Программы по МХК.
рабочая программа по мхк по теме
Программы по МХК 10 - 11 классы. Ред. Г.И.Данилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_po_mkhk.rar | 67.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура», 10 класс (автор Данилова Г.И.). Документы Министерства образования РФ достаточно чётко определяют место МХК в Базисном учебном плане. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. УМК - Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных заведений / Г.И. Данилова и др. – М.: Дрофа,. 2009.
Образовательные цели и задачи курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- освоение основных этапов развития русской художественной культуры как уникального и самобытного явления.
Воспитательные цели и задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.
Основные дидактические принципы
- Принцип непрерывности и преемственности. Курс для 10 предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учётом ранее изученного.
- Принцип интеграции. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства.
- Интегративный принцип открывает широкие возможности использования разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.
- Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. В программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Структура курса
Программа содержит 5 основных разделов и 34 темы, охватывающие период с
XVII в. до современности, рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Содержание курса
В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.
Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал — единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теноч-титлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А. Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Формирование знаний, умений и навыков.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
Знать, понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой музыкальной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре:
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
- выбора путей культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Учебно-тематический план 10 класс
№п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов по программе | Из них | |
Изучение нового и закрепление | контроль | ||||
1 | Раздел I. | Художественная культура древнейших цивилизаций. | 5 | 5 | |
2 | Раздел II. | Художественная культура античности | 7 | 6 | 1 |
3 | Раздел III. | Художественная культура средневековья | 9 | 8 | 1 |
4 | Раздел IV. | Художественная культура Востока | 5 | 4 | 1 |
5 | Раздел V. | Художественная культура Возрождения | 9 | 8 | 1 |
Итого: | 35 |
Формы проведения занятий:
урок-лекция;
урок – пресс-конференция;
комбинированный урок;
Контроль уровня обученности.
Устный контроль:
- фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
- индивидуальный опрос;
- собеседование по теме,
Письменный контроль:
- тестирование,
- творческая работа,
- письменный ответ,
- составление глоссария по изученному материалу,
Учебно-методическое сопровождение
Видеофильмы о знаменитых памятниках архитектуры и шедеврах живописи;
Репродукции картин знаменитых художников;
Журналы серии «Художественная галерея»;
Журналы «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»);
Дополнительный теоретический и наглядный материал о творчестве знаменитых художников XVII – XXI вв., собранный по темам в кабинете музыки в течение нескольких лет;
Энциклопедия «Искусство», «Шедевры мировой архитектуры», «История развития западноевропейского искусства», серия журналов «Государственная Третьяковская галерея», «История искусства».
Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных заведений / Г.И. Данилова и др. – М.: «Дрофа», 2009. – 366 с.
Календарно-тематическое планирование по МХК в 10 классе
№1 | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Вид контроля. | Домашнее задание |
1 | Введение | Урок- беседа | Что такое эстетика? | Этика и эстетика в нашей жизни | Выборочный опрос | Найти понятия «красивое» и «прекрасное» | ||
2 | Первые художники Земли | Освоение новых знаний | Древние образы и символы. Первобытная магия | Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры | Выборочный опрос | Что означают в первобытном иск-ве эпохи Мадлен, Ориньяк, Соллютре? | ||
3 | Архитектура страны фараонов | Освоение новых знаний | Пирамиды в Гизе. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре | Скальные гробницы. Храмы Среднего и Нового царства | Выборочный опрос | Сообщения о поклонении животным в Египте | ||
4 | Изобразительное искусство и музыка Египта | Освоение новых знаний | Гигантизм и неизменность канона в живописи | Рельефы и фрески | Выборочный опрос | Сообщение о фараоне-реформаторе Эхнатоне | ||
5 | Художественная культура Древней Передней Азии | Освоение новых знаний | Архитектура Вавилона | Памятники в Уре. Прославление силы и могущества человека. | Выборочный опрос | Особенности шумеровской письменности | ||
6 | Искусство доколумбовой Америки | Освоение новых знаний | Культ предков. Ольмеки, ацтеки и майя | Пирамида Солнца, Теотиукан | Выборочный опрос | Мировое значение худ-ной культуры майя | ||
7 | Эгейская культура | Освоение новых знаний | Истоки крито- микенской культуры | Фрески Кносского дворца. Вазопись | Выборочный опрос | Сделать эскизы росписей ваз | ||
8 | Золотой век Афин | Освоение новых знаний | Прогулка по Афинскому Акрополю | Главные части греческого ордера | Выборочный опрос | Экскурсия по афинскому Акрополю | ||
9 | Скульптура Древней Греции | Освоение новых знаний | Скульптурные каноны Поликлета и Мирона | Скульптура эллинизма | Выборочный опрос | Скульптура поздней классики | ||
10 | Архитектура Древнего Рима | Освоение новых знаний | Пантеон- храм всех богов, Триумфальные арки | Форум, Пантеон, Колизей – шедевры Древнего Рима | Выборочный опрос | Описание картины С.Щедрина «Колизей в Риме» | ||
11 | Театральное и музыкальное искусство Античности | Освоение новых знаний | Театральные представления. Цирки, бои гладиаторов | Что такое «катарсис»? Музыкальное искусство римлян | Выборочный опрос | Мифы о б Орфее, флейте Пана | ||
12 | Мир византийской культуры | Освоение новых знаний | Средние века. Основные части базилики | Мозаика и иконопись базилики | Выборочный опрос | Основные достижения культуры Византии | ||
13 | Архитектурный облик Древней Руси | Освоение новых знаний | Древнерусское государство. Главные части соборов | Собор Святой Софии в Киеве | Выборочный опрос | Архитектура Древнерусского государства | ||
14 | Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры | Освоение новых знаний | Новгородская София, Храм покрова на Нерли | Своеобразие зодчества Древней Руси | Выборочный опрос | Сообщения по теме | ||
15 | Обобщающее повторение | Контроль знаний | Закрепление пройденного | Обобщение пройденного | Выборочный опрос | Сообщение о башнях Кремля | ||
16 | Тест за первое полугодие | Контроль знаний | Тест | Тест | Фронтальный опрос | |||
17 | Архитектура Московского княжества | Освоение новых знаний | Соборы Кремля, их зодчие. История кремля | Символическое значение куполов на соборах | Выборочный опрос | Тайны стен и башен Кремля | ||
18 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Освоение новых знаний | Творчество Рублёва, Грека и Дионисия | Музыкальные инструменты на Руси | Выборочный опрос | Рассказ о Троице Рублёва и Грека | ||
19 | Романский стиль Средневековья | Освоение новых знаний | Феодальные замки и их значение. Романская скульптура | В замке феодала. Донжон | Выборочный опрос | Что такое Средние века? Отличительные особенности романской архитектуры | ||
20 | Готический стиль Средневековья | Освоение новых знаний | Три периода готики. Три главных элемента готических сводов | Классификация готических соборов. Скульптура готики | Выборочный опрос | Сообщения о готических соборах | ||
21 | Театральное и музыкальное искусство Средних веков | Освоение новых знаний | Главные театральные представления: мистерии, миракли, фарс | Церковная музыка и её значение. Трубадуры и менестрели | Выборочный опрос | Григорианский хорал и музыкальные инструменты Средневековья | ||
22 | Художественная культура ислама | Освоение новых знаний | Возникновение Арабского халифата. Архитектура ислама | Что такое арабеска и каллиграфия? Восточная книжная миниатюра | Выборочный опрос | Возникновение ислама. Литература Востока | ||
23 | Индия – страна чудес | Освоение новых знаний | Главные индийские храмы Основатель буддизма | Пещеры Аджанты. Самый высокий минарет в Индии | Выборочный опрос | Сообщения о мавзолеях индийских шахов | ||
24 | Художественная культура Китая | Освоение новых знаний | Шедевры китайской архитектуры | Скульптура Китая. Жанры китайской живописи | Выборочный опрос | Пейзаж в трад. китайской живописи | ||
25 | Искусство Японии | Освоение новых знаний | Шедевры японской архитектуры. Нэцкэ | Садово-парковое искусство Японии | Выборочный опрос | Театральное искусство Японии | ||
26 | Флоренция- колыбель итальянского Возрождения | Освоение новых знаний | Периоды эпохи Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески | Идеи гуманизма в произведениях иск-ва | Выборочный опрос | Архитектурный облик Флоренции | ||
27 | Проторенессанс и Раннее Возрождение | Освоение новых знаний | Применение античной перспективы | Джотто- лучший живописец | Выборочный опрос | Описание фрески Джотто «Поцелуй Иуды» | ||
28 | Золотой век Возрождения | Освоение новых знаний | Рим – культурный центр. Титаны возрождения | Великие творения Рафаэля, Леонардо, Микеланджело | Выборочный опрос | Описание картины Рафаэля « Сикстинская мадонна» | ||
29 | Возрождение в Венеции | Освоение новых знаний | Позднее Возрождение. Творчество Палладио, Беллини, Тициана | Веронезе- певец праздничной Венеции | Выборочный опрос | Трагический мир Тинторетто | ||
30 | Северное Возрождение | Освоение новых знаний | Деятельность братьев ван Эйков, творчество Дюрера | Описание Гентского алтаря | Выборочный опрос | Тайна портрета супругов Арнольфини | ||
31 | Музыка и театр эпохи Возрождения | Освоение новых знаний | Расцвет инструментальной музыки | Главные музыкальные инструменты. Творчество Шекспира | Выборочный опрос | Кто такой Эразм Роттердамский? | ||
32 | Обобщающее повторение | Контроль знаний | Представление презентаций и докладов | Защита проектов | Фронтальный опрос | Подготовка к тесту | ||
33 | Тест за второе полугодие | Контроль знаний | Контрольный тест | Тест | Фронтальный опрос | |||
34 | Заключительный урок | Урок обобщения знаний | Просмотр видеороликов | Представление и защита презентаций и рефератов | Фронтальный опрос | |||
35 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...