Немного о воспитании молодого реставратора
статья по мхк (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Культурный и нравственный потенциал Санкт-Петербурга-
как основа обучения и воспитания молодых реставраторов
Преподаватель ГОУ НПО Санкт-Петербургский
Реставрационно-художественный колледж,
мастер ПО
- Чарская-Бойко Е.В.
I. Культура, нравственность, понятие слова ,,петербурженец” так или иначе постоянно рассматриваются на различных предметах во время обучения в лицее: литературе, истории, архитектуре СПб и пр., во время бесед на классных часах, во время проведения экскурсий и работы на объектах по реставрации исторических зданий.
Возрождение неповторимого облика Санкт-Петербурга, который невозможно представить себе без колоритных мощеных улиц и площадей, величественных каменных зданий, уникальных памятников, - вот задача, которая должна ставиться перед администрацией и педагогическим составом реставрационного лицея в целом и перед каждым учащимся в частности. Именно им – будущим реставраторам – предстоит позаботиться о сохранности исторических зданий нашего города, о бережном отношении к любым памятникам прошлого и настоящего, а не только к тем, где они приложили свои силы и свой труд. Уже в лицее, используя классические образцы и в духе Петербургского стилевого направления, их руками возвращаются к жизни отдельные фрагменты прошлого: мебель, рамы, панно, лепнина, их руками /хоть и с малым участием/ возрождаются фасады и интерьеры.
Предмет ,,Архитектура Санкт-Петербурга” как нельзя больше связан с воспитанием молодых реставраторов. Предмет, направленный на непосредственное знание города, изучение его истории и истории замечательных зданий, жизни выдающихся людей, возводивших город и творивших в нем. Предмет настолько обширный и объемный, что только удивляешься как мало часов отводится на него, всего 33 часа. Ведь за это время вряд ли можно требовать глубоких знаний архитектуры Санкт-Петербурга или вдумчивого изучения наследия прошлых лет. Поэтому, вопросов появляется очень много: что давать в первую очередь из столь богатого материала, как планировать уроки, чтобы ребятам было интересно, как и за что ставить оценки за столь ограниченное время обучения и за такой краткий курс.
И ответить на них можно только на основании полученных результатов и наблюдений, пробуя, экспериментируя и анализируя полученные данные. Так, например, в прошлом я уделяла больше внимания на короткие устные доклады о том или ином архитектурном памятнике, которые получал каждый из учащихся. Тема доклада соответствовала теме, которую мы в то время проходили /стиль ,,Петровское барокко” – доклады на тему ,,Дворец Меньшикова”, ,,Кунсткамера” и пр./ В дальнейшем я предлагала темы для докладов только по желанию самого учащегося, что показывало, насколько он заинтересован в самом предмете или, хотя бы, в хорошей оценке по этому предмету.
Для закрепления изучаемого материала программа предусматривала текущий контроль после каждой темы в виде самостоятельной работы по билетам с использованием словаря архитектурных терминов и записей в тетрадях. Это требует от каждого из учеников собранности и ответственности при ведении тетрадей на уроках.
Важно использование технического оборудования и мультимедийной техники, а именно телевизора и видеомагнитофона, компьютера и проектора с демонстрацией презентаций по темам, показом коротких фильмов о том или ином архитектурном объекте, его создателях, об эпохе, сопутствующей им. И на первый взгляд это приносит свои плоды: во время показа ученики ведут себя спокойно, большинство делают записи в тетрадях и видно, что многим интересно и слушать и смотреть. С помощью мультимедийной техники ребята могут совершать интересные экскурсии по городу, не выезжая из лицея. Хотя это и не заменит настоящую экскурсию, где можно воочию посмотреть, потрогать, понять, плениться, но то, что фильмы, особенно сделанные профессионально в сопровождении классической музыки и отобранного текста полезны и могут повлиять на сознание и воссоздать определенную атмосферу сопричастности к прекрасному и к истории родного города, я думаю, что это не вызывает сомнения.,
II. Разработанная мною программа по Архитектуре Санкт-Петербурга способствовала самостоятельной работе учащихся со справочной литературой, учебными и профессиональными пособиями.
Конечно, она являлась примерной и допускала адаптацию учебного материала к специфике каждого класса и материально-техническим условиям.
Углубление и расширение объема изучаемого материала могло проводиться в процессе внеклассной работы: факультативы, домашние работы, организация выставок, посещение городских выставок и пр.
В программу было включено примерное поурочное планирование, примерный перечень самостоятельных работ, список рекомендуемой учебной литературы для самостоятельного усвоения учебного материала.
PS. Новая программа обучения учащихся по профессии “Реставратор строительный” 2013-2014 г.г. не предусматривает учебной дисциплины “Архитектура Санкт-Петербурга”. А значит знать о своем городе необязательно!?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ. Тема: «Здоровье сберегающие технологии в воспитании молодых людей с ограниченными возможностями»
Теоретический м атериал, и практический материал....
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Г.М. Садалова, учитель алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной В это...
« Направления решения проблем военно-патриотического воспитания молодого поколения в условиях модернизации».
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. В нынешнее время в общеобразовательной школе следует больше внимания уделить воспитанию у старшеклассников патриотизма на о...
Немного о воспитании
«На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями». Не лишним считаю еще раз вспомнить заповеди Марии Монтессори. И возьмите за правило: не учит...
Воспитание молодого человека на уроках литературы.
Статья о воспитании молодого поколения на уроках литературы. Как под влиянием искусства слова человек приобретает правильный жизненный ориентир.Литература,воспитывая нравственные качества, художествен...
Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры
Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...