Дар предсказания в искусстве и литературе.
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме
Разработка урока "Дар предсказания в искусстве и литературе" в 9 классе осуществлена учителем музыки МБОУ "СОШ"№33 Рябовой Светланой Леонидовной и учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ" №29 Чихановой Ириной Григорьевной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predskazanie.rar | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Предсказания в искусстве и литературе.
1.Слайд 2- Учитель просит прочитать фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», написанное в 19 веке и знакомое из уроков литературы. Подводит их к работе над словом «пророк», которое является центральным в стихотворении: ученики подбирают к нему слова-синонимы.
Слайд 3 - На экран через проектор выводится слово «предсказание» и синонимы к нему.
- Почему Пушкин считает, что поэт может быть предсказателем? (многое может предвидеть, выполняет волю Бога, который волен решать судьбу человека, народа и государства).
Слайд 4 - А как отвечает на этот вопрос писатель 20 века Борис Васильев? Обращаемся к эпиграфу. Учитель сообщает, что даром предсказания обладали не только писатели и поэты, но и другие деятели искусства.
-Поскольку художественное мышление больше, чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее.
Сегодня предстоит поговорить о произведениях искусства и литературы, в которых содержатся предсказания. Учитель предлагает дать названия уроку и вместе с учащимися выбирает наиболее целесообразное.
2. Первые и самые главные пророчества мы встречаем в древних текстах. В первую очередь, это «Апокалипсис». В переводе с греческого это слово значит «откровение», а сама книга содержит пророчества о конце света. Многие деятели искусства, в том числе, художники, хотели осмыслить в своих работах тему конца света. К их числу принадлежит немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528), который создал серию гравюр «Апокалипсис».
Слайд 5- Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, график.
Жил в сложный для Германии период, когда в экономически отсталой и раздробленной на ряд мелких княжеств стране, поднялась широкая волна антифеодальных и антикатолических выступлений (переход от феодального строя к буржуазному).
Слайд №6,7 Гравюра «Четыре всадника».
Через проектор выводится изображение гравюры «Четыре всадника». Ученикам предлагается рассмотреть гравюру и прочитать статью учебника (стр. 126), где содержится описание произведения. Уч-ся рассказывают о том, что они увидели на картине и смогли ли увидеть в ней то, о чем говорится в статье учебника. Затем ученик, который получил дополнительное домашнее задание, называет исторические события в Германии 16 века. Ученики приходят к выводу о том, что гравюру можно считать пророческим произведением, и определяют, в чем ее пророческий смысл (приложение 1).
- Далее учитель обращает внимание учеников на то, что пророчества содержатся и в «Евангелиях», в том числе, в «Евангелие» от Матфея. Уч-ся получают листочки с напечатанным фрагментом «Евангелия» от Матфея, после прочтения, которого они определяют, какое событие предсказывается в нем. Отвечая на вопрос о том, что определяет дальнейшую судьбу человека, ученики отмечают, что, оставаясь безучастным, равнодушным к другим, человек обрекает себя на духовную смерть. Таким образом, приходим к тому, что это предсказание имеет не только, а для нас не столько религиозный, сколько общечеловеческий смысл (приложение 2).
Слайд 8 - Обращаемся к истории и культуре России. Учитель сообщает, что симфония была написана Чайковским во времена глубокого общественного кризиса, в период русско-турецкой войны. Для Чайковского война – это рок, фатум. Симфония – это крик души, столкновение человека с силами судьбы, рока. Ученикам предлагается проанализировать фрагмент 1 части симфонии с точки зрения средств выразительности музыки (мелодия, лад, темп, динамика и т.д.).
Слайд 9 – 10 - Предчувствовал катастрофы 20 века и нашего времени и в 19 веке М. Ю. Лермонтов. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Предсказание». Ученики определяют, какие историческое событие предсказаны поэтом (революции, гражданская война, репрессии).
Слайд 11 – 12 - Затем они обращаются к репродукции картины К. Юона «Новая планета», написанной в 1921 году, когда еще не закончилась гражданская война, но уже стало понятно, что рождается новое государство (проектор и учебник стр. 127). Ученики описывают картину: объясняют название, называют, что видят на ней, в чем ее композиционная особенность, определяют настроение, соотнося его с цветовым решением полотна. Учитель помогает увидеть в контрасте теплых и холодных тонов полярность в отношении к революционным событиям, изображенных на картине людей и неоднозначное отношение к ним самого художника (приложение 3).
Слайд 13- Продолжается урок работой с текстами поэтических произведений. Каждая группа учащихся получает для анализа тексты стихотворений поэтов 20 века и рассматривает их на предмет того, какие события предвидели поэты, и какое настроение лирического героя преобладает в предложенных фрагментах. Затем зачитываются тексты вслух, и делаются выводы о трагизме произведений, о чувстве потерянности и безысходности, которые испытывают лирические герои (приложение 4).
- Далее ученики снова обращаются к тексту Евангелия, чтобы понять причины трагических событий в истории, и приходят к тому, что главной из них является утрата духовных ценностей.
Слайд 14 - Но любая трагедия происходит с человеком, народом или государством не только в наказание: она дает возможность духовного возрождения. Что же может способствовать этому возрождению? Ответ на этот вопрос дает П. И. Чайковский в финале симфонии №4 и деятели литературы. Ученики слушают фрагмент музыкального произведения, в котором звучит тема русской народной песни «Во поле береза стояла». Девятиклассники отмечают, что данная тема меняется на протяжении всей части: из плясовой, яркой, веселой становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполнена музыка. И катастрофа наступает – грозно звучит тема рока. Все застывает… После долгой паузы постепенно возвращается народная мелодия. И заканчивается симфония картиной праздничного гуляния. Учитель приводит слова Чайковского: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». Ученики объясняют смысл фразы «ступай в народ» (близость к народу, отречение от личного) – приложение 5.
3. Слайд 15
Чтобы подвести итог работе, ученики должны закончить предложения:
-Предсказания – это …
-Деятели искусства и литературы предсказали многие события, потому что…
- Они делали это для того, чтобы…
- Многие катаклизмы в истории человечества произошли из-за...
-Чтобы избежать возможных бедствий, нужно…
4. Слайд 16
Домашнее задание.
Составить устное или письменное высказывание на тему: «Что нужно сделать для того, чтобы не было мировых катаклизмов», опираясь на слова русских и зарубежных философов и писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Война 1812 года в произведениях искусства и литературы".
Интересный урок, который можно использовать в качестве классного часа. Урок сопровождается ранее опубликованными мной материалами презентаций. На уроке много внимания отводится сообщениям учащихся. Уч...
Образ Весны в искусстве и литературе. Занятие в группе продленного дня.
Издавна люди связывали приход весны с чем-то новым и прекрасным. Она была символом возрождения новой жизни.Многие композиторы, поэты и художники посвящали ей свои произведения....
Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство.
Презентация к уроку искусства для 9 классса:"Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство"....
предсказания в искусстве 2 часть 9 класс
В презентации представлены работы русского художника А.В.Лентулова, в которых он стремится выразить внутреннюю энергию объекта. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращат...
Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"
Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
"Предсказания в искусстве"
Данный тест предназначен для проверки и системаизации полученных знаний на уроках искусства....