Конспект урока
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему
Сценарий открытого урока по Музыкальному искусству
Рекоммендации к уроку: данный урок разработан для учащихся выпускного класса художественный школы. Может быть использован на уроках МХК старших классов средних образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sibgatullina_r.a.-_stsenariy.docx | 20.38 КБ |
sibgatullina_r.a.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по Музыкальному искусству.
Учитель: Сибгатуллина Р.А.
Тема: Направления музыки XX века
Рекоммендации к уроку: данный урок разработан для учащихся выпускного класса художественный школы. Может быть использован на уроках МХК старших классов средних образовательных учреждений.
Цели:
Образовательные: научить детей различать характерные особенности различных музыкальных направлений XX века, узнавать их на слух.
Развивающие: развивать музыкальный слух, внимание, память, умение слушать, развивать общую музыкальную культуру детей.
Воспитательные: формировать толерантность к различным музыкальным стилям, воспитывать любовь и понимание музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, аудиозаписи, синтезатор.
Ход урока:
-Музыкальное приветствие.
-Введение нового материала.
Новое музыкальное мышление начала ХХ века «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. ХХ век – это время смелых новаций и экспериментов в области музыкальной культуры.
Густаву Малеру, одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижеров, суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму. В жанре симфонии он видел безграничные возможности для экспериментов в области форм и выражения существенных проблем своего времени. Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.
Звучит: Густав Малер. Симфония №5. Фрагмент 1 части.
От трагической, одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма («expressio»- выражение, выявление). Основоположник экспрессионизма в музыке - Арнольд Шёнберг писал : «Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества». В историю мировой художественной культуры Шенберг вошел и как блестящий живописец, создавший около трехсот произведений.
( Иллюстрация картины «Красный взгляд», прослушивание произведения
« Уцелевший из Варшавы»).
ХХ век во многом определил становление национальных музыкальных школ.
Немецкий композитор Пауль Хиндемит в своей музыке сумел передать злободневные проблемы своего времени . ( Слушание фрагмента из оперы «Гармония мира»).
Английский композитор Бенджамин Бриттен сочинил одно из самых оригинальных и остроумных произведений «Путеводитель по оркестру для молодежи». ( Слуш . фрагмента )
С именем Белы Бартока связана одна из значительных глав в истории музыки ХХ века и целая эпоха развития венгерской музыкальной культуры. Его считают основоположником нового направления неофольклоризма.
( слуш. фрагментов цикла «Микрокосмос»)
В музыкальном стиле американского композитора Джорджа Гершвина органично сочетались элементы афро - американского фольклора, джаза, эстрадной и академической музыки. Вершиной творчества композитора стала опера «Порги и Бесс». В мелодике оперы органично сочетались трагическое и комическое начала, в ней ощутимы ритмы спиричуэлс, блюзов и регтаймов.
Звучит: Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
20 век с полным правом можно назвать и веком джаза. Корни джаза в африканской народной музыке. Основу джазовых композиций составляют спиричуэлс, блюзы и рэгтайм. Содержание спиричуэлс связано с библейскими сюжетами и образами. Основу многих джазовых композиций составляет блюз. Классический блюз представляет собой грустную песню, исполняемую в сопровождении музыкальных инструментов. На пороге 20 века родился рэгтайм. Это развлекательная танцевальная музыка, предназначенная для исполнения на фортепиано.
Подведение итогов урока, рефлексия, объяснение домашнего задания
(составить таблицу изученных направлений)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характерные черты Частая смена направлений, течений и стилей; Раздвинуты границы и рамки музыкального искусства; Интернациональный характер; Отражение социальных катаклизмов XX столетия: Прочность классических основ в музыке; Экспериментальность.
Густав Малер (1860-1911) Завершил этап романтизма Положил начало модернизму Смелые, дерзкие решения и глубокое философское содержание Звучит: Густав Малер. Симфония №5. Фрагмент 1 части.
Экспрессионизм (Новая венская школа) Характерные черты Трагические переживания и потрясения Страх, отчаяние, одиночество, болезненная напряженность Австрия, первое десятилетия XX века Основоположник Арнольд Шёнберг
Национальные школы музыки Пауль Хиндемит – камерная музыка
Бенджамин Бриттен – основоположник английской музыкальной школы Национальные школы музыки
Бела Барток – венгерская музыкальная культура Национальные школы музыки
Джордж Гершвин – сочетание афро-американского фольклора, джаза, эстрадной и академической музыки Звучит: Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». Национальные школы музыки
Джаз Характерные черты: Сложный ритм Полиритмия Не точность исполнения, а изначальная тема Основа джаза: Спиричуэл c Блюз Регтайм Звучит: Louis Armstrong – A Kiss To Build A Dream On
Литература: Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» 11 класс. Дрофа 2008. Источник: Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....