Конспект урока по теме "Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта ван Рейна".
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
Данный материал поможет учителю МХК при изучении феномена голландской живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gollandskaya_zhivopis_xvii_v._rembrandt.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта ван Рейна.
Голландская живопись XVII века – своеобразный феномен в европейском искусстве. Этот период отличался творческой активностью живописцев, их огромной продуктивностью и высоким уровнем мастерства, чему содействовала система художественного рынка, благодаря которой произведения искусства вошли в широкий торговый оборот.
Но это не единственная причина. В начале XVIIвека страна переживала творческий подъем, связанный с обретением независимости, который и предопределил весь ее художественный климат. Пожалуй, в истории искусства нет такого примера, чтобы живопись заняла столь большое место в жизни общества, так естественно вошла в повседневный быт на всех его социальных уровнях, как в Голландии.
Картины в Голландии можно было приобрести повсюду – у самих художников, у специальных торговцев, на аукционах, на сельских ярмарках. Да и купить их могли все: и люди состоятельные , и небогатые бюргеры, и даже крестьяне. По свидетельству современников, дома голландцев были полны живописными полотнами. Именно в Голландии распространилась мода на коллекционирование произведений живописи.
Наряду с традиционными жанрами, такими как композиции на библейско-мифологические темы, портрет, исторический, в Голландии в XVII в. появились новый жанры – бытовой, пейзаж и натюрморт.
Если в большинстве европейских стран в XVII в. круг портретируемых чаще всего составляли монархи, высшая аристократия, папы и кардиналы, известные люди своего времени, то в Голландии каждый более или менее состоятельный бюргер мечтал увековечить себя в портрете.
Творчество Рембрандта уже само по себе представляет целую эпоху. Оно многогранно, и его вклад в развитие графики, искусства рисунка и офорта тоже не менее значителен. Однако в первую очередь Рембрандт- уникальный мастер живописи.
Творческий путь Рембрандта четко разделен на два периода, границей между которыми явилось созданное в 1642 г. полотно «Ночной дозор».
Герои Рембрандта – это обычные люди со всеми их противоречивыми качествами характера; среди них есть место и мудрым, благородным , сильным, и слабым, жестоким или находящимся в плену у какой-либо страсти. Мир этих персонажей сложен и многолик, как сама жизнь. Однако гениальность рембрандтовской кисти состоит в том, что сквозь все персонажи проступает личность художника, его чувства, его видение и ощущение реальности.
Самый ранний, лейденский период творчества художника - это период становления его основных тематических пристрастий, круга обзоров и художественных средств выражения. Уже на этом этапе выясняется, что художник не приемлет понятие красоты в ее традиционном, идеально-классическом смысле. Для Рембрандта важно более характерное и обыденное во внешности человека, даже иногда на грани уродливого, но тем самым представляющее для него большую эстетическую ценность и привлекательность. Для Рембрандта важен внутренний мир.
В лейденский период Рембрандт начал пробовать себя как портретист. Именно в этом жанре художник занимает место одного из величайших мастеров своего времени. Правда, в этот период внимание художника направлено преимущественно на изображение себя, на внешние изменения своего облика и различные эффекты: разные костюмы, эмоциональные состояния, меняющиеся под разным освещением. Рембрандт был максимально открыт для зрителя, об этом свидетельствует и количество автопортретов (их около 100).
В 1632 году художник переехал в Амстердам – начался амстердамский период его творчества. В 1642 г. он пишет «Ночной дозор», ознаменовавший рубеж в творчестве художника. Это произведение – образец абсолютно новой трактовки группового портрета. На картине изображены стрелки роты капитана Банинга Кока. Заказчики ожидали от художника традиционного парадного портрета, а вместо этого перед ними предстало произведение, в котором главным было единое динамичное действие, и именно оно, а не портреты участвующих в нем лиц составляло главную образную идею произведения. Заказчики были недовольны.
Примерно с 1650 г. открывается поздний этап творчества Рембрандта. Это время высших созданий его гения: художник обращается к важнейшим вопросам бытия. Среди героев картин художника – могущественные властители, библейские патриархи и те особые рембрандтовские персонажи, в которых так чутко сочетаются черты отшельника и философа и которые воспринимаются как носители мудрости и нравственности. Доминирующим становится трагическое начало: каждая картина – это драма, глубокая по замыслу и очень своеобразная по настроению. Цветовые решения полотен этого времени необычны: они словно изнутри подсвечены, отчего возникает эффект горящих и тлеющих красочных тонов. Главный цвет – красный, причем многообразный – от глубокого темно-вишневого до оранжевого, что еще более обостряет драматичность сюжетных событий. Ярким примером того, как виртуозное владение колоритом, широкой, свободной манерой письма способствует передаче сложнейших оттенков чувств, настроений и переживаний, является «Возвращение блудного сына» . Сцена примирения раскаявшегося в своем беспутстве сына и всепрощающего отца по тонкости изображения человеческих переживаний, остается непревзойденной в мировом искусстве. Композиция сводится к нескольким монументальным обобщенным фигурам, главными из которых являются словно согретые теплым золотистым светом фигуры отца и коленопреклоненного сына. Жесты, мимика одновременно и сдержанны, просты и исключительно выразительны.
Соединение качеств рисовальщика и живописца помогли проявить Рембрандту еще одну грань своего таланта. Рембрандт после Дюрера (художника немецкого Возрождения) стал вторым величайшим мастером в истории гравюры.
Но среди современников выдающиеся творения художника не нашли ни отклика, ни признания. Умер Рембрандт в нищете, всеми забытый. Только в XVIII в. европейский художественный мир сумел оценить по достоинству творческое наследие великого мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению....
Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»
Урок – исследование по русской литературе 20 века. Дан материал по теме любви в творчестве А.И.Куприна. На уроке ведется наблюдение за тем, как рассматр...
Конспект урока "Притча о блудном сыне в творчестве и судьбе Рембрандта ванн Рейна"
Материал урока можно использовать на уроке МХК, истории, обществознания, во внеклассной работе....
Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"
Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...
план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"
На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...