Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Коваленко Елена Николаевна

   Урок МХК предназначен для провдения в 11 классе. Урок содержит презентацию и конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект747.5 КБ
Файл Презентация - 1 часть1.49 МБ
Файл Презентация - 2 часть2.26 МБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Коваленко Елена Николаевна

Авторская разработка урока МХК в 11  классе

Тема:  Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта

Учитель: Коваленко Елена Николаевна

Класс: 11 – а.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (проблемный урок).

n/n

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

1.

Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint 

На этапе знакомства с новым материалом.

2.

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

На всех этапах урока.

3.

Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении.

Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе.

На этапе подбора и подготовки материала к уроку.

На этапе знакомства с новым материалом.

4.

Технология проблемного обучения

На этапе постановки проблемного вопроса.

Цели:

образовательные: познакомить с жизнью и творчеством композитора, определить особенности эпохи Просвещения через творчество Моцарта;

развивающие: развивать способность синтезировать знания из различных школьных предметов (МХК, литература, история, музыка), развивать умение сравнивать, анализировать, делать вывод;

воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, доказательно отстаивать свою позицию, проявлять творческую инициативу.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры,  интерактивная доска для показа презентации в PowerPoint, видео запись рок оперы (http://joyreactor.cc/post/526825).                                                                 

ХОД УРОКА.

Оборудование: компьютеры,  интерактивная доска для показа  презентации «Реквием», созданной учителем в PowerPoint, портрет Моцарта (для оформления класса), афиша, выполненная учеником по предварительному заданию в программе Paint, Corel DRAW  и Photoshop, графические работы по теме «Реквием», выполненные учениками (техника: гуашь, карандаш).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.        

- Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы проведем исследование. Нам предстоит выяснить, как черты эпохи Просвещения отразились в творчестве Вольфганга Моцарта.

III. Актуализация знаний.

Активная беседа по теме «Эпоха Просвещения».

Учитель: -Что представляет собой 18 век с точки зрения общественно-политической?

- Какие стили господствовали в эту эпоху? Чем они характеризуются?

- Отражает ли музыка духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени? Как это происходит?

IV. Знакомство с новым материалом.

  1.  Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта (сообщение заранее подготовленного ученика).
  2. Просмотр презентации «Реквием».
  3. Беседа о творчестве Моцарта.

Учитель: - Что означает слово «реквием»? (обращение к интернет-ресурсам)

- Какие чувства вызвало у вас прослушивание музыкальных фрагментов из презентации?

На экране: «День гнева» Dies irae- разрушительная сила страшного суда.

«Слезная» Lacrimoza – мольба о милосердии, которая является кульминацией всего «Реквиема»!

- Милосердие, человеколюбие – это главная тема какой эпохи? (Возрождение).

- Эпоха Просвещения обращается к Человеку, как к вершине творения, но обязательно  к человеку государственному.

- Спустя 150 лет, в начале 20 века,  А. Ахматова напишет свой «Реквием».

Звучит отрывок из части «Распятие»:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О не рыдай Мене…»

- За 300 лет до появления музыки Моцарта и спустя 150 лет возникает вопрос: «О чем говорит искусство?».

  1. Знакомство с рок оперой «Моцарт» (сообщение заранее подготовленного ученика).

Учитель: -Что это за направление- рок? Когда оно появилось?

- Об этой опере расскажет ученица 11-А класса Ревазян Ануш (Звучит рассказ об этой постановке).

V. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: - Сейчас мы просмотрим видео фрагмент рок оперы «Моцарт». В процессе просмотра ответьте на вопрос:

- Можно ли Моцарта считать первым рок музыкантом?

Просмотр видеофрагмента (http://joyreactor.cc/post/526825).

VI. Поиск решения.

Учитель: - Итак, можно ли назвать Моцарта рок музыкантом?

- В чем состоит новаторство Моцарта?

- О чем говорят нам его слова «Сожжем наши золотые клетки, Решимся выполнить невыполнимое!», «Я свободен! Я свободен!»?

- В чем главная идея эпохи Просвещения? (Человек в обществе свободен).

- Какова суть рок движения в XX веке? (Протест, протест против окружающей действительности).

- Что общего и различного между эпохой Просвещения и рок движением? (Общее – протест, стремление быть свободным, обращение к человеку; различное – Просвещение воспитывает человека не только через книги, но и через законы, определяющие жизнь человека в обществе по нормам разума, а рок  - отвергает законы общества).

Учитель: - Новаторство Моцарта состоит в том, что он брал сюжеты из жизни, демонстрировал приверженность к просветительским идеям. Примером служит опера «Безумный день или Женитьба Фигаро».

- Моцарт раздражал всех и всем: внешностью, одеждой, толпой поклонников и таким же количеством ненавистников, примером тому служат взаимоотношения Моцарта и Сальери. Хитросплетения человеческих отношений!

- Зависть, черная зависть в творчестве! Именно она привела к провалу оперы «Фигаро»!

- Провал оперы, трагические переживания, смерть отца подкосили здоровье самого композитора. Приход человека в черном, заказ «Реквиема» - кульминация жизни!

VII. Подведение итогов.

Учитель:- Так о чем говорит искусство?

-Искусство современно?

-Искусство вечно?

Тезисы:

«Моя музыка меня превосходит!» Моцарт.

«Лишь безумцы заставляют нас идти дальше!» рок опера «Моцарт».

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать сочинение-рассуждение или эссе по темам (по выбору):

1.Гений и творчество.

2.Моцарт- первый рок-музыкант?

3.Искусство вечно?!

IX. Рефлексия. Что было нового сегодня на уроке? Кто доволен своей работой?

                        Фрагменты слайд – презентации

Полная версия урока и презентация выложены

  • на сайте социальной сети работников образования «Наша сеть» 
  • на диске в папке «Использование современных образовательных технологий
  •  в Приложении – стр. 1 -  3

Директор ФГОУ -  СОШ №21 МО РФ                         Сошников П.В.

                                ОТЗЫВ об уроке

Образовательное учреждение: ФГОУ – СОШ №21 МО РФ

Дата: 31.01.2013       Класс: 11- а      Предмет: МХК

ФИО преподавателя: Коваленко Елена Николаевна

Тема : Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта.

Форма урока: открытый урок с использованием презентаций

Тип урока: урок усвоения новых знаний (проблемный урок).

Методическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска,  презентация в PowerPoint, подготовленная  учителем, интернет ресурсы.

                                      РЕЙТИНГ – АНАЛИЗ УРОКА

Критерии

Баллы

1

Целеполагание и мотивация обучающихся на предстоящую деятельность

4

2

Дидактическая цель урока реализована

4

3

Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно)

4

4

Проблемный/исследовательский характер изложения учебного материала

4

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

4

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

4

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций (вписать конкретно каких компетенций и за счет чего):

в предметной области: определены особенности эпохи Просвещения в творчестве Моцарта

4

в области информационных технологий: сформирован навык работы с презентациями в формате PowerPoint и интернет ресурсами

4

в проектно-аналитической деятельности: сформировано умение сравнивать, анализировать, делать вывод в пределах данной темы

4

в исследовательской деятельности: сформирован навык поиска информации при решении поставленных задач

4

в плане продолжения образования и  эффективного самообразования: сформированы навыки определения отличительных черт эпохи и проявление их в творчестве композитора

4

8

Занятие способствовало  развитию  качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

4

критическое мышление

4

креативность, установка на творчество

4

самостоятельность и ответственность

4

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

4

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

4

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

4

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении  

4

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

4

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13

Комфортность образовательной среды: 

4

14

Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

4

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

4

Всего баллов:

96

Эксперт: заместитель директора  по УР__________________Хачатурян С.Д.                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе на тему : "Эпоха Просвещения"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок – аукцион Цели:1. Обеспечение условий для повторения знаний; 2. Приведение усвоенных учащимися понятий, знаний в стройную систему, ...

Презентация по теме "Эпоха Просвещения"

Презентация создавалась для открытого повторительно-обобщающего урока в 8 кл....

Эпоха Просвещения

Урок-экскурсия по странам Европы и знакомство с деятелями культуры данного периода...

13. Эпоха Просвещения.

Презентация к уроку....

План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...