Архитектурные творения Растрелли
статья по мхк по теме
В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства - Санкт-Петербурге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhitekturnye_tvoreniya_rastelli.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства - Санкт-Петербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Вафоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) - сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.
Все, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:
"Граф Растрелли... искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увесилиться око в том, что он построил".
Лучшие произведения Растрелли - Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга - Петергофе и Царском селе, дворцы Строгонова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.
Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Четкие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчеркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.
Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Рстрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованием последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал свое победное шествие новый архитектурный стиль - классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 году он подал в отставку и покинул Петербург.
Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор - представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги -всякий раз, проходя мимо Смольного собора, почтительно снимал шляпу и отвешивал низкий поклон, произнося с восхищением одну и ту же фразу: "Вот это церковь!".
Он, русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли - чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума.
В.Рождественский, "Варфоломей Растрелли"
Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца - это настоящий гимн эпохе русского барокко.
Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме квадрата с замкнутым двором. Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов и наличников подчеркивали колоссальность масштабов здания. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. На огромной площади предполагалось установить конную статую Петра I работы Б.К.Растрелли.
Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляла 210 м. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее один из фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-разному, так как декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Поразителен рисунок обрамления наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.
Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что дворец был в то время одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровлища балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зрительно они продолжали вертикали колонн.
Красоту архитектурных форм подчеркивала и раскраска здания. На зеленых фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды орнамента.
Фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади составляли три ризалита - части здания, выступающие на основную линию фасада. Средний из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
Это последнее творение Растрелли также не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжал достраивать и украшать другие зодчие, но Растрелли уже не принимал в этом участия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Творения человека и природы"
Презентация к занятию "Творения человека и природы" - 2 части. Очень необычные , ни на что не похожие творения природы и человека. Яркие, красочные слайды. Фотографии и материал взят из ресурсов...
"Творения человека и природы"-классный час.
Занятие подходит как для проведения классного часа и как занятие по дополнительному образованию. Материал познавательного характера, очень яркие и красочные фото, в необычном ракурсе. Мног...
Храмы- творения мастеров
ЦеКонспект урока по предмету "Истоки" в 7 классе. Тип урока: интегрированный урок (с элементами истории, литературы, ОПК ). Задачи урока.-формировать представление о культурном и историческ...
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов) Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...
"Семья - великое творение"
Статья о родителях и детях, об ожиданиях взрослых и мечтах детей, о заботливых мамах и папах и способных, увлеченных, интересующихся детях....
презентация к уроку МХК 11 класс. Тема: Ф. Б. Растрелли
специфика русского барокко в работах самого яркого представителя русского бароккоо Ф. Б. Растрелли...
Барокко. Растрелли.
Презентация содержит олимпиадные задания, а также информацию, посвященную творчеству отца и сына Растрелли....