курс лекций для заочного отделения по предмету "Физическая культура" ,3 курс
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

костиков дмитрий владимирович

Рзработка курса лекций для заочного отделения по физической культуре для ГБОУ СПО МГКБИТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekcii_po_f.k._dlya_z.o.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

РЕФЕРАТ

на тему: «Развитие физической культуры как части культуры общества на разных периодах развития человечества (разработка курса лекций для студентов заочного отделения)».

Исполнитель: преподаватель

  ГОУ СПО Московского государственного

колледжа книжного бизнеса и

информационных технологий

Костиков

 Дмитрий Владимирович

группа № 76

Москва, 2007 год

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание ………………………………………………………………. 2

Введение ………………………………………………………………….. 3

Часть 1. Основные понятия физической культуры ……………………. 4

Часть 2. История развития физической культуры ……………………. 14

Заключение ……………………………………………………………… 28

Список литературы ………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

В средних специальных учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на весь период обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье физическое и психическое благополучие, физическое состояние.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.

Эта дисциплина преподаётся не только на очном отделении средних специальных учебных заведений, но и на заочном отделении. Особенность этого преподавания заключается в том, что на заочном отделении рассматривается лекционный материал, тогда как на очном отделении ведутся и теоретические, и практические занятия.

Темой данной работы является рассмотрение теоретического материала, выносимого на занятия заочного отделения. В ходе учебного процесса рассматриваются определения понятий физической культуры, а также развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человечества.

Необходимо помнить, что физическая культура является частью культурного развития личности, поэтому основным девизом можно считать афоризм: «В здоровом теле, здоровый дух».

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является её органической частью.

Началом развития физической культуры является первобытный строй, когда удача на охоте зависела всецело от физических возможностей человека. Любые трудовые навыки предполагают физические усилия. В процессе труда при помощи многократных тренировок удаётся в совершенстве овладеть тем или иным видом трудовой деятельности. В эпоху античных цивилизаций физическая культура выделяется в особый вид, называемый состязаниями. Они становятся очень популярными, особенно в Греции. В обществе начинает вырабатываться эталон физической красоты, совершенства человеческого тела. В эпоху феодализма физическая культура носила военно-прикладной характер и продолжала развиваться (рыцарские турниры, крестовые походы и т.д.). В наше время физическая культура стала носить наиболее актуальный характер в связи с научно-техническим прогрессом. Человек вынужден вести малоподвижный образ жизни, который ограничивает его нормальную физиологическую потребность в нагрузке на внутренние и внешние мышцы, что приводит к ряду различных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, обменной и костной систем, ухудшению мозгового кровообращения, памяти и т.д. Она [физическая культура] оказывает огромное значение на воспитание человека как личности, на становление его нравственного самосознания; концентрацию воли, выработку мировоззрения и осознания отношения к жизни, в том числе и к своему здоровью.

Физическая культура состоит из трёх взаимосвязанных частей: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация.

Физическое воспитание – это культура приобщения человека с малолетства к физической культуре, спорту путём стремления самого человека к работе над собой; над своей волей и телом, к внутренней самодисциплине и организации.

Спорт – профессиональный вид деятельности, область, которой устанавливает пределы возможностей человеческого организма.

Физическая рекреация – это прикладной, медицинский профиль физической культуры, направленный на восстановление нормальной жизнедеятельности организма.

Физическую культуру можно рассматривать как часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.

1.2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Польза, которую человек приносит обществу, в конечном счете, зависит от степени развития его личности и творческой активности. Именно поэтому среди других средств активного воздействия на личность многие правительства всегда придавали особое значение физической культуре.

Труд как особая форма жизни, составляющая исключительное достояние человека, тесно связан с физическим развитием. Производство – основа всякой человеческой практики. Развивая производство, т.е. трудясь, человек одновременно совершенствует свою личность. Труд свободного человека является в известной мере средством его духовного, нравственного, физического и эстетического воспитания.

Физические упражнения во всём бесконечном разнообразии их видов, форм и методов являются единственным средством устранения дисгармонии, ликвидации «провала», который образуется в двигательной деятельности человека.

Технический прогресс выдвигает проблему надёжности человека в системе производства. Уже сейчас некоторые виды деятельности предъявляют к человеку повышенные требования. Возникает проблема и необходимость специального отбора, а затем и специальной физической подготовки людей к определённому виду деятельности. Кроме того, расширяется круг профессий, где предъявляются исключительно высокие требования к точности движений, внимательности, координации и быстроте реакции.

 Надёжность человека в процессе производства предполагает безупречность здоровья, высокую степень развития его физических качеств и двигательных навыков, способностей организма противостоять неблагоприятным производственным условиям. Кроме того, надёжность человека на производстве требует и наиболее полного соответствия его качеств (физических, психических, личностных) характеру избранного вида деятельности. Эти качества могут быть природными, развитыми в процессе обучения, но могут быть  специально воспитаны во время подготовки к определённой деятельности.

Проблему гиподинамии в обществе, вследствие научно-технического прогресса, можно решить только с помощью физической культуры и спорта.

  1. Значение физической культуры изменялось на протяжении веков (прикладное, военно-прикладное, военный характер), входила в системы воспитания личности.
  2. В настоящее время роль и значение физической культуры – подготовить человека, личность к труду, жизни, творчеству в современном обществе.
  3. Устранить проблему гиподинамии.
  4. Увеличить надёжность человека в производственной деятельности.

1.3. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА

Принцип равновесия, гармонии (пример, Земля       Солнце).

В организме человека всё прекрасно сбалансировано. Нам необходим вполне определённый объём физической нагрузки, определённое количество разнообразных питательных веществ, определённое время сна и отдыха. Если человек получает слишком много нагрузки, пищи или отдыха, тогда нарушается равновесие систем, и расстраиваются функции. Если нет равновесия – нет здоровья и благополучия.

Чтобы было здоровье и благополучие, нужны определённые потребности.

1. Аэробная физическая нагрузка. Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Такая физическая нагрузка предъявляет организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате происходит благоприятные изменения в его органах, функциональных системах. Увеличивается общий кроваток, который осуществляет одну из основных функций – транспорт кислорода.

2. Рациональное питание, т.е. правильно сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, которые являются источником энергии для всех процессов жизнедеятельности. Потребность в пище возрастает прямо пропорционально затраченной энергии. При недостаточном питании организм начинает использовать свои ресурсы и, в конечном счёте, истощается. Поэтому питание должно быть полноценным и рациональным.

3. Эмоциональная гармония. В современном обществе увеличивается количество проблемных и стрессовых ситуаций, и человеку необходимо найти способ сохранения духовного равновесия. В этом ему помогает полноценный сон, активный отдых и здоровый образ жизни.

Здоровье – отсутствие болезни (старое определение). По ВОЗ (1940 г.), здоровье – это не просто отсутствие болезни, а состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это состояние полного благополучия человека. Оно определяется наследственностью, образом жизни, состоянием здравоохранения и окружающей среды. Достижение благополучия – непрерывный процесс, который подразумевает определённую жизненную позицию и поведение. Благополучие способствует более полной реализации наших потенциальных возможностей.

1.4. ПОНЯТИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура – часть культуры, основным содержанием которой является двигательная активность, базирующаяся на материальных и духовных ценностях и направленная на всестороннее гармоничное развитие личности.

Физическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс, освоение и совершенствование жизненно важных умений и навыков, совершенствования физических качеств и способностей.

Физические упражнения – специально подобранные двигательные действия, проводимые для решения задач физического воспитания.

Физическое совершенство – исторически сложившийся идеал человеческого тела, его качеств и способностей.

Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на организм человека.

Принципы обучения – это правила практической учебной работы. Выделяют: 1) принцип наглядности, 2) принцип систематичности и последовательности, 3) принцип постепенности, 4) принцип индивидуализации, 5) принцип сознательности и активности.

Методы обучения – это те принципы, с помощью которых осуществляется научение. Выделяют словесные и наглядные методы.

  1. словесные – рассказ, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, распоряжение;
  2. наглядные – демонстрация, показ, схемы.

Структура разучивания игровых приёмов:

  1. Общее ознакомление с приёмом игры;
  2. Разучивание приёмов в упражнениях, специально созданных условиях;
  3. Разучивание приёма в усложнённых условиях;
  4. Совершенствование приёма в игре.

Основные средства обучения и тренировки:

  1. Общеразвивающие упражнения;
  2. Подготовительные упражнения;
  3. Подводящие упражнения;
  4. Основные упражнения.

Содержание обучения и тренировки:

  1. Физическая подготовка (ОФП, специальная физическая подготовка);
  2. Техническая подготовка;
  3. Тактическая подготовка;
  4. Психологическая подготовка;
  5. Теоретическая подготовка.

Физическая культура как предмет не является обособленной дисциплиной, она взаимодействует с другими научными дисциплинами, такими как:

  1. Анатомия (anatomē – рассечение) – наука о строении организма. Без этой информации мы не смогли бы так точно планировать и рационально выполнять движения.
  2. Психология (psychē – душа, logos – наука) – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности, а также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид деятельности. Без этой информации мы не могли бы предвидеть реакцию человека в процессе занятий физической культуры и подготовки в спорте.
  3. Биомеханика (bios – жизнь, mēchanikē – орудие, машина) – раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании, кровообращении и т.д.).
  4. Физиология (physis – природа, logos – наука) – наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, клеток, органов, функциональных систем.
  5. Гигиена (hygieinos – целебный, приносящий здоровье) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования.
  6. Спортивная медицина – раздел медицины, наблюдающая, контролирующая и способствующая развитию физической культуры и спорта.

1.5. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ИХ РАЗВИТИЯ

В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества – сила, быстрота (скорость), ловкость (координационные способности), выносливость, а также гибкость. При этом физические качества всегда проявляются совместно, во взаимной связи. Это объясняется тем, что организм человека отличается внутренним единством, безусловным взаимодействием его функций.

Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Примеры проявления собственных сил способностей: поднимание штанги, подтягивание, лазанье по канату, толкание ядра и др. В физическом воспитании для развития качества «сила» применяются упражнения с предметами различного веса (набивные мячи, гантели, мешки с песком, гири, штанги), упражнения с преодолением сопротивления партнёра, упражнения с упругими предметами (резина, эспандер), упражнения в висах и упорах, метание и толкание мячей.

Быстрота – это способность человека выполнять движения с возможно большой скоростью. Можно различать быстроту движений (бег – спринт) и быстроту двигательной реакции (старт в беге, плавании, игре и т. д.). Для развития быстроты применяют упражнения в быстром темпе, старты, спринт, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, игры, требующие быстрой реакции и двигательных действий. Продолжительность упражнений до 20 – 30 секунд.

Ловкость – это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться с одних движений на другие в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Ловкость зависит от двигательного опыта (багажа упражнений). Наиболее ярко проявляется при выполнении сложных гимнастических упражнений (на снарядах, акробатике, вольные), в спортивных играх, прыжках в воду, на лыжах, фигурном катании, прыжках в высоту. Для развития применяются любые упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, усложнённых условиях, либо представляют элементы новизны и координационной трудности.

Выносливость – это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности. Различают общую и специальную (скоростная, силовая, скоростно-силовая) выносливости.

 Общая выносливость – способность длительное время выполнять работу средней мощности и противостоять утомляемости (бег на средние дистанции, плавание, велоспорт, баскетбол).

 Скоростная выносливость – способность противостоять утомляемости при субмаксимальных по скорости нагрузках (бокс, борьба, спортивные игры).  

Силовая выносливость – способность противостоять утомляемости при достаточно длинных нагрузках силового характера (борьба классическая, гимнастика).

Скоростно-силовая выносливость – способность выполнять достаточно длительное время упражнения силового характера с максимальной скоростью.

Средствами для развития выносливости служат различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые длительное время (ходьба, ходьба с бегом, бег, лыжи, коньки, гребля, плавание, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).

Гибкость – это свойство организма, характеризующее подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Выделяю активную и пассивную гибкости. Активная гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счёт мышечных усилий. Пассивная гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой в результате воздействия внешней силы. Для воспитания гибкости применяют упражнения на растягивание, т.е. упражнения с увеличенной амплитудой движения, упражнения у шведской стенки, прыжки, сгибания нижних конечностей к груди, наклоны вперёд, в стороны, назад.

Физические качества человека всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами. Проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости требует соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости. Воспитание физических качеств человека – одна из важных задач физического воспитания.

Физические качества развиваются в разном возрасте по-разному. Сила развивается быстро до 9 лет, особенно интенсивно – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Быстрота развивается быстро с 8 до 10 – 12 лет, а также в 15 – 17 лет. Выносливость – в 8 – 9, 14 – 15 и 16 – 17 лет. Гибкость же без постоянного развития с возрастом уменьшается.

1.6. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА

В разговорной речи и в официальных документах можно встретить такие термины и понятия, как «народные игры», «традиционные виды спорта», «народный спорт», «самобытные формы физических упражнений», «национальные виды спорта» и др. Даже специалисту трудно разобраться в этом многообразии близких по значению названий.

Чтобы облегчить понимание многообразия видов спорта, к традиционным видам спорта мы отнесли все виды спорта, включённые в олимпийскую программу летних и зимних игр, а к нетрадиционным – виды, не получившие место в Олимпийской программе, а также народные, национальные виды спорта (гонки на оленьих и собачьих упряжках, городки, гиревой спорт, различные национальные виды борьбы).

Традиционные виды спорта – виды спорта, которые десятилетиями постепенно отбирались в программу Олимпийских игр. В летних и зимних играх представлены виды спорта, которыми руководят международные федерации или союзы (лёгкой атлетики, академической гребли, бадминтона, бейсбола и софтбола, баскетбола, бобслея и тобоггана, хоккея на льду, санного спорта, лыжного спорта и др.). Для того чтобы претендовать на включение в Олимпийскую программу согласно Хартии (основным документом олимпиады) вид спорта должен быть широко распространён не менее чем в 75 странах, да притом ещё на четырёх из пяти континентах для мужчин и не менее чем в 40 странах на трёх континентах для женщин – это по летним видам спорта. А чтобы пробиться на зимние игры, вид спорта должен быть широко распространён в 25 странах на трёх из пяти континентах.

ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

История физической культуры и спорта включает в себя три термина: история, физическая культура, спорт.

История (от греч. «рассказ») – повествование о прошлой жизни человеческого общества.

Физическая культура – телесная культура.

Спорт («диспортире» от древнелатинского) – развлекаться. Как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.

История физической культуры и спорта – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать настоящее и, в известной мере, выявить тенденции будущего развития. История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие задачи:

  1. Показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества.
  2. Раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития.
  3. Способствовать формированию научного мировоззрения, воспитания патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления.
  4. Формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта.
  5. Способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

Физическая культура состоит из трёх взаимосвязанных частей: физическое воспитание, спорт и физическая рекреация. Важнейшие функции: нормативная, информационная, коммуникативная, эстетическая и биологическая.

2.2. ИСТОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственно обеспечением условий существования. Какие же факторы побудили человека разработать комплексы физических упражнений, служащие формированию человека? Ответа на этот вопрос найти сразу нельзя. Существуют три гипотезы:

  1. теория игры в духе Шиллера;
  2. из теории магии (Рейнаком);
  3. из теории излишней энергии (Спенсер).

Этим трём теориям есть опровержение в науке: примитивный человек в условиях тяжелейшего процесса выживания вряд ли «играл бы ради игры», магия также была вторична, используя в образах уже существующие формы движений охоты, бега, борьбы и танцев; также противоречит инстинктам теория о выбросе энергии с помощью упражнений.

 Возникновением физическая культура обязана осознанию человеком того, что он им стал не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого себя, своего тела, организма как главной производительной силы, т.е. в процессе труда (охоты) человек приобрёл жизненно необходимые умения и навыки.

Развитие человека мы можем отследить со 150 тыс. г. до н.э. Создание физической культуры как специфической сферы общественной деятельности произошло в более поздний период, 80 – 8 тыс. до н.э., оно обособлено от добывания пищи и труда, необходимого для существования человека.

На основе своих успехов и неудач, человек обнаружил, что одни действия ведут к успеху, а другие – к неудачам. Также пришло осознание того, что можно научиться нужным действиям. Овладение происходило путём наблюдения и копирования людей, птиц, животных. Темпы увеличились с появлением членораздельной речи, изобретением знаков и абстрактного мышления.

Открытие первобытным человеком термической обработки пищи и её заготовки впрок, заморозки зимой, позволило отделить процесс подготовки и передачи опыта, знаний от формы непосредственно охоты. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцев и метательных движений.

На следующих этапах развития (эпоха мезолита и неолита, 8 – 3 тыс. до н.э.) – главным источником существования стало земледелие и животноводство (распад первобытнообщинного строя, возникновение патриархального родового общества). На первый план в развитии человека и его физических качеств вышли верховая езда, облавная охота верхом, борьба, поднятие тяжестей, к танцам и медитации, связанными с плодородием.

Итак, в развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок.

  1. В ходе первого – охота вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и совершенствующуюся систему движений, которая непрерывно изменилась, дополнялась, совершенствовалась.
  2. В ходе второго (эпоха разложения первобытнообщинного строя)- возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения.

На протяжении веков физическая культура изменилась, дополнялась, совершенствовалась, но основы вросли в современные виды спорта:

  1. Так за играми с мячом, тяжёлой атлетикой, толканием ядра и охотой стоят производственные процессы.
  2. конный спорт, бег, прыжки, лыжи, коньки, соревнование судов – виды деятельности связаны с передвижением и преодолением препятствий.
  3. плавание и авиа – движения, подмеченные в природе.
  4. стрельба, метание, борьба, массовые выступления – отдельные боевые действия или их элементы.
  5. лечебная гимнастика и массаж – опыт врачевания.

 

2.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР

Появление первых примитивных игр и физических упражнений относится к раннему периоду первобытного общества. Есть несколько теорий происхождения игр и физических упражнений. Одни утверждали, что игра старше труда, другие – что труд создал самого человека. Именно в процессе и в результате труда и в первую очередь охоты человек приобрёл навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, сообразительность, внимание. Охота и другие, жизненно важные занятия требовали внимательного сознательного к себе отношения, а также развитию многих умений и навыков.

Некоторые учёные считали, что после трудового дня человек испытывает физиологическую потребность разминать своё тело. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами (танцами, плясками, играми).

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди (у народов Севера – лыжи, обитавшие по берегам водоёмов – плавание, гребля, а в зимнее время года – костяные коньки, кочевые племена приучались к верховой езде).

В процессе совершенствования появились новые физические упражнения и игры. В условиях родового строя физические упражнения и игры начали выделяться в самостоятельные виды человеческой деятельности.

Воспитание, как и труд, носило коллективный характер. Это облегчало людям  ведение тяжёлой борьбы с природой за существование, ведение очаговых неурядиц заставляло заниматься военным воспитанием, которое основывалось на занятиях всевозможными физическими упражнениями.

Развитие производительных сил, связанное с разделением труда, появлением частной собственности, привело к разложению родового строя и образованию рабовладельческого строя.

2.4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

(IV тыс. до н.э. – 476 г. н.э.)

Общеисторический момент данного времени характеризуется расслоением общества, вследствие появления новых орудий труда, а также возникающих излишков в результате повышения производительности труда. Что привело к возникновению рабовладельческого общества.

В соответствии с изменением условий жизни ключевой задачей физической культуры стало воспитание типа человека, годного для удержания власти и завоеваний. Трудовые мотивы в господствующей среде переродились в практическое приложение к военной подготовке. Воспитание юношества основывалось на атлетике, стрельбе из лука, гонках на колесницах, скачках, плавание, охоте, фехтовании, контактных поединках и танцах с оружием. Повышению эффективности обучения служили различные состязания, организуемые с большой торжественностью и различными религиозными и магическими обрядами.

2.5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Так сложилась Древнегреческая физическая культура и спорт. Физическое воспитание в Спарте основывалось на том, что до семи лет мальчики воспитывались в семье, их приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С семи до восемнадцати лет юные спартанцы находились в государственных учреждениях. Там их приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль. Они упражнялись в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках. Большое внимание уделяли военным играм, охоте на диких зверей. Следует отметить, что умственному воспитанию отводилось мало внимания. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Руководители (педономы) назначались государством, и за обучение им выплачивалась награда. Особое внимание  уделялось воспитанию мужества и находчивости, боевого, воинственного характера, презрения к рабам. Для развития этих качеств устраивались ночные облавы, во время которых убивали подозрительных.

В возрасте восемнадцати – двадцати лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов для несения военной службы до старости.

В древней Греции не только юношей, но и девушек развивали физически. Они занимались бегом, борьбой, метали диск, копьё, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооружённые спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. Система воспитания создала одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой.

АФИНЫ

Физическому воспитанию уделяли большое внимание не только в Спарте, но и в другом греческом городе – Афинах. Воспитательная система была разносторонней, оно состояло из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

До семи лет дети воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. С семи до шестнадцати лет в государственных или частных школах. Было несколько видов школ, которые ориентировались на тот или ной тип воспитания. Например, муссическая   школа (от слова «муза» – богиня, покровительница науки и искусства) ориентировалась на умственное воспитание вместе с нравственным и эстетическим. Гимнастические школы (от слова «гимнос» – обнажённый) ориентировались на физическое воспитание. Палестру (от слова «пале» – борьба), другое название гимнастических школ, посещали с двенадцати – четырнадцати лет, муссическая школа отступала на второй план, и на первое место выдвигалась гимнастическая. Её посещали до шестнадцати лет.

С шестнадцати лет поступали в гимнасии (Академия, Ликей и Кипосарг), где вместе с физическими упражнениями изучали политику, философию, литературу. В восемнадцать лет поступали в военные организации эфебии, где два года несли службу. На первом году службы изучали военное дело и занимались гимнастикой. На втором году, вооружившись щитом и копьём, охраняли границы страны.

В древней Греции применяли два метода гимнастических упражнений: гимнастика и агонистика. Гимнастика – общее физическое воспитание. Агонистика  (от слова «агой» – состязание, игра, турнир, праздник) – специальная подготовка и участие в состязаниях.

Гимнастика состояла из трёх разделов: палестрики, орхестрики и игр. Палестрика – пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья, диска, борьба). Кроме обычного набора для пятиборья, палестрика могла соединять борьбу с кулачным боем. Орхестрика – танцевальные упражнения под музыку. Игры – упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом, плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука.

2.6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

(VIII в. до н.э. – II в. н.э.)

Римское воспитание имело практическую военную направленность, поэтому девочки оставались под наблюдением матери, а мальчики воспитывались дома под руководством отца. Физическое воспитание получали в основном мальчики, кроме чтения и писания, отец обучал сына гимнастике, объяснял законы жизни. Воспитывал у сына умение владеть оружием, метать копьё и дротик, ездить верхом, биться на кулаках, переносить голод и холод, учил преодолевать водные преграды. Домашние воспитание велось до семнадцати лет, к этому моменту юноша был готов к службе в армии. В армии существовала своя иерархия: новобранец – легионер – ветеран. Система тренировки и совершенствования навыков в армии проводилась под постоянным контролем государства и была ещё более совершенной, чем спартанская. Обучение воина было очень суровым и было рассчитано на развитие в нём всеми возможными способами физической силы. Помимо обучения обращению с оружием и различным движениям, широко практиковались бег, прыганье, прыжки с шестом, скалолазание, борьба, плавание (сначала без одежды, потом во всём снаряжении).

В отличие от древней Греции, Рим возник как централизованное, а не раздробленное государство. Существует три периода Римской империи:

  1. Царский период – физическая культура  не отличалась от других народов, носила военный характер. В этот период практиковались соревнования, такие как гонки колесниц, метание копья, борьба, соревнования всадников, кулачный бой и другие.
  2. Республиканский период (VI в. до н.э. – I в. н.э.) – в этот период происходит расширение территории Римской империи. Хороший легионер приносил хороший доход семье благодаря грабежам захваченных территорий. Юные римляне получали физическое воспитание в частных школах. Там им преподавали бег, борьбу, метание, верховую езду, фехтование, игры в мяч. Римская империя обогатилась знаниями за счёт культуры завоёванной Греции. В физической культуре Рима появились гимнастические упражнения, стали появляться аналоги современных стадионов (цирки). В римской армии применялись спортивные снаряды: деревянный конь, штурмовые лестницы, чучела. Создание профессиональной армии привело к упадку физической культуры ко II в. до н.э. В цирках проводились зрелища, которые требовались скучающим зрителям: борьба, кулачный бой, битва с дикими зверями, гладиаторские бои.
  3. Императорский период – военная диктатура императора. Количество праздничных дней увеличилось до 175 в году. Проводилась масса соревнований. Создаются профессиональные объединения среди атлетов.

С IV века в Римскую империю приходит христианская религия. В связи с этим происходит отмена всех языческих празднеств (394 г. – запрет Олимпийских игр, агонов; 404 г. – запрет гладиаторских боёв).

2.7. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Средние века по времени в основном совпадают с эпохой феодализма, существовавшей в Западной и Восточной Европе, Азии и Северной Африке в период с V века по вторую половину XVII века, а в некоторых странах и дольше. Вместе с тем в ряде областей земного шара вплоть до XVII века племена и народы центральной Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки жили в условиях первобытнообщинных или рабовладельческих отношений.

Господствующими сословиями при феодализме были светские феодалы (рыцари) и духовенство. Они жили за счёт эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников – горожан. Огромную роль в жизни средневекового общества играла церковь. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о теле, называя тело «прибежищем дьявола», призывала заботиться только о спасении души и подготовке к загробной жизни. В средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании и молодёжи. В то же время церковь, способствуя укреплению феодального строя, распространению католицизма, которое несло рыцарство на своих мечах во время Крестовых походов, всячески поощряла систему физической подготовки рыцарей.

Рыцарская система физического воспитания носила сугубо военно-прикладной характер, считая, что достойно заниматься только военным делом, много времени проводили в военных походах. Воспитание рыцарей состояло в овладении семью рыцарскими доблестями: верховая езда, фехтование, охота, плавание, стрельба из лука, игра в шахматы, слагание стихов.

С семи до четырнадцати лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала. В четырнадцать лет производились в оруженосцы.  В двадцать один год посвящали в рыцари. К этому времени они должны полностью овладеть рыцарскими доблестями, научиться рыцарскому обхождению, постичь придворный этикет. Готовясь стать рыцарем, юноши много занимались физическими упражнениями, вырабатывали в себе выносливость и силу. Большое значение в физическом воспитании имели игры. Они подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Спортивные игры: 1. Французская «же де лом» – прообраз тенниса. 2. Английская «суль» – прототип футбола. 3. Голландский гольф. Военные игры состояли из штурма городских стен, осады, замков и т.д.

Из видов спорта получили развитие: фехтование, верховая езда, борьба, метание молота и копья, прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Учителя фехтования  – фехтмейстеры, учителя верховой езды – берейтор. Развлечением считалась охота: соколиная, псовая, конная, пешая. Методические приёмы обучения физическим упражнениям носили эмпирический характер.

В целях проверки проводились рыцарские турниры. Первое упоминание относится к  VI веку (Франция). Турниры подразделялись на массовые (бухурды) и одиночные (тут илитьост). Массовые производили картину военных действий. Одиночные – поединок двух рыцарей на копьях. Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения крупного феодала и др. Перед турниром рыцарь давал клятву: «Жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшее развитие турниры достигли в XIII веке во времена крестовых походов. Больше всего подобных состязаний проводилось в Германии, Англии, Франции и Испании. Последние состязались в конце XV века (Германия) и в начале XVI века (Франция). К этому времени рыцарство как сословие пришло в упадок. Зарождались новые буржуазные отношения. Рыцарская культура вступила в период разложения. Изобретение пороха и огнестрельного оружия, появление наёмного войска привело к тому, что рыцарская система стала ненужной и изжила себя.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН

Средневековое общество являлось более прогрессивным, чем общество Древнего мира. Но феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс, называя игры и упражнения «элипским беснованием». Кроме того, они опасались, что простые люди смогут использовать умения и навыки, приобретённые в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою, в борьбе за свои интересы против феодальных порядков. Но вопреки всем гонениям и запретам народные массы продолжали сохранять и развивать традиционные формы игр и физических упражнений, они носили стихийный характер. Однако в ряде случаев оно принимало организационные формы.

В кантонах Швейцарии (XIV в.) для юношей шестнадцати – восемнадцати лет проводились систематические занятия по бегу, прыжкам, борьбе, метанию копья, фехтованию на палках. Физическая подготовка проверялась на состязаниях. В период Гцентских войн под руководством Яна Жижки (1366 – 1424) табориты проводили постоянные занятия физическими упражнениями. Они тренировались в стрельбе из лука, метании камней, занимались борьбой, прыжками, учились плавать, фехтовать на мечах и копьях в пешем и конном строю.

С ростом средневековых городов (XI – XIV вв.) открылась новая возможность для дальнейшего развития народных форм физического воспитания. Горожане в целях самообороны от феодалов организовывали фехтовальные и стрелковые «братства». Наиболее широкое распространение они получили во Франции, Италии, Германии, Бельгии и Швейцарии. Кроме этого, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии играли в суль, напоминающий современный футбол. На гуляньях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.

Среди крестьян были популярны борьба, метание камней, бег, фехтование на палках, бег на коньках, скачки, лапта, игра в мяч, травяной хоккей, ходьба на лыжах.

В период позднего Средневековья (XV – XVII вв.) крепнущая городская буржуазия превращала стрелковые и фехтовальные «братства» в замкнутые аристократические клубы. Физическое воспитание городской знати всё больше обособлялось. Строились специальные помещения для своих занятий физическими упражнениями и играми. Наиболее популярны среди них становятся теннис, гольф, крикет.

2.8. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVIII ВЕКА

Отношение к прошлому, как говорил А.С. Пушкин, вот, что отличает образованность от дикости. Возникновение физических упражнений и игр в нашей стране относится к первобытному обществу. Физические упражнения отражали охотничью, рыболовецкую, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племён и родов первобытного общества.

У древних народов бытовали верховая езда, метание разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы нашего Севера с IV – III тысячелетий до н.э. применяли в труде (охоте) и быту передвижение на лыжах.

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общиной. Девочек и девушек воспитывали женщины, а мальчиков – мужчины.

Каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином. Военная подготовка начиналась с двух лет, в четыре года его сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному орудию, в десять лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать все приёмы фехтования. К двенадцати годам мальчик овладевал основными приёмами борьбы, бросковой и ударной техникой, в это же время подросток овладевал боевым оружием. В шестнадцать лет он проходил посвящение в воина.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. Византийский император Мавракий (VI в.) так оценивал вомнское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реку, превосходя в этом всех людей».

 В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами, они посвящались матери-земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов и разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодёжь стремилась показать своё умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городка, бабки, «чур» – подобие хоккея, взятие города, кулачный бой «стенка на стенку», медвежьи бои, культовые игры с быком, охотничьи игры и др.). В VII в. в жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение: молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения.

Важность физического воспитания раскрывают Лаврентьевская, Игнатьевская, Радзивимовская летописи. Последние советы о том, как воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении Владимира Мономаха конца XI в. «Поучение чадам своим». Ставя на первое место внушение детям страха перед Богом и духовенством, «Поучение…» в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать её от врагов. Он завещал не страшиться «ни рати, ни зверя», но творить «мужское дело». В числе средств воспитания «Поучение…» называет верховую езду и охоту.

Епифаний Славиницкий в XVII в. написал книгу «Гражданство обычаев детских». Книга составлена из вопросов и ответов, наряду с указаниями, как детям вести себя в школе, дома, в гостях, много внимания уделяется играм и упражнениям. В одном из вопросов спрашивается: «Что украшает играние?» В ответе указывается: «Постоянство, честное веселье, борзость (подвижность), крепость смысла, привычка играть истинно и правдиво, а не кознею (обманом) или ухищрением в игре побеждать».

При феодальном строе в княжеских и боярских домах появляются специальные лица (дядьки – пестуны) для воспитания и обучения детей – это выходцы из народа, которые использовали народные методы физического воспитания. В зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также в быту: на охоте, конных турнирах, в военных потехах. Военно-физическое воспитание феодала включало конный спорт, стрельбу из лука, гимнастические и акробатические упражнения, метание копья, бег, прыжки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения целей физической культуры предусмотрено решение следующих задач:

  1. создание целостного представления о физической культуре общества и личности, её роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста;
  2. приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов в жизнедеятельности;
  3. формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
  4. воспитание нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личностного и профессионального развития;
  5. обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;
  6. приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

Необходимо помнить, что человек это несовершенное существо, его надо постоянно поддерживать, чтобы процесс эволюции не превратил человека из человека в обезьяну, а для достижения этого нужно развивать не только свою личность, но и поддерживать здоровье с помощью физических упражнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История физической культуры и спорта. Под редакцией Столбова, В. В. 3-е изд. Переработанное и доп.– Москва, «Физкультура и спорт», 2000 г.
  2. Пьер де Кубертен. Олимпийские мемуары. Киев: Олимпийская литература, 1997 г.
  3. Л. Кун. Всеобщая история физической культуры и спорта. –  М., «Радуга», 1982.
  4. Пономарёв, Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., «ФИС», 1970 г.
  5. В. Я. Линченко, Р. П. Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. – М., «Медицина», 1988 г.
  6. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. – М., «Просвещение», 1989 г.
  7. Н. А. Фомин. Физиология человека. – М., «Просвещение», 1982 г.
  8. Ю. И. Окорокова, Ю. Н. Ерёмин. Гигиена питания. – М., «Медицина», 1981 г.
  9. Кеннет Купер. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., «Физкультура и спорт», 1989 г.
  10.  В. В. Розенблат. Симфония жизни. – М., «Физкультура и спорт», 1989 г.
  11.  А. М. Прохоров, М. С. Гиляров, Е. М. Жуков, Н. Н. Иноземцев, И. Л. Кнурянц, П. Н. Федосеев, М. Б. Храпенко. Советский Энциклопедический словарь. – М., «Советская энциклопедия».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания, 3 курс заочного отделения

Материалы для студентов 3 курса заочного отделения по предмету "Теоретические основы начального курс аматематики с методикой преподавания" для специальности 05146 Преподавание в начальных классах...

Лекции для заочного отделения "Основы философии"

Лекции для заочного отделения "Основы философии" 2 курс 3 семестр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 «ЭАСХ»

Рекомендации разработаны для студентов IV курса очного отделения. Данные контрольные работы  являются формой  итоговой аттестации «техника – электрика»  по дисциплине ...

«Методические рекомендации для выполнения тестов по тематике «Закон Ома для электрической цепи» для студентов IV курса очного и заочного отделений 35.02.08.«ЭАСХ», английский язык.

Цель составления данной методической рекомендации – это проверка навыков  и умений иноязычного письменного общения по специальности и сформированных компетенций в результате освоения дисцип...

ЛЕКЦИЯ для студентов отделения заочной формы обучения. Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения

ЛЕКЦИЯ для студентов отделения заочной формы обучения. Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения...

Краткий курс лекций по математике для студентов заочного отделения

Методическая разработка предназначена для студентов-заочников, изучающих дисциплину ОУП.04 Математика...