Урок "Звучащий оркестр"
учебно-методический материал по мхк (9 класс) по теме
Разработка урока по МХК с использованием современных технологий. Материалы можно использовать на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok3.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по предмету Мировая художественная культура
Тема: Звучащий оркестр
Класс: 9
Программа: Мировая художественная культура, авт. Маранцман В.Г.
Задачи:
- образовательная – дать представление о тембре на примерах музыкальных инструментов; сформировать умение распознавать звучание музыкальных инструментов в оркестре; ознакомить с типами музыкальных инструментов и их местом в симфоническом оркестре.
- развивающая – формировать коммуникативные умения (умения взаимодействовать в группах, навыки ведения творческого диалога); умения предметной и личностной рефлексии; информационные умения (умение самостоятельно отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в устной и письменной формах; умения работать с текстовым и аудиоматериалом)
- воспитательная - развивать эстетический вкус к музыкальному искусству; умение слышать, слушать и уважать собеседника и исполнителя.
Методы и приемы: ИСУД
Психолого-педагогическое обоснование. Проведенное психологическое исследование показало, что учащиеся 9 класса гимназии делятся на следующие группы по модальности: кинестетическая – 5, визуальная – 13, аудиальная – 10 учеников. Для создания ситуации успеха необходимо учитывать эти особенности при подаче нового материала. Поэтому использован видеоматериал, изображения музыкальных инструментов для создания ситуации успеха при восприятия нового материала визуалам. Практическое задание для них тоже связано с наглядностью. Аудиалы находились в комфортных условиях, так как тема урока связана со звуковыми характеристиками, а слуховой канал восприятия и переработки информации у них – ведущий. Самое сложное в данной ситуации создать успех кинестетикам, так как они нуждаются в движении, манипулировании предметами. Для них создана возможность подержать в руках «живые» инструменты. Практическое задание было связано с выполнением макета, что является для них комфортным заданием. Но для создания ситуации успеха в любой деятельности, нельзя ограничивать ребенка только комфортными заданиями. Необходимо создать условия для развития способности использовать успешно и неведущие каналы восприятия и переработки информации. Поэтому ученикам предлагается новый материал комплексно : звук-изображение-движение. И представляя результат своей работы, каждая группа «заставляет» использовать остальные неведущие модальности. За счет этого происходит развитие.
Этапы урока | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Контроль и оценивание | |
М О Т И В А Ц И О Н Н Ы й | 1.Входная диагностика 1,5 мин. | Опросник-шкала | Мотивация на основе осознания своего незнания (недостаточного знания), своего несоответствия уровню современного культурного человека. | Заполнение опросника |
2.Актуализация темы2 минуты | Беседа | На основе сопоставления разных звучаний одной мелодии будет сделан вывод о том, что у звука есть еще одна характеристика – тембр. | Устные ответы учащихся | |
О П Е Р А Ц И О Н Н Ы Й | 3.Работа с понятиями3-4 минуты | Самостоятельная работа учащихся по поиску информации из различных источников+ беседа | Произойдет ознакомление с понятием «тембр», сформируется умения находить слова, характеризующие тембр. | Устные ответы как результат поиска информации |
4.Решение задачи «Типы музыкальных инструментов» 2 мин. | Проблемный; работа в группах | Нахождение принципа деления – способ извлечения звука; разделение инструментов на три группы: клавишные, струнные, духовые. | Правильность выполнения задачи. Умение аргументировано доказывать свою точку зрения. | |
5.Упражнение «Тембр – какой он?» на примере звучания 2-3 инструментов 5 мин. | Опрос, фронтальная работа с классом | Сформируется умение подбирать характеристики звучания различных инструментов | Соответствие характеристик слуховым ощущениям. | |
6.Творческая работа «Звучащий оркестр» 15мин. | Самостоятельная творческая работа учеников (рассказ, плакат, макет) | Формирование навыка использования полученных знаний при решении творческих задач | Контроль работы групп. | |
7.Презентация творческих работ 10мин | Презентация | Достижение целей урока | Точность формулировок. Правильность выполнения заданий. | |
контрольный | 8.Рефлексия деятельности | Опросник и выводы. | Развитие навыка предметной и личностной рефлексии. |
Достижение образовательной цели планируется на 2-6 этапах урока. Развивающие цели реализуются на 3,4, 6-8. Воспитательные цели реализуются на всех этапах урока.
План:
№ | Этапы | Деятельность учеников , возможные ответы. | Деятельность учителя , материал, приемы создания ситуации успеха. |
1 | Входная диагностика | ответы на вопросы, осознание недостаточности знаний и умений | Мотивация. Похвала. Радует, что большинство из вас осознает, что для современного человека необходим высокий уровень культуры, и вы готовы повысить уровень своей компетентности в сфере культуры музыкальной. |
2. | Актуализация темы. | Прослушивание музыкальных фрагментов, выявление отличий, устные ответы. | Введение в тему. Язык, которым с нами говорит музыка – это звук. Вы уже знаете, что звуки различаются по высоте (низкий и высокий), по длительности (длинный и короткий), по громкости (громкий и тихий). Прослушивание одной и той же мелодии, исполненной разными инструментами. Ответ на вопрос: в чем различие всех вариантов исполнения? У звука была разная окраска. Эта окраска и есть еще одна характеристика звука – тембр. Именно по тембру мы можем отличить голос одного инструмента от другого. |
3. | Работа с понятиями | Поиск и отбор информации, определение тембра. Результат поиска: Те́мбр (фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак») — колористическая (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью). По тембрам дифференцируют (отличают друг от друга) звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами. Слушают музыкальный фрагмент . Пока звучит музыка, на слайде появляются изображения музыкальных инструментов. Вот музыкальные инструменты, которые сейчас звучали. | Организация работы по поиску информации. Используя различные источники информации, найдите значение слова «тембр». Пока ученики работают, звучит оркестровая музыка. Предоставление возможности работы с любыми средствами (телефон, планшет, компьютер, ноутбук, справочник) Но как можно охарактеризовать тембр? Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Поэтому мы будем первооткрывателями, придумаем свои характеристики тембра, опираясь на различные ассоциации. Тембральную специфику звука можно сравнить с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений. Например, звуки могут быть яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными. И так же, как художник, используя разные цвета и их оттенки, создает произведение искусства ( слайд), композитор использует различные тембры для создания музыкального произведения. Подача материала с учетом модальности. Музыкальный фрагмент, изображение инструментов. |
4 | Решение задачи «Типы музыкаль- ных инструмен-тов» 2 мин. | Находят принцип, по которому можно разделить музыкальные инструменты на группы. Результат: три группы – струнные, духовые, клавишные. Принцип – способ извлечения звука. | Организация работы по решению проблемной задачи. Научиться различать инструменты по голосам необходимо, чтобы лучше понимать, уметь не только слушать, но и слышать произведение. Так же, как и краски бывают схожи (красный, алый, малиновый, розовый), бывают схожи голоса инструментов. Я предлагаю вам разделить все инструменты на группы по какому-то признаку, который вы определите сами. Задание: изображения инструментов сгруппировать по определенному признаку. Работа с изображениями инструментов, возможность манипулирования ими. |
5 | Упражнение «Тембр – какой он?». | Слушают музыкальные фрагменты с различными солирующими инструментами, характеризуют тембр звучания. Скрипка – яркий, тонкий, пищащий, приятный, ласковый, мягкий. Кларнет – нежный, мягкий, приглушенный, матовый. | Активизация речевой деятельности. Познакомимся с голосами инструментов. Слушаем звучание различных инструментов (по желанию можно повторять движения музыканта), записываем названия и характеризуем тембр звучания. Использование материала с учетом модальности.Звук, изображение, видео, движение. |
6 | Творческая работа «Звучащий оркестр» . | Аудиалы – составляют небольшой рассказ «Голоса музыкальных инструментов». Визуалы – используя изображения музыкальных инструментов , выполняют плакат «Типы музыкальных инструментов». Кинестетики - на листе А0 выполняют макет симфонического оркестра, используя изображения музыкальных инструментов. Во время работы используются различные средства информации: справочники, журналы, Интернет. | Инструктирование. Критерии, которым должна соответствовать работа: лаконичность (создается в течение 12-15 минут), полезность (содержит информацию, которая помогает больше узнать о музыкальных инструментах и их звучании), соответствие правилам (составления рассказа, композиции плаката, расположению инструментов в оркестре). Комфортные задания. |
7 | Презента-ция работ. | Представляют выполненную работу классу, анализируя ее. Мы создали плакат на тему «Типы музыкальных инструментов». Его назначение – ознакомление с этими типами. Это может быть иллюстративный материал для уроков. Мы знаем, что плакат – это вид графики, который содержит изображение и лаконичный текстовый материал. Принципы композиции – симметрия, равновесие, выделение смыслового центра, ритм. Поэтому мы разместили изображения следующим образом. Цвет для надписей выбрали в соответствии с правилами контраста. И т.п. | |
8. | Рефлексия деятельнос-ти | Заполняют опросник. Делают вывод о том, насколько успешной была работа на уроке каждого ученика. Формулируют цели и намечают направления дальнейшего развития. | Анализ работы учащихся. Похвала, акцентирование положительных моментов, поддержка, указание на ошибки и неточности как на причины дальнейшего развития. |
Домашнее задание. Выбрать один из трех вариантов: 1.Доклад на тему «Музыкальные инструменты в литературе», 2.Презентация «Музыкальные инструменты в изобразительном искусстве», 3.Видефильм «Голоса музыкальных инструментов»
Ресурсы для домашней работы: http://www.popviolin.ru/poetry/ стихи о скрипке
http://ti-poet.ru/stih.php?b=34007 стихи о виолончели
http://slova.org.ru/lohvickaya/violonchel/ стихи о виолончели
http://www.proza.ru/2011/05/12/952 стихи о виолончели
http://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html звук инструментов Краткий обзор инструментов симфонического оркестра
http://museum-music.narod.ru/1-1-10d1.html стихи о духовых инструментах.
http://www.obshelit.ru/works/6584/ баллада о трубе
Справочный материал.
Те́мбр (фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак») — колористическая (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью). По тембрам дифференцируют (отличают друг от друга) звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами.
Инструменты обычно делятся по способу воспроизведения звука:
• Человеческий голос, является самым настоящим музыкальным инструментом. Певец воспроизводит звуки, когда поток воздуха из легких начинает колебать голосовые связки. При профессиональном звукоизвлечении человек использует многие резонаторные полости, диафрагму. Да и практически все тело должно участвовать в воспроизведении звука. Тем самым, можно создать широкий диапазон звуков.
• Струнные инструменты производят звук, когда струну щипают, ударяют, проводят по ней смычком, и т.д. Примеры струнных инструментов: гитары, скрипки и ситары. Электрические струнные инструменты производят звук с помощью звукоснимателя, помещенного под струны. Электрическая гитара и электрический бас - самые известные примеры таких инструментов, но появляются и новые инструменты, потому что электромагнитное усиление предлагает постоянно новые возможности. Другие примеры: электрический баритон, электрический цимбал.
• Духовые инструменты производят звук, когда поток воздуха начинает вибрировать в них. Группа типично подразделяется на:
• Деревянные духовые инструменты, такие как кларнет, саксофон, гобой и флейта
• Медные инструменты, такие как труба, тромбон, туба и валторна.
• Ударные инструменты создают звук в момент непосредственного удара. Форма и материал части инструмента, которая будет ударяться и форма резонирующей впадины, если таковые вообще имеются, определяют тембр звучания инструмента. Примеры: барабаны, всевозможные колокольчики и тамбурины, тарелки.
• Клавишные инструменты - это любые инструменты, которые воспроизводят звуки с помощью музыкальной клавиатуры. Каждая клавиша производит один или более звуков. Большинство клавишных имеет дополнительные средства (педали для фортепьяно, регистры у органа), чтобы управлять этими звуками. Они могут производить звук нагнетаемым воздухом (орган) или накачанным (аккордеон), вибрированием ударенной струны (фортепьяно) или ущипнутой (клавесин), электронными средствами (синтезатор) или другими способами.
.Входная диагностика:
- Нравится ли тебе классическая инструментальная музыка?
нет | да |
- Каков уровень твоей компетенции в этой области?
низкий | высокий |
- Знаешь ли ты инструментальный состав симфонического оркестра?
нет | да |
- Знаешь ли ты типы музыкальных инструментов?
нет | да |
- Сможешь ли по звучанию определить музыкальный инструмент?
нет | да |
- Сможешь ли описать тембр звука?
нет | да |
- Должен ли ты, как современный человек, знать и понимать классическое музыкальное искусство?
нет | да |
- Часто ли ты слушаешь классическую инструментальную музыку?
нет | да |
Итоговая диагностика
- Нравится ли тебе классическая инструментальная музыка?
нет | да |
- Каков уровень твоей компетенции в этой области?
низкий | высокий |
- Знаешь ли ты инструментальный состав симфонического оркестра?
нет | да |
- Знаешь ли ты типы музыкальных инструментов?
нет | да |
- Сможешь ли по звучанию определить музыкальный инструмент?
нет | да |
- Сможешь ли описать тембр звука?
нет | да |
- Должен ли ты, как современный человек, знать и понимать классическое музыкальное искусство?
нет | да |
- Часто ли ты будешь слушать классическую инструментальную музыку?
нет | да |
- Оцени уровень успешности своей деятельности на уроке.
низкий | высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок музыки в 4 классе "Симфонический оркестр"
«Своя игра-симфонический оркестр»Итоговый урок музыки в 4 классе IIIчетверть по программеВ.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся о симфонич...
Учебно- методическое пособие " Симфонический оркестр"
Данное пособие пригодится учителю музыки по теме оркестры...
Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".
Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....
инструменты симфонического оркестра
Схема расположения инструментов симфонического оркестра...
Программа по учебному предмету "Коллективное музицирование - оркестр народных инструментов - "Играй, оркестр"
Программа по предмету "Коллективное музицирование - оркестр русских народных инструментов" написана с использованием в работе компьютерной музыкальной программы Final....
Оркестр. Виды оркестров.
Ознакомительная лекция в рамках КНШдля учащихся МБОУ СОШ №3 ст.Советской...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...