Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему
Урок МХК предназначен для провдения в 11 классе. Урок содержит презентацию и конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 747.5 КБ |
Презентация - 1 часть | 1.49 МБ |
Презентация - 2 часть | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Коваленко Елена Николаевна
Авторская разработка урока МХК в 11 классе
Тема: Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта
Учитель: Коваленко Елена Николаевна
Класс: 11 – а.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (проблемный урок).
№ n/n | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых технология применяется |
1. | Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint | На этапе знакомства с новым материалом. |
2. | Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). | На всех этапах урока. |
3. | Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе. | На этапе подбора и подготовки материала к уроку. На этапе знакомства с новым материалом. |
4. | Технология проблемного обучения | На этапе постановки проблемного вопроса. |
Цели:
образовательные: познакомить с жизнью и творчеством композитора, определить особенности эпохи Просвещения через творчество Моцарта;
развивающие: развивать способность синтезировать знания из различных школьных предметов (МХК, литература, история, музыка), развивать умение сравнивать, анализировать, делать вывод;
воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, доказательно отстаивать свою позицию, проявлять творческую инициативу.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, интерактивная доска для показа презентации в PowerPoint, видео запись рок оперы (http://joyreactor.cc/post/526825).
ХОД УРОКА.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска для показа презентации «Реквием», созданной учителем в PowerPoint, портрет Моцарта (для оформления класса), афиша, выполненная учеником по предварительному заданию в программе Paint, Corel DRAW и Photoshop, графические работы по теме «Реквием», выполненные учениками (техника: гуашь, карандаш).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы проведем исследование. Нам предстоит выяснить, как черты эпохи Просвещения отразились в творчестве Вольфганга Моцарта.
III. Актуализация знаний.
Активная беседа по теме «Эпоха Просвещения».
Учитель: -Что представляет собой 18 век с точки зрения общественно-политической?
- Какие стили господствовали в эту эпоху? Чем они характеризуются?
- Отражает ли музыка духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени? Как это происходит?
IV. Знакомство с новым материалом.
- Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта (сообщение заранее подготовленного ученика).
- Просмотр презентации «Реквием».
- Беседа о творчестве Моцарта.
Учитель: - Что означает слово «реквием»? (обращение к интернет-ресурсам)
- Какие чувства вызвало у вас прослушивание музыкальных фрагментов из презентации?
На экране: «День гнева» Dies irae- разрушительная сила страшного суда.
«Слезная» Lacrimoza – мольба о милосердии, которая является кульминацией всего «Реквиема»!
- Милосердие, человеколюбие – это главная тема какой эпохи? (Возрождение).
- Эпоха Просвещения обращается к Человеку, как к вершине творения, но обязательно к человеку государственному.
- Спустя 150 лет, в начале 20 века, А. Ахматова напишет свой «Реквием».
Звучит отрывок из части «Распятие»:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О не рыдай Мене…»
- За 300 лет до появления музыки Моцарта и спустя 150 лет возникает вопрос: «О чем говорит искусство?».
- Знакомство с рок оперой «Моцарт» (сообщение заранее подготовленного ученика).
Учитель: -Что это за направление- рок? Когда оно появилось?
- Об этой опере расскажет ученица 11-А класса Ревазян Ануш (Звучит рассказ об этой постановке).
V. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: - Сейчас мы просмотрим видео фрагмент рок оперы «Моцарт». В процессе просмотра ответьте на вопрос:
- Можно ли Моцарта считать первым рок музыкантом?
Просмотр видеофрагмента (http://joyreactor.cc/post/526825).
VI. Поиск решения.
Учитель: - Итак, можно ли назвать Моцарта рок музыкантом?
- В чем состоит новаторство Моцарта?
- О чем говорят нам его слова «Сожжем наши золотые клетки, Решимся выполнить невыполнимое!», «Я свободен! Я свободен!»?
- В чем главная идея эпохи Просвещения? (Человек в обществе свободен).
- Какова суть рок движения в XX веке? (Протест, протест против окружающей действительности).
- Что общего и различного между эпохой Просвещения и рок движением? (Общее – протест, стремление быть свободным, обращение к человеку; различное – Просвещение воспитывает человека не только через книги, но и через законы, определяющие жизнь человека в обществе по нормам разума, а рок - отвергает законы общества).
Учитель: - Новаторство Моцарта состоит в том, что он брал сюжеты из жизни, демонстрировал приверженность к просветительским идеям. Примером служит опера «Безумный день или Женитьба Фигаро».
- Моцарт раздражал всех и всем: внешностью, одеждой, толпой поклонников и таким же количеством ненавистников, примером тому служат взаимоотношения Моцарта и Сальери. Хитросплетения человеческих отношений!
- Зависть, черная зависть в творчестве! Именно она привела к провалу оперы «Фигаро»!
- Провал оперы, трагические переживания, смерть отца подкосили здоровье самого композитора. Приход человека в черном, заказ «Реквиема» - кульминация жизни!
VII. Подведение итогов.
Учитель:- Так о чем говорит искусство?
-Искусство современно?
-Искусство вечно?
Тезисы:
«Моя музыка меня превосходит!» Моцарт.
«Лишь безумцы заставляют нас идти дальше!» рок опера «Моцарт».
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение-рассуждение или эссе по темам (по выбору):
1.Гений и творчество.
2.Моцарт- первый рок-музыкант?
3.Искусство вечно?!
IX. Рефлексия. Что было нового сегодня на уроке? Кто доволен своей работой?
Фрагменты слайд – презентации
Полная версия урока и презентация выложены
- на сайте социальной сети работников образования «Наша сеть»
- на диске в папке «Использование современных образовательных технологий
- в Приложении – стр. 1 - 3
Директор ФГОУ - СОШ №21 МО РФ Сошников П.В.
ОТЗЫВ об уроке
Образовательное учреждение: ФГОУ – СОШ №21 МО РФ
Дата: 31.01.2013 Класс: 11- а Предмет: МХК
ФИО преподавателя: Коваленко Елена Николаевна
Тема : Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта.
Форма урока: открытый урок с использованием презентаций
Тип урока: урок усвоения новых знаний (проблемный урок).
Методическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в PowerPoint, подготовленная учителем, интернет ресурсы.
РЕЙТИНГ – АНАЛИЗ УРОКА
№ | Критерии | Баллы |
1 | Целеполагание и мотивация обучающихся на предстоящую деятельность | 4 |
2 | Дидактическая цель урока реализована | 4 |
3 | Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно) | 4 |
4 | Проблемный/исследовательский характер изложения учебного материала | 4 |
5 | Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов | 4 |
6 | Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения | 4 |
7 | Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего): | |
в предметной области: определены особенности эпохи Просвещения в творчестве Моцарта | 4 | |
в области информационных технологий: сформирован навык работы с презентациями в формате PowerPoint и интернет ресурсами | 4 | |
в проектно-аналитической деятельности: сформировано умение сравнивать, анализировать, делать вывод в пределах данной темы | 4 | |
в исследовательской деятельности: сформирован навык поиска информации при решении поставленных задач | 4 | |
в плане продолжения образования и эффективного самообразования: сформированы навыки определения отличительных черт эпохи и проявление их в творчестве композитора | 4 | |
8 | Занятие способствовало развитию качеств личности: | |
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов | 4 | |
критическое мышление | 4 | |
креативность, установка на творчество | 4 | |
самостоятельность и ответственность | 4 | |
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу | 4 | |
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям | 4 | |
9 | Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора | 4 |
10 | Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении | 4 |
11 | Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем | 4 |
12 | Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией | 4 |
13 | Комфортность образовательной среды: | 4 |
14 | Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся | 4 |
15 | Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся) | 4 |
Всего баллов: | 96 |
Эксперт: заместитель директора по УР__________________Хачатурян С.Д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 7 классе на тему : "Эпоха Просвещения"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок – аукцион Цели:1. Обеспечение условий для повторения знаний; 2. Приведение усвоенных учащимися понятий, знаний в стройную систему, ...
Презентация по теме "Эпоха Просвещения"
Презентация создавалась для открытого повторительно-обобщающего урока в 8 кл....
Эпоха Просвещения
Урок-экскурсия по странам Европы и знакомство с деятелями культуры данного периода...
13. Эпоха Просвещения.
Презентация к уроку....
План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс
Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...
Технологическая карта урока английской литературы. "Литература эпохи Просвещения. Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Технологическая карта урока английской литературы...