Читая Акутагаву. Рассказ "Ворота Расёмон"
статья по мхк по теме
Удивительное сходство мыслей героев Акутагавы и Достоевского - разрешение "переступить".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorota_rasyomon.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Ворота Расёмон
Акутагава Рюноскэ
«Это случилось однажды под вечер», - так начинается этот рассказ. И именно под вечер один честный человек под заброшенными воротами Расёмон потеряет себя. Хотя честным его можно назвать условно: даже автор именует его не иначе как «некий слуга». Когда писатель хочет показать падение человека, он прежде дает нам фон. Акутагава не исключение: «…здесь жили лисицы и барсуки. Жили воры. Наконец, повелось даже приносить и бросать сюда неприбранные трупы». Кроме того, много ворон и нескончаемый дождь. Идти было некуда. Сегодня некуда. И завтра тоже. Впереди – неизвестность. Позади – хозяин, который его выгнал. А между вчера и завтра – ворота, некий символический порог, на котором и произойдет разрешение по Раскольникову «переступить». Жаль ли человека, для которого сложившаяся ситуация не имеет решения, кроме как одного – «умереть от голода перед забором или на улице. И потом труп принесут сюда, на верхний ярус ворот, и бросят как собаку». Ничего, кроме неизвестности. Хотя нет, какая-то мысль (он уже допустил к себе это назойливое «если») стучит в его истерзанную душу. Как тут не вспомнить Раскольникова, его мучительные страдания в течение долгих дней, его «быть или не быть».
И как потом мысль завладеет Раскольниковым и будет гнать его к последней черте, так и некий слуга начинает свой путь к этой самой пропасти. Только Акутагава использует странный прием: слуга начинает восхождение (!?) вверх по широкой лестнице, которая вела в башню над воротами. Почему вверх? Этот немой вопрос задаю я себе и не нахожу ответа. В моем понимании движение наверх всегда связано с очищением души, а тут… Это не единственный мой вопрос. Там, наверху, « в беспорядке валялось множество трупов», одетых, раздетых, - всяких, от которых несло трупным запахом. Остановись, слуга, ты уже не можешь здесь находиться, тебе плохо. Но любопытство сильнее всех других чувств, оно-то и толкнуло слугу к тощей старухе, похожей на обезьяну.
Теперь самое время ответить на вопрос, что еще связывает героев Акутагавы и Достоевского. Старуха. Неприятная в обоих случаях. Для слуги настолько отвратительная, что у него кожа на голове стала пухнуть. Вот здесь, именно в этой сцене со старухой, мы имеем поразительный пример тому, что называется у нас «от любви до ненависти – один шаг», правда, с одной оговоркой – речь идет не о любви. Что испытывал бы любой человек, если бы на его глазах кто-нибудь вырывал бы из головы трупа волосы? Конечно же, ненависть! «Сильнейшая ненависть», - пишет автор и тут же замечает, что прямо пропорционально этому чувству в душе слуги росло отвращение ко злу, всякому, любому. Та неразрешенная мысль, которую он допускал внизу, теперь нашла окончательный ответ: если бы ему предложили выбирать между смертью от голода и жизнь ценой воровства, он без колебания принял бы голодную смерть. Блистательная победа над собой, цена которой – миг. Схватка со старухой стала всё расставила на свои места. Стоило слуге услышать слова мерзкой старухи о том, что она вырывает волосы на парик, чтобы не умереть от голода, с головы женщины, которая, в свою очередь, резала змей с тем, чтобы, высушив полоски, продавать их в качестве сушеной рыбы. И эта простая логика выживания – я делаю это поневоле, иначе умру – разрешила все сомнения слуги: он сорвал кимоно со старухи, грубо её оттолкнул и исчез в ночной тьме. Остается добавить, с каким странным (для меня) чувством он это делал. Это было «то самое мужество, которого ему не хватало раньше внизу, на ступенях ворот».
Вернусь к Раскольникову. Можно ли сравнивать по степени тяжести эти два преступления? Кого больше осуждать? Мы знаем, что петербургский студент придет к осознанию своей вины, а вот про слугу сказано, что он «с тех пор исчез бесследно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читать... Читать? Читать!
Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)
Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....
Читая Акутагаву. Рассказ "Нос"
Почему так странно устроен человек: он пытается всеми силами избавиться от неприятностей, а потом страдает от этого....
Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»
Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Читаем,читаем,читаем
Литература для чтения на летних каникулах...
Сценарный план Литературной квест- игры «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»
Данное мероприятие способствует созданию условий для повышения интереса школьников к чтению, к русской классической литературе, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучаю...