Квн по МХК
материал по мхк (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КВН по МХК "Диалог двух культур"
1. Воплощение | Данная работа может рассматриваться как разовая и проводиться в конце 5-7 класса как итог изучения двух европейских культур. Но можно сделать проведение КВН-ов доброй традицией: в конце 6-го класса организовать мероприятие, сравнивая романский и готический стили. |
2. Воспроизведение | Работа может быть воспроизведена как в полном объеме, так и частично (зависимости от интеллектуального уровня класса, энтузиазма участников и глубины рассматриваемых процессов на факультативе). Могут быть добавлены конкурсы. |
3. Условия | Данный КВН пройдет на “отлично”, если класс прослушает факультативный курс мировой художественной культуры (в частности, темы “Древняя Греция” и “Древний Рим”. |
4. Деятельность болельщиков | Для отличных результатов данного проекта в классе должны быть выбраны 2 команды по 7–8 человек и группы поддержки (болельщики). Члены команд получают задания: инсценировка мифов, подготовка к конкурсу стихов античных авторов, юмористические сценки и т.д. Учащиеся находят нужный материал, репетируют, готовят костюмы и прочие атрибуты для инсценирования, готовят кроссворды. Для проведения КВН-а необходима сцена актового зала, диапроектор с набором слайдов по Древней Греции и Древнему Риму. |
5. Результат | Результатом КВН-а стало самостоятельное знакомство участников с комедиями Аристофана и Менандра, со стихами античных авторов, участие в инсценировках, в ораторском конкурсе, составление кроссвордов. |
6. Длительность | Подготовка проекта составит полтора-два месяца. |
7. Сроки реализации | КВН проводится во 2 или 3 неделю мая. |
8. Цели | Воспитание гармонично развитой личности. |
Пояснительная записка
Данная программа предлагает закрепить знания, почерпнуть новые путем КВН-а. Этот способ интересен для учащихся, так как учитывает возрастные особенности пятиклассников: они очень любят процесс соревнования команд. Подготовка к мероприятию (организация команды, выбор капитана, репетиции сценок, распределение участников по конкурсам) предполагает совместную деятельность группы учащихся, сплачивает коллектив из зависимости от уровня активности и подготовленности ребенка он может найти себе наиболее подходящую для себя роль: капитан, член команды, болельщик.
Причем болельщики тоже получают задания: объяснить фразеологические обороты, связанные с богами и героями античности а также событиями древнего мира, составление кроссвордов, инсценирование эпизода из древнегреческой комедии.
В этой ситуации действует принцип посильности предложенных заданий, что усиливает познавательную активность участников проекта.
Основная часть
Современная школа зачастую продолжает строить свою деятельность на основе принципа вертикальной оси: педагог изрекает теорию предмета, ученики поглощают предложенный материал (кто в большей степени, а кто в меньшей), закрепляя затем полученные сведения на практике.
Пятиклассникам, людям инициативным и энергичным, такая схема зачастую кажется чересчур консервативной, они хотели бы участвовать в учебном и воспитательных процессах на равных (т.е. по принципу горизонтальной оси). Для этого идеально подходит форма КВН-а.
После получения задания учащиеся загораются жаждой деятельности: они сами отыщут в библиотеках и комедии древних авторов, и стихи, отберут нужный материал и распределят роли, соорудят костюмы. Педагогу нужно лишь несколько раз прорепетировать сцены, подсказать нюансы. Это идеальный вариант для сближений детей с учителем, вместо менторского тона, с одной стороны, и послушания – с другой, работа единомышленников и сподвижников.
Заранее учащиеся готовят такие конкурсы как:
- приветствие команд (название, эмблема, девиз);
- “домашнее задание” – сцены по древнегреческим мифам (или эпизоды из жизни великих людей античности);
- кроссворды;
- конкурс стихов;
- юмористические сценки болельщиков.
Ряд конкурсов будет проведен экспромтом:
- задания по фразеологизмам;
- разминка (вопросы по Древней Греции);
- ораторский конкурс (произнести речь от лица Фидия, Сократа или Еврипида);
- вопросы по слайдам “Узнай меня” (по архитектуре и скульптуре античности);
- итоговый конкурс (вопросы по Древнему Миру).
Задания по фразеологии и ораторский конкурс потребуют подготовки от 5–7 минут (для первого) и до 10–15 (для второго). Для этого нужно обеспечить участникам помещение, где бы никто не мешал.
Миссия программы заключается в том, чтобы активизировать творческий потенциал учеников, воспитать чувство прекрасного на высочайших образцах древнегреческой и древнеримской цивилизаций.
Цели:
- воспитание гармонично развитой личности, у которой нравственные идеалы соседствуют с высоким интеллектуальным потенциалом и пониманием прекрасного;
- воспитание гражданского самосознания подрастающего поколения;
Задачи:
- самостоятельный поиск учащимися необходимых материалов по литературе и искусству;
- демонстрация полученных знаний и навыков по курсу МХК;
- воспитание уважения у учащихся к культурному наследию народов;
- пропаганда гуманистических ценностей античного искусства;
- раскрыть роль культуры и искусства в политической жизни государства (как искусство Древней Греции помогало формировать личность гражданина);
- пропаганда высоких нравственных идеалов (рабовладение и стремление к роскоши в Риме привели к отказу от патриархальных норм жизни и тунеядству граждан, а уменьшение числа тружеников-крестьян повлекло появление наемной армии, что способствовало усилению роли полководца-императора и в конечном итоге – гибель Римской империи под ударами варваров).
- доказательство приоритета демократических и республиканских ценностей над монархической идеологией и тоталитарным мировоззрением.
Условия реализации программы
Организационное обеспечение предполагает наличие факультатива по МХК на протяжении всего учебного года в данном классе, а также постоянное наличие межпредметных связей на уроках истории и литературы.
Материально-техническое обеспечение: возможность провести мероприятие на сцене актового зала, а подготовку ряда конкурсов (ораторского и по фразеологизмам) в отдельном помещении. Кроме того, на сцене должен находиться экран, на который диапроектор высвечивает необходимые слайды.
Кадровое обеспечение
С диапроектором работает специально подготовленный ученик (лучше – старшеклассник) или взрослый коллега.
В капитаны командами должен быть выбран действительно инициативные энергичные люди, преданные идеям искусства.
В идеале – проект воплощает в жизнь учитель истории. Если же руководитель факультатива по МХК не совмещает функции преподавателя по истории, то они должны тесно взаимодействовать в ходе подготовки мероприятия.
В члены жюри могут быть выбраны учителя по истории, литературе, ИЗО. Возглавить жюри можно поручить завучу по внеклассной работе или библиотекарю. Если же нет возможности пригласить в жюри учителей, то эту функцию можно передать ученикам-старшеклассникам (но обязательно прослушавших курс МХК). На судейском столе должны обязательно находиться копии с вопросами и ответами.
Рекомендуется пригласить специалиста, чтобы снять мероприятие на видеокамеру, чтобы учащиеся могли посмотреть на себя со стороны. Возможен дальнейший “разбор полетов” (но только в сильном классе).
Прогнозируемые результаты
Конечно, в данном проекте трудно разработать критерии эффективности: невозможно по баллам рассчитать, как ярко загорелись глаза у воспитанников, вряд из имеет смысл считать, сколько часов они просидели в библиотеке и сколько репетиций провели, т.е. количественные показатели в мониторинге использовать трудно (точнее, вряд из возможно).
Поэтому в качестве выявления эффективности программы предлагаю такие показатели:
Критерии эффективности |
|
1) количество 5-классников, принявших участие в проекте; | (в процентах) |
2) наличие костюмов у команд (или элементов костюмов); | в процентах от кол-ва детей в команде |
3) соответствие названия команды ее девизу (а также костюмам, эмблеме); | в баллах |
4) самостоятельность поисков материалов по искусству; | в баллах |
5) сложность выбранных сцен; | в баллах |
6) мастерство исполнения; | в баллах |
7) уровень ответов по вопросам; | в баллах |
8) умение использовать знания, полученные по другим предметам гуманитарного цикла; | в баллах |
9) способность учащихся проблемы древнего мира (политика, искусство, образование) сопоставить с днем сегодняшним; | в баллах |
10) можно провести в качестве подведения итогов анкету в классе, чтобы сами участники проекта оценили мероприятие. | в баллах |
Вопросы по искусству Древней Греции
Вопросы | Ответы |
1.Что являлось олицетворением человеческой красоты и мощи для древнего грека? | Статуи атлетов, победителей в соревнованиях. |
2. Почему архитектура частного дома в Древней Греции носила скромный характер? | Греки большую часть времени проводили “на людях”. |
3.Почему в древнегреческом искусстве скульптуре отводилось особое место? | Отражала действительность в вечных образах. Культ обнаженного тела. Культ прекрасного. |
4. Какую одежду носил Геракл? | Шкуру убитого им немейского льва? |
5.Сколько лет длились странствия Одиссея? (После отъезда из-под Трои). | 10 лет |
6. Каких древнегреческих драматургов вы знаете? | Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан… |
7. Почему драматические актеры играли на высоких котурках? | Чтобы лучше было видно. Статичность представления. |
8. Кто посещал театр в Афинах? | Все свободное мужское население. Женщины – только трагедии. |
9. Из каком древнегреческом храме богиня победы Ника изображена без крыльев и почему? | Храм Акрополя, посвященный Нике Аптерос. Победа поселилась в городе. |
10. Какие древнегреческие произведения архитектуры и скульптуры относились к семи чудесам свет? | Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия, Колосс Родосский, храм Артемиды, в Эфесе, сожженный Геростратом, Галикарнасский мавзолей, маяк в Александрии. |
11. Какой предмет был главным в афинской школе и почему? | Изучение поэм Гомера. |
12. Почему древние греки клали в рот умершего мелкую монету? | Плата Харону за переезд через реку Стикс. |
13. Как были вооружены герои Гомера? | Пика, шлем, щит, меч, латы, копье. |
14. Кто из богов совершил больше всего деяний и каких в первый день жизни? | Гермес утром родился, в полдень сделал кифару, вечером украл коров Аполлона. |
15. Почему на губах архаических куросов и кор застыла улыбка? | Радостное восприятие окружающего мира. Стремление скульптора показать эмоции. |
16. Что было важнее для гражданина Афин – посещение театра или храма? Почему? | Театр был училищем религиозной жизни, которая протекала в храмах, и той политической жизни, которая развивалась на городских площадях. |
Вопросы по искусству Древнего Рима
Вопросы | Ответы |
1. Как называли древнее римское божество домашнего очага и огня? | Лары, пенаты. |
2. Кто из римских императоров выступал на театральных подмостках и больше заботился из успехе у публики, чем о сохранении своей власти? | Нерон. |
3. Почему в заговоре против Цезаря участвовали даже те, кто был обязан ему карьерой и богатством? | Хотел установить монархию и перенести столицу в Александрию. |
4. Кто согласно легенде, спас Рим во время войны с галлами? | Гуси. |
5из каких случаях полководцу предоставлялось право на триумф? | За расширение границ государства или за победу над врагом. |
6. Кто из мифических царей женился на дочери Латика и основал государство, получившее от него свое имя? | Итал. |
7. Что во внешнем облике отличало сенаторов от представителей всех остальных слоев римского общества? | Пурпурная полоса на одежде. |
8.Из каких легендах отразилось слияние на территории Аппенинского полуострова различных племен? | Легенда о похищении сабинянок. |
9. Кто первый из римских правителей был назван богом? | Первым – Ромул, затем – Цезарь и все императоры, кроме самых жестоких: Калигула, Нерон. |
10. Почему Колизей назван Колизеем? | От латинского слова “колоссеум” – колоссальный. |
11. Что такое термы? | Комплекс сооружений не только для омовений, но и место отдыха и развлечений. |
12. Что отличает скульптурное искусство Древней Греции от древнериского? | Портретное сходство, портретность, психологизм. |
13. Как вы понимаете слова Ювенала: “Свирепей войн налегла на нас роскошь”. | Рабовладение и роскошь привели к отказу от патриархальных моральных норм и к тунеядству. |
14. Как вы понимаете слова Марка Аврелия: “Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, ощущение – смутно, …судьба – загадочна, слава – недостоверна”. | Время Марка Аврелия – эпоха социального и политического кризиса, время вторжения варваров в римские провинции. |
Оценка конкурсных заданий
Этапы конкурса: | Максимальное количество баллов | I команда | II команда |
I. Приветствие команд: название; |
1 |
|
|
II. Домашнее задание (сцены по мифам, эпизоды жизни великих людей). | 7 |
|
|
III. Вопросы по фразеологическим оборотам(болельщики). | 1 балл за верный ответ |
|
|
IV. Музыкальный конкурс | 4 |
|
|
V. |
|
| |
VI. Разминка (вопросы по Древней Греции) | по 1 баллу за вопрос–ответ |
|
|
VII. Юмористические сценки болельщиков | 7 |
|
|
VIII. Карточки по пантеону греческих и римских богов | 5 |
|
|
IX. Конкурс капитанов: а) ораторский конкурс; |
5 |
|
|
X. Вопросы по Древнему Риму | по 1 баллу |
|
|
XI. “Найди семью”, “Отыщи пару” | 4 |
|
|
XII. Вопросы по слайдам командам | по 1 баллу |
|
|
XIII. Определение страны, о которой идет речь в стихах авторов XIX–XX веков (и доказательства) | по 2 балла |
|
|
Методическое обеспечение:
- А.М. Вачьянц “Древняя Греция. Древний Рим. Вариации прекрасного”, издание 2-е, исправленное – М., “Айриспресс”, 2004 г.;
- М.А. Гузик “В поисках золотого руна” – М., “Просвещение”, 1994 г.;
- И.Г. Данилова “Мировая художественная культура” 5–6 классы, 6-е издание – М., “Дрофа”, 2005 г.;
- Н.А. Дмитриева “Краткая история искусств” (книга первая) – М., “Искусство”, 1990 г.;
- “История искусств” из серии “Библиотека школьника” – Минск, “Литература”, 1997 г.;
- “История искусства” из серии “Энциклопедия для детей и юношества” – М., “Русская энциклопедия”, 1995 г.;
- О.Б. Лисичкина “Мировая художественная культура” часть I, – С-Петербург, “Спецлит”, 1998 г.;
- А.В. Литвинов “История становится ближе. Задачник” – М., “Народное образование”, 1996 г.;
- Н.В. Мирецкая и Е.В. Мирецкая “Уроки античной культуры” – Обнинск, “Титул”, 1995 г.;
- С.А. Нефедов “История древнего мира” из серии “Иллюстрированная всемирная история” – М., “Екатеринбург”, 1997 г;
- П.А. Юхвидин “Мировая художественная культура от истоков до XVII века” – М., “Новая школа”, 1996 г.