (8-6 вв. до н.э.).
Состав населения ранних периодов.
Итальянские индоевропейские племена (латины - обл. Лация, г. Рим); греки (Ю.Италия, о. Сицилия); этруски (Сев.Италия, Этрурия, совр.Тоскана). Составная часть ранней культуры: от греков- земледелие, система полисов, алфавит, флот; от этрусков - переработка огромной культуры памятников, керамика («буккеро»), бронзовое литьё, дороги, гражданское строительство (в 7-6 вв. - огромное влияние на Рим).
Эпоха Римского царства.
Основание г. Рим на р.Тибр - ранняя эпоха малоизвестная. Первоначально город располагается на 7 холмах - начало Палатин, далее Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Авентин, в низине - Форум. Высокоразвиты керамика, погребальные урны, оружие, украшения.
Основание города в 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом, потомками царя г. Трои Энея; Ромул убил Рема и стал первым царём.
8-6 вв. до н.э. - 7 царей: Ромул, Нум Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Макций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый- 3 последних - этрусская династия (развитие - хр. Юпитера Капитолийского, крепостные стены, канализация). Изгнание Тарквиния Гордого - основание движения «общенародное дело» - республика (видеоряд «Римский зал»).
Ранняя республика (5-4 вв. до н.э.).
Развитие системы полисов.
Разделение правящей элиты на аристократов и патрициев. (Вопрос: Что это за касты и какие аналоги у других народов можно найти?). Продолжение иностранного влияния и заимствования у греков (флот, религия) и этрусков (водопроводы, дороги). Развитие образования, рост грамотности, риторики; расширение строительства. Основание системы фамилий три имени по наследству (демонстрация по слайд - альбому).
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
- анализ законспектированной лекции;
- ответы на вопросы урока;
- возможная подготовка сообщений.
Демонстрационный материал:
- видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина);
- фрагменты слайд-шоу из CD-ROM «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий).
УРОК №10.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древнего Рима».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
- история и общественное развитие Римской республики 3-1 вв. до н.э.;
- основы литературы, философии, архитектуры, скульптуры Рима 3-1 вв. до н.э.;
- развитие самостоятельных основ культуры.
Цели урока:
- усвоение информации по разделу и теме;
- анализ лекционной информации.
Задачи урока:
- прослеживание традиций развития культуры Древнего Рима;
- изучение искусство Рима эпохи Республик.
Введение.
В результате развития ранних эпох римское государство начинает осуществлять контроль над Средиземноморьем .
Римская республика (3-1 вв.до н.э.).
Расширение государства и римского влияния на Средиземноморье. Активные захватнические войны с Карфагеном (Пунические войны), с Македонией и др., завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканах. Основание провинций; веротерпимость римлян, интерес к культурам покорённых народов; развитая форма рабовладения. Усиление внутренней политической борьбы, влияния сената. Агрессивная политика и отражение в изменении мировоззрения: прославление воинской доблести, подвиги вместо мифов и пр.
Развитие художественной культуры.
Ввоз в центральную часть государства с 3 в. до н.э. образованных рабов (греки), импорт и производство произведений искусства; развитие поэзии, философии, живописи (видеоряд - сравнить «Античный дворик» и «Греческий зал» и «Римский зал»). (Вопрос: найдите существенные различия в скульптуре).
Литература.
Формирование латинского литературного языка, развитие и основание жанров. Переводы: из греческой эпической поэзии - Ливий Андроник («Одиссея»). Драматургия: Гней Невий - «паллиат и «тогат» (комедии из римской жизни), Тит Макций Плавт и Публий Теренций - развитие греческой комедии в «аттеланы» (пьесы с масками, быт, фольклор). Поэзия: Квинт Энний - «эпический гекзаметр» (прославление воинских побед Рима). Марк Порций Катон Старший - прозаик, цензор, ревнитель римской старины и традиций, враг культурного влияния греков (цитирование по переводным источникам).
С середины II в. до н.э. - развитие исторической прозы как формы пропаганды патриотизма: Полибий - автор «Всемирной истории» (идеи подчинения мира синтезу римской политики и греческого искусства; историки-полититки- Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь («Записки о гражданской войне», «Записки о галльской войне») - лаконичный язык, классическая латынь.
Писатель - энциклопедист Марк Теренций Варрон - труды по истории, религии, риторике, фольклору и пр. (цитирование).
Философия.
Марк Туллий Цицерон - основы учения Платона и группы стоиков, трактаты «Об ораторе», «Об обязанностях», «О государстве». (цитирование). Тит Лукреций Кар - материалист, автор теории о происхождении Вселенной, Земли и жизни на ней, трактат «О природе вещей».
Деятельность группы неотериков - идеи учёности и утончённости в формате малого литературно-философского жанра; Гай Валерий Катулл-идеолог группы, лирик, автор цикла «Стихи к Клодии», идеи страсти и любви (цитирование).
Римская сатира - злое высмеивание пороков в работах Луцилия.
Архитектура.
Применение 4 систем ордеров - греческие дорический, ионический, коринфский и римский тосканский. Использование туфа, кирпича, мрамора, бетона, изобретение арочных сводов. Храмы - похожи на греческие, но более грандиозные, на высоких подиумах. (Вопрос: почему римляне ставили храмы на высокие фундаменты?).
Оригинальные римские постройки: ротонды - круглые храмы с колоннами вокруг; колоннады - системы колонн, выставленные в ряд; аркады -арки на колоннах, выставленные в галереи; акведуки - многоярусные арочные мосты с эллипсом вокруг арены; триумфальные арки - памятники воинской славы; базилики - здания с рядами колонн внутри помещений народных собраний, суда (демонстрация по слайд-шоу, схемы на доске).
Скульптура.
В эпоху республик - в основном копии с греков, подражание. Постановка памятников на улицах. Победные колонны - отдельностоящие памятники воинской славы с активными рельефами (слайд-шоу, альбомы).
В период республик - заложение основ классического искусства Рима периода.
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
- анализ конспекта лекции;
- ответы на вопросы урока;
- усвоение знаний по развитию древнеримской культуры;
- возможная подготовка сообщений.
Демонстрационный материал:
- видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина);
- фрагменты слайд-шоу из CD-ROM «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий).
Цитатник:
- Васильевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Мировая художественная культура» М.: 1996.
- Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Хрестоматия по мировой художественной культуре» М.: 2000.
УРОК №11-12.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древнего Рима».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
- официальная идеология имперского Рима;
- развитие придворного искусства;
- расцвет художественной культуры Древнего Рима;
- сложение позднеантичной культуры.
Цели урока:
- усвоение информации по теме;
- анализ лекционной информации.
Задачи урока:
• изучение культуры и искусств Римской империи 1 в. до н.э.
-2 в н.э.
Введение.
В период с 3 в. до н.э. по конец 1 в. до н.э. были заложены основы позднеантичной культуры, активно проявившейся в период классики.
Ранние империи (27 г. до н.э. - 2 в. н.э.).
При римском императоре Октавиане Августе - «золотой век» искусства и культуры («Век Августа»); окончание процесса синтеза греческой и римской культур.
Мировоззрение эпохи.
Развитие официальной идеологии «императоры и римский народ»; воспевание заслуг императоров, прославление Империи. Отражение событий в грандиозном строительстве. Появление религиозных сект, культивирование некоторых религиозных систем покорённых народов; зарождение христианского учения.
Литература.
Классическая римская поэзия: Публий Вергилий Марон - героизация «римского духа» (поэмы «Энеида», «Буколики»), эпическая поэзия (цитирование); Публий Овидий Назон - любовная лирика (поэмы «Метаморфозы», «Наука любви», «Фасты» - о римских праздниках (цитирование); Квинт Гораций Флакк -оды, стихотворные послания; идеи любви, дружбы, свободы, политики.
История.
Идеализация Рима; идеи патриотизма, почитание богов в трактате Тита Ливия «История Рима от основания города». (Вопрос: есть ли аналогии подобных произведений?).
Архитектура.
Возвеличивание Рима; переход от кирпича к мрамору.
Храм Марса Ультора (Мстителя) на Форуме - коринфский ордер, колонны 18м.
Храм Аполлона на Палатине - великолепие и грандиозность в греческой традиции.
Алтарь Мира на Марсовом поле - стелы с рельефами, торжество и благополучие. (Вопрос: как понимали римляне «правильный» миропорядок?).
Римский Пантеон - храм всех богов (впервые в античности); купол диаметром 43м. (Вопрос: почему именно в эту эпоху создали подобное сооружение?).
Живопись.
Главенствуют многоцветные мозаики и настенная живопись(фрески).
Фрески г. Помпеи - история обнаружения памятника; в сюжете - история, мифология, быт; аналогия с греческим (слайд-шоу, репродукции).
Скульптура.
Реализм как отражение традиций.
Статуи Пантеона - изображения всех римских богов.
Статуя Августа из Примапоры - величественность и реализм.
Портреты римской знати - психологизм, реализм, детальность (видеоряд, слайд-шоу).
Империи 1-2 вв.
Поздняя классика - расцвет Рима в политике, науках, искусствах. Времена правления императоров Калигулы, Нерона, Клавдия, Тиберия; при последнем -события в Иудее (казнь Христа). В провинциях Рима - рост культурной жизни.
Литература.
Жизнеописания, мораль, история искусств в работах Плутарха (миф об Атлантиде). Публицистика: Дион Хризостом (Злотоуст) - писатель и оратор.
Гай Светоний Транквилл - биографии цезарей, частная жизнь правителей (цитирование).
Жанры и их развитие: римский роман - Петроний («Сатирикон»), Апулей («Метаморфозы или Золотой осёл»); эпистолярный жанр - послания сенатора Плиния Младшего к императору Траяну (ораторское искусство); проза -сочинения Лукиана; сатиры и эпиграммы - наблюдательность и остроумие в эпиграммах Марциала, бичевания пороков в сатирах Ювенала; лирическая поэзия Лукиана (цитирование).
История.
Драматизм истории римского общества в работах Корнелия Тацита. Историки империи: Гай Светоний Транквилл, Аппиан (цитирование).
Философия.
Философы-гуманитарии расцвета Империи: Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.
Величайший классический философ Сенека- множество книг, трактатов, речей (цитирование).
Науки.
Деятельность универсалов-энциклопедистов: Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший.
Архитектура.
Грандиозность строений: Новый Императорский дворец Тиберия на Палатине - основы новаторской планировки.
Новый дворец Нерона («Золотой дом») - отделка золотом, драгоценным камнем. Расширение для парадных шествий центральных улиц Рима (проспекты, страды).
Театр Колизей - 4 этажа, эллипс с окружностями 524 м., совмещение различных ордерных систем, 50 тыс. зрителей, 6 тыс. гладиаторов, сотни статуй и рельефов.
Триумфальные арки императоров Тира, Септимия, Константина.
Форум Трояна - частичная перестройка центра Рима архитектором Аполлодором. (Вопрос: для чего, с какой целью императоры перестраивали центра Рима; что вы знаете о деятельности архитектора и скульптора Аполлодора?).
Базилика Ульпия - центральная часть комплекса Форума, в т.ч. триумфальная колонна императора Траяна.
Строительство культурно-клубовых комплексов бань- термы.
Активное строительство в провинциях - храмы, порты, цирки, театры. (слайд-шоу).
Скульптура.
Сооружение памятников, возвеличивающих императоров - конные статуи(к.ст. императора Марка Авелия); сооружения квадриг - статуй колесниц для украшения фризов (слайд-шоу, видеоряд).
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
- анализ конспектов лекций;
- ответы на вопросы урока;
- усвоение знаний по развитию классического периода древнеримской культуры.
УРОК №13.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Культура Древнего Рима».
Тип урока: лекция с демонстрацией.
Вопросы:
- изменение мировоззрения эпохи;
- появление новых религиозных систем;
- общественные изменения;
- падение и угасание культуры;
- распад государственной системы;
- преемственность римских культурных традиций;
- доклады и рефераты по разделу.
Цели урока:
- усвоение информации по теме и в целом по разделу;
- аналитические выводы по разделу «Культура античного Средиземноморья».
Задачи урока:
- изучение культуры и искусств Римской империи периода упадка;
- подведение итогов развития античной цивилизации.
Введение.
К началу 3 в. - объективный закат цивилизации античного Средиземноморья и начало последней эпохи древнего искусства.
Римская Империя периода упадка (3-5 вв.).
С 3 в. - максимальные территориальные размеры Империи сокращаются, гражданские войны, политические перевороты, сепаратизм провинций, варвары - неримляне становятся солдатами, чиновниками и даже императорами. Упадок религии (распространение сект), деградация наук (Дион Кассий «Римская история»).
Скульптура.
Художественный стиль «Римский портрет» - портреты императоров Филиппа Аравитянина, Каракаллы, Веспасиана и др., передача характеров и наклонностей.
Философия.
Появление христианского учения, деятельность христианских богословов 4-5 вв. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина (создатель христианской философии и истории) (цитирование). В 313 г. эдикт о легализации христианства; в кон. 4 в., при императоре Феодосии I, христианство становится государственной религией.
Архитектура.
Перестройка храмов в церкви; главенствует базиликальная система. (плакат с репродукцией).
Исторические изменения.
После смерти императора Константина (337г.) - кризис Империи: нападение варваров, потери провинций, разрушение экономической системы. 395 г. - раздел на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. В 410 и 455 г. Рим захватывали и разграбляли готы и вандалы. В 476 г. Западная империя прекращает существование; остаётся Восточная империя - Византия. В 476 г. - заканчивается период античности.
Архитектура периода распада.
Строительство отдельных колоссальных сооружений: термы Диоклетиана - гигантский комплекс; дворец Диоклетиана в г. Сплит - идея грандиозности имперской власти.
Скульптура периода распада.
Попытка отразить отображение души в стилистике «Эстетика Плотина» -портретное искусство.
Живопись конца периода.
Сочетание египетских традиций захоронение и греческой эстетики в стилистике «Фаюмский портрет»(источник православной иконописи), символизм в искусстве - безжизненность тела, глубокая работа души.
Выводы по теме: античная культура З.Азии, С.Африки и Ю.Европы - от раннеклассовой до развитой классической - легла в основу европейской цивилизации, до сих пор ещё не переработавшей до конца науки и искусства Древней Греции и Древнего Рима; в Европе распространилось христианство, построенное на принципах античной философии и гуманизма; Римское право - основа юриспруденции всех современных государств; классовая структура общество сохранилась до Нового времени. Большинство видов и жанров искусств зародилась в античности и до сих пор считается образцами для подражаний.
Подготовка к семинару.
Сдача докладов и рефератов по темам: «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья», «Мифология Древней Греции», «Мифология Древнего Рима».
Подведение итогов урока.
Задание на дом:
- анализ конспектов лекций;
- усвоение знаний по всей теме «Культура Древнего Рима»;
- подготовка к тест- контрольной работе по теме «Культура Древнего Рима».
Демонстрационный материал:
- видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина);
- фрагменты слайд-шоу из CD-ROM «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий);
- репродукции.
Цитатник:
- Васильевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Мировая художественная культура» М.: 1996.
- Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Хрестоматия по мировой художественной культуре» М.: 2000.
- «Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима» (под ред.Мулидовой) Воронеж.: 1993.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Способность самостоятельно мыслить, сопоставлять разные способы видения мира, интерпретировать события в области знаний, мотивировать свою точку зрения есть основная особенность педагога современного типа.
Полученные знания по созданию самостоятельных, пусть еще и не очень «научных», работ, владение способами обработки информации, самодеятельному поиску её в расширившемся книжном и Интернет пространстве, система анализа и формирования аппарата документов в системе современного образования ярче всего могут быть выявлены в процессе создания докладов и реферативных работ.
Логическим завершением подобного рода информационной деятельности традиционно считается семинар как форма научного, деятельного общения, обобщения сведений, возможность, иногда конфликтно, рассмотреть различные точки зрения, столкнуть сложившиеся представления и путем анализа попытаться «найти истину», ради которой наука и существует.
Курс «Мировая художественная культура» в современной системе образования опирается на давнюю российскую традицию. Стремление увидеть отечественную культуру в сопряжении с общими достижениями цивилизации, по мнению Ф.М. Достоевского, всегда было коренным свойством русского человека, помогавшим ему осознать свою национальную самобытность.
Открытость сознания, выбирающего в себя многие стороны культуры Востока и Запада, не только является следствием географического положения нашей страны, соединяющей Европу и Азию, Север и Юг, мировые религии и искусства, но оказывается признаком её жизнеспособности и могущества. XX век усилил эту тенденцию, расширив взаимодействие культур и информационного поля.
Подводя итог блоку разделов о древних цивилизациях, предлагаемое семинарское занятие является не только формой учёта результативности знаний студентов по изученным периодам, но и даёт возможность проявить свои способности к созданию самостоятельного культурологического «изделия», познать целые отрасли человеческой деятельности, до этого, может быть, скрытые от них. Изучение древних и современных религиозных систем способствует созданию общей картины мира в сознании современной молодёжи.
Данный план семинарского занятия снабжён примерным списком тем рефератов и докладов, рекомендуемым визуальным рядом демонстрационного материала. В план введены отдельные блоки информации от преподавателя, ведущего семинар. Подобные ремарки призваны скрепить информационный материал участников семинара, создать общую композицию научного мероприятия.
Достаточно высокие результаты подобного рода объединений исследовательской мысли позволяют оценивать систему семинарских занятий по предмету «Мировая художественная культура» как довольно удачную, хоть и не новую, но традиционно успешную.
УРОК №14-15.
КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.
Тема: «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья».
Тип урока: семинар.
Вопросы:
- мифология Древней Греции;
- мифология Древнего Рима;
- развитие иудаизма, христианства и ислама.
Цели урока:
- усвоение и закрепление информации по пройденным разделам и темам;
- анализ лекционной информации;
- защита реферативных докладов и сообщений и анализ полученной информации.
Задачи урока:
- изучение и обобщение знаний о культурных традициях Античности;
- развитие навыков студентов по написанию рефератов и умения донести информацию до аудитории;
• изучение традиций мифотворчества древних народов и путей
возникновения новых мировоззренческих систем;
• изучение основ иудаизма, христианства, ислама, их истоки и
заимствование традиций античности.
План проведения семинарского занятия:
Введение преподавателя.
С начала 1-го тысячелетия по 5 в. н.э. в Восточном Средиземноморье развивается античная цивилизация, объединившая культуры многих народов (финикийцев, греков, римлян, этрусков и пр.). Огромное влияние на сложение основ мировоззрения позднеантичного населения Средиземноморья оказали развитые культуры Египта, Междуречья, Передней Азии.
Но еще на заре этого периода, в начале 1-го тысячелетия до н.э, на базе тотемного формата религиозных представлений формируется античная мифология. Уже Крито-Микенская (Эгейская) культура), явно являющаяся переходной от афро-азиатской к раннеевропейской, выдвигала некоторые элементы перехода от зооморфного к антропоморфному варианту развития пантеона богов.
Учитывая, что в древности религия являлась основным «заказчиком» искусства(искусство «обслуживало» религию), необходимо, даже после поверхностного анализа, сделать вывод об отражении в произведениях живописи, литературы, скульптуры, архитектуры религиозных представлений древних народов. Так, в антропоморфном пантеоне богов Древней Греции, где выразились мировоззренческие представления самой передовой культуры того времени, мы можем увидеть развитие мировых религиозных тенденций.
Изучение основ искусств Древней Греции невозможно без изучения мифологии этой культуры, без рассмотрения представлений о мироустройстве, без знаний сюжетов великого древнего искусства, ставшего европейской цивилизации.
Для изучения мифологии Древней Греции необходимо ознакомится с системой религиозных представлений, системой пантеона, увлекательнейшими и познавательными историями богов древнего мира.
Начнем с докладов о происхождении богов и сложения пантеона древнегреческих богов.
Зачитываются тезисы докладов и рефератов студентов по мифологии Древней Греции. Происходит краткое конспектирование аудиторией основных положений предложенной информации. По окончанию тезисного доклада (2-3 минуты) задаются вопросы студентами и преподавателем докладчику по уточнению некоторых идей реферата, происходит обсуждение (3-5 минут).
Особое место в мифологии древних греков занимает героика, т.е. повествование о деяниях героев, не богов, а земных людей, некоторые из которых за свои деяния стали бессмертными (например, Геракл), т.е. фактически стали богами, или на века вошли в гуманитарную культуру европейских народов.
Зачитываются тезисы докладов о героях Древней Греции, обсуждаются основные положения.
Отражение мифологических историй в живописи, скульптуре, архитектуре античности очевидно; но особенно ярко представления греков о религиозной составляющей их традиций отразились в литературе и драматургии.
Зачитываются тезисы докладов о театре, драматургии, литературе Древней Греции, обсуждаются основные положения, коллективно делаются аналитические выводы по культуре Древней Греции.
Как вам известно из уроков по культуре античности, древние римляне почти без изменений заимствовали греческую структуру религиозных представлений, обычно только переназвав основных богов пантеона, а, иногда, обойдясь и без этого (например, Аполлон). С веками некоторые дополнения и изменения всё-таки произошли. Великая римская культура в основных мифологических преданиях будет сейчас рассмотрена.
Следуют тезисы докладов о мифологии Древнего Рима, аналитически сравниваются и обсуждаются основные положения.
К 1 в.н.э. складывается позднеантичная цивилизация, греко-римская по сути, где синтез культур позволяет сформироваться новым, предмонотеистическим традициям. Вливание реально исторической составляющей в мифологию Древнего Рима (история Христа) создает предпосылки для развития идей «приближения» мышления смертного человека к поступкам и существованию богов. Развитие влияния религиозных практик древних народов Римской империи, появление сект, заимствование идей, распространение восточных культов (например, Исиды в начале новой эры) среди греко-римского населения приводят к расшатыванию основ сложившейся позднеантичной системы пантеона богов.
Особенно ярко это проявилось в период упадка 3-5 вв. Кризис Империи и всей системы рабовладения, разочарование в ценностях старых идей, чувство бессилия перед надвигающимися катастрофами, настроения бесперспективности, отчаяния, усталости, овладевшие всё более широкими массами жителей Империи, привели к новым религиозно-мистическим исканиям. Мир утратил в представлении людей былую гармонию, депрессия и невозможность найти рациональный выход из мировоззренческого тупика послужили основой для роста религиозных настроений. Внимание привлекли религиозные и философские учения Востока, чьё отличие от официальных воззрений (монотеизм), помноженное на идеи крепости власти как единой, монархической, позволили им наводнить страну проповедниками новых идей. Особенно привлекательно выглядело единобожие иудаизма с его пафосом дистанции между человеком и богом, с идеями о вмешательстве сверхъестественных сил и явлении божественного спасителя в противоположность рассудочности и педантизму римских культов; на смену древним, полумертвым традициям пришел новый, эмоционально окрашенный, идеализм религии из Израиля.
Рассматриваются положения рефератов о предпосылках и развитии семитских религиозных и мировоззренческих систем.
В обстановке деградации Римской империи зародилось и начало развиваться христианство, возникшее в 1 в. н.э. в покоренной Римом Палестине как еретическая секта монотеистической иудейской религии, быстро нашедшей приверженцев среди средиземноморской диаспоры евреев, а в последствии обредшей популярность и в других слоях Римской державы и даже в 4 в. ставшей официальным вероисповеданием Империи.
Рассматриваются рефераты и доклады о зарождении христианства, деяниях Христа, сложной эволюции учения и его влияния на культуру народов Империи.
Поздний Рим превратил христианство в пышный государственный культ. Но на восточных окраинах распадающейся страны зарождается еще одна новая мировая религия - ислам. В 6-7 вв. арабские племена Аравии, оставшиеся в распадающемся приграничье один на один с проблемами гражданской войны, устаревшими религиозными представлениями активно искали новые мировоззренческие ориентиры. В 7 в. этот процесс возглавил Мухаммет (Мухаммед), пророк, объединивший в своём учении старые и новые национальные традиции народов Востока с новыми идеями раннесредневековой философии, экономики, политики. Рассмотрим исходные точки развития ислама как новой религиозной системы.
Зачитываются тезисы докладов и рефератов по истокам ислама, личности Мухаммеда, идеям и структуре Корана.
Таким образом, мы видим, что перелом эпох, смена экономических и политических систем выдвигают и новые религиозные системы. И в древности, и в наши дни многие эти системы продолжают сосуществовать, взаимообогащая и взаимовлияя друг на друга.
Сложившиеся обряды, традиции, праздничные привычки во многом схожи; даже сейчас, через века, иногда видны корни позднеантичных мифотворческих систем в современных религиозных практиках.
Рассматривается докладная информация об обрядах и праздниках иудеев, христиан, мусульман; анализируются полученные сведения и сравниваются знания студентов с полученной информацией.
В заключении следует сделать выводы о древних корнях современных мировых религий, об источниках мировых монотеистических систем, уходящих в культуру народов античного Средиземноморья. Наша многонациональная страна, всегда поддерживающая идеи относительной веротерпимости, уважения ко всем народам её населяющим, в том числе считается и оплотом мировой культуры, где находится место искусствам многих наций, исповедующих разные вероучения и претворяющих их в своё творчество.
Проводится оценка семинарского занятия в целом. Оценивается работа участников семинара с учетом мнения аудитории.
Задание на дом:
- анализ результатов семинара;
- исправление недостатков реферативных работ;
- планируются направления самостоятельной исследовательской работы;
Демонстрационный материал:
- карта «Античное Средиземноморье 5 в. н.э.»;
- плакат «Афинский Акрополь»;
- схемы древнегреческих ордеров;
- репродукции по античному искусству из папок «Государственный Эрмитаж», «Европейское искусство», «Искусство арабского Востока», «Культура Византии»;
- CD-ROM «Мировая художественная культура»;
- набор фотографий из ГМИИ им. Пушкина, музея Востоковедения в Москве.
- схемы храмов античности, православия, мечетей, синагог.
Приложение. Темы рефератов и докладов к семинарскому занятию
«Культура античного Средиземноморья. Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья»
1. Мифология Древней Греции.
- Происхождение мира и богов.
- Зевс и Гера.
- Посейдон и божества моря.
- Царство Аида.
- Ио и Аполлон.
- Артемида и Афина.
- Арахна и Гермес.
- Арес. Эрот и Гименей.
- Гефест и Афродита.
- Деметра и Посейдон.
- Дионис и Пан.
- Герон древнегреческой мифологии.
- Девкалион и Пирра.
- Прометей.
- Пандора.
- Эак.
- Данаиды.
- Персей и Андромеда.
- Сизиф.
- Беллерофонт.
- Тантал.
- Пелопс.
- Европа и Зевс.
- Кадм, Зет и Амфион.
- Геракл и Гераклиды.
- Дедал и Икар.
- Тесей.
- Орфей и Эвридика.
- Путешествие аргонавтов.
- Герои и боги «Илиады» и «Одиссеи».
- Агамемнон и сын его Орест.
- Царь Эдип.
- Антигона.
- Поход Эпигонов.
- Алкмеон.
- Семеро против Фив.
- Мифология и драматургия Древней Греции.
- Древнегреческий театр как воспитательная система.
- Влияние древнегреческой мифологии на мифотворчество других народов.
- Элементы древнегреческих мифологий и искусства на идеи христианства и ислама.
2. Мифология Древнего Рима.
- Пантеон богов Римской империи.
- Юпитер и Юнона.
- Янис.
- Марс.
- Минерва.
- Диана.
- Венера.
- Флора.
- Теллура и Церера.
- Бахус, Фавн и Фавна.
- Вертум и Помона.
- Веста и Вулкан.
- Пенаты, лары, манны.
- Эней.
- Ромул и Рем. Основание Рима.
- Сходства и различия структур пантеона богов у античных народов.
- Влияние мифологии Древнего Рима на развитие европейской культуры.
- Отражение религиозных представлений древних римлян в архитектуре, живописи, скульптуре, античности.
- Влияние Древнеримской мифологии на миротворчество других народов.
- Мифология Древних римлян и семейные традиции.
3. Развитие иудаизма, христианства и ислама.
- Предпосылки развития монотеистических мировых религий Восточного Средиземноморья.
- История возникновения семитских религиозных мировоззренческих систем.
- Иудаизм и система мировоззрения древних евреев.
- Следы религиозных влияний и мифологии народов Востока в иудаизме.
- Иудаизм и раннее христианство.
- Структуры и идеи Торы - Ветхого Завета.
- Новый Завет. История Деяний Христа.
- Идеи христианства и традиции античности.
- Принципы христианства и иудаизма - сходства и различия.
- Распространение христианства в античном мире.
- Сосуществование раннего христианства и религий древнего Ближнего Востока.
- Библейские пророки.
- Библия как отражение взглядов народов античности.
- Библия. Структура и традиции.
- Апостолы - авторы Нового Завета.
- Первые общины христиан на Ближнем Востоке.
- Деяние апостолов.
- Влияние христианства на мировоззренческие основы эпохи.
- Влияние библейских сюжетов на изобразительное искусство Европы.
- Ислам. История зарождения новой религиозной системы.
- Структура Корана и традиции античного Востока.
- Коран как отражение взглядов народов древнего Ближнего Востока.
- Личность пророка Мухаммеда.
- Влияние Мухаммеда на религиозную и общественную жизнь народов Востока.
- Идеи ислама и отражение их в Коране и Шариате.
- Распространение ислама на Ближнем Востоке.
- Святыни ислама.
- Принципы ислама и влияние его на искусства народов Востока.
- Взаимовлияние иудаизма, христианства и ислама.
- Сосуществование иудаизма, христианства и ислама в обществах Ближнего Востока.
- Труды раннехристианских богословов.
- Обряды и праздники иудеев.
- Обряды и праздники христиан.
- Обряды и праздники мусульман.
Вариативный план проведения семинарского занятия по разделу «Культура античного Средиземноморья» по теме «Развитие мировых религий и культура античного Средиземноморья. Мифология Древней Греции».
Тип урока: семинар.
Цели урока:
• проверка усвоения информации по разделу и теме;
• контроль над самостоятельной исследовательской работой студентов.
Задачи урока:
• изучение культурных, мировоззренческих и мифологических традиций народов Восточного Средиземноморья;
• изучение системы ценностей, литературы и истории античного периода;
• рассмотрение развития религиозных систем народов юго-восточной Европы.
Ход занятия:
I. Введение.
• рассмотрение плана занятия;
• цели и задачи занятия;
• группирование по основным вопросам семинара;
• проверка готовности реферативных работ;
• вступление преподавателя.
II. Тезисные доклады.
На основании подготовленных рефератов предлагается тезисно изложить суть реферативной работы (1-2 мин.) и ответить на возникшие вопросы по теме (3-5 мин.). Оценка докладов происходит коллегиально с учётом мнения группы, качества реферата и по предложению преподавателя, ведущего семинар.
При оценке учитываются следующие факторы:
а) соответствие заявленной теме;
б) оригинальность рассмотрения темы;
в) качественность подбора информации;
г) изложение сути реферативной работы;
д) качество письменной части (аппарат реферата)
Ответы на возникающие вопросы преподавателя и согруппников являются дополнительным плюсом к ответу и оценке работы студента.
III. Подведение итогов семинарского занятия.
Обобщение преподавателем, ведущим семинар, результатов работы группы, объявление оценок рефератов и тезисных докладов студентов.
Задание на дом:
• анализ результатов семинара;
• исправление возможных недостатков реферативных работ;
• рассмотрение направления самостоятельной исследовательской работы.
Демонстрационный материал:
• плакат «Афинский Акрополь»;
• скульптура пергамской школы;
• схемы древнегреческих ордеров;
• список тем докладов и рефератов;
• CD-ROM «Мировая художественная культура».
Приложение. Темы рефератов и докладов по разделу «Культура античного Средиземноморья».
I. Мифология Древней Греции.
1. Происхождение мира и богов.
2. Зевс и Гера.
3. Посейдон и божества моря
4. Царство Аида.
5. Ио и Аполлон.
6. Артемида и Афина.
7. Арахна и Гермес.
8. Арес, Эрот и Гименей.
9. Гефест и Афродита.
10. Деметра и Посейдон.
11. Дионис и Пан.
II. Герои древнегреческой мифологии.
1. Прометей.
- Персей и Андромеда.
3. Сизиф.
4. Европа и Зевс.
5. Геракл и Гераклиды.
6. Дедал и Икар.
7. Тесей.
8. Орфей и Эвридика.
9. Путешествие аргонавтов
III. Мифология и литература, драматургия Древней Греции.
1. Герои и боги «Илиады» и «Одиссеи».
2. Царь Эдип.
3. Антигона.
4. Древнегреческий театр как воспитательная система.
IY. Свободные сообщения по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс лекций по логике
p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } Что же является предметом логики, какая область или сторона мира? Для выяснения этого вопроса попробуем начать с этимологии термина "логи...
Презентация Курс лекций по этнодемографии
Презентация содержит основную информацию по этодемографии: термины, понятия....
Курс лекций по информатике 1 часть
Объем материала в лекцияхпозволяет подробно освоить такие вопросы, как понятие предмета информатики, информация, информационные процессы, алгебра логики, системы счисления, устройств...
курс лекций для заочного отделения по предмету "Физическая культура" ,3 курс
Рзработка курса лекций для заочного отделения по физической культуре для ГБОУ СПО МГКБИТ...
Учебная программа элективного курса профильного обучения для 10 классов «Античная литература».
Настоящая программа элективного профильного курса предназначена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению литературы и ...
Учебная программа элективного курса профильного обучения для 10 классов «Античная литература».
Настоящая программа элективного профильного курса предназначена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению литературы и ...
Учебная программа элективного курса профильного обучения для 10 классов «Античная литература».
Настоящая программа элективного профильного курса предназначена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, проявляющих интерес к изучению литературы и ...